Уголок неба ¦ Ksp m/22 (Akan m/39) пулеметы

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная вооружение авиапушки
   Ksp m/22 (Akan m/39)
       
Страна: Швеция
Тип: 6.5-,8-  и 13.2-мм пулеметы
  ТТХ     Доп. информация
   


Шведская оружейная школа в головах обывателей прочно ассоциируется с компанией Бофорс. Впрочем, не смотря на то, что этот всемирно известный концерн уже в послевоенное время выпускал и авиационные системы, основным направлением деятельности Бофорса была все же артиллерия самых разных калибров, от малокалиберных зенитных автоматов до корабельных башенных орудий.

В то же время, шведская военная авиация, официально оформленная в отдельный род войск в 1926 году, вооружалась преимущественно стрелковым оружием иностранной разработки. Основным авиационным пулеметом шведских ВВС на раннем этапе развития являлся австрийский Шварцлозе M07/12. Еще во время 1 Мировой войны 511 станковых пулеметов были закуплены в Австро-Венгрии. А в конце 1917 года была приобретена и лицензия на производство. Пулемет был переработан под шведский стандартный патрон Маузер 6.5×55 мм m/94 и выпускался в компании Карл Густов (Carl Gustafs Stads Gevärsfaktori) в Эскильстуне в период с 1918 по 1939 год под обозначением Kulspruta m/1914 (Ksp m/14). Общий объем выпуска шведских пулеметов Шварцлозе составил 753 штуки. Большая часть шведских 6.5-мм Шварцлозе представляли собой чисто «наземное» оружие с водяным охлаждением, лишь очень ограниченное количество их использовалось в шведской авиации, как правило, с демонтированными кожухами водяного охлаждения, аналогично австрийским авиационным M.07/12/R16. Впрочем, в авиации Швеции пулеметы Шварцлозе не прижились. Австрийские пулеметы с автоматикой полусвободного затвора практически не имели возможности быть установленными в качестве неподвижного синхронного наступательного вооружения.

Вместе с закупаемой французской и английской авиатехникой шведы в 20-е годы опробовали пулеметы Виккерс разных моделей, Льюис и Гочкисс, однако, наибольший интерес вызвал пулемет Браунинг в авиационной версии М1919 с воздушным охлаждением. Легкое, компактное оружие. Корпорация Кольт, занимавшаяся производством и коммерческим продвижением новейшего пулемета, позиционировала свое оружие, как универсальный образец для вооружения всех типов самолетов как в качестве оборонительного оружия для установки на подвижные турели, так и в качестве наступательного синхронного.

В 1920 году шведская армия заказала в США 185 экземпляров пулемета М1919 под свой винтовочный патрон 6.5×55 мм m/94. Заказ был выполнен в период с 1922 по 1930 годы. В целом, пулемет, получивший в Швеции обозначение Kulspruta m/22 (Ksp m/22), соответствовал американскому аналогу. Масса около 11 кг. Длина тела оружия без учета съемных ручек для турельной версии - 1060 мм, ствол 609 мм. В пулемете использовались только боеприпасы с тяжелыми пулями массой 9 и 10 грамм, покидавшие ствол с начальной скоростью 700-793 м/с. Темп стрельбы выгодно контрастировал со всеми современными ему пулеметами, достигая 1000-1200 выстр/мин.

По выполнении шведского заказа в начале 1930 года, шведы уже озаботились закупкой лицензии на производство приглянувшегося им оружия. С 1929 года на заводе Карл Густов было начато производство станкового Браунинга модели Ksp m/14-29 калибра 6.5 мм, в целом соответствующего Браунингу М1917А1 - станковому пулемету с водяным охлаждением. Характерно, что в шведском исполнении пулемет представлял собой гибрид из американской механики с кожухом водяного охлаждения, циркуляционным насосом и треногой от устаревающего пулемета Шварцлозе. Причем, характерно, что производство Браунингов в Швеции обходилось в итоге на 40% дешевле, чем уже освоенного в производстве устаревшего Шварцлозе.

Впрочем, к концу 20-х годов уже стал очевиден недостаток шведской версии Браунинга - достаточно слабый патрон Маузер 6.5 мм.

В октябре 1930 года в Швеции была сформирована комиссия в составе полковника де Лаваля и капитанов Найгрена и Холмгрена с целью изучения иностранного опыта в повышении огневой мощи винтовочных калибров. Результатом исследований стало появление в конце 1931 года разработанного корпорацией Бофорс нового 8-мм патрона 8x63 m/32 (реальный калибр 7.87 мм). Новый патрон с 14.2- граммовой пулей, имевшей начальную скорость 760 м/с по дульной энергии почти вдвое превосходил старый патрон 6.5х55 и на 25% американский патрон Спрингфилд .30-06.

С 1933 года компания Карл Густов приступила к лицензионному выпуску авиационной версии Браунинга m/22 под новый 8-мм патрон. Обозначение пулемета в Швеции, впрочем, не менялось в зависимости от применяемого патрона, не смотря на то, что какое-то время обе версии, и 6.5 и 8-мм применялись параллельно.

В отличие от авиационной версии m/22, станковый Браунинг при переработке под новый 8-мм патрон подвергся более капитальной модернизации, был переработан узел пружинного буфера, спроектирован заново узел экстрактора, и новый лафет, изменился спусковой механизм. Новый станковый пулемет получил обозначение m/36. В этой версии шведский пулемет был принят на вооружение в 1936 году. Производство этих пулеметов в Швеции компаниями Карл Густов и оружейным отделением фирмы Эрикссон ( LME) продолжалось до конца 1944 года. А общий объем выпуска составил 13656 штук из которых 5 392 были смонтированы в спаренные зенитные установки m/36 lv dbl, 406 выпущены в стационарном одинарном зенитном исполнении m/36 lv, активно использовавшиеся как в армии, так и на флоте. Еще 973 пулемета было изготовлено дополнительно без станков для использования в бронетехнике. В целом, неплохо для нейтральной страны. В 50-е годы с принятием на вооружение стандартного патрона НАТО 7.62х51 эти пулеметы прошли капитальную модернизацию с заменой ствола и приемника под новый патрон.

Что касается авиационного пулемета m/22, то этот пулемет стал основой вооружения шведских самолетов всех конструкций вплоть до начала 2-й Мировой войны, монтируясь как на оборонительных турелях, так и в синхронных установках. Шведские Браунинги устанавливались на закупаемые за рубежом истребители Гладиатор, разведчики Фоккер C.V, бомбардировщики Капрони Са-313, самолеты отечественного производства СААБ В-17 и В-18 и многие другие.

В процессе производства пулемета m/22, различались следующие его модификации:

  • Ksp m/22 Pv - курсовой с подачей ленты слева
  • Ksp m/22 Fh - курсовой с подачей ленты справа
  • Ksp m/22 R - турельный, с двумя ручками, подачей ленты слева, оснащенный барабанным магазином ёмкостью 125 патронов
  • Ksp m/22-37R аналог предыдущей версии, но с одной ручкой
  • Ksp m/39 - танковый вариант на основе элементов авиационной версии m/22-37 с удаленным рычажным ускорителем стрельбы. Темп стрельбы снижен до 600-720 выстр/мин.
  • Ksp m/42 - версия ручного пулемета предыдущей модели. В общих чертах соответствовал американскому Браунингу М1919А6

Авиационные пулеметы m/22 состояли на вооружении в Швеции до 60-х годов. По видимому, последним самолетом шведских ВВС, где эти пулеметы использовались штатно, стал реактивный истребитель-штурмовик СААБ J.21R, где восемь 8-мм пулеметов m/22 располагались в подвесном контейнере в качестве дополнительного противопехотного вооружения.

Впрочем, уже к концу 30-х годов даже очень мощный 8-мм патрон для авиации уже перестал удовлетворять потомков викингов, посему шведы стали подыскивать себе что-то более мощное. В этом плане, логичным было бы обратить внимание на новейший американский вариант того же Браунинга в крупнокалиберной версии под патрон 12.7х99, однако на момент конца 30-х это казалось не столь очевидным. В то время США еще не превратились в мирового военного гегемона и будущее американского патрона было достаточно туманно. Ввиду этого шведы обратили внимание на бельгийское отделение фирмы Браунинга - «Национальная фабрика в Эрстале» (Fabrique Nationale d’Herstal), компанию, созданную еще при жизни Джона Браунинга с целью продвижения продукции американского оружейного бренда на европейский рынок. Бельгийцы параллельно с американцами из Кольта развивали линейку пулеметов Браунинг под наиболее распространенные патроны, использовавшиеся в европейских странах, самым мощным из которых являлся французский патрон Гочкисс 13.2х99, по дульной энергии практически вдвое превосходивший оригинальный американский 12.7-мм патрон. Разработанный в конце 1938 года 13.2-мм бельгийский Браунинг FN M.1939, представлялся идеальным оружием. Не смотря на то, что бельгийские разработчики несколько уменьшили массу оригинального французского боеприпаса с 50 до 42 граммов, пулемет все же был на тот момент самым мощным из существующих в мире. При массе всего 24 кг, он был способен выпускать в минуту 900-1050 42-граммовых боеприпасов, среди которых были, в том числе и разрывные, с начальной скоростью до 900 м/с. Этим оружием активно заинтересовались многие европейские державы, включая Англию, Францию, Финляндию и, в том числе, и Швецию. Переговоры о покупке лицензии велись вплоть до мая 1940 года, когда в Брюссель вошли немецкие войска. Из всех желающих приобрести мощное бельгийское оружие лицензию успели купить только шведы. Да еще Франция закупила несколько сотен стволов, которые так и не успела толком использовать в скоротечной кампании весны 1940 года.

В Швеции бельгийские крупнокалиберные Браунинги числились пушками согласно шведской классификации и обозначались Automatkanon m/1939(Akan m/39). Вместе с лицензией шведы купили 500 готовых комплектов новых пулеметов, но до оккупации Бельгии немцами успели отгрузить лишь 288 пулеметов, которые уже в 1940 году начали устанавливать на новые самолеты, среди которых были 60 закупленных в США истребителей Северского Р-35А, в котором пара 13.2-мм Akan m/39 размещались в крыльевых позициях, а два 8-мм Ksp m/22 синхронно над двигателем. Кроме того, на 84 поставленных из Италии бомбардировщиках Капрони Ca.313S 13.2-мм Браунинги заменили штатные пулеметы Скотти в курсовых позициях в корне крыла. Оборонительное вооружение составили три 8-мм пулемета Ksp m/22. Планы перевооружения на новое мощное оружие закупленных в Италии истребителей Реджине Re.2000 и Фиат CR-42 не состоялись, бельгийских пулеметов на них не хватило и они до конца своей службы в 50-х годах остались вооруженными итальянскими 12.7-мм Брэда САФАТ, которые в Швеции обозначались как Ksp m/40.

По всей видимости, вместе с покупкой партии бельгийских пулеметов шведы приобрели и изрядное количество 13,2-мм патронов к ним. Во всяком случае, их хватило до 1944 года, когда на Бофорс было освоено производство отечественного патрона 13.2х99 под обозначением m/44.

С начала 40-х годов, когда нейтральная Швеция оказалась в жесткой блокаде с обеих враждующих сторон, а угроза вторжения, как со стороны Германии, так и стран антигитлеровской коалиции стала весьма вероятной, поставки импортной продукции военного назначения в нейтральную страну практически прекратились, поэтому шведам приходилось рассчитывать только на собственные силы. Достаточно мощная шведская промышленность в условиях мирного времени, в годы мирового конфликта оказалась не в состоянии быстро перестроиться на военные рельсы. Основные производители стрелково-артиллерийского вооружения - компании Бофорс, Карл Густов работали в три смены, выпуская оружие. На внедрение новых видов вооружения не оставалось ресурсов. Ввиду этого, закупленная перед войной лицензия на 13.2-мм пулемет была отдана телефонной компании Эрикссон, в которой было создано отделение стрелкового оружия. Первоначально на Эрикссоне выпускались отдельные части оружия для корпорации Бофорс, а с 1941 года был освоен выпуск упомянутых выше станковых пулеметов m/36. Освоение производства 13.2-мм Браунингов на Эрикссоне затянулось до 1943 года, когда первые m/39 собственного производства стали поступать на вооружение.

Первым самолетом, получившим отечественный 13,2-мм Браунинг шведского производства стал средний бомбардировщик СААБ В-18. В различных модификациях он вооружался 2-3 пулеметами m/39 как в неподвижных, так и подвижных установках, которые дополняла 20-мм пушка Испано (Akan m/41) из числа захваченных шведами на многочисленных залетавших в Швецию во время войны британских самолетах, в послевоенное время дополненная официальными закупками.

Шведские Браунинги m/22 и m/39 эксплуатировались очень долго. Крупнокалиберные Akan m/39 в конце 40-х подверглись модернизации, сменив калибр на американский 12.7 мм. Дело в том, что в годы войны в Швеции осело большое количество американских самолетов, использовавших нейтральную территорию Швеции в качестве аварийного аэродрома. К концу войны количество такого пополнения шведских ВВС значительно превысило штатный состав отечественной авиации. А учитывая, к тому же, что производство патронов 13.2х99 во Франции и Бельгии в послевоенное время прекратилось, для шведов стало экономически целесообразным принять в качестве стандартного менее мощный, но значительно более распространенный и дешевый американский патрон 12.7х99. Около тысячи имевшихся на вооружении пулеметов Akan m/39 прошли модернизацию с заменой ствола и патронника и, сменив обозначение на Akan m/39А, состояли на вооружении до 70-х годов.

Подобную же модернизацию прошли в 70-е годы и все сохранившиеся на вооружении пулеметы Ksp m/36; Ksp m/39; Ksp m/42 под НАТО-вский патрон 7.62х51мм, правда, авиационные Ksp m/22 к тому времени уже не использовались.

Конструктивно шведские Браунинги отличались от американских и бельгийских оригиналов лишь в малозаметных мелочах.

 


 ТТХ:
Модификация Ksp m/22 Akan m/39
Калибр, мм 6.5, 8 13.2
Тип автоматики Короткий откат ствола
Масса, кг 11.7 24.7
Длина, мм 1060 1415
Длина ствола, мм 609 910
Темп стрельбы, выстр/мин 1200 1080
Начальная скорость пули, м/с 700-793 (6.5-мм версия)
725 – 830 (8-мм версия)
810-900
Емкость магазина Лента
Масса пули, г. 9-10 (6.5-мм версия)
11 – 14.2 (8-мм версия)
42
Тип боеприпаса 6.5х55; 8х63 13.2х99



 Доп. информация :


 Фотографии:

 Ksp m/22
 Ksp m/22
 Ksp m/22 Fh
 Ksp m/22 Fh
 Ksp m/22 Pv
 Ksp m/22 Pv
 Ksp m/22 Pv
 Ksp m/22 Pv
 Курсовой Ksp m/22 на B4 (Hawker Hart)
 Подкрыльевой контейнер с  Ksp m/22 на J.21R
 Турельный Ksp m/22R
 Ksp m/22R на турели Fokker S6 (Fokker C.VE)
 Ksp m/22R на турели Fokker S6 (Fokker C.VE)
 Ksp m/22R на турели Fokker S6 (Fokker C.VE)
 Ksp m/22R на турели SAAB B-17
 Ksp   m/22-37R
 Ksp   m/22-37R
 Ksp   m/22-37R
 Ksp m/22-37R на турели SAAB B-17
 13.2-мм Akan m/39
 13.2-мм Akan m/39

 

 

Список источников:

Евгений Аранов. Шведские Браунинги


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: