Столетие прошло со времен боев 1-й Мировой войны. Именно те грозные годы
начала 20-го века стали знаковыми в стремительном прогрессе военной техники.
Практически всё, что до сих пор составляет военную мощь государств, было
разработано, испытано и применено в 1-м десятилетии прошлого века. Танки и
автомобили, скорострельная артиллерия и автоматическое оружие, авианосцы и
подводные лодки,– все это плоды инженеров того времени.
Относительно боевой авиации, то основные классы боевых машин, в большинстве
своем существующие до сих пор, также сформировались на рубеже 1915 – 1916,
однако попытки установки вооружения на аэропланы были предприняты значительно
раньше. В сознании обывателя прочно укоренилось мнение, что в начальном периоде
1 Мировой войны авиаторы противоборствующих сторон использовали в воздухе
револьверы и карабины, таранили друг друга, и лишь позднее начали применять
пулеметы, как для обороны, так и для нападения. А вот пушечное вооружение, как
правило, ассоциируется с более поздним периодом.
Тем не менее, это не совсем так. Еще в 1910 году на парижской выставке
авиационного транспорта братьями Габриэлем и Шарлем Вуазенами была представлена
модель аэроплана в носовой части которого было смонтировано довольно-таки
внушительное по размерам орудие, которое представляло собой, правда, дробовик
Мануфа ( canardière canon de la Manuf) для охоты на птиц. Вряд ли братья Вуазен
имели в виду нечто большее, чем рекламу, устанавливая гигантское охотничье ружье
на одну из первых своих конструкций. Но, тем не менее, по-видимому, реклама
"выстрелила", и кому-то из военных запала в душу. Ряд источников упоминают опыт
с установкой пушки Гочкисс на аэроплане Блерио XI в 1912 году, но, по всей
видимости, эта информация ошибочна, произрастающая из обозначения одной из
моделей самолета "Bleriot-XI Artillerie", где термин "Артиллерия" обозначает не
наличие на нем пушки, а принадлежность к роду войск. Первый задокументированный
опыт применения французами пушки в воздухе с аэроплана Вуазен III произошел в
июне 1914 года близ городка Исси-ле-Мулино. В передней кабине Вуазена была
смонтирована короткоствольная пушка Гочкисс калибра 37 мм. Впрочем, успех
пушечной стрельбы с самолета был относительным. Из-за небрежности наводчика был
произведен случайный выстрел, в результате которого 37-мм снаряд угодил в
фермерский дом, к счастью без жертв.
Испытания вооруженных пушками аэропланов Вуазен тип LA и LAS продолжались до
конца 1914 года, а в апреле следующего, 1915, были сформированы первые
авиаотряды, вооруженные пушечными Вуазенами - SAC 6 и 7 (Sections
d'avions-canons), позднее объединенные в эскадрилью V 113; SAC 5, 8, 9,
объединенные в эскадрилью VB 111. К октябрю 1915 года сформировали
дополнительные три пушечных авиаотряда SAC 12, 13 и 14, объединенных в
эскадрилью VC 116. Вооружение этих отрядов составляли Вуазены моделей Тип 5,
другое обозначение - тип LAS, а также Вуазен Тип 4 и Вуазен VIII. А вот с
устанавливаемыми на самолетах пушками есть некоторая путаница.
Эксперт в области стрелкового оружия и боеприпасов Энтони Уильямс в ряде своих
работ утверждает, что существовало два типа 37-мм пушек, устанавливаемых на
французских пушечных Вуазенах – это короткоствольная скорострельная пушка
Гочкисса модели 1885 года под патрон 37х94R и длинноствольная с условным
обозначением "Tube canon" модель 1902 года, используемая на флоте для стволиковой стрельбы в крупнокалиберных орудиях. Эта пушка использовала более
мощные патроны 37х201R. Эта информация многократно транслировалась из источника
в источник, впрочем, не прибавляя конкретики к вопросу. Значительно более
подробно история разработки первых французских авиапушек описывается в
масштабной 4-томной монографии Роберта Мелликампа (Robert Mellichamp "A Gun For
All Nations. The 37mm Gun & Ammunition", 2012).
Появление скорострельной пушки Гочкисс было результатом желания получить более
легкое, компактное, технологичное и, соответственно, дешевое оружие, чем 37-мм
револьверная 5-ствольная митральеза той же компании. Первый опытный образец
концепта скорострельной одноствольной пушки был разработан в 1871 году
Бенджиамином Гочкиссом и Льюисом Бродвеллом, представляя собой один ствол с
каморой длиной 739 мм от тогда еще опытной револьверной пушки под тот же самый
унитарный патрон 37х94R. В пушке был применен вертикальный клиновой затвор.
Первый вариант орудия представлял собой не более, чем опытный тестовый образец и
не предназначался для реального использования.
К 1878 году был представлен первый коммерческий образец 37-мм скорострельной
пушки Гочкисс с вертикальным клиновым затвором, стрелявшей 1-фунтовым снарядом.
В своей работе Мелликамп пишет, что первые образцы пушки имели укороченный по
сравнению с 20-калиберной револьверной пушкой ствол с заимствованной каморой, но
не уточняет, какова была длина ствола.
К середине 80-х годов 19 века пушка Гочкисса была принята на вооружении
французского флота, получив обозначение "Canon de 37mm TR L/20 Mle 1885", где
под буквами ТR скрывалась аббревиатура "tir rapide" - скорострельная. Пушка
представляла собой кованый из цельного куска стали ствол длиной 740 мм или 20
калибров, нарезная часть составляла 627 мм – 12 левосторонних нарезов с углом 6
градусов. Масса ствола не превышала 14 кг. К стволу на резьбе крепилась казенная
часть с вертикальным клиновым затвором, рукояткой затвора под правую руку,
пистолетной рукояткой со спусковым крючком и прикладом. Общая масса тела орудия
не превышала 33 кг, что позволяло использовать пушку даже на катерах с
примитивных станков кругового обстрела. Ввиду применения достаточно маломощного
патрона, никаких откатных устройств в пушке предусмотрено не было, всю отдачу
принимал на себя станок. На морском тумбовом станке было предусмотрено шарнирное
противооткатное устройство.
Пушка оказалась настолько удачной и коммерчески успешной, что к началу 20-го
века было сложно назвать армии мира, в которых 1-фунтовые Гочкиссы не состояли
бы на вооружении. Многие страны покупали лицензии на производство Гочкиссов,
разрабатывали на ее основе свои версии с разными длинами ствола, своей
номенклатурой боеприпасов. Количество различных морских и пехотных станков, на
которой эти пушки монтировались, вообще требует отдельного исследования, на
столько они были разнообразны.
Во Франции различные субмодификации базовой конструкции 1-фунтовой 20-калиберной
пушки в зависимости от применяемых станков, прицелов и внешней обвязки
обозначались введением дополнительной модели. Например "Canon de 37mm TR L/20
Mle 1885 mod.98".
Помимо наиболее распространенной базовой модели с длиной ствола 20 калибров
Гочкисс выпускал, главным образом, на экспорт еще 23 и 27 калиберные модели. В
1895 году на вооружение французского флота была принята модель 37-мм Гочкисса с
длиной ствола 35 калибров, использовавшая тот же патрон 37х94R. Более длинный
ствол при неизменном боеприпасе позволил поднять начальную скорость снаряда с
исходных 390-415 м/с до 550 м/с. Масса, при этом, естественно, несколько
подросла до 58.5 кг. Эта версия получила обозначение "Canon de 37mm TR L/35
Leger Mle 1885" - "длинная", а 20-калиберная более старая версия при этом была
переобозначена "Canon de 37mm TR L/20 Court Mle 1885" - "короткая". На экспорт
также выпускалась 40-калиберная версия.
В 1883 году удачную конструкцию смасштабировали, представив на рынок также и 40,
47 и 57-мм версии пушек. Если 40-мм версия особого распространения не получила,
то 47-мм 3-фунтовая пушка с длиной ствола 40 калибров "Canon de 47 mm TR Modèle
1885" под патрон 47x131R, и 57-мм 6-фунтовая с длиной ствола 40 калибров "Canon
de 57 mm TR Modèle 1885" под патрон 57x307R оказались не менее распространенными
орудиями, чем 37-мм версии, и также надолго укоренились в десятках армий мира в
самых разных модификациях.
Пушки Гочкисса оказались на момент своего создания по истине революционными.
Хорошо тренированный расчет мог вести огонь с технической скорострельностью до
30 выстрелов в минуту. Все это позволило этим пушкам стать, пожалуй, самыми
коммерчески успешными образцами артиллерийского вооружения на конец 19 века. Они
продавались по всему миру огромными тиражами. При этом, как уже отмечалось выше,
каждая страна предъявляла к орудиям свои требования и присваивала свои
обозначения.
Несколько особняком среди семейства скорострелок Гочкисса стоит 37-мм пушка "Tube
canon", официальное название "Canon de 37 mm TС Modèle 1902", разработанная на
государственном морском арсенале STAN (Section Technique de l'Artillerie Navale).
В целом, повторяя конструкцию пушек Гочкисс, это орудие предназначалось для
учебной стволиковой стрельбы из крупнокалиберных морских пушек. Чтобы не
расстреливать корабельные орудия большого калибра и не расходовать дорогие
крупнокалиберные снаряды во время учений, в ствол корабельного орудия помещали
эту малокалиберную пушку.
Изначально это орудие было разработано под длинный 50-калиберный ствол и
значительно более мощный унитарный патрон 37х201R, что предопределило
значительно более высокие баллистические характеристики – начальная скорость
1-фунтового снаряда достигала 690 м/с. При этом пушка стала полуавтоматической.
Ствол пушки размещался внутри цилиндрической гильзы, изготовленной из одной
отливки зацело с цилиндром тормоза отката, расположенным параллельно стволу.
Корпус тормоза отката жестко крепился к казеннику любого морского
крупнокалиберного орудия, куда вставлялась эта подкалиберная система. При
выстреле ствол скользил внутри гильзы назад под действием отдачи, которая
гасилась пружинным тормозом, связанным кинематически с затвором, при этом в
заднем положении затвор открывался, выбрасывая гильзу. Конструкция орудия
позволяла легко менять ствол на любую длину из всего перечня 37-мм пушек Гочкисс,
имевшихся на вооружении. Тем самым подбирать баллистические характеристики пушки
для обучения стрельбы из разных типов морских орудий от 203 мм и выше.
Снаряд в унитарном патроне 37х201R был унифицирован с ранними боеприпасами
37х94R. Тело орудия 37 mm TС Mle 1902 весило в три раза больше, чем
35-калиберная пушка Гочкисс образца 1885 года, что делало ее не удобной для
использования в качестве палубного орудия, не смотря на более мощный патрон.
Возможно были случаи установки ее на штатные тумбовые станки, но это информации
не найдено.
Разобравшись собственно с пушками, вернемся в авиацию. Какие же из
вышеперечисленных пушек ставили на французские Вуазены. Вопрос этот отнюдь не
простой. На счастье, не смотря на относительную немногочисленность вооруженных
пушками французских самолетов, выглядели они весьма брутально, и являлись весьма
желанной мишенью фотографов начала века. По изучению богатого фотоматериала того
времени, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, на всех смонтированных на аэропланах пушках, виден расположенный
поверх ствола тормоз отката, отсутствующий на фотографиях морских и пехотных
пушек. Таким образом, перед установкой на самолеты, которые в те времена
представляли собой весьма хрупкую конструкцию, французы проводили определенную
доработку орудия, стараясь снизить нагрузки на планер путем введения в
конструкцию пушки демпфирующих устройств. При этом, на части фотографий видно,
что цилиндр тормоза отката кинематически связан с затвором, из чего также можно
сделать вывод, что во всяком случае часть пушек на самолетах была доработана до
полуавтомата.
Второе. Наиболее распространенной во французских авиаэскадрильях была
35-калиберная версия, именно она чаще всего встречается на фотографиях, но на
части фото того времени присутствуют и патроны к ней, которые по масштабу больше
похожи на более мощные 37х201R, чем на штатные 37х94R. Отсюда следующий вывод,
что, по всей видимости, доработки пушек предполагали несколько больший объем
работ, чем монтаж тормоза.
Тут следует вновь обратиться к исследованию Мелликампа.
Разработка авиационной версии 37-мм пушек по заказу французской армии
проводилось на морском арсенале STAN (Section Technique de l'Artillerie Navale),
имевшем уже опыт по разработке подкалиберной "Tube canon Mle 1902". Одним из
разработчиков был знаменитый французский изобретатель лейтенант Ив Ле Прие, в
будущем автор первых авиационных ракет, артиллерийских прицелов и глубоководной
техники.
Доработка пушек предполагала оснащение орудий пружинным тормозом отдачи по типу
примененного в пушке "Tube canon Mle 1902", превращавшего их в полуавтоматы, и
разработке компактных станков, пригодных для размещения пушек в открытых кабинах
аэропланов.
Как уже указывалось в начале статьи, использовавшиеся на французских аэропланах
пушки предполагали два типа – короткоствольные, предназначенные, главным
образом, для воздушного боя – "проект D1" и длинноствольные, ориентированные на
атаки наземных целей – "проект D2". Первые имели в основе 20-калиберную пушку
Гочкисс Mle.1885, использовавшую маломощные патроны 37х94R. Пушка была
дооснащена пружинным тормозом отката, став полуавтоматом. Причем, характерно,
что существовало два подтипа короткоствольных авиапушек. Тип 1 с величиной
отката ствола 140 мм, пружинным тормозом и Тип 2 с величиной отката 200 мм и
более длинным цилиндром пружинно-пневматического тормоза. В этой версии также
иногда использовался удлиненный до 23 калибров ствол. Эти орудия использовались,
главным образом, на эскортных истребителях Бреге Bre 5 Ca2, Bre 6 Ca2 и Bre 12
Ca2, причем на последнем, предполагаемом в качестве ночного перехватчика, пушка
была спарена с поисковым прожектором. Некоторое количество Вуазенов также были
вооружены этими пушками, как и целый ряд опытных и экспериментальных машин. Эти
типы пушек монтировались на стандартизованных носовых турелях с возможностью
наводки по 45 градусов вправо-влево, столько же вверх и 60 градусов вниз.
Обычных носимый боекомплект составлял 60 патронов.
Значительно большее распространение получили длинноствольные версии авиапушки на
основе подкалиберной 37 mm TС Mle 1902.
Собственно, оригинальная 50-калиберная полуавтоматическая "Tube canon Mle 1902"
для фанерно-тряпичных Вуазенов была излишне мощной и громоздкой системой,
поэтому большая часть авиапушек на ее основе получили ствол длиной 35 калибров.
Также на ряде фотографий встречаются версии с более длинным стволом, по всей
видимости, 40-калиберных. Пушка использовала штатные патроны 37х201R, оснащенные
как фугасными, так и шрапнельными снарядами. Есть также сведения, что в штатных
37-мм патронах на 10% уменьшали навеску порохового заряда для снижения величины
отдачи, воздействующий на планер самолета. Правда, при этом и начальная скорость
падала до 600-610 м/с.
Также различалось несколько субмодификаций этого орудия. Первые длинноствольные
авиапушки, Тип 1 модель 1 представляли собой, видимо, стандартные флотские
подкалиберные орудия с 35-калиберным стволом. Массивная литая конструкция
направляющей гильзы с цилиндром отката была облегчена для установки на самолет
путем фрезеровки в ней продольных пазов. Пушка оснащалась примитивным прицелом,
смонтированным на корпусе цилиндра отката и двойной пистолетной рукояткой снизу
казенника. Наиболее массовой версией стала Тип 1 модель 2, которая оснащалась
облегченной гильзой под ствол уже без пазов и укороченным на 50 %
пружинно-пневматическим тормозом отката вместо старого чисто пружинного.
Установленная в передней кабине Вуазенов разных модификаций на турели, пушка
имела возможность наводки по горизонту +/- 45 градусов, до 83 градусов вниз и 45
градусов вверх. Обычный возимый боекомплект составлял 50 патронов разных типов.
Стрелок в кабине Вуазена располагался стоя позади казенной части орудия,
осуществляя прицеливание и перезарядку орудия, что затрудняло его действия при
наведении пушки в крайние положения. Эта проблема была решена на версии пушки
Тип 2, в которой прицел и спусковой механизм с пистолетной рукояткой был смещен
влево, что позволило более полноценно использовать степени свободы турели, но
зато оставило слишком мало места для самого наводчика, поэтому большого
распространения эта версия не получила.
Французская авиация, действовавшая в интересах флота, как правило, предпочитала
более мощные 47-мм пушки. Технически они повторяли конструкцию 37-мм авиационных
армейских полуавтоматов. Базой для флотских 3-фунтовок служила 40-калиберная
"Canon de 47 mm TR Mle 1885" под патрон 47x131R, также доработанная до
полуавтомата путем добавления пружинно-пневматического тормоза отката,
совмещенного с гильзой, по которой ходил ствол.
Ввиду всего вышеизложенного идентифицировать применяемые французами авиапушки,
причислив их к какой-то конкретной серийной модели, будет несколько некорректно.
В наше время во французском музее Воздуха и Космоса в Ле Бурже выставлен
фрагмент аэроплана Вуазен 10, использовавшегося в качестве гондолы французских
дирижаблей, на котором смонтирована турель с 47-мм пушкой. На орудии сохранилась
оригинальная бронзовая табличка с надписью "47 mm SA d'aviation", то есть "47-мм
полуавтомат авиационный". Отсюда можно сделать вывод, что и 37-мм пушки имели
отношение к конкретным моделям лишь в заготовках и автор этой статьи не сильно
ошибется, если возьмет на себя смелость предположить, что подобным же образом
обозначались и остальные французские авиапушки 1-й Мировой.
Как уже отмечалось, не смотря на довольно богатый фотоматериал, использование
пушек во французской авиации 1-й Мировой было сравнительно ограниченным. С
обозначениями самих самолетов все также запутано, как и с пушками. Пушечные
Вуазены на базе модели IV обозначались LBS , на базе Вуазена V LAS как LBP, на
базе Вуазена 10 – LBR. Впрочем, в архивных записях боевых эскадрилий,
эксплуатировавших пушечные Вуазены, они никак специально не выделялись в части
обозначения от стандартных моделей IV, V, 8 или 10.
Архивные данные о боевом применении французских ганшипов 1-й Мировой через сто
лет не изобилуют подробностями, но пару слов об этом сказать можно.
25 сентября 1915 года на базе 506 эскадры был сформирован отряд V 90S, куда
вошли три пушечных Вуазена вместе с шестью стандартными бомбардировщиками LAS.
Отряд вместе с несколькими другими авиачастями был откомандирован на помощь
Сербии и базировался в нейтральной Греции под Салониками. По крайней мере часть
экипажей V 90S составляли сербские, греческие и русские добровольцы. Пушечные
Вуазены в конце 1915 - начале 1916 года привлекались к штурмовым операциям по
болгарским позициям, а также способствовали уничтожению немецкого Цепеллина LZ
85, сбитого 5 мая 1916 года совместными усилиями авиаторов и зенитчиков
британского броненосца "Агамемнон".
Один из пушечных Вуазенов отряда V 90S был сбит зенитной артиллерией 23 марта
1916 года. А к лету оставшиеся в строю Вуазены эскадрильи были заменены на
истребители Ньюпор.
В эскадрильи V 113, пушечные Вуазены действовали наравне с обычными Вуазенами –
бомбардировщиками с апреля 1915 по январь 1917 года в Артуа на границе с
Бельгией. Там же действовала эскадрилья VB 111, единственная, полностью
укомплектованная пушечными Вуазенами разных моделей. Обе эскадрильи активно
участвовали в грандиозном сражении при Вердене, используя свои "ган-шипы" как
для штурмовки при подавлении немецкой артиллерии и пулеметных гнезд, так и для
борьбы с наблюдательными аэростатами немцев. Кроме того, артиллеристы эскадрильи
записали на свой счет и три воздушные победы над парой разведчиков LVG и одним
Авиатиком.
В тех же краях действовала эскадрилья V 116, где пушечные Вуазены действовали
вместе с бомбардировочными вариантами. Причем, один из Вуазенов с 37-мм пушкой
эскадрильи 10 января 1916 года вступил в бой с немецким асом Вильгельмом
Франклом, пилотирововшим истребитель Фоккер Эйндеккер. Тяжелый неповоротливый
Вуазен не смог ничего противопоставить верткому Фоккеру, совершил вынужденную
посадку и целехоньким был захвачен немцами.
Несколько пушечных Вуазенов 10 действовали в составе эскадрильи VC 110, также
участвовавших в сражении при Вердене весной-летом 1916 года.
Характерно, что часто в экипажах пушечных Вуазенов функции наводчика пушки
выполняли артиллеристы, набранные из моряков, знакомые с нюансами эксплуатации
этих орудий.
Кроме этих эскадрилий несколько пушечных Вуазенов 8 в 1917-18 годах
эксплуатировались в эскадрильях флота – 481, 482, 483, 484, 486, где они
сопровождали конвои и охотились за подводными лодками.
По меньшей мере 10 пушечных Вуазенов приобрела Россия, правда, подробностей их
применения нет.
Кроме Вуазенов 20-калиберные Гочкиссы устанавливались на аэроплан Бреге версий
Bre 5 Ca2, Bre 6 Ca2 и Bre 12 Ca2, идентичные между собой машины с толкающим
винтом. Предполагалось, что вооруженные пушками Бреге будут играть роль машин
сопровождения для бомбардировщиков Bre 5 В.2. Впрочем, идея оказалась тупиковой.
В результате, только в одной эскадрильи BM 120 пушечные Бреге некоторое время в
1915-16 годах использовались в боях. Успехи этим машин были весьма скоромным.
Единственную победу над воздушным противником одержал экипаж Bre 5 Ca2, который
пилотировал русский доброволец, лейтенант Маринкович. Три пушечных Бреге 120
эскадрильи эскортировали группу из 20 бомбардировщиков Bre 5 В.2 в ходе налета
на Абсем 18 марта 1916 года. Отставший от группы самолет Маринковича встретился
в воздухе с немецким разведчиком LVG, случайно попавшим в сектор обстрела 37-мм
пушки, которую обслуживал наводчик лейтенант Пертро. Удачно выпущенный снаряд
разнес немца в щепки.
Было также выпущено около 50 штук летающих лодок Tellier 200, в носовой кабине
которой располагалась 40-калиберная 47-мм пушка Гочкисс. Эти лодки
использовались в качестве патрульных на Средиземном море, базируясь во
французских базах в Алжире, Тунисе, а также в Бресте, на Сицилии и в Греции.
Летающие лодки Теллье с пушками продержались на вооружении французского флота до
1923 года, оказавшись самыми долгоживущими из французских ганшипов.
Ближе к концу войны 37 и 47-мм пушки Гочкисс нашли свое применение в качестве
вооружения в серии французских дирижаблей "Зодиак Дестроер" и "Астра".
В целом, количество французских самолетов, имевших на вооружении пушки Гочкисс,
было не велико. Вуазенов всех типов было принято на вооружение не более сотни, и
несколько десятков Бреге. Особыми успехами они не отметились, в большинстве
своём, исчезнув с фронта к началу 1917 года, уступив место более эффективным
бомбардировщикам.
В завершении небольшой экскурс по боеприпасам, которые использовались во
французских авиапушках 1-й Мировой.
Короткоствольные пушки Гочкисс 37 mm SA L20 d'aviation стреляли унитарными
патронами 37x94R. Изначально заряд патрона представлял собой навеску черного
пороха, но к началу 20-го века он был заменен пироксилиновыми порохами массой
навески 33 грамма.
Применялись в авиации следующие разновидности этих боеприпасов:
- зажигательно-трассирующий массой 650 грамм, с начальной скоростью 400 м/с
- фугасный массой 660 грамм, с начальной скоростью 395 м/с. Снаряд
комплектовался контактным взрывателем и механизмом самоликвидации, срабатывавшем
через 2500 метров. Масса ВВ в снаряде составляла 22 грамма.
- фугасно-зажигательный массой 610 грамм, с начальной скоростью 415 м/с,
использовался для борьбы с немецкими дирижаблями. Масса взрывчатки с снаряде 15
граммов.
- в переработанных под авиационное применение пушках "37 mm TC L35 d'aviation"
использовался унитарный патрон 37х201R, снаряды его были в большинстве своем
унифицированы с патроном 37x94R, только благодаря большей навески (70 грамм)
порохового заряда в гильзе большего объема начальная скорость составляла 690-700
м/с. В авиационных версиях масса порохового заряда уменьшали на 10 %, в
результате начальная скорость падала до 600-610 м/с.
- использовался также шрапнельный снаряд массой 550 грамм, начиненный 28
стальными шариками по 14.7 мм диаметром. Начальная скорость его неизвестна.
В 47-мм пушке Гочкисс 47 mm SA L40 d'aviation использовался унитарный патрон
47х131R, фугасный снаряд которого весил 1130 грамм и имел начальную скорость 433
м/с.