Основным разработчиком японского стрелкового оружия, включая и авиационные
артиллерийские системы, являлась фирма "Чоу Когьиё" (Chu:ou Ko:gyou KK),
возглавляемая выдающимся японским оружейником генералом Киджиро Намбу (Kijiro
Nambu). Основным направлением в разработках авиационных артиллерийских систем
конструкции этой компании было развитие трофейных американских пулеметов
Браунинг. После адаптации конструкции Браунинга М2 под японский патрон
12.7х81SR, явивший японский аналог американского пулемета под обозначением
Но-103, появилась одна из лучших пушек Второй Мировой войны в классе 20 мм –
Но-5, ставшая основой вооружения японской армейской авиации. Не останавливаясь
на результате, специалисты фирмы приступили к дальнейшей переработке знаменитого
полудюймового Браунинга в части увеличения мощности системы, явив миру едва ли
не самые лучшие авиационные орудия в классе 30 мм (Но-155) и 37 мм (Но-204).
Если бы Вторая Мировая война продолжалась бы и в 1946 году, 30-мм пушка Ho-155
(часто ее некорректно называют Но-105, что, вероятно, пошло от давней опечатки,
допущенной в послевоенном докладе американской технической комиссии, работавшей
с трофеями) стала бы основным оружием японских армейских истребителей нового
поколения. Первые серийные образцы пушки Но-155 начали устанавливать на
армейские истребители в начале 1945 года, но до массового применения этого
орудия дело так и не дошло, хотя производство его шло полным ходом.
История Но-155 началась в 1942 году, когда технический отдел Koku Hombu
сформулировал требования на замену только что поступившей на вооружение 20-мм
пушки Но-5. Спецификация предусматривала увеличение мощности снаряда при
сохранении высоких параметров скорострельности, прицельной дальности и
превосходных баллистических характеристик Но-5. Итогом разработки фирмы "Chu:ou
Ko:gyou KK" и Третьим авиационным арсеналом армии "Tachikawa" стали два проекта
25-мм пушек. Обе пушки Но-51 и Но-52 базировались на предыдущем варианте 20-мм
Но-5 – очень удачной пушки – модификации трофейного американского полудюймового
Браунинга АN-M2. Информация об этих проектах весьма скудна. Обе пушки, являясь,
по сути, близнецами, отличались мощностью патрона. Но-51 использовала менее
мощный патрон 25х115 мм, а подача боеприпасов осуществлялась из ленты с
распадающимися звеньями. В разработанной параллельно Но-52, при таком же
снаряде, использовался более мощный заряд увеличенной гильзы - патрон 25х150 мм.
В процессе испытаний выяснилось, что второй вариант излишне мощный и его
внедрение в серию требовало капитальной переработки системы гашения отдачи,
поскольку уже отработанного в серии пружинно-гидравлического буфера пушки Но-5
оказалось не достаточно, и проект был отброшен. Таким образом, решено было
остановиться на варианте Но-51. В течение 1943-44 года было выпущено около
десятка пушек Но-51, но, по всей вероятности, их так нигде и не применяли и от
серийного производства отказались. Причины лежали в разведданных, полученных из
США о проводимых испытаниях новейшего бомбардировщика В-29.
Оценив полученные
данные, в 1943 году Koku Hombu пришел к выводу, что калибр 25 мм недостаточен
для борьбы с новыми американскими тяжелыми бомбардировщиками и приказал
сосредоточить усилия в работе над 30-мм вариантом. Определенный резон в этом
был. Так 25-мм снаряд содержал в полтора раза больше взрывчатки, чем 20-мм такой
же длины, в то же время 30-мм уже превосходил 20-мм по количеству ВВ в 2.25
раза. Работа по дальнейшему увеличению калибра Браунинга представлялась на
первый взгляд предельно простой – лишь увеличить до 30-мм ствол и камору
патронника, при сохранении всего механизма пушки. Даже гильзу патрона сохранили
от 25-мм Но-51, лишь раздав ее горловину под новый патрон 30х115 мм. Однако, на
практике, как это обычно бывает, все оказалось не настолько просто, как
мыслилось на первый взгляд. Строго говоря, пушку Но-155 уже нельзя было назвать
смасштабированной копией Браунинга. 30-мм снаряд был значительно тяжелее и
требовал больше энергии для сохранения баллистических характеристик. Если
приемник и внутренний механизм затвора остался без изменения от пушки Но-51, то
подвижный ствол с хвостовиком значительно потяжелел и потребовал дополнительной
поддержки. Ко всему прочему, 30-мм патрон пушки оказался слишком мощным, и для
гашения избыточной энергии его заряда стандартного пружинно-гидравлического
буфера уже было недостаточно. Потребовалось применить также дульный тормоз,
который в несколько измененном виде перекочевал в еще более мощный проект 37-мм
пушки Но-204 (Тип 4). Не оправдали надежды и характеристики орудия. Попытка
повторить пушку Но-5 увеличенной мощности при сохранении всех преимуществ
меньшего калибра – высокую скорострельность, компактность и легкость, очевидно
провалилась. Хотя надо отдать должное японским оружейникам, пушка Но-155
действительно для своего класса превосходила все аналогичные системы в мире.
Достаточно сказать, что при длине 1.93 метра, масса 50 кг была рекордно мала для
такого калибра. При этом, начальная скорость 700 м/с обеспечивала настильность
траектории и эффективность стрельбы до 2 км. А практическая скорострельность до
500 выстр/мин. обеспечивала высокую эффективность орудия. Таким образом, по
комплексу параметров 30-мм Но-155 была вполне сравнима с 20-мм пушкой "Испано",
состоявшей на вооружении у союзников, одновременно превосходя ее мощностью
более, чем в два раза. Кроме того, следует отметить, что изначально пушка Но-155
была спроектирована как под правую, так и под левую подачу ленты с
распадающимися звеньями.
Очевидным недостатком пушки Но-155, по крайней мере, с точки зрения технических
специалистов Koku Hombu, были ее габариты, не позволявшие установить ее на
серийные истребители армейской авиации – она просто не вписывалась в стандартные
пушечные порты, разработанные под 20-мм Но-5, требуя переработки конструкции
самолета. Поэтому, не смотря на организацию серийного производства на
производственных площадях Армейского Арсенала в Нагоя и более или менее массовый
выпуск, нет никаких свидетельств или фотографий, чтобы это орудие устанавливали
на серийные одномоторные истребители. Параллельно с серийным выпуском, генерал
Намбу прилагал все усилия для того, чтоб вписать новое орудие в габариты
пушечных портов серийных истребителей Ki-61 (над двигателем в синхронном
варианте) и Ki-84 (в крыльевом варианте). Результат появился очень быстро.
Орудие, обозначенное как Но-155–II gata (или модель 2) было запущено в серию
параллельно с первым вариантом, обозначенным, соответственно Но-155- I gata. В
новом варианте была значительно переработана затворная рама и ствольная коробка
в части уменьшения занимаемого объема, конструкция была облегчена (44 кг), ствол
стал короче – общая длина 1.51 м. Технические же данные по скорострельности и
начальной скорости были сохранены. Так же как и модель 1 Но-155-II выпускалась
как с правой подачей ленты (Ho-155-I Оtsu), так и с левой (Ho-155-II Koh).
Производство в Нагоя нового орудия только набирало темпы, к концу 1945 года
планировалось полностью сменить в производстве Ho-155-I, а к 1946 году и 20-мм
пушку Но-5. По понятным причинам этого осуществить не удалось. К тому же,
катастрофическое положение с сырьем в Японии к 1945 году сказались и на качестве
выпускаемых орудий. Отсутствие легирующих элементов – хрома, никеля, марганца
сказались на качестве стали и стойкости деталей пушки. Да, собственно, и не
только Но-155, качество превосходной пушки Но-5 к концу войны также оставляло
желать лучшего. Этот постулат также применим к любой японской технике конца
войны.
Практическое применение на фронте пушек Но-155, установленных на самолетах
доподлинно неизвестно. Из серийных самолетов известно, что было выпущено
несколько штук (не более полутора десятков) истребителей Ki-84-Ic “Hayate”,
также было построено несколько штук истребителей Ki-61-I- Kai-d “Hien” На обеих
машинах пушки Но-155 располагались в крыльях, а синхронные пулеметы Но-103 над
двигателем. О применении этих самолетов в боях ничего не известно, сохранились
лишь несколько фотографий истребителя Ki-84 с крыльевыми 30-мм пушками. Более
поздние японские армейские истребители, существовавшие к моменту капитуляции
лишь в опытных образцах, в обязательном порядке предполагали к вооружению пушки
Но-155. При этом, более мощные Но-155- I предполагались к установке на
двухмоторные самолеты, Но-155- II – на одномоторные.
Среди перспективных машин, которые должны были нести 30-мм пушки Но-155 -
высотные перехватчики Nakajima Ki-87; Tachikawa Ki-94; двухмоторные истребители
Mitsubishi Ki-83; Kawasaki Ki-102c. Но конец войны положил конец этим планам.
До нашего времени сохранились лишь несколько образцов пушек Но-155. Один -
Ho-155-I Otsu с правой подачей ленты, серийный номер 108 выпуска февраля 1945
года находится в музее ВВС США Райт-Паттерсон AFB, штат Огайо. В этом же музее
находится Ho-155-II Koh с левой подачей ленты, серийный номер 433 выпуска марта
1945 года. Еще один образец Ho-155-II Otsu, серийный номер 306 выпуска января
1945 года с правой подачей ленты стал экспонатом английского музея Pattern MOD,
Ноттингем.