В годы зарождения авиации в начале 20-го века, когда полеты были уделом
авантюристов-одиночек, многие из этих, безусловно героических людей стали
известными на весь мир, фамилии их на слуху и поныне. Другие, не менее
героические и знаменитые тогда, сейчас незаслуженно забыты. Одним из таких людей
был немецкий пилот, конструктор и изобретатель Генрих Люббе (Heinrich Lübbe).
Получив техническое образование, служил во флоте, однако, был вынужден прервать
военную карьеру после несчастного случая. В 1911 году одним из первых в Германии
получил пилотское свидетельство (№ 134) и приобрёл аэроплан Etrich Taube, чтобы
всерьёз заняться авиацией, и уже в конце 1912 года ему удалось побить тогдашний
мировой рекорд скорости на 250-километровом участке между Монтевидео и
Буэнос-Айресом.
Во время Первой мировой войны Люббе близко сошелся со знаменитым голландским
авиаконструктором Энтони Фоккером, и поступил на работу в его фирму в Германии в
качестве специалиста по вооружению. Оба инженера, высоко оценивали технические
таланты друг друга, блестяще дополняли друг друга, составив отличный тандем
разработчиков, и стали близкими друзьями на долгие годы. Именно Генриху Люббе
принадлежит конструкция первого в мире пулеметного синхронизатора, обычно
приписываемая Фоккеру. Изучив сбитый Моран, известного французского летчика-аса
Ролана Гарро, лопасти винта которого были оснащены стальными призматическими
накладками - отсекателями пуль, Люббе пришел к очевидному ныне решению связать
коленвал двигателя с шепталом пулемета, через кулачковый механизм. Таким
образом, при при прохождении лопасти винта перед дульным срезом пулемета, затвор
последнего становился на шептало, прекращая стрельбу. Это гениальное изобретение
было испытано в воздухе весной 1915 года на самолете Фоккер А.III и в апреле
1915 года уже штатно устанавливалось на немецких истребителях-монопланах Фоккер
"Эйндеккер", что позволило немецкой авиации уже в 1915 году временно перехватить
инициативу в воздухе, открыв, по сути, новую эру в воздушной войне.
После завершения войны пути Фоккера и Люббе разошлись. Фоккер эмигрировал в
Нидерланды, продолжив авиационные разработки. Люббе предпочел остаться в
Германии. В 1921 году он выкупил разорившуюся фирму Фридрихсхаффен. В 1925 году
компания Люббе присоединилась к фирме "ARADO HANDELSGESELLSCHAFT" ("торговая
фирма Арадо"), которая была основана промышленником Хьюго Стиннесом Юниором для
прикрытия незаконной торговли военной техникой, что было запрещено Германии
условиями Версальского мира. С приходом нацистов к власти Стиннес эмигрировал и
Люббе стал единоличным владельцем фирмы, полностью переориентировав компанию на
разработку авиатехники.
С чертежной доски компании в конце 20-х - начале 30-х годов сошло большое
количество самолетов, ставших символами возрождения Люфтваффе.
Помимо ряда легких спортивных самолетов, под руководством доктора Люббе в этот
период вышли вполне боевые самолеты-истребители, апогеем которых стал
крупносерийный Арадо Ar.68, составлявший основу истребительной авиации Люфтваффе
в предвоенные годы.
Помимо деятельности, связанной с разработками авиатехники, в активе Генриха
Люббе была значительно менее известная разработка авиационного вооружения.
В 1929 году по личной инициативе Люббе разработал рабочий образец 20-мм
авиапушки, который талантливый конструктор считал последним словом авиационного
вооружения, также пригодного и в качестве универсального автомата для
противовоздушной и противотанковой борьбы.
На тот момент Германии было строжайше запрещено заниматься подобными
разработками, поэтому проект пушки Люббе был покрыт тайной. Тип используемого
патрона для системы Люббе неизвестен, равно как и основные данные разработки.
Однако, благодаря американскому автору истории стрелкового оружия Джорджу Чинну,
описавшему это оружие, кое-что все же известно.
Автоматическая пушка Люббе имела газоотводную автоматику и питание из открытого
барабанного магазина емкостью 30 или 60 патронов. При этом для своего времени
оружие было достаточно легким. Даже прототип без учета боеприпасов весил всего
48.5 кг, а более поздние образцы были облегчены до 38.1 кг, что
свидетельствовало о весьма тщательной проработке конструкции системы. Оружие
было выполнено с минимальным количеством операций механической обработки,
высокой технологической культурой, высокой степенью унификации, рассчитанной на
массовое производство. При этом состояло всего лишь из 50 деталей. Быстросменный
ствол допускал замену всего за 3 секунды.
В целом автомат Люббе состоял из приемника, ствола, зарядной ручки, магазина,
затвора, газового поршня с газоотводной трубкой и возвратного механизма.
Вертикально-скользящий затвор прочно запирал канал ствола. Открытие затвора
производилось вручную при помощи рычажного механизма. Газовый поршень передает
движение как затвору, так и ударно-спусковому механизму, обеспечивая
автоматическую стрельбу с технической скорострельностью 360 выстрелов в минуту.
Тяжелый пружинный буфер, расположенный в задней части ствольной коробки,
поглощает излишки энергии и служит одновременно возвратным механизмом.
Открытый барабанный магазин емкостью 30 или 60 патронов крепился снизу ствольной
коробки. В стволе имелось два газоотводных отверстия, отводящих часть пороховых
газов в цилиндрический корпус газоотводной трубки, в которой располагался
газовый поршень и длинный толкатель, который, собственно, и осуществлял передачу
движения затвору. Возврат газового поршня после выстрела осуществлялся короткой
пружиной, расположенной открыто вокруг ствола орудия.
Кинематика работы пушки не отличалась от классических систем автоматов с
газоотводной автоматикой. Главной изюминкой системы Люббе был вертикальный
клиновой затвор, больше свойственный крупнокалиберным артиллерийским системам,
нежели автоматическому оружию. Также представляла интерес общая компоновка
оружия, не схожая с другими образцами автоматического оружия, разработанными в
мире на тот момент, что свидетельствовало о творческом подходе конструктора.
В 1931 году пушкой Люббе заинтересовался ведущий оружейный концерн Германии
Рейнметалл Борзиг, ведущие эксперты которого дали положительные заключения по
конструкции Люббе. Однако военное ведомство Германии, проведя официальные
испытания трех прототипов пушки Люббе признало работу системы
неудовлетворительной, предложив конструктору провести доработки.
В процессе доработок конструктору удалось несколько снизить массу системы и
поднять темп стрельбы до 450-500 выстрелов в минуту - фантастический результат
для начала 30-х годов! Однако, в своем отечестве разработка не нашла
заинтересованности. Люббе пытался заинтересовать своей разработкой импортных
покупателей. В 1934-35 гг пушка Люббе участвовала в конкурсе в Италии, но и тут
не вызвала интереса.
В середине 30-х тучи сгустились и над судьбой самого изобретателя. За активное
неприятие Люббе нацистской идеологии и отказ настоятельным рекомендациям о
вступлении в национал-социалистическую партию последовало "наказание". Весной
1936 года в его офис в компании бесцеремонно вошли представители Министерства
Авиации и потребовали немедленной продажи акций компании. Разумеется за
символическую сумму. В тот же день директор компании был уволен со своего уже
бывшего предприятия. А через четыре года, едва сводивший концы с концами доктор
Генрих Люббе скончался от пневмонии.
Компания Арадо, ставшая после смены руководства называться Арадо Флюйгцойгверке
(Arado Flugzeugwerke GmbH) стала в годы 2-й Мировой войны одним из столпов
германской авиапромышленности. Но о разработке авиапушки Люббе просто забыли.
ТТХ: |
|
|
Калибр, мм
Тип автоматики
Масса пушки, кг
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Темп стрельбы, выст/мин
Начальная скорость снаряда, м/сек
Тип патрона
Ёмкость магазина
Масса снаряда, г |
20
газоотвод
48.5 (38.1 у поздних прототипов)
360 (450-500 у поздних прототипов)
838
30 или 60
|
Доп. информация : |
|
|
|