Итогом многолетней совместной работы двух наших выдающихся
конструкторов-оружейников Владимира Георгиевича Федорова и Василия Алексеевича
Дегтярёва, в первой половине 20-х годов стало появление не только целого спектра
опытных разработок автоматического оружия. Главной заслугой этого удачного
тандема стала разработка концепции унифицированного пулемета, который сейчас
называют единым, для всех случаев жизни. По ряду, подчас, субъективных причин
большое количество разработанных опытных образцов, имевших в своей основе
конструкцию автомата Федорова, калибра 6.5 мм, не нашла широкого распространения
в РККА. Но это дало возможность В.А. Дегтяреву приобрести бесценный опыт,
позволивший в скором времени ученику превзойти своего учителя.
Говоря об авиационной версии пулемета Дегтярева, конечно, невозможно не охватить
его предыдущие и сопутствующие разработки, которые являлись, по сути, частью
единой системы автоматического оружия, созданного В.А. Дегтяревым в межвоенный
период.
В начале 20-х вопрос о разработке ручного пулемета поставили как первоочередной
в системе вооружений.
Работы над ручным пулеметом были развернуты на "Первых Тульских оружейных
заводах"; Ковровском пулеметном заводе и полигоне курсов "Выстрел". В Туле Ф.В.
Токарев и на курсах "Выстрел" И.Н. Колесников в качестве временного решения
задачи создавали ручной пулемет с воздушным охлаждением имевшие в прототипе
автоматику станкового "Максима".
КБ Ковровского завода осуществляло работы на дальнюю перспективу. В данном
проектно-конструкторском бюро под руководством Федорова и его ученика Дегтярева
велись опытные работы над унифицированным семейством 6,5-миллиметрового
автоматического оружия. В рамках данного семейства разработали несколько
вариантов ручных, станковых, авиационных и танковых пулеметов имеющих различные
схемы охлаждения ствола и питания. Однако ни один из универсальных или ручных
пулеметов Федорова или Федорова-Дегтярева к массовому производству принят не
был.
В. А. Дегтярев, начальник мастерской ПКБ Ковровского завода, к разработке
собственного образца ручного пулемета приступил в конце 1923 года. За основу
Дегтярев взял схему собственного автоматического карабина, которую предложил еще
в 1915 году. Тогда изобретатель, совместив известные схемы газоотводной
автоматики, запирания канала ствола при помощи двух боевых упоров, разводимых
ударником и собственные решения, получил компактную систему, которая заслужила
одобрительный официальный отзыв Федорова. 22 июля 1924 г. Дегтяревым был
представлен первый опытный образец пулемета "Образец 10/3" имеющего дисковый
магазин - знаменитый "блин", разработанный им еще для совместных проектов
пулеметов Федорова-Дегтярева.
Первоначально требованиями к ручному пулемету предполагалось, что система
питания будет иметь 50 патронов, однако дисковый "магазин Федорова-Дегтярева"
рассчитанный на пятьдесят 6,5-миллиметровых патронов для авиационных пулеметов,
был готов к производству. Поэтому было принято решение сохранить его базовые
габариты, уменьшив емкость барабана до 49 винтовочных патронов 7.62х54R. Тяжелый
и громоздкий, он был выбран Дегтяревым после множества экспериментов с
секторными магазинами, испытывавшимися на опытных разработках пулеметов Федорова
под этот патрон. В секторных магазинах фланцы мосинского рантового патрона имели
свойство цепляться друг за друга, что делало такую схему питания не слишком
надежной.
Однако, вскоре емкость магазина была уменьшена до 47 патронов поскольку силы
пружины не хватало чтобы подавать последние патроны.
Комиссию по оценке пулеметов возглавлял Н.В. Куйбышев, начальник школы
"Выстрел", председатель Стрелкового комитета Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Комиссией были отмечены "выдающаяся оригинальность идеи, скорострельность,
безотказность работы и значительная простота в обращении системы товарища
Дегтярева". Следует отметить, что тогда же комиссия рекомендовала для принятия
на вооружение военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии спаренный
авиационный 6,5-миллиметровый пулемет Федорова-Дегтярева. Опытный образец
пулемета Дегтярева и пулеметы Колесникова и Токарева, 6 октября 1924 года
испытывались на стрельбище в Кусково, однако выбыл из конкурса, поскольку вышел
из строя боек. Комиссией по выбору образца ручного пулемета (председатель С.М.
Буденный) вскоре был рекомендован для принятия на вооружение РККА ручной пулемет
Максима-Токарева. Его приняли под обозначением МТ в 1925 году.
Следующий опытный образец Дегтяревым был представлен осенью 1926 года. 27-29
сентября из двух экземпляров было сделано около пяти тыс. выстрелов, при этом
было выяснено, что выбрасыватель и ударник недостаточно мощные, а само оружие
чувствительно к запылению. В декабре провели испытания следующих двух пулеметов
в неблагоприятных условиях стрельбы. В результате они дали на 40000 выстрелов
всего 0,6% задержек, однако и их также вернули на доработку. Одновременно с этим
испытывали усовершенствованный образец Токарева а также германский "легкий
пулемет" Дрейзе. Образец Дегтярева, по результатам испытаний, превзошел
переделочную систему Токарева и пулемет Дрейзе, который тогда вызывал большой
интерес у руководства Рабоче-Крестьянской Красной Армии и, кстати, имевший
вариант с магазином большой емкости. Несмотря на это Дегтяреву пришлось в свою
конструкцию внести ряд изменений: благодаря изменению формы и использования
хромоникелевой стали упрочнили затворную раму, из такой же стали были
изготовлены шток поршня и выбрасыватель, для упрочнения ударника ему придали
форму близкую к форме ударника пулемета Льюиса. Необходимо отметить, что
некоторые конструктивные решения в пулеметах Дегтярева были выполнены под явным
влиянием досконально изученных ручных пулеметов "Мадсен", "Льюис" и "Гочкисс" (Ковровский
завод обладал полными комплектами чертежей, а также готовыми образцами Мадсена и
Льюиса). Однако в целом оружие имело новую и оригинальную конструкцию. Два
экземпляра пулемета Дегтярева после доработки прошли испытания комиссией Арткома
Артиллерийского Управления РККА на Ковровском заводе 17-21 января 1927 года.
Пулеметы были признаны "выдержавшими испытания". 20 февраля та же Комиссия
признала "возможным предъявить пулеметы как образцы для проведения всех
последующих работ и соображений по установке их на производство". Не дожидаясь
результатов доработок, было принято решение выдать заказ на сто пулеметов. 26
марта Арткомом были утверждены разработанные ПКБ Ковровского завода "Временные
ТУ на приемку ручного пулемета Дегтярева".
Первую партию из 10 пулеметов представили военной приемке 12 ноября 1927 года,
партию в 100 пулеметов военный приемщик полностью принял уже 3 января 1928 года.
11 января Реввоенсовет дал указание передать 60 пулеметов для проведения
войсковых испытаний. Кроме того, пулеметы направлялись в военно-учебные
заведения различных военных округов, с тем, чтобы одновременно с испытаниями
командный состав мог знакомиться с новым оружием при лагерных сборах. Войсковые
и полигонные испытания продолжались в течение всего года. По результатам
испытаний проведенных в феврале на Научно-испытательном оружейно-пулеметном
полигоне и курсах "Выстрел" было рекомендовано добавить в конструкцию
пламегаситель призванный уменьшить демаскирующее и ослепляющее действия дульного
пламени в сумерки и ночное время. Кроме того был высказан и ряд других
замечаний. В августе 1928 года испытали усовершенствованный образец имеющий
пламегаситель и несколько измененный патрубок регулятора газовой камеры. На
27-28 года выдали заказ на 2,5 тыс. пулеметов. При этом на специальном совещании
15 июня 1928 года, в котором принимали участие руководители Главного
военно-промышленного управления и Наркомата обороны, признавая сложности
постановки крупносерийного производства нового пулемета, установили 29-30 годы в
качестве предельного срока для его установления с полностью взаимозаменяемыми
частями. В конце 28 года было принято решение прекратить производство пулеметов
МТ (Максима-Токарева). В результате ручной пулемет Дегтярева попал в РККА до его
официального принятия. Пулемет был принят под обозначением "7,62-мм ручной
пулемет обр. 1927 г." или ДП ("Дегтярева, пехотный"), также встречалось
обозначение ДП-27. Пулемет Дегтярева стал первым массовым пулеметом
отечественной разработки и вывел ее автора в число главных и самых авторитетных
оружейников страны.
Основные части пулемета: сменный ствол с пламегасителем и газовой камерой;
ствольная коробка с прицельным устройством; цилиндрический кожух ствола с мушкой
и направляющей трубкой; затвор с ударником; затворная рама и шток поршня;
возвратно-боевая пружина; спусковая рама с прикладом и спусковым механизмом;
дисковый магазин; складные съемные сошки.
Ствол в ствольной коробке крепился прерывчатыми винтовыми выступами, для
фиксации использовался флажковый замыкатель. На средней части ствола имелось 26
поперечных ребер призванных улучшить охлаждение. Однако на практике оказалась,
что эффективность данного радиатора была очень низкой и, начиная с 1938 года
оребрение устранили, что упростило производство. На дульной части ствола при
помощи резьбового соединения крепился конический пламегаситель. Во время марша
пламегаситель для сокращения длины ДП крепили в перевернутом положении.
А автоматике пулемета была реализована схема работы за счет отвода через боковое
отверстие пороховых газов. Отверстие было выполнено в стенке ствола на
расстоянии 185 миллиметров от дульного среза. Газовый поршень имел длинный ход.
Газовая камера - открытого типа, с патрубком. Шток поршня жестко связанный с
затворной рамой и возвратно-боевая пружина, надетая на шток, помещались под
стволом в направляющей трубке. Газовый поршень навинчивался на передний конец
штока, при этом фиксировал возвратно-боевую пружину. При помощи патрубкового
регулятора имеющего два газоотводных отверстия диаметром 3 и 4 миллиметра
осуществлялась регулировка количества отводимых пороховых газов. Запирание
канала ствола осуществлялось при помощи пары боевых упоров, укрепленных по бокам
затвора на шарнирах и разводимых расширенной задней частью ударника.
Спусковой механизм состоял из спускового крючка, спускового рычага с шепталом,
автоматического предохранителя. Предохранителем подпирался спусковой крючок
сзади. Для его выключения необходимо ладонью полностью охватить шейку приклада.
УСМ был рассчитан лишь на ведение непрерывного огня.
Магазин, крепившийся сверху ствольной коробки, состоял из пары дисков и пружины.
Патроны в магазине размещались по радиусу носком пули к центру. Усилием
улиткообразной спиральной пружины, которая закручивалась при снаряжении
магазина, верхний диск вращался относительно нижнего, при этом к окну приемника
подавались патроны.
В колодке прицела монтировалась подпружиненная защелка магазина. На марше окно
приемника ствольной коробки прикрывалось специальным щитком, который перед
установкой магазина сдвигался вперед. Для снаряжения магазина использовали
специальный прибор ПСМ. Необходимо отметить, что магазин имеющий диаметр 265
миллиметров создавал при переноске пулемета во время боя некоторые неудобства.
После израсходования части боезапаса оставшиеся патроны при передвижениях
создавали заметный шум. Кроме того ослабление пружины приводило к тому, что в
магазине оставались последние патроны - из-за этого расчеты предпочитали не
полностью снаряжать магазин.
Как и во многих пулеметах, рассчитанных на значительный разогрев ствола и
интенсивную стрельбу очередями, выстрел производили с заднего шептала или, иначе
говоря, с открытого затвора. Затворная рама с затвором перед первым выстрелом
находилась в заднем положении, удерживаясь шепталом, при этом возвратно-боевая
пружина была сжатой (усилие сжатия составляло 11 кгс). Спусковой рычаг при
нажатии спускового крючка опускался, затворная рама срывалась с шептала и
двигалась вперед, толкая затвор и ударник своей вертикальной стойкой. Затвор
захватывал из приемника патрон, досылал его в патронник, упираясь в пенек
ствола. Во время дальнейшего движения затворной рамы ударник раздвигал боевые
упоры своей уширенной частью, опорные плоскости упоров входили в боевые упоры
ствольной коробки. Данная схема запирания очень напоминала шведскую
автоматическую винтовку Чельмана, испытания которой в 1910 году проводились в
России (хотя в винтовке сочетались запирание по "схеме Фриберга-Чельмана" и
автоматика на основе отдачи ствола при коротком ходе). Ударник и затворная рама
после запирания продолжали движение вперед еще 8 миллиметров, боек ударника
достигал капсюля патрона, разбивая его, происходил выстрел. После того как пуля
проходила газоотводные отверстия в газовую камеру попадали пороховые газы,
ударяли в поршень, который охватывал камеру своим раструбом, и отбрасывали назад
затворную раму. После того как ударник проходил рамой примерно 8 миллиметров он
освобождал боевые упоры, после чего упоры сводились скосами фигурного выема
рамы, на пути 12 миллиметров происходило отпирание канала ствола, затвор
подхватывался затворной рамой и отводился назад. При этом выбрасывателем
извлекалась стреляная гильза, та ударяясь об ударник, выбрасывалась через окно
ствольной коробки в нижней части. Ход затворной рамы равнялся 149 миллиметрам
(затвора - 136 миллиметрам). После этого затворная рама ударялась о спусковую
раму и шла вперед под действием возвратно-боевой пружины. Если в этот момент
спусковой крючок был нажат, цикл автоматики повторялся. В случае если крючок
отпускали, затворная рама вставала на шептало своим боевым взводом
останавливаясь в заднем положении. При этом пулемет был готов к следующему
выстрелу - наличие только одного автоматического предохранителя спуска создавало
опасность непроизвольного выстрела во время перемещения с заряженным пулеметом.
В связи с этим в наставлениях было прописано, что заряжание пулемета должно
производиться лишь после занятия позиции.
Пулемет оснащался секторным прицелом с высокой колодкой, которая была укреплена
на ствольной коробке, и планкой, имеющей насечки до 1500 метров (шаг 100 м.), и
мушкой имеющей защитными "ушками". Мушка вставлялась в паз на выступе кожуха
ствола, который напоминал кожух ручного пулемета "Мадсен". Защитными "ушками"
для прицела также служила защелка магазина. Деревянный приклад выполнялся по
типу пулемета "Мадсена", имел "полупистолетный" выступ шейки и верхний гребень,
улучшающий постановку головы пулеметчика. Длина приклада от спускового крючка до
затылка равнялась 360 миллиметрам, ширина приклада равнялась 42 миллиметрам. В
прикладе размещалась масленка. В более широкой нижней части приклада пулемета
ДП-27 имелся вертикальный канал, предназначенный для задней выдвижной опоры, но
серийные пулеметы производились без такой опоры, и в дальнейшем канал в прикладе
выполнять перестали. На кожухе ствола и слева на прикладе были закреплены
антабки для ремня. Сошки крепились откидным хомутиком, имеющим винт-барашек, на
кожухе ствола, их ноги были снабжены сошниками.
Пулемет при стрельбе показывал неплохую кучность: сердцевина рассеивания во
время стрельбы "нормальными" очередями (от 4 до 6 выстрелов) на дальности 100
метров составляла до 170 мм (по высоте и по ширине), на 200 метрах - 350 мм, на
500 метрах - 850 мм, на 800 метрах - 1600 мм (по высоте) и 1250 мм (по ширине),
на 1 тыс. м - 2100 мм (по высоте) и 1850 мм (по ширине). Во время стрельбы
короткими очередями (до 3 выстрелов) кучность повышалась - так например, на
дальности 500 метров сердцевина рассеивания уже равнялась 650 мм, а на 1 тыс. м
- 1650x1400 мм.
Пулемет ДП состоял из 68 деталей (без магазина), из которых 4 винтовые пружины и
10 винтов (для сравнения - количество деталей германского ручного пулемета
Дрейзе равнялось 96, американского "Браунинг" BAR обр. 1922 года - 125, чешского
ZB-26 - 143). Использование затворной рамы как нижней крышки ствольной коробки,
а также применение принципа многофункциональности при использовании других
деталей дали возможность значительно сократить массу и габариты конструкции. К
достоинствам данного пулемета также относилась простота его разборки. Пулемет
мог разбираться на крупные части, а с извлечением затворной рамы отделялись
главные детали. В принадлежность к пулемету Дегтярева входили разборный шомпол,
ершик, две выколотки, ключ-отвертка, прибор для прочистки газовых путей,
протирка, извлекатель для оторванных дулец гильз (ситуация с разрывом гильз в
патроннике пулемета системы Дегтярева наблюдалась достаточно долго). Запасные
стволы - два на пулемет - поставлялись в спец. ящиках. Для переноски и хранения
пулемета использовался брезентовый чехол. Чтобы вести стрельбу холостыми
патронами использовали дульную втулку с диаметром выходного отверстия 4
миллиметра и специальный магазин имеющий окно под холостые патроны.
Отметим, что в 1931, 34 и 38 годах Дегтярев представлял модернизированные
варианты ДП. В 1936 году он предложил облегченный авиадесантный вариант "Образец
22/3", не имеющий кожуха, с усиленным оребрением и запиранием одним боевым
выступом, кроме того пулемет комплектовался компактным коробчатым магазином
имеющим секторную форму. Тогда конструктор представил пулемет, имеющий такой же
магазин, с перенесением в приклад возвратно-боевой пружины. Оба пулемета
остались опытными. На ДП в опытном порядке устанавливался прицел с возможностью
введения боковых поправок, ДП оснащенный глушителем и оптическим прицелом
испытывался в 1935 году.
После боев на острове Хасан в 1938 году от командного состава поступило
предложение принять на вооружение ручной пулемет имеющий систему питания по типу
японских пулеметов "Тип 11" - со снаряжением постоянного магазина патронами из
винтовочных обойм. Данное предложение активно поддержал Г.И. Кулик, начальник
ГАУ. Ковровцы представляли вариант ручного пулемета Дегтярева с приемником
Разоренова и Купинова под обоймы от винтовки образца 1891/1930 г., "Образец
24/3" и под жесткие обоймы по типу пулемета Гочкисс "Образец 25/3", однако очень
скоро вопрос о таком приемнике был справедливо снят - практика заставила
отказаться от обойменного или пачечного питания ручных пулеметов, оставив
военных специалистов и оружейников перед выбором "лента или магазин".
Долгое время Дегтярев работал над созданием универсального (единого) и
станкового пулемета. В июне-августе 1928 года Артком по заданию Штаба РККА
разработал тактико-технические требования для нового станкового пулемета - за
основу пулемета, с целью унификации, должен был браться пехотный пулемет
Дегтярева под тот же патрон, но имеющий ленточное питание. Уже в 30 году
конструктор представил опытный станковый пулемет с универсальным станком
Колесникова, приемником ленточного питания (система Шпагина) и усиленным
радиатором ствола. Доводка станкового пулемета Дегтярева ("Дегтярев, станковый",
ДС) затянулась до конца 1930-х годов и не дала положительных результатов. В 1936
году Дегтяревым была представлена универсальная модификация ДП имеющая легкий
складной неотъемный треножный станок и крепление для складного зенитного
кольцевого прицела. Данный образец также не продвинулся дальше опытного.
Слабость штатных сошек стала причиной ограниченного использования с пехотным
пулеметом Дегтярева установки с дополнительными тягами, которые с сошками
образуют треугольную конструкцию.
Так как ко времени принятия ДП на вооружение в Советском Союзе была признана
необходимость унификации пулеметов, на основе пулемета Дегтярева велась
разработка других типов - в первую очередь авиационного и танкового. Здесь вновь
пригодился опыт разработки унифицированного оружия Федорова.
12 июня 1929 года, после проведения соответствующих испытаний в качестве
вооружения бронемашин и танков был принят танковый пулемет ДТ в шаровой
установке Г.С. Шпагина.
Танковый ДТ, во многом унифицированный с авиационным ДА, несколько выходит за
рамки статьи, поэтому вернемся к авиации.
Еще 17 мая 1926 года Арткомом было утверждено тех. задание на проектирование
унифицированного скорострельного пулемета, который бы использовался в качестве
ручного в кавалерии и пехоте, и синхронного и турельного в авиации. Но более
реальным оказалось создание авиационного пулемета на основе пехотного. Практика
"превращения" ручного пулемета в подвижный авиационный (на шкворневых, одиночных
турельных, спаренных турельных установках) применялась еще в годы Первой мировой
войны. В период с декабря 27 по февраль 28 года велись испытания авиационного
варианта пулемета Дегтярева ("Дегтярева, авиационный", ДА). Научно-технический
комитет Управления военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии счел
"возможным одобрить для учета в плане серийного заказа представленный образец"
пулемета Дегтярева. В 1928 году, одновременно с неподвижным пулеметом ПВ-1
конструкции А.В. Надашкевича созданной на основе станкового пулемета "Максим",
на вооружение военно-воздушных сил был принят турельный авиационный пулемет ДА.
Для пулемета ДА был разработан новый дисковый магазин емкостью 65 патронов (для
более надежной работы его емкость была уменьшена до 63 патронов), в котором
патроны располагались в три яруса и проделывали более сложный путь к патроннику,
что было причиной многих задержек в стрельбе. Пулемет также оснащался
пистолетной рукояткой и новыми прицельными приспособлениями с флюгер-мушкой.
К передней части ствольной коробки авиационного пулемета Дегтярева
привинчивалась планшайба. В ее нижней части был прикреплен шкворень, имеющий
изогнутый вертлюг для крепления на установке. Вместо приклада были установлены
насеченные деревянные пистолетная рукоятка управления и задняя рукоятка. Спереди
сверху была закреплена втулка с кольцевым прицелом, в дульной части ствола на
резьбе крепилась втулка имеющая стойку для флюгер-мушки. Поскольку сняли кожух и
установили планшайбу, произошли изменения крепления направляющей трубки газового
поршня. Сверху магазин оснащался ременной ручкой для быстроты и удобства смены.
Много проблем при разработке и доведении пулемета Дегтярева ДА причинял
гильзоулавливатель - устройство, необычное даже для видавших виды оружейников.
Любой из них прекрасно знаком со всеми проблемами, связанными с подачей патрона
из магазина в патронник, извлечением стреляной гильзы и выбросом в определенном
направлении.
И вдруг оказывается, что, установленный на самолете, пулемет не должен
разбрасывать гильзы куда попало. Каждая из них, закатившись в дальний угол
кабины, таит в себе подчас смертельную опасность: любой кусок металла,
оказавшийся рядом с тягами, качалками, рычагами системы управления, может
заклинить их, лишить пилотов всякой возможности контролировать полет.
Значит, все стреляные гильзы надо собрать - и не после полета, на полу кабины, а
сразу же, в ходе стрельбы. Первый блин вышел комом. Гильзы все время застревали
в горловине мешка, его то и дело приходилось встряхивать - обременительно для
ведущего огонь стрелка! Не лучшие результаты дал мешок с жесткими
профилированными каркасами самых разных форм. Гильзы застревали. Казалось,
именно из-за этого на первый взгляд совершенно пустякового затруднения
прекрасный пулемет так и не обоснуется на самолете. Киносъемка помогла
справиться с непредвиденным препятствием.
Учитель и руководитель Дегтярева В.Г. Федоров вспоминал: "Переработка самого
пулемета не встретила для В.А. Дегтярева особых затруднений, но главнейшие
трудности выявились при проектировании магазина и, как не покажется странным,
особого мешка для улавливания гильз... Разработка его долго не удавалась,
получались заклинения стреляных гильз в горловине мешка, большею частью от
подскакивания гильз вверх при частично наполненном мешке. С целью облегчить наши
работы и помочь нам НИИ УВВС произвело весьма интересную работу - киносъемку
выбрасывания гильз из пулемета, причем, пуская фильм весьма медленно, можно было
изучать своеобразный путь гильз и постепенно подметить причины появления случаев
их заклинивания, а, следовательно, и устранить их". Результат исследования -
особым образом спрофилированный вход в мешок, соответствующий траектории гильз.
Пулемет ДА являлся основным оборонительным оружием бомбардировщиков и
разведывательной авиации ВВС РККА. 30 марта 1930 году на совещании у заместителя
начальника вооружений РККА отмечалось, что на вооружении в частях ВВС уже
находится 1200 пулеметов ДА и еще готово к сдаче 1000 шт. Тактико-технические
характеристики авиационной версии пулемета Дегтярева практически не изменились
по сравнению с пехотной. Темп стрельбы 600 выстр/мин. был, конечно, не
выдающимся на конец 20-х годов, но считался приемлемым. Большой популярности
пулеметов ДА способствовала взаимозаменяемость деталей с распространенным в
войсках пулемета ДП.
Однако по сравнению с современными ему иностранными образцами авиационных
пулеметов, у которых темп стрельбы достигал 700-900 выстр/мин, пулемет ДА все же
выглядел слабым. Посему, в 1930 году на вооружение поступила спаренная турельная
установка ДА-2 - ее разработку на основе авиационного пулемета Дегтярева
Научно-технический комитет Управления военно-воздушных сил заказал в 1927 году
Оружейно-пулеметному тресту. Планшайба, находящаяся в передней части ствольной
коробки, на каждом пулемете была заменена муфтой переднего крепления. Для
крепления на установке служили боковые приливы муфт, для удержания трубки
газового поршня - нижние. Задним креплением пулеметов на установке являлись
стяжные болты, проходившие через отверстия сделанных в задних приливах ствольной
коробки. В разработке установки принимали участие Н.В. Рукавишников и И.И.
Безруков. Крючок общего спуска устанавливался на пистолетной рукоятке правого
пулемета в дополнительной спусковой скобе. Спусковую тягу крепили к отверстиям
спусковых скоб. Тяга состояла из регулировочного штока и соединительного валика.
На левом пулемете флажок предохранителя и рукоятку затворной рамы перенесли не
левую сторону, на его стволе устанавливался кронштейн для флюгер-мушки. Так как
отдача спаренных пулеметов была очень чувствительной для установки и стрелка, на
пулеметах установили дульные тормоза активного типа. Дульный тормоз имел форму
своеобразных парашютиков. Позади дульного тормоза размещался специальный диск,
защищающий стрелка от дульной волны - позднее тормоз такой схемы устанавливался
на крупнокалиберный ДШК. Пулеметы с турелью соединялись через шкворень.
Установку снабжали подбородником и плечевым упором (до 1932 года пулемет имел
грудной упор). Вес ДА-2 со снаряженными магазинами и флюгер-мушкой составлял 26
килограммов, длина - 1140 миллиметров, ширина - 300 миллиметров, расстояние
между осями каналов стволов - 193 миллиметров. Любопытно, что ДА и ДА-2 приняли
на вооружение Управлением военно-воздушных сил без официального оформления
приказа Наркомата обороны. Данные пулеметы ставили на турели Тур-5 и Тур-6, а
также в самолетные выдвижные пулеметные башни. ДА-2 имеющий другой прицел
пытались устанавливать на легкий танк БТ-2.
За время серийного выпуска пулеметов ДА, продолжавшегося до 1932 года (спаренный
ДА-2 производился до 1935 года) было выпущено 12914 ДА и 16040 штук ДА-2.
Боевая карьера "авиационного Дегтярева" была не долгой в отличие от танкового и
ручного, провоевавших всю войну, и состоявших на вооружении вплоть до 60-х
годов. Если в начале 30-х турельные ДА и ДА-2 составляли основу оборонительного
вооружения практически всех советских разведчиков и бомбардировщиков, то уже к
началу войны они почти полностью исчезли с турелей боевых самолетов. На
некоторых машинах второй линии, таких как У-2 и Р-5 пулеметы ДА еще встречались
во время войны, но всерьез рассматривать их как эффективное оборонительное
вооружение уже ни у кого иллюзий не вызывало.
Уже упомянутая выше низкая скорострельность в 600 выстр/мин, доставшаяся в
наследство от пехотного ДП и магазинное питание, не позволила авиационной версии
пулемета Дегтярева быть использованной в качестве наступательного вооружения.
Очевидно, что и сам Дегтярев вполне сознавал, что вопрос полной унификации
оружия не совсем приемлем для авиационного вооружения.
Поэтому в начале 30-х в соавторстве с Георгием Семеновичем Шпагиным им была
предпринята попытка разработать глубокую модификацию пулемета, рассчитанную
исключительно на авиационное применение.
В 1933 году на испытания был представлен опытный авиационный пулемет ДАС
(Дегтярева Авиационный Скорострельный), в котором от исходного образца - ручного
ДП был сохранен лишь общий принцип автоматики с газоотводом и собственно ствол
длиной 605 мм с четырьмя правосторонними нарезами. В остальном конструкция
оружия была подвергнута серьезной переработке. Шпагиным был разработан новый
приемник под металлическую рассыпную ленту, также спроектированную Шпагиным. Для
увеличения темпа стрельбы, который достиг 1200 выстр/мин, была применена схема
стрельбы с закрытого затвора в отличие от предыдущих моделей, а также введен
рычажный ускоритель. Изначально пулемет ДАС был рассчитан на применение не
только в качестве турельного, но и синхронного курсового, для чего
комплектовался синхронно-отрывным механизмом спуска, прерывавшем стрельбу при
работе синхронизатора и замыкателем на раму - "противоотскоком".
Впрочем, к моменту появления пулемета ДАС уже во вся проходил внедрение
знаменитый ШКАС, хотя и более тяжелый и технологически сложный, но зато по темпу
стрельбы в 1800 выстр/мин в полтора раза превосходивший изделие Дегтярева и
Шпагина.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
ДА |
ДА-2 |
ДАС |
Калибр, мм |
7.62 |
7.62 |
7.62 |
Тип автоматики |
газоотвод |
Масса, кг |
7,1 (10,2 со снаряженным магазином) |
26.8 (с двумя снаряженными магазинами) |
10 |
Длина, мм |
960 |
1140 или 955 |
1110 |
Длина ствола, мм |
605
527 длина нарезной части |
605
527 длина нарезной части |
605
527 длина нарезной части |
Темп стрельбы, выстр/мин |
600 |
2х600 |
1200 |
Начальная скорость пули, м/с |
840 |
840 |
840 |
Емкость магазина |
63 |
2х63 |
Лента 250 патронов |
Масса снаряда, г. |
9.0 - 13.7 |
9.0 - 13.7 |
9.0 - 13.7 |
Тип боеприпаса |
7,62×54R |
7,62×54R |
7,62×54R |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
|