Когда, ближе к середине войны интенсивность союзных бомбардировок территории
3-го Рейха начала приобретать тотальный характер, стало очевидным, что бороться
с прочными и хорошо защищенными тяжелыми бомбардировщиками Англии и США наличным
составом вооружения уже недостаточно. Даже исключительно разрушительные фугасные
снаряды М-Гешосс, выпускавшиеся для 20- и 30-мм пушек не обеспечивали
100-процентное уничтожение бомбардировщика. Тогда в недрах министерство авиации
третьего рейха - Reichsluftfahrtministerium - RLM, родилась идея вооружения
перехватчиков орудием большого калибра, способного издалека выводить из строя
тяжелый бомбардировщик с одного попадания. При этом разработанная к тому времени
на Рейнметалле 37-мм пушка ВК 3.7, обладавшая весьма неплохими данными в части
разрушительного воздействия на цель, для немецких стратегов показалась
недостаточной и ставка была сделана на увеличение калибра.
Собственно, идея самолет-пушки была не оригинальна. Практически все страны
"примеряли" на самолеты стволы орудий, которые больше подходили для танков. Но
задачи, которые предполагались для них, прежде всего касались борьбы наземными
или надводными целями, а никак не для борьбы с самолетами.
Задание на разработку такой системы получили основные фирмы поставщики
стрелкового артиллерийского вооружения - Маузер, Рейнметалл Борзиг и Крупп.
Спецификация предусматривала создание автоматического орудия калибром 55 мм.
Все компании энергично взялись за работу. Но, надо сказать, что задача создания
пушки столь большого калибра, которая бы оказалась пригодной для установки на
самолет, оказалась нетривиальной и в итоге была решена только в самом конце
войны, когда актуальность ее потеряла всякий смысл. Фирма Крупп разработала
пушку МК 412, 55-мм орудие, автоматика которой работала на комбинации короткого
отката ствола с газоотводом. При этом система была достаточно легкой для такого
калибра - 240 кг и скорострельной - 250 - 300 выстр/мин.
Маузер сосредоточился над созданием 55-мм пушки МК 214. При этом, главный
конструктор фирмы доктор Е. Линдер, сознавая всю сложность стоявшей перед ним
задачи, параллельно запустил два проекта системы - основную, оригинальную
разработку MK 214b под патрон 55х450В и подстраховочный, упрощенный вариант, МК
214а, в основе которого лежала серийная полуавтоматическая танковая пушка KwK 39
калибра 50 мм со штатным патроном 50х419R. Обе системы, 50-мм и 55-мм, весьма
существенно отличались друг от друга, и "общее название" было использовано для
маскировки разработки, поскольку допустить "недостающие" 5 мм в калибре системы
стратеги из RLM никак не могли. Надо сказать, что конструкция Маузера оказалась
весьма неплохо проработанной, и в 1945 году даже была выпущена ограниченной
серией, но безнадежно опоздала.
По пути конкурентов из Маузера пошли и инженеры Рейнметалл Борзиг, запустившие
параллельно сразу четыре проекта. Пушка МК 112 представляла собой
смасштабированное до 55-мм калибра серийное 30-мм орудие МК 108, легкую,
компактную систему, но унаследовавшую от прототипа отвратительную баллистику.
Вторым проектом была 55-мм безоткатная пушка МК 115, но как все безоткатки,
обладавшая КПД как у паровоза в виде малой начальной скорости снаряда и
соответствующей прицельной дальности. Проект 55-мм пушки МК 114 был более
консервативной схемы под мощный снаряд 55х450В, весил 700 кг и имел техническую
скорострельность 160 - 180 выстр/мин. Но сознавая, что реализация этих проектов
займет слишком много времени, что в итоге и произошло, президент фирмы
Рейнметалл Борзиг Август Коттманн, как и на Маузере, запустил "подстраховочный"
проект в виде эрзац системы ВК 5, адаптации 50-мм танковой пушки KwK 39 для
установки на самолет. И, в отличие от конкурентов из Маузера в этом проекте
главный конструктор Рейнметалл - Фриц Фауди, всю "наземную" систему с длинным
откатом ствола заимствовал практически без изменений. При этом пушка ВК 5
позиционировалась именно как временная мера до реализации более капитальных
проектов, предусмотренных техзаданием RLM, и, видимо, поэтому Коттманн, сумев
убедить заказчика в разумности временной меры, получил контракт на серийное
производство в январе 1943 года, опередив конкурентов.
При этом, уже на стадии проекта появилась определенность с перспективным
носителем "чудо-пушки". Ее предполагали устанавливать на новейший тяжелый
истребитель Мессершмитт Ме 410, на который в RLM возлагались большие надежды,
машину скоростную, и способную нести приличную полезную нагрузку.
Переделка танковой 60-калиберной пушки KwK 39 – полуавтомата в авиационную
полностью автоматическую систему для специалистов Рейнметалл Борзиг явилось
задачей не сложной. Вся работа свелась только к разработке автозагрузочного
устройства в виде замкнутой металлической ленты на 21 патрон (+1 в патроннике) и
пневматического устройства, с помощью которого патрон извлекался из ленты и
штоком досылалася в патронник. После этого вертикальный клиновой затвор,
доставшийся в наследство от прототипа, автоматически закрывался. Электрический
ударно-спусковой механизм, также унаследованный от танковой пушки, воспламенял
электрозапальную втулку патрона, производя выстрел. Ствол, оснащенный дульным
тормозом, откатывался назад на 285-295 мм, выбрасывая стреляную гильзу.
Так вышло, что первым самолетом, на который установили пушки ВК 5, стал вовсе не
истребитель. Еще опытное орудие решено было испытать на тяжелом бомбардировщике
Хейкель He 177 для использования его в качестве гигантского штурмовика при
подавлении советской ПВО в районе Сталинградского котла. На пяти
бомбардировщиках в субмодификации He 177 A-3/R5 в полевых условиях были
смонтированы пушечные установки, размещенные на месте нижней носовой гондолы.
Кроме 50-мм пушки ВК 5 также были использованы 75-мм автоматические пушки ВК 7.5
и противотанковая PaK 40 с ручным заряжением. Эти монстры получили неофициальное
название "Сталинградтип", но к тому времени, как они были готовы, окруженная в
Сталинграде 6-я армия Паулюса капитулировала и работа потеряла смысл. Впрочем,
вопрос, был ли смысл изначально, остался открытым. В результате эти эрзац
штурмовики были ремодернизированы обратно в бомбардировщики.
На истребителе пушку испытали в начале августа 1943 года, оснастив ею самолет Ме
210А-0 (W.Nr.023). Впоследствии этот самолет был переделан в Ме-410V2. Уже в
новом качестве машину доставили на полигон в Тарневитце для пробных стрельб. В
качестве мишени выступал списанный бомбардировщик Хейнкель Не 111. С первого же
выстрела самолет-мишень разнесло на части и испытания были признаны удачными. В
сентябре 1943 года была выпущена первая партия из 20 орудий, которые сразу же
стали устанавливать на истребители Мессершмитт Ме 410.
Все оснащенные 50-мм пушкой "мессеры" были собраны в составе Erprobungskommando
25 для проверки эффективности пушки в боевых условиях. Если Ме-410V2,
проходивший испытания, кроме 50-мм пушки нес и стандартное вооружение, то
самолеты из Erprobungskommando 25 были вооружены только 50-мм пушкой и оснащены
прицелом ZFR 4а. Эта модификация самолета получила обозначение Ме-410A-1/U4.
Надо сказать, что довольно громоздкое оружие неплохо вписалось в обводы
самолета, размещаясь в бомбоотсеке машины так, что наружу выступал лишь
3-метровый ствол пушки с дульным тормозом. Испытания в боевой обстановке прошли
успешно, и было решено оснастить пушкой ВК 5 еще 100 самолетов. Новые
Ме-410А-1/U4 сохранили стандартное вооружение и были собраны в составе II./ZG
26, переформированной в конце лета - начале осени 1943 года.
Позднее 50-мм пушку получили Мессершмитты "В"-серии. Ме-410B-2/U4 в целом,
повторял модель Ме-410A-1/U4, а на версии Ме-410B-2/U2 стандартное вооружение
заменили на две 30-мм пушки МК 103, а дополнительное вооружение состояло из
50-мм пушки ВК 5.
Первые боевые столкновения вооруженных 50-мм пушками Мессершмиттов с авиацией
союзников выявили очевидные недостатки этого оружия. Изначально довольно
скоростной самолет, Ме 410 при перевооружении орудием массой свыше полутонны
серьезно потерял в динамике. Правда, на сколько падала скорость его в этих
версиях осталось неизвестным, но очевидно, что самолет стал гораздо инертнее.
Хотя оружие находящееся в районе центра масс самолета было очень удачно
сбалансировано, пневматическая перезарядка пушки постоянно давала сбои и
заявленная техническая скорострельность системы в 45 выстр/мин, превращалась в,
по сути, серию одиночных выстрелов с вытекающим из этого целым букетом проблем,
связанным с невозможностью удержать в прицеле даже такую большую цель, как
тяжелый бомбардировщик. Ведь главной идеей создания пушки большого калибра было
ведение огня на больших дистанциях, в районе 1000 метров, при которой даже В-17
в прицеле превращался в точку, попасть в которую было просто не реально. В связи
с этим пилотам перехватчиков приходилось сокращать дистанцию открытия огня,
входя в зону действия оборонительных пулеметов потенциальной мишени.
Например, 12 мая 1944 г. соединение из 26 Ме 410 из II./ZG 26 с 50-мм пушками
атаковало группу из нескольких десятков американских бомбардировщиков В-17,
идущих без истребителей сопровождения. На восьми Ме 410 пушки ВК 5 отказали
после первых же выстрелов. Девять Ме 410 были сбиты оборонительным огнем
бомбардировщиков и это ценой лишь трех сбитых бомбардировщиков.
На следующий день, 13 мая 1944 года при попытке перехватить американские
бомбардировщики в районе Познани, эскортирующие их истребители Мустанг, устроили
"четыреста десятым" из группы II./ZG 26 форменное избиение, в результате чего
группа потеряла практически все свои вооруженные пушками ВК 5 самолеты и
полностью утратила боеспособность.
Таким образом, когда к сопровождению соединений союзных бомбардировщиков
подключились американские истребители, идея тяжеловооруженных перехватчиков
умерла сама собой. Вести маневренный воздушный бой Ме 410 с 3-метровым стволом,
торчащим из носа, не мог в принципе.
Не смотря на то, что всего было выпущено около 300 орудий ВК 5, их установили
лишь на 60 истребителях Ме 410, большая часть из которых была потеряна в боях,
так толком и не проявив себя, производство пушек свернули в феврале 1944 года.
Один уцелевший Me 410 A-2/U-4 с 50-мм пушкой ВК 5 был захвачен Советской армией
и проходил испытания в НИИ ВВС под некорректным обозначением "Me 410 Б-2".
Вооружение самолёта в полёте не проверялось, все отстрелы пушек и пулемётов
провели на земле, в тире. Главное оружие перехватчика Me 410 A-2/U-4 - 50 мм
пушку ВК 5, советские специалисты справедливо посчитали неудачной и
неэффективной по сравнению с аналогичными отечественными образцами:
"Пушка ВК 5 калибра 50 мм, являясь танковой пушкой, приспособленной для
установка на самолёт, никакого интереса не представляет, за исключением системы
автоматической электропневматической перезарядки. При темпе стрельбы в 40 выстр/мин
и начальной скорости примерно 500 м/сек, (на самом деле значительно выше) пушка
имеет вес вместе с агрегатами автоматической перезарядки 592 кг, тогда как
отечественная авиационная пушка НС-45 калибра 45 мм при темпе стрельбы 270 выстр/мин
и начальной скорости 795 м/сек имеет вес в 3,5 раза меньше, то есть 168 кг. Темп
стрельбы в 40 выстр/мин практически обеспечивает ведение прицельного огня только
одиночными выстрелами. Эффективность осколочно-фугасных снарядов пушки ВК 5 при
действии по самолётным конструкциям (фюзеляж самолёта "Бостон"), выявленная
пробными выстрелами, незначительно превосходит эффективность действия снаряда
пушки НС-45...".
Как уже упоминалось выше, к февралю 1944 года производство пушек ВК 5 было
свернуто. Всего было выпущено около трех сотен этих орудий и лишь 60 из них
нашли свое применение на перехватчиках Мессершмитта, которые так и не успев себя
проявить, были почти полностью перебиты к лету 1944 года.
На стадии проектирования ночного перехватчика Фокке Вульф Та-154 рассматривался
вопрос вооружения этого самолета пушкой ВК 5. В проработках конца 1944 года
версия Та 154С предполагалась в качестве носителя этой системы. При этом пушка
была сдвинута к правому борту, а для компенсации изменения центра масс, в
хвостовую часть предполагалось уложить 50-кг балласт. В связи с недостатком
места для размещения штатного кольцевого 21-зарядного магазина на Та-154С
предполагалось использовать 5-зарядные обоймы, заменой которых занимался второй
член экипажа. Но после рассмотрения эскизного проекта самолета, проект был
отвергнут.
Пристроить куда либо невостребованные пушки немцы, судя по всему, особого рвения
не проявляли, несмотря на то, что пушка обладала неплохими бронебойными
свойствами и могла бы найти свое место в штурмовой авиации. Можно лишь
догадываться, что, вероятно, электопневматическая система автоматики орудия
работала столь ненадежно, что даже катастрофическая нехватка ресурсов в Германии
конца войны, не позволила использовать пушку даже в качестве эрзац зенитки.
Лишь в 1944 году было переоборудовано лишь несколько бомбардировщиков Юнкерс
Ju-88 под установку этого орудия. Версия называлась Ju 88P-4, прототипом
которого послужил Ju 88v-57/1. Самолет облегчили, установив более компактную
гондолу с одной 50-мм пушкой ВК 5. Доработали и оборонительное вооружение
самолета, а облегчение позволило установить держатели для бомб, отсутствовавшие
на других версиях модификаций Ju.88Р. Всего переоборудовали 32 самолета
Ju.88Р-4, которые поступили на Восточный фронт в конце 1944 года, но пробыли там
недолго, хотя и успели понести значительные потери.
К концу 1944 года проект 50-мм системы ВК 5 был окончательно похоронен. Часто
транслируемая информация об установке пушки ВК 5 на реактивном истребителе Ме
262 является ошибочной, на самом деле на двух самолетах Me 262 A-1a / U4 стояла
более совершенная 50-мм пушка Маузер MK 214А
В пушке ВК 5 мог использоваться весь спектр боеприпасов, применяемый в танковой
KwK 39 калибра 50 мм со штатным патроном 50х419R, хотя реально применяли,
главным образом, фугасные гранаты Minengeschoss массой 1.52 кг, содержащие 340
грамм тротила и бронебойные массой 2.06 кг.