Уголок неба ¦ Ho-155 30-мм авиационная пушка

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
   главная вооружение авиапушки
     Ho-155
       
Страна: Япония
Тип: 30-мм авиационная пушка

 

Основным разработчиком японского стрелкового оружия, включая и авиационные артиллерийские системы, являлась фирма "Чоу Когьиё" (Chu:ou Ko:gyou KK), возглавляемая выдающимся японским оружейником генералом Киджиро Намбу (Kijiro Nambu). Основным направлением в разработках авиационных артиллерийских систем конструкции этой компании было развитие трофейных американских пулеметов Браунинг. После адаптации конструкции Браунинга М2 под японский патрон 12.7х81SR, явивший японский аналог американского пулемета под обозначением Но-103, появилась одна из лучших пушек Второй Мировой войны в классе 20 мм – Но-5, ставшая основой вооружения японской армейской авиации. Не останавливаясь на результате, специалисты фирмы приступили к дальнейшей переработке знаменитого полудюймового Браунинга в части увеличения мощности системы, явив миру едва ли не самые лучшие авиационные орудия в классе 30 мм (Но-155) и 37 мм (Но-204).

Если бы Вторая Мировая война продолжалась бы и в 1946 году, 30-мм пушка Ho-155 (часто ее некорректно называют Но-105, что, вероятно, пошло от давней опечатки, допущенной в послевоенном докладе американской технической комиссии, работавшей с трофеями) стала бы основным оружием японских армейских истребителей нового поколения. Первые серийные образцы пушки Но-155 начали устанавливать на армейские истребители в начале 1945 года, но до массового применения этого орудия дело так и не дошло, хотя производство его шло полным ходом.

История Но-155 началась в 1942 году, когда технический отдел Koku Hombu сформулировал требования на замену только что поступившей на вооружение 20-мм пушки Но-5. Спецификация предусматривала увеличение мощности снаряда при сохранении высоких параметров скорострельности, прицельной дальности и превосходных баллистических характеристик Но-5. Итогом разработки фирмы "Chu:ou Ko:gyou KK" и Третьим авиационным арсеналом армии "Tachikawa" стали два проекта 25-мм пушек. Обе пушки Но-51 и Но-52 базировались на предыдущем варианте 20-мм Но-5 – очень удачной пушки – модификации трофейного американского полудюймового Браунинга АN-M2. Информация об этих проектах весьма скудна. Обе пушки, являясь, по сути, близнецами, отличались мощностью патрона. Но-51 использовала менее мощный патрон 25х115 мм, а подача боеприпасов осуществлялась из ленты с распадающимися звеньями. В разработанной параллельно Но-52, при таком же снаряде, использовался более мощный заряд увеличенной гильзы - патрон 25х150 мм. В процессе испытаний выяснилось, что второй вариант излишне мощный и его внедрение в серию требовало капитальной переработки системы гашения отдачи, поскольку уже отработанного в серии пружинно-гидравлического буфера пушки Но-5 оказалось не достаточно, и проект был отброшен. Таким образом, решено было остановиться на варианте Но-51. В течение 1943-44 года было выпущено около десятка пушек Но-51, но, по всей вероятности, их так нигде и не применяли и от серийного производства отказались. Причины лежали в разведданных, полученных из США о проводимых испытаниях новейшего бомбардировщика В-29.

Оценив полученные данные, в 1943 году Koku Hombu пришел к выводу, что калибр 25 мм недостаточен для борьбы с новыми американскими тяжелыми бомбардировщиками и приказал сосредоточить усилия в работе над 30-мм вариантом. Определенный резон в этом был. Так 25-мм снаряд содержал в полтора раза больше взрывчатки, чем 20-мм такой же длины, в то же время 30-мм уже превосходил 20-мм по количеству ВВ в 2.25 раза. Работа по дальнейшему увеличению калибра Браунинга представлялась на первый взгляд предельно простой – лишь увеличить до 30-мм ствол и камору патронника, при сохранении всего механизма пушки. Даже гильзу патрона сохранили от 25-мм Но-51, лишь раздав ее горловину под новый патрон 30х115 мм. Однако, на практике, как это обычно бывает, все оказалось не настолько просто, как мыслилось на первый взгляд. Строго говоря, пушку Но-155 уже нельзя было назвать смасштабированной копией Браунинга. 30-мм снаряд был значительно тяжелее и требовал больше энергии для сохранения баллистических характеристик. Если приемник и внутренний механизм затвора остался без изменения от пушки Но-51, то подвижный ствол с хвостовиком значительно потяжелел и потребовал дополнительной поддержки. Ко всему прочему, 30-мм патрон пушки оказался слишком мощным, и для гашения избыточной энергии его заряда стандартного пружинно-гидравлического буфера уже было недостаточно. Потребовалось применить также дульный тормоз, который в несколько измененном виде перекочевал в еще более мощный проект 37-мм пушки Но-204 (Тип 4). Не оправдали надежды и характеристики орудия. Попытка повторить пушку Но-5 увеличенной мощности при сохранении всех преимуществ меньшего калибра – высокую скорострельность, компактность и легкость, очевидно провалилась. Хотя надо отдать должное японским оружейникам, пушка Но-155 действительно для своего класса превосходила все аналогичные системы в мире. Достаточно сказать, что при длине 1.93 метра, масса 50 кг была рекордно мала для такого калибра. При этом, начальная скорость 700 м/с обеспечивала настильность траектории и эффективность стрельбы до 2 км. А практическая скорострельность до 500 выстр/мин. обеспечивала высокую эффективность орудия. Таким образом, по комплексу параметров 30-мм Но-155 была вполне сравнима с 20-мм пушкой "Испано", состоявшей на вооружении у союзников, одновременно превосходя ее мощностью более, чем в два раза. Кроме того, следует отметить, что изначально пушка Но-155 была спроектирована как под правую, так и под левую подачу ленты с распадающимися звеньями.

Очевидным недостатком пушки Но-155, по крайней мере, с точки зрения технических специалистов Koku Hombu, были ее габариты, не позволявшие установить ее на серийные истребители армейской авиации – она просто не вписывалась в стандартные пушечные порты, разработанные под 20-мм Но-5, требуя переработки конструкции самолета. Поэтому, не смотря на организацию серийного производства на производственных площадях Армейского Арсенала в Нагоя и более или менее массовый выпуск, нет никаких свидетельств или фотографий, чтобы это орудие устанавливали на серийные одномоторные истребители. Параллельно с серийным выпуском, генерал Намбу прилагал все усилия для того, чтоб вписать новое орудие в габариты пушечных портов серийных истребителей Ki-61 (над двигателем в синхронном варианте) и Ki-84 (в крыльевом варианте). Результат появился очень быстро. Орудие, обозначенное как Но-155–II gata (или модель 2) было запущено в серию параллельно с первым вариантом, обозначенным, соответственно Но-155- I gata. В новом варианте была значительно переработана затворная рама и ствольная коробка в части уменьшения занимаемого объема, конструкция была облегчена (44 кг), ствол стал короче – общая длина 1.51 м. Технические же данные по скорострельности и начальной скорости были сохранены. Так же как и модель 1 Но-155-II выпускалась как с правой подачей ленты (Ho-155-I Оtsu), так и с левой (Ho-155-II Koh). Производство в Нагоя нового орудия только набирало темпы, к концу 1945 года планировалось полностью сменить в производстве Ho-155-I, а к 1946 году и 20-мм пушку Но-5. По понятным причинам этого осуществить не удалось. К тому же, катастрофическое положение с сырьем в Японии к 1945 году сказались и на качестве выпускаемых орудий. Отсутствие легирующих элементов – хрома, никеля, марганца сказались на качестве стали и стойкости деталей пушки. Да, собственно, и не только Но-155, качество превосходной пушки Но-5 к концу войны также оставляло желать лучшего. Этот постулат также применим к любой японской технике конца войны.

Практическое применение на фронте пушек Но-155, установленных на самолетах доподлинно неизвестно. Из серийных самолетов известно, что было выпущено несколько штук (не более полутора десятков) истребителей Ki-84-Ic “Hayate”, также было построено несколько штук истребителей Ki-61-I- Kai-d “Hien” На обеих машинах пушки Но-155 располагались в крыльях, а синхронные пулеметы Но-103 над двигателем. О применении этих самолетов в боях ничего не известно, сохранились лишь несколько фотографий истребителя Ki-84 с крыльевыми 30-мм пушками. Более поздние японские армейские истребители, существовавшие к моменту капитуляции лишь в опытных образцах, в обязательном порядке предполагали к вооружению пушки Но-155. При этом, более мощные Но-155- I предполагались к установке на двухмоторные самолеты, Но-155- II – на одномоторные.

Среди перспективных машин, которые должны были нести 30-мм пушки Но-155 - высотные перехватчики Nakajima Ki-87; Tachikawa Ki-94; двухмоторные истребители Mitsubishi Ki-83; Kawasaki Ki-102c. Но конец войны положил конец этим планам.

До нашего времени сохранились лишь несколько образцов пушек Но-155. Один - Ho-155-I Otsu с правой подачей ленты, серийный номер 108 выпуска февраля 1945 года находится в музее ВВС США Райт-Паттерсон AFB, штат Огайо. В этом же музее находится Ho-155-II Koh с левой подачей ленты, серийный номер 433 выпуска марта 1945 года. Еще один образец Ho-155-II Otsu, серийный номер 306 выпуска января 1945 года с правой подачей ленты стал экспонатом английского музея Pattern MOD, Ноттингем.







Модификация
Носители

Калибр, мм
Тип автоматики
Темп стрельбы, выст/мин
Начальная скорость снаряда, м/сек
Масса пушки, кг
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Тип патрона
Ёмкость магазина
Масса снаряда, г
Ho-155-I
- Ki-83; Ki-102c
 
- 30
- Короткий откат ствола
- 450 - 500
- 715
- 50
- 1.93

- 30х115
- лента
- 235 (фугасный)
Ho-155-II
- Ki-84-Ic “Hayate”, Ki-61-I- Kai-d “Hien”; Ki-87; Ki-94
- 30
- Короткий откат ствола
- 500
- 715
- 43
- 1.51

- 30х115
- лента
- 235 (фугасный)


Список источников:

Евгений Аранов. Японские тяжелые авиапушки 2-й Мировой Войны
Jane's Defense Equipment
Anthony G. Williams, Emmanuel Gustin: Flying Guns World War II, Development of Aircraft Guns, Ammunition and Installations 1933-45


Уголок неба. 2013 


 

  Реклама: