В 1936 году Командование ВВС Великобритании решило провести испытания, целью которых было установить, какой минимальный калибр снаряда необходим для уничтожения самолета одним попаданием. После различных экспериментов было выявлено, что любой самолет, пораженный снарядом калибром от 40
миллиметров и более, с высокой вероятностью будет уничтожен. Это дало повод специалистам из Командования ВВС, лоббировавшим "большие пушки", предложить для вооружения истребителей подобное оружие. К тому времени пушка COW устарела, и снималась с вооружения. Поэтому в 1938 году были сформированы тактико-технические требования к 40-мм авиационной пушке. Контракты на разработку такой пушки были заключены с фирмами Rolls-Royce и Vickers Armstrongs.
Главный конструктор Перси Хайгсон заранее предвидел результаты испытаний боеприпасов, проводившихся Командованием ВВС (фирма Vickers получала информацию о ходе испытаний от Командования ВВС, а так же отслеживала аналогичные работы, проводимые зарубежными фирмами). Это позволило ему к концу 1938 года, всего через один месяц после получения контракта от Командования ВВС, завершить работы, и предоставить на испытания опытный образец пушки. Автоматика новой пушки работала за счет отдачи при длинном ходе ствола. Боепитание осуществлялось из магазина, содержавшего 15 снарядов. В 1939 году фирмой Vickers была предложена схема размещения пушки в надфюзеляжной турельной установке тяжелого истребителя созданного на базе бомбардировщика Wellington, оснащенного дальномером и системой упреждающей стрельбы. Предполагалось, что данный самолет будет атаковать строй бомбардировщиков на дальности, недоступной для огня истребителей прикрытия.
Испытания опытного образца пушки начались 1939 году, и сопровождались рядом "детских болезней". В начале 1940 года пушка была отправлена в Вулвич, для сертификации в Артиллерийском Управлении, где в ходе обширных испытаний проявила себя безупречно. Вскоре был получен заказ на небольшую партию пушек, получивших название Vickers Class S. За тем работы были перенесены в Бруклэндс, где новой пушкой оснастили прототип самолета Wellington II (б/н L4250). Class S была установлена в большой грибообразной турельной установке. Так же фирмой Vickers были начаты работы над истребителем по спецификации F.22/39, который должен был оснащаться ограниченно подвижной носовой установкой с пушкой S. Еще один Wellington (Тип 439) был так же оснащен новой установкой.
Один из B-17 Fortress IIA (б/н FK 185) вместо стандартного прозрачного обтекателя был оснащен экспериментальной носовой турельной установкой Bristol B.16 c пушкой Vickers S. Пушка имела углы горизонтальной наводки 30° и 40° по вертикали. Установка использовалась для борьбы с подводными лодками,
находящимися в надводном положении.
После падения Франции в июне 1940 году возникла острая необходимость в средствах, предназначенных для уничтожения бронетехники Вермахта. Специалистами Артиллерийского Управления было выдано заключение, что в случае создания подходящего 40-мм бронебойного снаряда, Vickers S может быть использована для борьбы с танками и бронированной техникой.
Был разработан снаряд, способный пробить лобовую броню танка PzKw. Испытания на бронепробиваемось были успешно произведены на самолете Beaufighter, после чего фирма Vickers незамедлительно получила заказ более чем на 100 пушек S. Фирмой Hawker Aircraft были запрошены данные для того, чтобы внести в изменения конструкцию истребителя Hurricane, позволяющие разместить пушку S под каждым крылом. Подкрыльевая установка была сконструирована П. Хайгсоном, при этом возникли сложности с компактным размещением большого магазина. Для испытаний установки и отработки способов боевого применения был использован
и истребитель P-51 Mustang (б/н AM106), более подходящий, чем устаревающий Hurricane. После успешных испытаний две первые серийные пушки S установили на доработанном истребителе Hurricane. Самолет, получивший обозначение Hurricane Mk.IID, в сентябре 1941 года был перегнан в Боскомб Даун для проведения оценочных испытаний на полигоне Люлворт. В качестве мишеней использовали танки Valentine. Бронебойные снаряды пробивали лобовую броню корпуса и башни, и по результатам испытаний было решено отправить эскадрон Hurricane Mk.IID в Северную Африку. Пушки S были фактически ручной сборки, и проходили проверку в воздухе перед установкой на Харрикейны. В начале проверок возникли проблемы с перекосами и экстракцией стрелянных гильз. Причина возникновения этих проблем оставалась загадкой, до тех пор, пока кто-то не сообразил, что при проверках использовались снаряды производства фирмы Kynoch, которые имели более мягкий металл. При нагреве во время выстрела они расширялись немного больше, чем снаряд производства Vickers, что и приводило к его заклиниванию. В качестве временной меры снаряды стали смазывать маслом. За испытания Харрикейнов отвечал командир крыла 'Dru' Дрери. В самом начале испытаний он едва не разбился. Во время первого выстрела из обоих пушек сила отдачи была столь велика, что самолет оказался брошенным в пикирование. Летчику удалось вовремя вывести самолет из пике. Для решения данной проблемы была выработана рекомендация летчикам во время открытия огня слега выбирать ручку управления самолетом на себя.
Первым подразделением, получившим Hurricane Mk.IID, стал шестой эскадрон, начавший тренировочные полеты 20 апреля 1941 года на египетской авиабазе Шандар. На период освоения новой техники командование эскадроном принял на себя командир Дрери. Прицеливание пушек S осуществлялось через обычный рефлекторный прицел Mk.II, но помимо того, на самолетах стояло два пристрелочных пулемета Browning 0.5, заряжавшихся трассерам.
В первые в бою Hurricane Mk.IID приняли участие 7 июня, в результате было уничтожено два танка и несколько грузовиков. С того времени шестой эскадрон принимал активнейшее участие в боевых действиях. В начале августа два летчика шестого эскадрона было награждено Крестами "За летные боевые заслуги". Лейтенант Хиллиер во время атаки снизился так низко, что задел хвостом танк, который атаковал. Попавший в плен командир
немецкого танка ярко описал, как его подразделение из 21 танка PzKw IV было атаковано самолетами шестого эскадрона. Шесть танков было подбито, у еще одного башня была пробита навылет. Несмотря на успешные действия, шестой эскадрон нес большие потери. Тяжелые пушечные установки снизили максимальную скорость на 64 км/ч, что делало противотанковые Харрикейны легкой добычей для Bf-109F. Всего за время действий в Африке летчиками 6-го эскадрона огнем 40-мм пушек было выведено из строя 144 танка, из которых 47 уничтожено полностью, а так же более 200 единиц легкой бронетехники.
С принятием на вооружение реактивных снарядов Hurricane Mk.IID начали снимать с вооружения подразделений. Несмотря на это в 1944 году Харрикейны принимали участие в самоубийственных атаках на пусковые установки ракет V1. Некоторое количество самолетов было переведено на Дальний Восток в Бирму, где очень эффективно использовались 20 эскадроном.
Пушка Vickers S создавалось как оружие воздушного боя, и изначально для стрельбы использовались осколочно-фугасные снаряды. В сентябре 1941 года фирмой Vickers был разработан бронебойный снаряд Mk.I, который имел заостренный нос, и был способен пробить до 50 мм брони. Mk.I стал основным типом боеприпасов, использовавшихся в Северной Африке. Позднее был создан бронебойный снаряд Mk.V с повышенной на 9% бронепробиваемостью. Mk.V получил применение в Бирме, где большая часть целей была легкобронированна. В ходе боевых действий на Дальнем Востоке в среднем точность стрельбы составила 25% (для сравнения - точность залпа из 60 неуправляемых ракет при атаке цели типа танк составляла 5%). Точность при стрельбе осколочно-фугасными снарядами была вдвое выше, чем при стрельбе бронебойным. Это объяснялось тем, что осколочно-фугасные снаряды имели более схожую с использовавшимися для пристрелки пулеметами Browning .303
баллистику.
В 1943 году на пару Hurricane Mk.IV (б/н KZ193 и NL255) c форсированными двигателями Merlin 32 (мощность 1700 л.с., воздушный винт - четырехлопастной) установили пушки S. Так же самолеты оборудовались тропическим оборудованием. Были произведены испытания с целью исследования целесообразности серийного производства данного варианта. Первый полет состоялся 3 апреля 1943 года в Боскомб Даун. В ходе испытаний была достигнута скорость 603 км/ч. Из-за форсирования двигатели постоянно перегревались. После завершения испытаний оба самолета были обратно переоборудованы в вариант Mk.IV и возвращены в строевые части. Программа Mk.V дальнейшего продолжения не получила.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
Class
S |
Калибр, мм |
40 |
Тип автоматики |
Длинный откат ствола |
Масса тела пушки, кг |
134 |
Длина, мм |
2970 |
Длина ствола, мм |
1700 |
Темп
стрельбы, выстр/мин |
100 |
Начальная скорость
снаряда, м/с |
615 (бронебойный Mk.I)
570 (бронебойный Mk.II)
875 (подкалиберный под конический адаптер Литтл Джон) |
Емкость магазина |
12 или 15 |
Масса снаряда, г |
1130
(бронебойный Mk.I)
1360 (бронебойный Mk.II)
567 (подкалиберный под конический адаптер Литтл Джон) |
Тип патрона |
40х158R |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
40-мм пушка Vickers-Armstrongs Class S |
|
40-мм пушка Vickers Class S
с адаптером Литтл Джон |
|
Дульный адаптер
Литтл Джон |
|
Истребитель Mustang, вооруженный пушками S |
|
Истребитель Hurricane Mk.IID |
|
Истребитель Hurricane Mk.IID |
|
Истребитель Hurricane Mk.IID |
|
Истребитель Hurricane Mk.IID |
|
Истребитель Hurricane Mk.V |
|
Экспериментальная
версия истребителя Westland Whirlwind
с установленной в носу 40-мм пушкой Виккерс-S |
|
Wellington
Mk.II с башенной установкой 40-мм пушки Виккерс-S |
|
Wellington
Mk.II с башенной установкой 40-мм пушки Виккерс-S |
|
Wellington
Mk.II с башенной установкой 40-мм пушки Виккерс-S |
|
Фортресс
Mk.IIa с курсовой 40-мм пушкой Виккерс-S, установленной
в турели Bristol B.16. Машина использовалась в 220
эскадрильи |
|
Патрон
40х158R |
|
Патроны
- обычный бронебойный и подкалиберный под адаптер Литтл
Джон |
Схемы:
|
Пушка
Vickers Class S |
|
Схема размещения пушки
Vickers Class S на истребителе Hurricane Mk.IID |
|
Подкрыльевая установка c
Vickers Class S |
|
Уголок неба. 2018
|