Окончание 1-й Мировой войны сопровождалось практически полным пересмотром
привычных границ Европы, связанным с распадом четырех империй - Османской,
Российской, Прусской и Австро-Венгерской. На их обломках образовалось множество
независимых государств, одним из которых стала Чехословакия, ранее входившая в
состав Двуединой австро-венгерской монархии. Так вышло, что изрядная часть
бывшей австрийской промышленности осталась в наследство новому государству.
Множество заводов было сконцентрировано в промышленно-развитой чешской области,
что предопределило уже в 20-е годы амбициозные планы Чехословакии в части
развития собственных вооруженных сил, в которых авиация занимала далеко не
последнее место.
Естественно, первые годы после окончания войны авиация Чехословакии представляла
собой сборную солянку, доставшихся в наследство австрийских самолетов и
купленных за бесценок устаревших аппаратов других стран. Но Чехословакия не
собиралась довольствоваться ролью владельца авиахлама со всего света. Уже в 1920
году начали появляться разработанные с нуля новые проекты боевых самолетов. В
1922-23 году начался выпуск первых боевых истребителей "домашней" разработки Аэро A.18, Авиа BH-3, Летов S.3. К середине 20-х годов чехословацкая авиация уже
почти в полном составе была вооружена боевыми самолетами всех классов,
отечественной разработки. Вооружались чешские самолеты, как правило, британскими
пулеметами Виккерс - в качестве наступательного вооружения и Льюис - в качестве
оборонительного. Такого рода разделение типов пулеметов в британской авиации
было связано с тем, что легкий и компактный Льюис с магазинным питанием был
удобен в качестве оборонительного вооружения, но совершенно не подходил в
качестве наступательного ввиду того, что в связи со стрельбой с открытого
затвора, синхронизировать его с двигателем так и не удалось. Более тяжелый Виккерс с ленточной подачей, напротив, прекрасно работал в синхронном варианте,
но был неудобен для размещения на турелях. Консервативных англичан такое
положение дел, вероятно, вполне устраивало, но менее богатые страны, активно
развивавшие собственные военно-воздушные силы, все же тяготели к единообразию в
вопросах оснащения. Именно ради продаж на экспорт в Великобритании в 1924 году
был разработан магазинный вариант пулемета Виккерс, получивший экспортное
обозначение Виккерс класс F.
За базу была взята промежуточная модель Виккерс Mk.III, в которой при неизменной
автоматике с коротким откатом ствола, переработке был подвергнут приемник с
ленточной подачи на дисковый 4-рядный магазин на 97 патронов, сходный по
конструкции с магазином Льюиса. В казенной части появилась пистолетная рукоятка
со спусковым крючком. Пулемет, собственно, не предполагался для вооружения
английской авиации, оставшейся верной старому Льюису, и рассматривался
исключительно для продаж зарубежным заказчикам, будучи разработан по польскому
заказу.
Переработанные под немецкие патроны 7,92x57 Виккерсы-F в больших количествах
поставлялись Нидерландам, Польше и Чехословакии, составляя основу
оборонительного вооружения авиации этих стран во второй половине 20-х годов.
В Чехословакии Виккерс-F, обозначаемый как vzor 28 (дословно "модель 28 года"),
был оценен по достоинству, и в 1927 году была закуплена лицензия на производство
пулемета.
В качестве производителя был выбран государственный оружейный завод в Страконице
("Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích" - "Чешский оружейный завод в
Праге предприятия в Страконице"), широко известный в послевоенное время как
производитель знаменитых мотоциклов CZ.
При этом чехи не стали тупо копировать английский прототип, а провели большую
работу по модернизации британского пулемета. Проектом занимались Франтишек
Брейча, Франтишек Шикита и Вацлав Зибар под общим руководством Франтишека Мышки.
Основной целью переработки было получение универсального авиационного оружия,
пригодного как в качестве оборонительного пулемета с магазинным питанием, так и
в качестве наступательного курсового вооружения с ленточным питанием. Итогом их
работ стал авиационный пулемет, получивший обозначение CZK vz.30, также
известный как vzor 30 или CZ.30.
Основной переработке подверглись детали приемника, с тем, чтобы при замене их
можно было изменить схему питания с ленточной на магазинную, при которой
использовался дисковый магазин емкостью 50 патронов. Снизу затворной рамы
крепилась легко демонтируемая в случае дистанционного спуска пистолетная
рукоятка со спусковым крючком, в задней части монтировался также легкосъемный
складной плечевой упор.
Таким образом, основной упор чешской переработки Виккерса заключался в
максимальной унификации пулемета. И надо сказать, что чехам удалось выжать из, в
общем-то, достаточно старой конструкции максимум. Сохранив надежность и
безотказность британского пулемета, по сути, конструкции древнего Максима,
разработчики получили вполне современное по меркам начала 30-х годов оружие,
хотя и без особых претензий на ноу-хау и без возможности существенного повышения
боевых качеств, но, во всяком случае, весьма технологичное и позволившее чешской
авиации 30-х годов занять далеко не последнее место в мировом рейтинге авиапроизводителей.
Вплоть до 1938 года, когда Чехословакия вновь потеряла свою независимость, став
частью нацистской Германии, практически все чешские боевые самолеты вооружались
пулеметами vz.30 как в синхронном, так и в турельном исполнении. До 1938 года на
заводе Česká zbrojovka Strakonice было выпущено около 4.5 тысяч этих пулеметов,
нашедших применение не только в Чехословакии, но и поставлявшихся на экспорт. В
частности, партия vz.30 была продана Греции. Доставшиеся в наследство немцам,
чешские пулеметы с удовольствием использовались новыми хозяевами Чехословакии в
годы 2-й Мировой войны, правда, уже на вспомогательных ролях, в качестве эрзац
зенитных установок объектового ПВО. Характерно, что немцы, склонные
систематизировать многочисленные трофеи со всей Европы, дали пулемету vz.30
собственное обозначение MG 30(t), равно как и другому чешскому пулемету -
ручному ZB.30 - абсолютно не связанной с vz.30 конструкции, что приводит у
нынешних любителей истории оружия к определенной путанице.