Венгерский конструктор-изобретатель Ференц Гебауэр, разработавший в конце 1-й
Мировой войны революционную конструкцию авиационного пулемета с внешним приводом
затвора от вала двигателя самолета, в течение последующих 15 лет успешно
развивал свою разработку. В годы 2-й Мировой войны серийно выпускались два типа
спаренных пулемета этого типа – 7.92-мм 26/31.M и 12.7-мм 1940.M. Однако,
несмотря на бешеную скорострельность этого оружия, превышавшую 2000 выстрелов в
минуту, эти пулеметы, требующие связи с валом двигателя, не подходили в качестве
оборонительного оружия для подвижных установок. Посему во второй половине 20-х
на оружейной фирме Данувия, где Ференц Гебауэр занимал пост члена совета
директоров, была инициирована программа создания, как бы сейчас сказали, единого
пулемета, пригодного для использования как в пехоте, так и в качестве танкового,
авиационного и зенитного.
При разработке пулемета Гебауэр выбрал газоотводную схему автоматики,
позволявшей путем несложных изменений в клапане газоотводного канала легко
варьировать темп стрельбы.
Первый прототип пулемета появился в 1929 году, представлявший собой ручной
пехотный пулемет, оснащенный складными сошками и вставляемым сверху коробчатым
магазином емкостью 30 или 25 патронов 8×56R. Темп стрельбы пулемета варьировался
в диапазоне 600-900 выстр/мин.
Однако на доводку пулемета ушло без малого пять лет. К этому времени венгерская
армия приняла на вооружение в качестве пехотного ручного пулемета швейцарский
Солотурн S2-200, известный в Венгрии как 31.М, надежное и качественное оружие.
Как известно, развивая удачную конструкцию S2-200, немцы в итоге получили
прекрасные авиационные пулеметы MG-15 и MG-17. Достаточно скорострельные для
своего времени, переработанные под разные схемы питания под магазины и ленты,
ставшие основой авиационного вооружения Люфтваффе на ближайшие годы. Остается
только догадываться, почему венгры, выпускавшие ручные пулеметы Солотурн по
лицензии, не пошли по пути немцев. Венгерский Солотурн 31.М так и остался только
ручным пулеметом с не слишком удобным магазином, торчавшим сбоку приемника.
Возможно ответ крылся в желании правительства Хорти поддержать отечественного
производителя, но факт тот, что идея единого пулемета, в которой венгры вполне
могли быть пионерами, была похоронена. Швейцарский пулемет прочно обосновался в
пехоте, а творению Гебауэра досталась ниша авиации и бронетехники.
Авиаверсия, получившая обозначение Gebauer Megfigyelх Motorgéppuska (дословно –
"разведывательный пулемет") 1934.Minta GKM, или просто 1934.M, несколько
отличалась от пехотного варианта, главным образом, отсутствием деревянного цевья
и применением вращающегося дискового многорядного магазина "Horvath" емкостью
100 патронов. Первые серии пулеметов 1934.M GKM использовали немецкие патроны
Маузер 7.92х57 мм, более поздние модели уже выпускались под венгерские патроны
8×56R.
Устройство пулемета Гебауэр 1934.M GKM достаточно стандартно для оружия с
газоотводным принципом автоматики. Стрельба велась с закрытого затвора,
скользящий затвор запирал камору с помощью двух боевых упоров. Экстракция гильз
осуществлялась в левую сторону.
Как очевидно из обозначения, пулемет 1934.M предназначался, прежде всего, для
вооружения турельных оборонительных установок многоместных самолетов венгерских
ВВС. В предвоенные годы он выпускался сравнительно большой серией и составлял
основу оборонительного вооружения практически всех венгерских многоместных
самолетов. Гебауэры стояли на турелях венгерских разведчиков Вейс WM-16
"Будапешт" и WM-21 "Солюм", закупаемых в Германии Хейнкелей He-46 и He-170. На
бомбардировщиках Юнкерс Ju-86K Гебауэры стояли в носовой, верхней и нижней
турелях.
Выглядевший достаточно современно на момент своего создания в конце 20-х годов,
к 40-м пулемет Гебауэра уже смотрелся более чем скромно. Тем стрельбы, не
превышавший 900 выстр/мин в купе со слабым винтовочным патроном, уже не позволял
считать его сколь-нибудь эффективным оборонительным вооружением. Поэтому на
боевых самолетах, закупаемых в Германии и Италии, венгры уже предпочитали
оставлять штатное вооружение из более современных и эффективных пулеметов MG-15,
MG-81 или Брэда-САФАТ.
Танковая версия пулемета Гебауэра "отстала" от авиационной на три года, хотя
концептуально танковый пулемет 1934/37.M, также встречается обозначение 34.АМ,
отличался от базовой модели лишь внешней обвязкой. Стандартный рамочный прицел
авиационной версии заменялся на коллиматорный, да техническая скорострельность
была снижена до 400-600 выстр/мин. Кроме того Гебауэр вернулся к изначально
разработанному для пехотного пулемета коробчатому магазину сверху приемника. В
версии 1934/40.М, также предназначенной для установки на бронетехнику,
магазинная подача была изменена на ленточную с возможностью подачи металлической
ленты с любой стороны. А также была введена дополнительная рукоятка под
спусковой скобой. Наземные версии пулеметов использовали только венгерские
патроны 8×56R в отличие от авиационных, доступных и под немецкий 7.92-мм патрон.
Пулеметы Гебауэра 1934/37.M и 1934/40.М массово применялись на венгерской
бронетехнике, а также в качестве зенитных, устанавливаясь на любых платформах, в
том числе на речных судах. И авиационные, и "сухопутные" пулеметы Гебауэр
выпускались массово до самого конца войны, заслужив признание венгерских
военных.
После войны Гебауэров практически не уцелело. Трофейные пулеметы, попавшие в
руки советских войск, уже считались устаревшими и отправились в утиль, так что
на настоящий момент даже точные ТТХ этого интересного оружия остаются
неизвестными.