В 1925 году корпорация "Vickers", выкупила права на все конструкции
французской фирмы "Бертье" (Berthier) и выпустила ограниченную серию новых
ручных пулеметов, известных как "Vickers-Berthier", иногда обозначаемые как "Vickers
class L". Выпуск партии пулеметов был произведен по инициативе руководства
компании Vickers, без государственного заказа, чтобы занять незагруженные
производственные мощности завода в Крайфорде (Crayford), и в надежде на
государственный заказ. Ибо в середине 20-х годов было очевидно, что стандартный
ручной пулемет Льюиса, находившийся на вооружении уже начал устаревать, и
адекватной замены ему в британской армии не было.
Первые пулеметы "Vickers-Berthier", вышедшие из цехов завода в Крайфорде,
английских военных не заинтересовали, но приняли участие в конкурсных испытаниях
во многих балканских государствах, а также в Ост-Индии. Латвийская армия
закупила партию пулеметов. Правда судьба их после присоединения Латвии к СССР
осталась неизвестной, так как на вооружении Красной армии они не состояли. В
ходе сравнительных испытаний, проводимых в Голландской Ост-Индии, пулемет "Vickers-Berthier"
показал себя с самой лучшей стороны, однако голландцы так и не заключили
контракт. Правительство Голландской Ост-Индии решило сэкономить и предпочло
старый, испытанный и, главное, бесплатный Льюис. Испания закупила партию
пулеметов для использования в Марокко. Ряд южноамериканских стран также закупили
небольшое количество ручных пулеметов "Vickers-Berthier". Они также были
официально приняты на вооружение индийской армии. Более того, линия по
производству ручного пулемета "Vickers-Berthier" Mk.III была построена на
оружейном заводе в Исхапуре. Индийская армия стала самым большим потребителем
этого пулемета. Метрополия же отказалась от нового пулемета, предпочтя ему очень
похожий на "Vickers-Berthier" и внешне, и по ТТХ ручной пулемет "BrEn", ставший
стандартным ручным пулеметом британской армии на ближайшие 20 лет.
На самом деле, общая сумма продаж "Vickers-Berthier" была очень невелика, но
позволила компании "Vickers" пережить финансовый кризис в Великобритании конца
20-х годов.
Пытаясь взять реванш за неудачу с ручным пулеметом, "Vickers" предприняла
попытку адаптации пулемета "Vickers-Berthier" в авиационный. Это было связано
скорее с финансовым положением корпорации, чем с военной необходимостью, ибо в
этот период никаких конкурсов не проводилось, авиационное командование пребывало
в межвоенной спячке и его вполне устраивали находящиеся на вооружении пулеметы Виккерс и Льюис времен 1-й мировой войны. В 1928 году руководство фирмы
предприняло попытку заинтересовать Королевские ВВС новым пулеметом, получившим
обозначение "Vickers GO" (gas operated), позиционируя его как идеальное
оборонительное вооружение для стрелков-наблюдателей.
Основной упор в развернутой рекламной кампании был сделан на крайнюю простоту
пулемета, как характерную черту, и очень малую отдачу. Основные компоненты могли
быть собраны и разобраны без помощи какого-либо инструмента, и сконструированы
таким образом, что собрать их неправильно было просто невозможно. Основные
подвижные части пулемета были хорошо защищены от неблагоприятных погодных
условий. Дизайн оружия был очень чистый без выступающих подвижных частей,
которые могли помешать эксплуатации пулемета во время стрельбы.
Отдача была настолько легкая, что стрелок легко мог удержать пулемет на весу при
стрельбе длинными очередями, гарантированно укладывая 97-зарядный дисковый
магазин в полутораметровый круг с дистанции 150 м. В случае перегрева ствол мог
быть заменен опытным стрелком в течение пяти секунд, не касаясь его руками и без
разборки других частей пулемета. Vickers рекомендовала производить замену ствола
через 240 выстрелов длинной очередью, однако, если это было необходимо в бою,
стрельбу можно было продолжать и дальше, лишь несколько потеряв в кучности
стрельбы. Фирма "Vickers" также предлагала комплектовать пулемет тяжелым
стволом, стойкость которого к перегреву была значительно выше, при необходимости
ведения длительного заградительного огня длинными очередями. Все компоненты
пулемета "Vickers GO" были взаимозаменяемы, кроме того, пулемет имел
переключатель для ведения как одиночного огня, так и очередями.
Конструктора фирмы Vickers, хорошо представляя себе какие последствия может
повлечь за собой отказ пулемета в воздухе, сделали все возможное, чтоб
минимизировать эти проблемы. Все быстроизнашиваемые узлы пулемета могли быть
заменены в воздухе без использования инструмента. Неполная сборка/разборка
пулемета занимала менее 30 секунд.
Также большим плюсом было то, что в момент прекращения стрельбы затвор оставался
открытым, что исключало вероятность самопроизвольного воспламенения патрона в
горячей каморе, а также улучшало условия для охлаждения ствола за счет
циркуляции воздуха через открытый канал ствола.
Оригинальный дисковый магазин на 97 патронов калибра .303” при полной загрузке
весил 11.75 фунта (5.3 кг). Внешне он напоминал диск пулемета Льюис, однако, в
отличие от последнего он не вращался во время стрельбы, а был неподвижно
закреплен наверху ствольной коробки. Патроны подавались с помощью предварительно
заведенной спиральной пружины.
Пулемет Vickers Class K (Vickers G.O.) Общий вид
В конструкцию пулемета "Vickers GO" был добавлен счетчик оставшихся боеприпасов
- очень полезная вещь в бою. Он представлял собой флажок, закрепленный на
пружине подачи патронов дискового магазина, который перемещался по мере
расходования боеприпасов, так, что стрелок всегда видел, сколько патронов
осталось в диске.
По сравнению с прототипом – ручным пулеметом "Vickers-Berthier" в авиационной
версии темп стрельбы увеличили до 950 выстр/мин, за счет увеличения диаметра
отверстия в газоотводной трубке и более мощного буфера для компенсации энергии
отдачи откатных частей пулемета.
Для использования пулемета в оборонительных установках был предусмотрен монтаж
его в стандартных установках, известных как "Кольцо Скарффа" ( Scarff ring) как
в одиночном, так и спаренном исполнениях.
Не смотря на высокие данные пулемета, процесс принятия его на вооружение
затянулся на несколько лет. Лишь в конце 1934 года, осознав, наконец, что
пулеметы "Vickers class F" окончательно перестал удовлетворять современным
требованиям, руководство RAF официально приняло пулемет "Vickers GO" на
вооружение под обозначением "Vickers class К". Название "Vickers GO" или "VGO"
также было широко распространено.
Пулемет Vickers G.O. .303-inch, No. 1, Mk. I
Пулемет "Vickers GO" был весьма прогрессивным оружием на момент своего создания.
Легким, надежным, скорострельным. Действительно, идеальным оружием для стрелков
бомбардировщиков и разведчиков 20-х – начала 30-х годов, с открытой задней
кабиной. Но, как это часто бывает, с наступлением революции в авиастроении во
второй половине 30-х пулемет мгновенно устарел. Появившиеся на новом поколении
бомбардировщиков стрелковые механизированные установки с силовым приводом
сделали практически невозможным размещение в них пулеметов с дисковыми
магазинами. Требования военных размещать в башнях бомбардировщиков по два и
более пулеметов оставило практически новейший английский пулемет в аутсайдерах.
Места для дисковых магазинов в башнях практически не оставалось, быстро
переработать "Vickers class К" под ленточную подачу не удалось, и в конце 30-х
годов на вооружение бомбардировочных оборонительных установок начал поступать
американский "Colt-Browning", выпуск которого по лицензии был налажен в
Великобритании.
Хотя к моменту принятия "Vickers class К" на вооружение, уже было очевидным, что
пулемет является устаревшим, Англия в преддверии надвигающейся войны осталась с
огромным парком авиационных пулеметов выпуска прошлой войны без каких-либо
перспектив на быстрое перевооружение. Ввиду этого, руководство RAF было радо
любому варианту. Пулемет "Vickers class К" был принят на вооружение RAF на ряд
легких бомбардировщиков и разведчиков, а также находился в резерве. Руководства
по его эксплуатации и техническому обслуживанию были напечатаны и сохранялись на
протяжении всей Второй мировой войны. Перед самым началом войны была даже
попытка приспособить "Vickers GO" в качестве наступательного фиксированного
вооружения, для чего были разработаны специальные барабанные магазины ёмкостью в
300 и 600 патронов. Но из-за своих габаритов идея развития не получила.
"Vickers-K" оставался на вооружении в ВВС и ВМС Великобритании в качестве
оборонительного вооружения на бомбардировщиках Fairey "Battle"; Handley Page "Hampden";
Bristol "Blenheim", в носовой башне "Whitley", а также палубных самолетах Fairey
"Swordfish"; Fairey "Albacore" и Fairey "Barracuda", продержавшись до конца 2-й
мировой войны.
1) Задняя башенная и бортовая оборонительные установки с пулеметами Vickers GO
на бомбардировщике Bristol Beaufort
2) Пулемет Vickers Class K (Vickers G.O.) на турели бомбардировщика Fairey
Battle
С середины войны хорошо сохранившиеся экземпляры пулеметов "Vickers-K", снятые с
самолетов, начали передавать в наземные подразделения ВВС для охраны аэродромов,
где их, как правило, устанавливали на различные импровизированные зенитные
станки. Однако наибольшую известность пулеметы "Vickers-K" приобрели в руках
только что созданных подразделений английского спецназа SAS – Специальной
Авиационной Службы. Бойцы SAS обнаружили, что скорострельные и надежные пулеметы
"Vickers G.O." являются отличным оружием для применения с легких вездеходов –
джипов, использовавшихся в рейдах против немцев и итальянцев согласно принятой в
спецназе тактике "ударь и беги". Аналогичным образом пулеметы "Vickers G.O."
использовали и бойцы английского спецназа, действовавшие в северной Африке – так
называемые "пустынные крысы" (Desert Rats, официально именовавшиеся LRDG – Long
Range Desert Group, группы для дальних операций в пустыне). Пулеметы,
использовавшиеся SAS, LRDG и другими подразделениями британских коммандос в
1943-44-45 годах в основном сохраняли свой исходный "авиационный" вид, и
устанавливались на джипах на разнообразных, большей частью самодельных одиночных
и спаренных установках. Однако примерно в 1943 году появился и специальный
"пехотный" вариант этого пулемета – "Vickers G.O. No.2 Mk.1 Land service".
Изначально разработанный для подразделений охраны аэродромов, он использовался
британскими подразделениями коммандос на заключительном этапе войны (1944-45
годы), в основном на Европейском театре военных действий. Новый вариант
получался переделкой исходных авиационных пулеметов. Практически сразу по
окончании Второй Мировой войны этот пулемет был снят с вооружения и более в
боевых действиях не участвовал.
Пулемет Vickers Class K (Vickers G.O.) на турели
бомбардировщика Fairey Battle
Принцип действия автоматики пулемета "Vickers-K" (Vickers GO) основан на отборе
части энергии пороховых газов, отводимых через газоотводную трубку под стволом,
которые, воздействуя на газовый поршень, запирают очередной патрон в канале
ствола путем перекоса затвора. Ствол воздушного охлаждения, быстросменный.
Питание патронами – из примыкаемого сверху двухрядного дискового магазина
номинальной емкостью 100 патронов (обычно в эти магазины рекомендовалось
набивать не более 96-97 патронов для повышения надежности подачи). В авиационном
варианте пулемет оснащался одной вертикальной рукояткой управления огнем
характерной формы со спусковым крючком на тыльной стороне ствольной коробки.
Автоматика пулемета обеспечивала темп стрельбы 950-1200 выстр/мин. (обычно не
более 950 выстр/мин), масса его в снаряженном варианте составляла 13.4 кг, без
патронов – 9.5 кг, начальная скорость пули – 762 м/с.
Принцип действия пулемета "Vickers-K"
Снаряженный магазин надевался сверху на углубление в верхней части ствольной
коробки до фиксации. Ручка взвода затвора, на левой стороне, оттягивается назад,
а затем толкается вперед. Переводчик режима стрельбы, находящийся в правой
задней части ствольной коробки, переводится в автоматический режим. Это действие
поворачивает вниз одно из двух шептал, которые блокируют поршень. Другое шептало
высвобождается при нажатии спускового крючка и позволяет затвору выйти из
взведенного положения.
Продвигаемая вперед за счет энергии сжатой возвратной пружины, верхняя часть
зеркала затвора извлекает патрон из магазина и начинает подавать его в
патронник. Во время этого действия экстрактор переходит через край донца гильзы
патрона и встает в канавку в нижней части гильзы.
Совпадая по времени с достижением самой крайней передней точки движения, задняя
часть затвора слегка выходит за уступ замыкания, который выточен в верхней части
ствольной коробки. Затвор имеет выемку в своей задней части, в которой двигается
поднимающий выступ траверсы. Вся эта конструкция связана с частью газового
поршня. Когда затвор достигает паза замыкания, сила инерции поршня заставляет
поднимающий выступ траверсы занять соответствующее положение внутри затвора,
поворачивая эту часть затвора вверх к уступу замыкания в ствольной коробке. Это,
в свою очередь, устраняет препятствие, которое держало траверсу, с которой
соединен ударный механизм. Принуждаемая к движению поворотом задней части
затвора, траверса и боек продолжают двигаться вперед еще на полдюйма. Затем боек
входит в свой паз и его наконечник разбивает капсуль патрона в патроннике.
После того, как пороховой заряд взрывается и пуля проходит газоотводное
отверстие, расположенное примерно на 2/3 длинны ствола, газ поступает через
отверстие в стволе и давит на плоскость газового поршня. Изначальное движение
поршня назад отводит наконечник бойка от разбитого капсуля , а после того как
траверса отходит обратно примерно на 13 мм, она высвобождает два кулачка,
которые держат качающиеся части затвора, соединенными с уступом замыкания.
Затвор принимает горизонтальное положение в направляющих и начинает двигаться
назад.
Подпружиненный экстрактор выводит пустую гильзу из каморы патронника и
продолжает придерживать ее близко к зеркалу затвора до тех пор, пока гильза не
достигает паза в ствольной коробке. В это время отражатель гильзы закрепленный
на ствольной коробке сталкивается с донцем гильзы, поворачивает ее и,
выбрасывает вниз через паз прямо в мешок для сбора стрелянных гильз. Под
действием подающей пружины магазин подает еще один патрон в положение
готовности, а откатные части продолжают двигаться назад, сжимая боевую пружину.
Полный ход отдачи заканчивается, когда движущиеся части входят в контакт с
пружинным буфером, который не только поглощает избыток энергии, но и ускоряет
движение механизма вперед во время повторения цикла. Если спусковой крючёк
остается нажатым, обратное движение приводит к повторению цикла.
Современная реплика авиационного пулемета Vickers Class K (Vickers G.O No.1
Mk1.)
Тип |
Vickers Class K |
Калибр, мм
Тип автоматики
Масса, кг
Длина, мм
Длина ствола, мм
Темп стрельбы, выстр/мин
Начальная скорость пули, м/с
Тип патрона
Носители |
7.7
Газоотвод
9.5
1016
529
950 - 1200
762
0.303” British 7.7х56R
Fairey "Battle"; Handley Page "Hampden"; Bristol "Blenheim"; Bristol
"Beaufort"; Bristol "Beaufighter"; Armstrong Whitworth "Whitley", Fairey
"Swordfish"; Fairey "Albacore"; Fairey "Barracuda"; Blackburn "Botha". |
Уголок неба. 2013
|