Шведская оружейная школа в головах обывателей прочно ассоциируется с
компанией Бофорс. Впрочем, не смотря на то, что этот всемирно известный концерн
уже в послевоенное время выпускал и авиационные системы, основным направлением
деятельности Бофорса была все же артиллерия самых разных калибров, от
малокалиберных зенитных автоматов до корабельных башенных орудий.
В то же время, шведская военная авиация, официально оформленная в отдельный род
войск в 1926 году, вооружалась преимущественно стрелковым оружием иностранной
разработки. Основным авиационным пулеметом шведских ВВС на раннем этапе развития
являлся австрийский Шварцлозе M07/12. Еще во время 1 Мировой войны 511 станковых
пулеметов были закуплены в Австро-Венгрии. А в конце 1917 года была приобретена
и лицензия на производство. Пулемет был переработан под шведский стандартный
патрон Маузер 6.5×55 мм m/94 и выпускался в компании Карл Густов (Carl Gustafs
Stads Gevärsfaktori) в Эскильстуне в период с 1918 по 1939 год под обозначением
Kulspruta m/1914 (Ksp m/14). Общий объем выпуска шведских пулеметов Шварцлозе
составил 753 штуки. Большая часть шведских 6.5-мм Шварцлозе представляли собой
чисто «наземное» оружие с водяным охлаждением, лишь очень ограниченное
количество их использовалось в шведской авиации, как правило, с демонтированными
кожухами водяного охлаждения, аналогично австрийским авиационным M.07/12/R16.
Впрочем, в авиации Швеции пулеметы Шварцлозе не прижились. Австрийские пулеметы
с автоматикой полусвободного затвора практически не имели возможности быть
установленными в качестве неподвижного синхронного наступательного вооружения.
Вместе с закупаемой французской и английской авиатехникой шведы в 20-е годы
опробовали пулеметы Виккерс разных моделей, Льюис и Гочкисс, однако, наибольший
интерес вызвал пулемет Браунинг в авиационной версии М1919 с воздушным
охлаждением. Легкое, компактное оружие. Корпорация Кольт, занимавшаяся
производством и коммерческим продвижением новейшего пулемета, позиционировала
свое оружие, как универсальный образец для вооружения всех типов самолетов как в
качестве оборонительного оружия для установки на подвижные турели, так и в
качестве наступательного синхронного.
В 1920 году шведская армия заказала в США 185 экземпляров пулемета М1919 под
свой винтовочный патрон 6.5×55 мм m/94. Заказ был выполнен в период с 1922 по
1930 годы. В целом, пулемет, получивший в Швеции обозначение Kulspruta m/22 (Ksp
m/22), соответствовал американскому аналогу. Масса около 11 кг. Длина тела
оружия без учета съемных ручек для турельной версии - 1060 мм, ствол 609 мм. В
пулемете использовались только боеприпасы с тяжелыми пулями массой 9 и 10 грамм,
покидавшие ствол с начальной скоростью 700-793 м/с. Темп стрельбы выгодно
контрастировал со всеми современными ему пулеметами, достигая 1000-1200 выстр/мин.
По выполнении шведского заказа в начале 1930 года, шведы уже озаботились
закупкой лицензии на производство приглянувшегося им оружия. С 1929 года на
заводе Карл Густов было начато производство станкового Браунинга модели Ksp m/14-29
калибра 6.5 мм, в целом соответствующего Браунингу М1917А1 - станковому пулемету
с водяным охлаждением. Характерно, что в шведском исполнении пулемет представлял
собой гибрид из американской механики с кожухом водяного охлаждения,
циркуляционным насосом и треногой от устаревающего пулемета Шварцлозе. Причем,
характерно, что производство Браунингов в Швеции обходилось в итоге на 40%
дешевле, чем уже освоенного в производстве устаревшего Шварцлозе.
Впрочем, к концу 20-х годов уже стал очевиден недостаток шведской версии
Браунинга - достаточно слабый патрон Маузер 6.5 мм.
В октябре 1930 года в Швеции была сформирована комиссия в составе полковника де Лаваля и капитанов Найгрена и Холмгрена с целью изучения иностранного опыта в
повышении огневой мощи винтовочных калибров. Результатом исследований стало
появление в конце 1931 года разработанного корпорацией Бофорс нового 8-мм
патрона 8x63 m/32 (реальный калибр 7.87 мм). Новый патрон с 14.2- граммовой
пулей, имевшей начальную скорость 760 м/с по дульной энергии почти вдвое
превосходил старый патрон 6.5х55 и на 25% американский патрон Спрингфилд .30-06.
С 1933 года компания Карл Густов приступила к лицензионному выпуску авиационной
версии Браунинга m/22 под новый 8-мм патрон. Обозначение пулемета в Швеции,
впрочем, не менялось в зависимости от применяемого патрона, не смотря на то, что
какое-то время обе версии, и 6.5 и 8-мм применялись параллельно.
В отличие от авиационной версии m/22, станковый Браунинг при переработке под
новый 8-мм патрон подвергся более капитальной модернизации, был переработан узел
пружинного буфера, спроектирован заново узел экстрактора, и новый лафет,
изменился спусковой механизм. Новый станковый пулемет получил обозначение m/36.
В этой версии шведский пулемет был принят на вооружение в 1936 году.
Производство этих пулеметов в Швеции компаниями Карл Густов и оружейным
отделением фирмы Эрикссон ( LME) продолжалось до конца 1944 года. А общий объем
выпуска составил 13656 штук из которых 5 392 были смонтированы в спаренные
зенитные установки m/36 lv dbl, 406 выпущены в стационарном одинарном зенитном
исполнении m/36 lv, активно использовавшиеся как в армии, так и на флоте. Еще
973 пулемета было изготовлено дополнительно без станков для использования в
бронетехнике. В целом, неплохо для нейтральной страны. В 50-е годы с принятием
на вооружение стандартного патрона НАТО 7.62х51 эти пулеметы прошли капитальную
модернизацию с заменой ствола и приемника под новый патрон.
Что касается авиационного пулемета m/22, то этот пулемет стал основой вооружения
шведских самолетов всех конструкций вплоть до начала 2-й Мировой войны,
монтируясь как на оборонительных турелях, так и в синхронных установках.
Шведские Браунинги устанавливались на закупаемые за рубежом истребители
Гладиатор, разведчики Фоккер C.V, бомбардировщики Капрони Са-313, самолеты
отечественного производства СААБ В-17 и В-18 и многие другие.
В процессе производства пулемета m/22, различались следующие его модификации:
- Ksp m/22 Pv - курсовой с подачей ленты слева
- Ksp m/22 Fh - курсовой с подачей ленты справа
- Ksp m/22 R - турельный, с двумя ручками, подачей ленты слева, оснащенный
барабанным магазином ёмкостью 125 патронов
- Ksp m/22-37R аналог предыдущей версии, но с одной ручкой
- Ksp m/39 - танковый вариант на основе элементов авиационной версии m/22-37 с
удаленным рычажным ускорителем стрельбы. Темп стрельбы снижен до 600-720 выстр/мин.
- Ksp m/42 - версия ручного пулемета предыдущей модели. В общих чертах
соответствовал американскому Браунингу М1919А6
Авиационные пулеметы m/22 состояли на вооружении в Швеции до 60-х годов. По
видимому, последним самолетом шведских ВВС, где эти пулеметы использовались
штатно, стал реактивный истребитель-штурмовик СААБ J.21R, где восемь 8-мм
пулеметов m/22 располагались в подвесном контейнере в качестве дополнительного
противопехотного вооружения.
Впрочем, уже к концу 30-х годов даже очень мощный 8-мм патрон для авиации уже
перестал удовлетворять потомков викингов, посему шведы стали подыскивать себе
что-то более мощное. В этом плане, логичным было бы обратить внимание на
новейший американский вариант того же Браунинга в крупнокалиберной версии под
патрон 12.7х99, однако на момент конца 30-х это казалось не столь очевидным. В
то время США еще не превратились в мирового военного гегемона и будущее
американского патрона было достаточно туманно. Ввиду этого шведы обратили
внимание на бельгийское отделение фирмы Браунинга - «Национальная фабрика в Эрстале» (Fabrique Nationale d’Herstal), компанию, созданную еще при жизни Джона
Браунинга с целью продвижения продукции американского оружейного бренда на
европейский рынок. Бельгийцы параллельно с американцами из Кольта развивали
линейку пулеметов Браунинг под наиболее распространенные патроны,
использовавшиеся в европейских странах, самым мощным из которых являлся
французский патрон Гочкисс 13.2х99, по дульной энергии практически вдвое
превосходивший оригинальный американский 12.7-мм патрон. Разработанный в конце
1938 года 13.2-мм бельгийский Браунинг FN M.1939, представлялся идеальным
оружием. Не смотря на то, что бельгийские разработчики несколько уменьшили массу
оригинального французского боеприпаса с 50 до 42 граммов, пулемет все же был на
тот момент самым мощным из существующих в мире. При массе всего 24 кг, он был
способен выпускать в минуту 900-1050 42-граммовых боеприпасов, среди которых
были, в том числе и разрывные, с начальной скоростью до 900 м/с. Этим оружием
активно заинтересовались многие европейские державы, включая Англию, Францию,
Финляндию и, в том числе, и Швецию. Переговоры о покупке лицензии велись вплоть
до мая 1940 года, когда в Брюссель вошли немецкие войска. Из всех желающих
приобрести мощное бельгийское оружие лицензию успели купить только шведы. Да еще
Франция закупила несколько сотен стволов, которые так и не успела толком
использовать в скоротечной кампании весны 1940 года.
В Швеции бельгийские крупнокалиберные Браунинги числились пушками согласно
шведской классификации и обозначались Automatkanon m/1939(Akan m/39). Вместе с
лицензией шведы купили 500 готовых комплектов новых пулеметов, но до оккупации
Бельгии немцами успели отгрузить лишь 288 пулеметов, которые уже в 1940 году
начали устанавливать на новые самолеты, среди которых были 60 закупленных в США
истребителей Северского Р-35А, в котором пара 13.2-мм Akan m/39 размещались в
крыльевых позициях, а два 8-мм Ksp m/22 синхронно над двигателем. Кроме того, на
84 поставленных из Италии бомбардировщиках Капрони Ca.313S 13.2-мм Браунинги
заменили штатные пулеметы Скотти в курсовых позициях в корне крыла.
Оборонительное вооружение составили три 8-мм пулемета Ksp m/22. Планы
перевооружения на новое мощное оружие закупленных в Италии истребителей Реджине
Re.2000 и Фиат CR-42 не состоялись, бельгийских пулеметов на них не хватило и
они до конца своей службы в 50-х годах остались вооруженными итальянскими
12.7-мм Брэда САФАТ, которые в Швеции обозначались как Ksp m/40.
По всей видимости, вместе с покупкой партии бельгийских пулеметов шведы
приобрели и изрядное количество 13,2-мм патронов к ним. Во всяком случае, их
хватило до 1944 года, когда на Бофорс было освоено производство отечественного
патрона 13.2х99 под обозначением m/44.
С начала 40-х годов, когда нейтральная Швеция оказалась в жесткой блокаде с
обеих враждующих сторон, а угроза вторжения, как со стороны Германии, так и
стран антигитлеровской коалиции стала весьма вероятной, поставки импортной
продукции военного назначения в нейтральную страну практически прекратились,
поэтому шведам приходилось рассчитывать только на собственные силы. Достаточно
мощная шведская промышленность в условиях мирного времени, в годы мирового
конфликта оказалась не в состоянии быстро перестроиться на военные рельсы.
Основные производители стрелково-артиллерийского вооружения - компании Бофорс,
Карл Густов работали в три смены, выпуская оружие. На внедрение новых видов
вооружения не оставалось ресурсов. Ввиду этого, закупленная перед войной
лицензия на 13.2-мм пулемет была отдана телефонной компании Эрикссон, в которой
было создано отделение стрелкового оружия. Первоначально на Эрикссоне
выпускались отдельные части оружия для корпорации Бофорс, а с 1941 года был
освоен выпуск упомянутых выше станковых пулеметов m/36. Освоение производства
13.2-мм Браунингов на Эрикссоне затянулось до 1943 года, когда первые m/39
собственного производства стали поступать на вооружение.
Первым самолетом, получившим отечественный 13,2-мм Браунинг шведского
производства стал средний бомбардировщик СААБ В-18. В различных модификациях он
вооружался 2-3 пулеметами m/39 как в неподвижных, так и подвижных установках,
которые дополняла 20-мм пушка Испано (Akan m/41) из числа захваченных шведами на
многочисленных залетавших в Швецию во время войны британских самолетах, в
послевоенное время дополненная официальными закупками.
Шведские Браунинги m/22 и m/39 эксплуатировались очень долго. Крупнокалиберные Akan m/39 в конце 40-х подверглись модернизации, сменив калибр на американский
12.7 мм. Дело в том, что в годы войны в Швеции осело большое количество
американских самолетов, использовавших нейтральную территорию Швеции в качестве
аварийного аэродрома. К концу войны количество такого пополнения шведских ВВС
значительно превысило штатный состав отечественной авиации. А учитывая, к тому
же, что производство патронов 13.2х99 во Франции и Бельгии в послевоенное время
прекратилось, для шведов стало экономически целесообразным принять в качестве
стандартного менее мощный, но значительно более распространенный и дешевый
американский патрон 12.7х99. Около тысячи имевшихся на вооружении пулеметов Akan
m/39 прошли модернизацию с заменой ствола и патронника и, сменив обозначение на Akan m/39А, состояли на вооружении до 70-х годов.
Подобную же модернизацию прошли в 70-е годы и все сохранившиеся на вооружении
пулеметы Ksp m/36; Ksp m/39; Ksp m/42 под НАТО-вский патрон 7.62х51мм, правда,
авиационные Ksp m/22 к тому времени уже не использовались.
Конструктивно шведские Браунинги отличались от американских и бельгийских
оригиналов лишь в малозаметных мелочах.