Традиционно швейцарская авиация не упоминается в контексте боев 2-й Мировой
войны по вполне понятным причинам. Что до авиационного вооружения, даже
специалисты от авиации вряд ли вспомнят что-то еще, кроме широкоизвестного
бестселлера "Эрликон". А между тем, швейцарским оружейникам есть чем
похвастаться в части передовых разработок.
Одним из гениев швейцарской оружейной школы являлся директор и главный
конструктор Государственной оружейной фабрики в Берне полковник швейцарской
армии Адольф Фуррер (Johann Adolf Furrer-Kägi).
Будущий конструктор-оружейник закончил военную академию весной 1894 года по
специальности крепостная артиллерия. С середины 10-х годов 20-го века в его
активе было уже несколько разработанных образцов современного стрелкового оружия,
среди которых наиболее заметным был пистолет-пулемет MP1919, впрочем, так и не
принятый на вооружение.
12 апреля 1921 года отставной полковник швейцарской армии возглавил
Государственную оружейную фабрику в Берне - Waffenfabrik Bern (W+F), во главе
которой оставался до 1940 года.
Одной из знаковых разработок Адольфа Фуррера стал легкий ручной пулемет Furrer
Lmg-25 (Leichtes Maschinengewehr Modell 1925), разработанный в первой половине
1920х годов под стандартный швейцарский винтовочный патрон 7.5x55 GP11.
В 1925 году этот ручной пулемет был принят на вооружение Швейцарской армии, где
использовался вплоть до конца 1950х - начала 1960х годов, когда на вооружение
швейцарцев стали поступать автоматические винтовки Stgw.57 под тот же патрон и
имевшие близкие к ручному пулемету характеристики. На экспорт этот пулемет
практически не поставлялся. Подобно многим другим системам Швейцарской
разработки и производства, ручной пулемет Furrer Lmg-25 отличало высочайшее
качество изготовления и весьма высокая цена, а также отличные надежность,
живучесть и точность стрельбы. Достаточно сказать, что пулемет мог произвести 18
тыс выстрелов без заметного снижения точности - рекордный параметр среди
одноклассников того времени. А надо сказать, что в рекламных буклетах на этот
пулемет значилась вообще фантастическая цифра 25 тыс выстрелов!
Ручной пулемет Furrer Lmg-25 имел автоматику использующую энергию отдачи с
коротким ходом ствола. Запирание затвора осуществлялось коленчатой парой рычагов,
расположенных в горизонтальной плоскости, при этом в отличие от систем Максима
или Люгера в конструкции присутствовала дополнительная третья тяга, связывавшая
задний рычаг запирающего узла с неподвижной ствольной коробкой. Тем самым
обеспечивалась постоянная кинематическая связь затвора с подвижным стволом, при
обеспечении большей скорости отката и наката затвора по отношению к стволу.
Такая схема теоретически повышала надежность работы автоматики за счет
использования массы ствола на всем цикле движения затвора, однако она также
сильно усложняла конструкцию и предъявляла высокие требования к точности
пригонки частей механизма. Питание патронами осуществлялось из примыкаемых
справа коробчатых магазинов, выброс гильз горизонтально влево. Вырез в левой
стенке ствольной коробки, в котором двигались запирающие рычаги, в походном
положении закрывался специальной пылезащитной крышкой. Ствол пулемета имел
воздушное охлаждение и допускал быструю замену, однако при смене ствола также
заменялся и весь затворный блок, связанный со стволом запирающими рычагами.
Стрельба велась с открытого затвора, при этом спуск ударника происходил при
выкате подвижных частей, что обеспечивало снижение пиковой отдачи оружия.
Пулемет допускал ведения огня одиночными выстрелами и очередями. Пулемет штатно
комплектовался деревянными прикладом, пистолетной рукояткой и двуногой складной
сошкой. Дополнительно могли использоваться задняя опора (крепившаяся под цевье
либо приклад) либо специальный пехотный станок-тренога.
Общий объем выпуска пулеметов Фуррера 1925 года составил около 17 тыс
экземпляров.
Удачная конструкция позволила разработать на базе Lmg-25 ряд
других пулеметов. Естественно одним из направлений развития стала
авиационная версия пулемета. Авиационная версия - Flieger-MG 29 или
сокращенно Fl-MG 29, как понятно из обозначения, была принята на
вооружение в 1929 году. В общих чертах конструктивно авиационный пулемет
был идентичен ручному Lmg-25, но имел и несколько заметных отличий. В
частности, питание осуществлялось из металлической рассыпной ленты
емкостью 200 патронов. Подача могла осуществляться с обеих сторон.
Стрельба велась с закрытого затвора в отличие от Lmg-25, стреляющего с
открытого затвора. Темп стрельбы был увеличен до 1100 - 1300 выстр/мин.
Одновременно выпускались две версии оружия - одинарная и спаренная - "Doppel-MG".
В последней версии пулеметы имели независимую конструкцию, жестко
скрепленных между собой двух пулеметов с "максимовскими" рукоятками
общей спусковой скобой.
Одновременно выпускалась версия MG 29 для неподвижной установки в
качестве наступательно вооружения, как в крыльевом, так и синхронном
исполнении.
Эти пулеметы с начала 30-х годов стали штатным вооружением швейцарской
авиации. Ввиду немногочисленности самолетного парка нейтральной страны,
выпуск авиационных пулеметов Fl-MG 29, был небольшим. Общее количество
выпущенных пулеметов этого типа оценивается в 5700 штук. Из них лишь
1614 были установлены на самолеты. Так два неподвижных пулемета
устанавливались в крыле разведчика-бомбардировщика EKW С-35 в дополнении
к одному-двум турельным Fl-MG 29 в задней кабине. Закупленный в
Германии истребители Bf-109D также несли пару синхронных и два крыльевых
пулемета Fl-MG 29.
К концу 30-х годов пулеметы винтовочного калибра перестали быть
актуальны в качестве авиационного вооружения. Большая часть выпущенных
Fl-MG 29 была модифицирована для использования в качестве зенитных и
получила обозначение Flab-MG 29/38 (от Flieger-Abwehr Maschinengewehr, -противо-самолетный
пулемет) . В дополнение к ним в 1940-45 гг было выпущено еще 756 чисто
зенитных версий Flab D Mg 38, аналогичных конструктивно авиационным, но
оснащенных массивным кожухом водяного охлаждения.