С момента вступления Италии в войну сразу стало очевидным слабость вооружения
итальянской авиации. В первых же воздушных боях сказывалось отсутствие на
вооружении итальянских истребителей авиапушек. Нельзя, конечно, сказать, что
итальянская промышленность не могла "родить" путевой авиапушки.
Экспериментальные разработки 20-мм автоматических пушек были разработаны фирмой
Скотти еще в первой половине 30-х годов, равно как и основной поставщик
итальянского вооружения, фирма Бреда постоянно развивала свой автомат Бреда
20/65 mod.35, к концу 30-х выпустив несколько прототипов своей конструкции,
предназначенных для установки на самолет. Но авторитарное руководство
министерством авиации Бенито Муссолини, считавшим авиапушку на самолетах
ненужной блажью, заставило разработчиков заниматься темой авиапушек по
остаточному принципу, в итоге затянув процесс до момента, когда Италии уже стало
не до новых разработок.
В ноябре 1941 года, когда, что называется, "жареный петух клюнул", была рождена
спецификация на разработку универсального автомата калибра 20 мм для
использования в качестве авиапушки и зенитного автомата, способного заменить в
войсках серийную Бреду 20/65 mod.35. Техзадание оговаривало, что в авиационном
исполнении темп стрельбы должен был составлять не менее 600 выстр/мин, а в
зенитном - 220 выстр/мин, а масса тела орудия соответственно 42 и 69 кг.
Величина отдачи 900 кг для авиационного исполнения и 3000 кг для зенитного.
Строго говоря, данные спецификации были фактически списаны с экспериментального
образца автомата Бреда, разработанного в начале 1941 года. Компания Бреда с 1939
года экспериментировала с проектами авиапушек, конструктивно являвшимися
логическими потомками серийного автомата 20/65 mod.35.
В марте 1941 года были разработаны два образца авиапушки - первый, расчитанный
на установку в моторном исполнении с длиной ствола 90 калибров, CL-20, второй, с
длиной ствола 70 калибров, пригодный для крыльевой установки, который и был
выбран в качестве образца для перспективного автомата.
Спецификация на разработку была разослана четырем компаниям. Помимо Бреды в
конкурсе предложили поучаствовать фирму Скотти, которая планомерно развивала
свою конструкцию 20-мм 70-калиберного автомата, а также компаниям Ансальдо и
Гранди. Последняя представила на конкурс 70-калиберный автомат, конструктивно
схожий с разработками Скотти, о которых было рассказано выше. Несколько образцов
автомата Гранди были установлены на трициклы Гуччи и использованы для
территориальной обороны. О проекте Ансальдо ничего не известно, по всей
видимости, он не вышел из бумажной стадии. А фирма Бреда, как и во всех
предыдущих конкурсах, заранее извещенная об условиях тендера, заранее
проработала свою конструкцию, выставив готовые образцы.
Как уже отмечено выше, базой для проекта послужила экспериментальная авиапушка
образца 1941 года, разработанная под мощный боеприпас "Длинный Солотурн"
20х138В. Если в авиационной версии использовалась металлическая рассыпная лента,
то для зенитного исполнения были разработаны два варианта боепитания. Для
армейского исполнения были предусмотрены вставляемые сверху коробчатые магазины
на 20 патронов, а для флотского 50-зарядные открытые барабанные магазины.
В разработке приоритет отдавался именно зенитной флотской версии Breda 20/70 mod
1941, под которую были разработаны ряд установок в одно-, двух-, четырех- и
шестиствольном исполнении. Особенно мощным оружием оказались 6-ствольные
установки с суммарным темпом стрельбы, достигавшем 3600 выстрелов в минуту. 22
подобных установки планировалось разместить на строившемся авианосце "Аквилла" .
По две спаренных установки успели попасть на четыре миноносца класса "Циклон" и,
возможно, на нескольких торпедных катерах.
Однако, "Аквилла" так и остался недостроенным, а партия выпущенных автоматов в
небольшом количестве попавшая в войска, страдала от перегрева стволов,
вызванного слишком высоким темпом стрельбы и форсированной баллистикой. Излишне
мощный патрон также не позволил принять на вооружение авиапушку. При 600
выстрелах в минуту отдача и, соответственно, нагрузка на планер, были чрезмерны.
Возможно, что переход в авиационной версии на менее мощный патрон решил бы
вопрос, равно как и снижение скорострельности в зенитной версии, но времени на
эксперименты у Италии уже не осталось.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
20/70 mod.41 |
Калибр, мм |
20 |
Тип автоматики |
газоотвод |
Масса, кг |
42 (тело орудия)
69 (в зенитном исполнении) |
Длина, мм |
|
Длина ствола, мм |
1400 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
600 |
Начальная скорость пули, м/с |
820 |
Емкость магазина |
20 или 50 патронов (в авиационной версии - лента) |
Масса снаряда, г. |
134-140 |
Тип боеприпаса |
"Длинный Солотурн" 20х138В |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|