В апреле 1930 года на 8-й сессии Технического Комитета по вооружениям и
боеприпасам (CSTAM) под председательством адмирала Сегре рассматривался вопрос о
выборе подходящего вооружения для малых кораблей флота. Задача замены старого
2-фунтового Виккерса калибра 40-мм, состоявшего на вооружении итальянского флота
со времен прошедшей войны стояла довольно остро.
Собственно, лицензионный автоматический Виккерс - Пом-Пом был не так плох, но
сложность конструкции, применение матерчатых лент и недостаточное могущество
боеприпаса в купе со скромными баллистическими характеристиками делали это
оружие уже не соответствующими времени. И объявленная задача на замену этой
пушки предусматривала конструкцию калибра 37-40 мм с магазинным питанием и более
мощным патроном.
В качестве образцов рассматривались проекты американской фирмы Кольт с
прототипом своей 37-мм зенитки конструкции Браунинга, в будущем ставшей
автоматом М1; французская Гочкисс с новейшим 13.2-мм пулеметом Mle 1930;
швейцарская Солотурн с прототипом 37-мм зенитки S10-100 и экспериментальная
37-мм пушка Скотти модели 1931 года.
В ходе рассмотрения конструкций вышеперечисленных образцов было решено создать
свою систему, взяв за базу лучшее из каждого орудия. Солотурн, на тот момент
весьма еще сырой и технологически сложный был отметен сразу.
Альфредо Скотти, разработавший свой автомат путем масштабирования своей
конструкции комбинации полусвободного затвора и газоотводного принципа до 37-мм
калибра, также не вызвал интереса. Хотя его гипертрофированный пулемет с
барабанным магазином на 20 патронов выглядел достаточно прогрессивно.
Не обошлось и без лоббирования интересов компании Бреда, имевшей теплые
отношения с дуче. В результате, подряд на разработку нового автомата получила
именно эта компания, взявшая за базу газоотводную автоматику закупленного
лицензионного пулемета Гочкисс. Оставалось дело за малым - смасштабировать его
под очень мощный американский патрон Кольта 37×223SR.
К лету 1932 года компания Бреда предъявила на испытания первый образец своего
автомата с длиной ствола 54 калибра. По каким-то причинам разработчики не стали
копировать полностью "кольтовский" патрон, разработав свой, даже более мощный
37×232SR, 820-граммовый снаряд которого покидал ствол с начальной скоростью
около 800 м/с.
Характерным отличием автомата, получившего обозначение Breda 37/54 от исходника
- пулемета Гочкисс - было то, что конструктивно смасштабированный пулемет был
повернут на бок. Так, что классический "гочковский" приемник под жесткую ленту
кассету располагался сверху, а газоотводная трубка оказалась расположенной
параллельно стволу слева. Это было сделано из соображений перспективного
размещения пушек в спаренных установках, в которых удобнее заряжать их сверху.
На приемнике был смонтирован короб под две обоймы емкостью по 6 патронов. Ствол
имел кожух водяного охлаждения и комплектовался коническим пламегасителем.
Регулированием величины газоотводного отверстия темп стрельбы мог варьироваться
величинами 60; 80 и 120 выстр/мин.
Масса тела орудия составляла 277 кг. Морская спаренная установка, Breda 37/54
mod 1932 на стационарной тумбе весила 4.9 тонны.
Наводка спаренной установки осуществлялась вручную силами расчета из 7 человек -
командира установки, горизонтального и вертикального наводчика, двух заряжающих
и двух подносчиков.
Внедрение новых орудий в производство осуществлялось крайне не спешно. По сути,
первые автоматы появились на кораблях флота лишь в 1935 году. При этом отмечался
целый букет недостатков. Длинная кинематическая передача от педали спуска до
ударно-спускового механизма была постоянным источником отказов, нарекания
вызывало также неудобство доступа к приемнику заряжающих, что сказывалось на
практической скорострельности.
Кроме того, система была склонна к повышенной вибрации, что было связано с
решением развернуть на бок конструкцию, так что газоотводный канал с поршнем
оказался смещен от оси оружия и, следовательно, вектор силы отдачи уводил ствол
в сторону после каждого выстрела. В результате, приходилось занижать темп
стрельбы, который сводился, по сути, к серии одиночных выстрелов. Остается
загадкой, почему французы, продавая лицензию на свой пулемет, не известили
соседей о наличие версии своего пулемета Гочкисс со вставляемым сверху
коробчатым магазином и классическим размещением газового поршня снизу. Если бы
итальянцы взяли за базу для масштабирования именно эту версию, проблема с
вибрацией оружия была бы в той или иной степени решена. Но, увы, специалисты
"паровозной" компании Бреда родили то, что родили, и основная среднекалиберная
зенитка итальянской армии и флота при, в общем-то, неплохих баллистических
данных не смогла заслужить такого же признания среди итальянских военных, как
практически идентичный по конструкции 20-мм автомат 20/65 модели 35 года.
В 1938 году появилась несколько усовершенствованная спаренная установка, в
которой избавились от водяного охлаждения, установка была несколько облегчена
(4.2 тонны), но основные недостатки системы устранены не были.
Несколько удалось уменьшить вибрацию оружия на одинарной установке модели 1939
года, в которой, наконец, развернули орудие газоотводной трубкой вниз с подачей
обоймы слева. Этот вариант 37-мм автомата предназначался, главным образом, в
качестве мобильной армейской зенитки, монтируясь на одноосном станке. Для сил
территориальной обороны DICAT выпускались как одноствольные модель 1939, так и
двухствольные модель 1938 года установки на тумбовом лафете, сходном с
корабельными установками. Встречались также автоматы Бреда 37/54 в одиночном
исполнении, смонтированные на двухосных лафетах трофейных Бофорсов.
Темп выпуска итальянских 37-мм зениток был очень не высок, достигнув максимума в
ноябре 1941 года, когда завод в Брешиа сумел сдать всего 21 пушку за месяц!
К моменту вступления Италии в войну в армейских подразделениях числилось лишь
310 орудий, еще 108 автоматов находилось на вооружении сил территориальной
обороны. После разгрома итальянских войск в Северной Африке в конце 1942 года в
армейских подразделениях начитывалось всего 92 автомата Бреда 37/54. В тылу на
тот период, на защите метрополии в составе сил территориальной обороны DICAT
числилось 317 орудий этого типа.
На кораблях итальянского флота количество автоматов этого типа в годы войны
также явно было недостаточно. Наибольшее количество стволов зениток Бреда 37/54
несли новые линкоры типа "Литторио" - по 20 штук в спаренных установках модели
32 и 38. На старых "Андреа Дориа" их количество составляло 12-15 стволов.
Крейсера несли лишь по 4 спаренные установки, эсминцам они первоначально вообще
не полагались. Лишь в ходе боевых действий некоторые из них получили по одной
спаренной установке и иногда еще одной одинарной за счет демонтажа другого
вооружения.
Не обошло стороной 37-мм автомат Бреда и попытки руководства Regia Aeronauticа
иметь на вооружение итальянской авиации мощного оружия, пригодного как для
штурмовых операций, так и для борьбы с бомбардировщиками противника.
Эти попытки были воплощены в нескольких образцах итальянских самолетов. Одним из
них был многоцелевой двухмоторный самолет CANSA FC.20. Изначально
спроектированный перед войной как разведчик, он не нашел интереса у Итальянских
Королевских ВВС. Но в попытке спасти проект на фирме был разработан
модернизированный вариант FC.20bis с переработанной носовой частью, в которой
вместо кабины штурмана разместили тело 37-мм зенитки Бреда. Эта версия машины
рассматривалась как истребитель, штурмовик и легкий бомбардировщик. Пушка была
максимально сдвинута назад и располагалась под ногами пилота. Позади которого
находился второй член экипажа, выполнявший функции стрелка радиста,
обслуживающего турельный пулемет Скотти и параллельно заряжающего пушки Бреда. В
истребителе FC.20 положение заряжающего было просто жалким: он находился на
борту самолета за спиной пилота в неудобной кабине, увенчанной портативной
вращающейся пулеметной башенкой, и, практически сидя верхом на пушке, должен был
вставлять в нее вручную новые обоймы. Развернуться там, оперируя стандартными
6-зарядными обоймами массой по 12 кг было весьма непросто.
Карьера пушечного FC.20bis, которых построили всего 7 штук включая прототип была
небогата боевыми эпизодами. Лишь единственный раз командир 22-й группы майор
Коррадо Риччи попробовал использовать самолет в бою, пытаясь перехватить
формацию американских Либерейторов 10 апреля 1943 года. Риччи шел параллельным
им курсом с превышением по высоте на 200 метров. Выбрав в качестве цели
последний самолет, пилот повернул, чтобы перейти к атаке, но его маневры были
слишком резкими, приведя FC.20 к немедленной авторотации. Восстановив контроль
после одного круга, Риччи оказался в хвосте вражеского строя, попав под
сосредоточенный огонь бортовых стрелков. На мгновение ему удалось поймать в
прицел два бомбардировщика и пустить по ним несколько снарядов, которые, к
сожалению для майора, прошли мимо. После завершения вылета майор Риччи так
объяснил свою неудачу при стрельбе: низкая скорость на высоте в 7500 метров в
сочетании с неустойчивостью при стрельбе сделали попадание в бомбардировщики
невозможным. Этот вылет был самым "кровавым эпизодом" в карьере FC.20 как
перехватчика.
Незадолго до капитуляции на CANSA выпустили улучшенную модификацию машины,
FC.20ter. В ней постарались исправить неудобство обслуживания пушки. На FC.20ter
37-мм орудие сдвинули максимально вперед, место заряжающего разместив в новой
остекленной носовой кабине перед местом пилота. Но машина осталась в
единственном экземпляре.
Еще менее удачным был проект ударного противокорабельного штурмовика Савойя-Маркетти SM.89. Разработанный на базе трехмоторного торпедоносца SM.84,
этот самолет имел уже двухмоторную компоновку и на месте ликвидированного
третьего носового мотора имел мощную орудийную батарею из пары 37-мм пушек Бреда
37/54 и трех 12.7-мм пулеметов Бреда-САФАТ. Испытания единственного прототипа
SM.89, которому явно не хватало энерговооруженности, проводились до апреля 1943
года в конце которых машина поступила в распоряжение 173-ю эскадрильи для
войсковых испытаний. Эта часть базировалась на аэродроме Черветери под Римом и
обеспечивала ПВО итальянской столицы. Эта эскадрилья Стратегической Разведки
стала, по сути дела, экспериментальным подразделением, приняв на вооружение
помимо SM.89 также и несколько предсерийных пушечных CANSA FC.20. На этом
моменте следы SM.89 теряются и, несмотря на желание Генерального штаба
использовать SM.89 для борьбы с высадкой союзников в Салерно, этот самолет
никогда не увидел боевого применения. Официально он на вооружение не принимался
и по всей видимости единственный SM.89 после подписания перемирия был разобран
на металл.
В целом, автомат Бреда можно охарактеризовать как неудачный проект. Хотя орудие
обладало неплохой баллистикой благодаря мощному патрону и доходившему до 1500
тыс выстрелов живучестью ствола, но проблемы с вибрацией установки продолжали
преследовать зенитку до самого конца серийного производства. Хотя формальная
прицельная дальность составляла до 7.8 км, а досягаемость по высоте до 5 км, в
реальности прицельная стрельба была на такие дистанции сродни стрельбе наугад.
Поэтому итальянские зенитчики предпочитали вести неприцельный заградительный
огонь в расчете скорее на срыв атаки, чем на попадание. Дополняло недостатки
архаичная ручная наводка. Незадолго до конца войны на флоте была развернута
программа по замене стремительно устаревающей 37-мм Бреды более совершенными
65-мм автоматами, но дело закончилось лишь выпуском нескольких экспериментальных
образцов разных компаний. После окончания войны 37-мм Бреда очень быстро была
снята с вооружения.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
37/54 mod 32 |
Калибр, мм |
37 |
Тип автоматики |
газоотвод |
Масса, кг |
277 (тело орудия)
1970 (в зенитном исполнении мод.1939) |
Длина, мм |
3280 |
Длина ствола, мм |
1998 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
до 140 |
Начальная скорость пули, м/с |
800 |
Емкость магазина |
обойма 6 патронов |
Масса снаряда, г. |
830 |
Тип боеприпаса |
37×232SR |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|