Компания Бреда и, в частности, ее отделение Breda Meccanica Bresciana,
ориентированное на разработку и производство стрелкового оружия, всегда имело,
мягко говоря, весьма теплые отношения с правительством Бенито Муссолини,
пользуясь его поддержкой и получая с этого вполне определенные дивиденды в виде
государственных заказов. В этом плане показательна история принятия на
вооружение целого ряда образцов стрелкового оружия вне всякого конкурса и часто
в ущерб боевым качествам. Последнее, правда, не относится к одному из лучших
малокалиберных автоматов, известных как Canon mitrailleur Breda de 20/65 mod.35.
Хотя и в этом случае проведенный тендер среди других образцов 20-мм автоматов
также был чистой формальностью, поскольку победитель был предопределен заранее.
История этой системы началась еще в 1929 году, когда компания Бреда закупила в
соседней Франции лицензию на производство новейшего 13.2-мм пулемета Гочкисс Mle
1930, само собой, вместе с лицензией на выпуск исключительно удачных и мощных
французских патронов 13.2х99. На тот момент сами французы еще не приняли на
вооружение это оружие и итальянцы, по сути, приобрели опытные образцы.
Производство пулеметов, получивших обозначение в Италии Breda Mod. 31 было
организовано в городе Брешия и с 1931 года пулеметы начали поставляться в
войска, главным образом на флот, где установленные на стационарные тумбы в
одинарном и спаренном исполнении, они составляли основу зенитного вооружения
ближнего действия. Встречались также крупнокалиберные Бреды в качестве
вооружения легкой бронетехники, бронепоездов, а также поставлялись на экспорт.
Однако, не смотря на то, что 13.2-мм пулемет на момент принятия на вооружение
вполне удовлетворял как зенитное оружие, применение его для других целей было
все же не столь однозначно. Внимательно следя за новейшими мировыми веяниями в
области вооружений, итальянская армия не могла пропустить появление в Швейцарии
первых образцов универсальных автоматов калибра 20 мм, представленных фирмами
Эрликон и Солотурн, одинаково пригодных, как для зенитной, так и противотанковой
борьбы, а также для установки на бронетехнику и самолеты. Последнее, впрочем, на
тот момент не особо интересовало Бенито Муссолини, единолично возглавлявшего в
то время не только страну, но и министерство авиации Италии - Ministero
dell'Aeronautica. Пушку на самолетах всесильный дуче рассматривал как глупую
ересь. Но вот получить мощный скорострельный автомат для наземного использования
было заманчиво. 20-мм калибр на момент начала 30-х годов был весьма опасен
практически для любой бронетехники того времени.
В октябре 1931 года технический отдел армии - Regio Esercito выпустил
техническое задание на разработку универсального автомата калибра 20 - 25 мм.
Коллективу разработчиков Бреды, только что закончивших работу над копированием
13.2-мм Гочкисса, не составило труда смасштабировать конструкцию пулемета до
20-мм калибра, представив уже через полгода, к лету 1932 года "увеличенный
Гочкисс" - первый прототип 20-мм автомата. Автомат Бреды, унаследовавший от
Гочкисса газоотводную автоматику, был разработан под новейший швейцарский патрон
"Длинный Солотурн" 20х138В - самый мощный из существовавших патронов этого
класса. Ствол длиной 1300 мм или 65 калибров (полная длина 1440 мм) с 8-ю
правосторонними нарезами обеспечивал снаряду прекрасную баллистику, имевшему на
дульном срезе скорость более 800 м/с. Питание осуществлялось из жесткой обоймы
на 12 патронов, - коронная "Гочкиссовская" фишка. Подача обоймы осуществлялась с
левой стороны и по мере расходования патронов, она проходила насквозь приемника,
вываливаясь справа. Стрельба велась с открытого затвора, что облегчало
охлаждение казенной части и несколько повышало живучесть ствола.
Исключительно мощный патрон обладал приличной избыточной энергией,
незадействованной при выстреле и перезарядке, которую надо было гасить. По
какой-то причине итальянцы для гашения избыточной энергии применили пружинный
механический буфер вместо значительно более эффективного гидравлического. Усилия
пружины буфера было явно недостаточно, поэтому был увеличен ход подвижных частей
системы - газового поршня и затвора, что предопределило сравнительно низкую
скорострельность - в районе 220-240 выстр/мин.
Первые образцы пушки Бреда монтировались на примитивных колесных пушечных
лафетах и вплоть до 1935 года разработчики при практически неизменной собственно
пушке, экспериментировали, главным образом, с оптимальными станками для
использования системы в разном качестве.
К моменту, когда армия в 1935 году объявила официальный конкурс на универсальный
автомат, окончательный вид автомата Бреда фактически уже был сформирован.
Базовая версия представляла собой пушку на легком складной треногом лафете со
съемными колесами. Параллельно был разработан чисто противотанковый вариант на
станке, практически заимствованном у 47-мм противотанковой пушки Бёлер Модель
47/32, состоявшей на вооружении в Италии. Правда, опытная партия подобных
противотанковых пушек Бреда, направленная в Испанию в рамках военной помощи
националистам Франко, показала низкую эффективность в борьбе даже с легкими
советскими танками Т-26, и от дальнейшего развития этой версии отказались. Хотя
на полигонных испытаниях бронепроницаемость бронебойных снарядов с 500 м
достигала 30 мм по нормали.
Таким образом, когда конкурс был объявлен, на Бреде, руководство которой было
заранее извещено об условиях и техзадании, в наличии был уже готовый к
производству образец. Тем ни менее, видимо, чтобы соблюсти формальность, к
участию пригласили итальянскую фирму Скотти-Изотта Фраскини, которая с 1932 года
экспериментировала с 20-мм автоматами, датскую Мадсен и, неожиданно, немецкую
Арадо Флюгцойгверке, глава которой доктор Генрих Люббе, незадолго до этого
разработавший свой образец 20-мм автомата.
На момент 1935 года Альфредо Скотти экспериментировал с 20-мм пушками,
ориентированными, главным образом, на авиационное применение, и чтобы вписаться
в техзадание ему, естественно, понадобилось время на переработку своей системы,
которая вылилась, в конце концов, в серийный автомат Scotti Isotta Fraschini
20/70 Mod. 38, ограниченно применявшийся в итальянской армии, но безнадежно
опоздавший.
20-мм пушка Генриха Люббе, о которой мало кто знает даже из специалистов, была
частным проектом этого конструктора и также предполагала, главным образом,
авиационное исполнение.
Единственным серьезным участником конкурса была датская фирма Мадсен. На тот
момент она имела уже вполне готовый образец универсального многопрофильного
автомата М.1933, активно продававшегося на мировых рынках. Но, несмотря на
умеренную цену и неплохие характеристики датской системы, автомат Мадсен страдал
одним серьезным недостатком, доставшемся ему в наследство от конструктивно
идентичных пулеметов. Обладая довольно сложной схемой прохождения патрона от
подачи из магазина до попадания его в камору патронника, он не позволял
существенно поднять темп стрельбы без снижения надежности, который, правда, был,
справедливости ради, все равно выше, чем у автомата Бреды.
Более серьезные конкуренты из Эрликона и Солотурна, по причинам, о которых можно
только догадываться, приглашены к участию в конкурсе не были.
Таким образом, победа автомата Бреда была предопределена. Уже в конце 1935 года
он был принят на вооружение под обозначением Canon mitrailleur Breda de 20/65
mod.35.
Производство было организовано первоначально на Breda Meccanica Bresciana в
Брешии, к которому подключился позднее арсенал в Риме и фирма Терни.
Помимо армейских версий на универсальном станке с 1939 года автомат Бреда был
принят на вооружение Территориальной противовоздушной обороны, структурно
относящейся к милиции. В этой версии автомат Breda de 20/65 mod.35 монтировался
на стационарном поворотном тумбовом лафете. Практически аналогичные установки
были приняты армией для установки на железнодорожные платформы.
С 1938 года армейские Бреды оснащались оптическим прицелом-видоискателем фирмы
Сан Джорджио, ставшим стандартной комплектацией автомата.
В 1936 году была разработана танковая версия автомата Бреды, впоследствии
активно применявшаяся в башенных установках танков L6/40, бронемашин АВ.40, 41 и
43 и ряде другой бронетехники.
Наиболее значительные изменения были введены во флотскую версию Бреды. Для Regia
Marina с 1937 года выпускались спаренные установки с ручным приводом, а уже с
1939 года появились электрофицированные спаренные установки. В установках модели
1939 года стволы двух автоматов, расположенных уступом, комплектовались кожухами
водяного охлаждения, которые, впрочем, часто демонтировались. Спаренная модель
1940 года представляла собой облегченный вариант с воздушным охлаждением. Эти
установки ставили практически на всех кораблях итальянского флота от линкоров до
тральщиков, постепенно вытесняя старые 13.2-мм пулеметы Бреда.
Для установки на подводные лодки в 1941 году была разработана экспериментальная
одинарная установка с возможностью уборки в герметичный контейнер, впрочем, не
выпускавшаяся серийно.
В 1937 году на базе универсального автомата была выпущена и авиационная версия.
Тело орудия полностью сохраняло преемственность с автоматом модели 1935 года.
Сохранилось даже абсолютно неприемлемое для авиации питание из жестких обойм. По
всей видимости, ввиду неприятия идеи авиапушки со стороны Regia Aeronauticа в
это время, эта версия "эрзац авиапушки" была "разработана" с оглядкой на работы
Скотти с целью "забронировать" место в случае изменения политического решения.
В 1939 году, когда руководство Regia Aeronauticа в лице Муссолини, осознав
необходимость повышения огневой мощи итальянских самолетов, инициировало
программу по созданию отечественной авиапушки, появилась версия уже несколько
больше напоминавшее классическое авиационное вооружение. Конструкция была
облегчена, переделана ствольная коробка, переработан приемник под неразъемную
металлическую ленту и добавлен дульный тормоз, введен ускоритель стрельбы,
позволивший поднять техническую скорострельность до 500 выстр/мин. Учитывая
применение старых патронов "Длинный Солотурн", даже такая не слишком выдающаяся
скорострельность делала бы подобное оружие, установленное в истребителях или
штурмовиках исключительно мощной системой. Однако, данная версия при крыльевой
установке ввиду применения излишне мощного для авиации патрона подвергала бы
конструкцию планера слишком большим нагрузкам, а для установки в развале
цилиндров рядных моторов была слишком короткой.
Надо сказать, что как раз в это время Скотти разработал удлиненную версию своей
авиапушки, как раз рассчитанную для моторного исполнения. В марте 1941 году и на
Бреде были разработаны две версии с удлиненным стволом. Первая, с длиной ствола
90 калибров, обозначенная как CL.20, изначально планировалась для установки во
втулке винта перспективного истребителя Пьяджо P.119. Но единственный прототип
машины, испытывавшийся в 1942–43 гг., летал без нее, прежде чем был благополучно
разбит в августе 1943 года. Вторая, 70-калиберная, впоследствии послужила базой
для универсального автомата Бреда 20/70 mod.1941, выпускавшегося серийно не
задолго до выхода Италии из войны.
Но ввиду изначально заложенных в систему недостатков - как то, излишне мощный
патрон и, как следствие, длинный ход автоматики, в купе со стрельбой с открытого
затвора, не позволил поднять темп стрельбы до приемлемого уровня. В результате
от принятия на вооружение отечественных разработок авиапушек итальянцы
отказались, предпочтя закупку немецких Маузеров MG 151/20, не столь мощных, но
надежных, безотказных и скорострельных.
Тем не менее, пушкам Бреда все же довелось подняться в воздух. В начале 1940
года по просьбе командования итальянского корпуса в Ливии, которому доставляли
большие неприятности отряды британских коммандос "Пустынные крысы" на джипах, на
фирме Капрони в экспериментальном порядке пушкой Бреда 20/65 mod.35 оснастили
легкий многоцелевой самолет Капрони Ca.309 "Гибли" (ММ. 12366, второй экземпляр
производственного заказа V). Стандартный зенитный автомат с обойменным питанием
располагался в остекленной носовой кабине штурмана. Подобная же переделка
планировалась для легких бомбардировщиков Капрони Са.311 и Са.313, но, по всей
видимости, осталась только в проектах.
Экземпляр пушечного "Гибли" был направлен в 104 эскадрилью 1 группы и, по всей
видимости, неплохо себя проявил. Во всяком случае, его использование в борьбе с
британскими джипами впечатлило маршала Итало Бальбо, который некоторое время в
начале 30-х занимал пост министра авиации, пока "дело в свои руки" не взял лично
дуче. Тем не менее, Бальбо сохранял влияние в итальянской армии и авиации, в
частности. Бальбо приказал оснастить пушечными установками некоторое количество
самолетов Са.309, превратив их в легкие штурмовики-охотники за джипами. Однако,
претворить приказ в жизнь не довелось. 28 июня 1940 года самолет SM.79, на
котором Бальбо должен был прибыть в Тобрук, был по ошибке срезан очередью героя
рассказа - зенитного автомата Бреда со старого крейсера "Сан Джорджио",
пришвартованного в порту.
Преемник погибшего военачальника - маршал Грациани, отменил указание Бальбо,
резонно посчитав, что для борьбы с джипами будет вполне достаточно 12.7-мм
пулеметов в подобной же установке.
Базовой же версии автомата Бреда 20/65 mod.35 предстояла долгая жизнь. Выпуск
этих пушек постоянно наращивался.
В октябре 1939 года в войсках насчитывалось 786 штук автоматов Бреда, в апреле
1940 года - 1200, в том числе 88 модели 1939 года на тумбовых станках. В течение
первых 11 месяцев 1941 года было произведено еще 1640 единиц. Ежемесячный объем
производства достиг максимума в 160 пушек к ноябрю 1941 года.
В сентябре 1942 года в армии насчитывалось 2442 автоматов Бреда 20/65 mod.35, в
дополнение к 326 штукам на вооружении территориальной обороны и 40 штук mod.39
на вооружении железнодорожных платформ. Еще 169 штук были приобретены на
средства промышленных предприятий для их защиты от воздушного нападения. И это
не считая 240 стволов, состоявших на вооружении кораблей флота и 50 штук на
вооружении Regia Aeronauticа.
Захваченные немцами после раздела Италии автоматы Бреда использовались в
Вермахте под обозначением Бреда 2см FlaK-282(i), более того, производство
автоматов продолжалось и после перемирия сентября 1943 года на подконтрольных
немцам северных территориях Италии. В период 1943-44 было выпущено не менее 2600
орудий. Трофейные Бреды с удовольствием эксплуатировали англичане. Их
устанавливали, в том числе и на корабли флота. Несколько автоматов стояли на
австралийском крейсере "Перт", эсминце "Вендетта", канонерке "Ледибёрд". Не
менее 210 стволов трофейных автоматов британцы передали югославским партизанам
Тито. 73 автомата было захвачено при освобождении Корсики и досталось силам
Свободной Франции.
Финская армия закупила 92 Бреды в период с марта по июль 1940 года. В Финляндии
итальянские автоматы обозначались 20 ItK/35. 88 из них были стандартной
комплектации на складном треногом лафете со съемными колесами, а еще 4 поступили
в комплекте с итальянскими торпедными катерами MAS, закупленными в 1942 году.
Большое количество закупил Китай, активно использовавший автоматы в ходе
японо-китайской войны, в том числе, и в качестве противотанковой артиллерии.
В итальянской армии автоматы Бреда 20/65 mod.35 получили боевое крещение в годы
гражданской войны в Испании. 138 орудий было направлено в Испанию в составе
добровольческого экспедиционного корпуса. Там пушки Бреда воевали как в составе
зенитных батарей, так и монтировались на грузовиках в качестве мобильных средств
ПВО, также сами испанцы ставили автоматы на танки и бронеавтомобили.
Со вступлением Италии во 2-ю Мировую войну автоматы Бреда сводили зенитные
батареи 8-орудийного состава, которые придавались артиллерийским, пехотным и
танковым частям.
С окончанием войны автоматы Бреда не сразу ушли на покой. Они встречались в 50-х
годах по обе стороны арабо-израильских конфликтов. Дольше всех продержались
автоматы на вооружении финской армии, отправившись в утиль в конце 80-х.
Принцип работы автоматики пушки Бреда 20/65 mod.35 представлял собой аналогию с
пулеметами Гочкисс.
Стрельба велась с открытого затвора только автоматическим огнем, хотя первые
версии предполагали также и одиночный режим стрельбы, комплектуясь разобщителем
ударно-спускового механизма. Газоотводная трубка с газовым поршнем имела
регулировочный винт - газовый регулятор для корректировки давления отводимых из
ствола газов. Запирание канала ствола осуществляется качающейся в вертикальной
плоскости личинкой, в своей передней части шарнирно соединенной с задней частью
затвора. Личинка также связана качающейся серьгой со штоком газового поршня, так
что при приходе затвора в переднее положение дальнейшее движение газового поршня
вперед под действием возвратной пружины поднимает заднюю часть личинки так, что
она входит в зацепление с вкладышем в крышке ствольной коробки. После выстрела
движение газового поршня назад сперва опускает заднюю часть личинки, а затем
открывает затвор.
Ствол орудия с 8-ю правосторонними нарезами, характеризовался высокой
живучестью, в среднем составлявшей от 7 до 8 тыс выстрелов. Предельная дальность
стрельбы автомата достигала 5500 м, а досягаемость по высоте 2400 м.