К середине 30-х годов руководство RAF внезапно осознало, что в части
авиационного стрелкового вооружения английская авиация безнадежно отстала от
остальных ведущих держав. И, как это обычно бывает, начались панические поиски
адекватной замены огромному пулеметному парку, оставшемуся со времен 10 – 20-х
годов.
Американская экспортная версия Browning M1919 под английский
0.303-дюймовый патрон British
7.7-мм турельный пулемет Browning 0.303-in. Mark II
В середине 20-х годов в Туманный Альбион впервые попал новый американский
пулемет Джона Мозеса Браунинга "Browning М1919". Надо отдать должное
американским инженерам фирмы "Colt", в надежде выйти на английский рынок, они с
огромным трудом смогли адаптировать свой пулемет под английский патрон .303”.
Дело в том, что штатный бесфланцевый американский боеприпас ".30-06 Springfield"
слишком сильно отличался от английского патрона с фланцем. И для того чтобы
обеспечить надежное удаление пустой гильзы из патронника пришлось капитально
переработать экстрактор. Когда в 1925 году работы в этом направлении были
проведены, фирма "Armstrong Whitworth & Co Ltd" закупила для оценки шесть
образцов пулеметов. Неспешные испытания в Англии пулеметов "Browning М1919"
проводились вплоть до 1931 года. Когда из США пришли вести о появлении
улучшенной авиационной версии ".30 Browning М2-AN". Четыре экземпляра были
немедленно закуплены для дальнейших исследований, и подоспели как раз вовремя.
В 1934 году в Великобритании были проведены конкурсные сравнительные испытания
новых образцов авиационных пулеметов, в которых помимо ".30 Browning М2 AN" и
М1919 приняли участие английский "Vickers-К" ("Vickers GO") и новая английская
разработка - "Vickers-J" ("Vickers Central Action") – последний из семейства
пулеметов Виккерс, информация о котором весьма скудна, известно лишь, что его
техническая скорострельность достигала 1250 выстр/мин. Кроме них в конкурсе
участвовали французский "Darne", датский "Madsen", и новейший венгерский пулемет
"Gebauer Motorgйppuska 1926/31.Minta GKM". Венгерский "Gebauer", не смотря на
уникальную скорострельность в 2 тыс. выстр/мин, был признан слишком сложным
технологически, французский "Darne" не достаточно надежным. ТТХ новейшего "Vickers-J"
не произвели на заказчика никакого впечатления. Позже и датский "Madsen" также
сошел с дистанции, признанный слишком дорогим.
Авиационный пулемет Browning 0.303 in. Mark II английского производства фирмы
BSA
В результате в финал вышли два типа - американский "Browning М2 AN" и
"Vickers-К". Легкий пулемет ".30 caliber Browning М2 AN", был в значительной
степени модифицирован по сравнению с прототипом – пехотным станковым пулеметом
М1919. В основе этих изменений лежало не только изменение калибра ствола с
американского стандартного калибра 0,30” (7.62 мм) на английский 0,303”
(7.7-мм), но и изменен был сам принцип автоматики. Дело в том, что в процессе
испытаний англичане выяснили, что отечественные патроны, снаряженные кордитом,
попадая в разогретый патронник, уже после 100 выстрелов непрерывной очередью,
имели свойство самопроизвольно воспламеняться. Это было неприятной особенностью
всех автоматических систем, работавших на основе "закрытого затвора", то есть,
когда в перерывах между очередями очередной патрон уже оказывался досланным в
патронник и заперт затвором. Но с американскими боеприпасами в зарядах которых
использовался пироксилиновый порох, менее чувствительный к нагреву,
самопроизвольное воспламенение случалось редко. При использовании же принципа
открытого затвора, патрон попадал в патронник только после нажатия на спусковой
крючок. Ввиду этого в Великобритании, пришлось значительно переработать
конструкцию пулемета, чтобы обеспечить попадание очередного патрона в камору
только после нажатия на спуск. При этом, за счет введения в конструкцию задержки
ударного механизма, удалось сохранить способность пулемета к синхронизации, что
всегда было проблематично с системами, работающими на основе "открытого
затвора". Однако, не смотря на все ухищрения, до кондиции английский Браунинг
удалось довести лишь к 1939 году. И то, в случае применения зажигательных
боеприпасов случаи самовоспламенения патронов в патроннике были делом довольно
частым.
Хвостовая башенная счетверенная установка на тяжелом бомбардировщике Handley
Page "Halifax"
Хвостовая башенная счетверенная установка на тяжелом бомбардировщике
Avro "Lancaster"
Пулемет "Browning" имел подачу патронов из металлической ленты и изначально
предназначался для стационарной установки на истребителе (хотя впоследствии был
адаптирован для использования в башнях бомбардировщиков). В отличие от
"Vickers-К" с магазинным питанием на 100 патронов, и предназначенного, прежде
всего, для использования на турелях. Оба пулемета имели примерно одинаковый темп
стрельбы, "Browning" - около 1200 выстр/мин, а "Vickers-К" около 1000 выстр/мин.,
близкие весовые параметры – около 10 кг. И, в конце концов, оба пулемета были
приняты на вооружение RAF и являлись основой вооружения британской авиации к
началу Битвы за Британию. "Browning" использовался в качестве истребительного
вооружения, в башенных установках новых тяжелых бомбардировщиков, а "Vickers-К"
применялся на оборонительных турельных и шкворневых установках палубных машин,
разведчиков и ряда бомбардировщиков первого периода войны.
Башенная установка со спаренным пулеметом Browning 0.303 in. Mark II
на патрульном самолете Lockheed "Hadson"
Лицензия на производство пулемета "Browning" была куплена фирмами "BSA" ("Birmingham
Small Arms") и "Vickers" в 1935 году. В RAF американское оружие получило
обозначение "Browning 0.303in. Mark II". Именно с этим оружием RAF вступили во
2-ю мировую войну, а в ходе Битвы за Британию "Browning" составляли основу
огневой мощи истребителей "Spitfire",и "Hurricane".