История внедрения и эксплуатации в США великолепной французской авиационной
пушки "Hispano-Suiza Birkigt Тип 404" поистине напоминает классический
детективный жанр с массой действующих лиц, интригой, подменой фактов и
грандиозным пиаром.
В 1936 году ВМС США, пришли к выводу, что для гарантированного поражения
тяжелого бомбардировщика необходимо вооружение помощнее, чем стандартный пулемет
калибра 12.7 мм. Оптимальным был признан калибр около 20 мм, с одной стороны
такое оружие сохраняло относительно небольшую массу и темп стрельбы, а с другой
стороны 20-мм снаряд позволял поместить туда достаточное количество взрывчатого
вещества. Своих разработок пушек такого калибра в США тогда не велось. Тогда
флот поручил своим заморским атташе, прозондировать почву в Европе на предмет
закупок импортных пушек.
Сохранившиеся отчеты свидетельствуют, что к рассмотрению было принято четыре
разных образца пушек, которые американцы решили приобрести для проведения
сравнительных испытаний. Это были датская "Madsen" калибра 23 мм, две
швейцарских 20-мм модели, "Oerlikon FFL" "Solothurn ST-11" и немецкая "Rheinmetall-Borsig",
того же калибра, по всей видимости, версия того же Солотурна, известная в
Германии как MG C/30L. Было решено оценку вышеуказанных образцов проводить не
только на основании ТТХ каждой пушки, но и учитывая возможности каждого из
производителей. Помимо образцов было решено закупить не менее 400 патронов на
каждый образец с тем, чтоб испытания могли быть проведены на разных полигонах
флота.
По политическим соображениям вскоре от закупки пушек "Solothurn" и "Rheinmetall-Borsig"
отказались. Позднее отбросили и Эрликон. И испытания проводились только на
четырех 23-мм пушках "Madsen" модели 1933 года.
Появление во Франции пушки "Hispano-Suiza Birkigt Тип 404" вызвало живой интерес
в ВМС США, после чего 27 февраля 1937 года последовал немедленный запрос
военному атташе во Франции, чтобы "выяснить цены и сроки поставки четырех
авиационных пушек конструкции Hispano-Suiza Birkigt французского производства
калибром 20 и 23 мм, в фиксированном и турельном варианте с прицелами и
аксессуары , плюс по 500 патронов с фугасными снарядами". В ответ было сообщено,
что вариант пушки калибра 23 мм находится лишь в опытном образце, а 20-мм
вариант французы готовы продать.
В это же время из Франции поступила информация о новейшей и более мощной 25-мм
авиапушке фирмы "Hotchkiss". Однако 9 марта 1937 года, французская сторона дала
понять американским представителям, что пушка "Hotchkiss" является секретной
разработкой. В результате, разрешение было получено только на закупку пушек
Hispano-Suiza Birkigt. Известен отчет американского военно-морского атташе во
Франции:
"Рассмотрена возможность приобретения пушки "Birkigt" 23-мм... В наличие на
заводе версии пушки Hispano-Suiza калибра 23-мм нет... Британцы купили девять
пушек подобного типа, за исключением калибра 20-мм в моторном варианте… Цена
пушки $ 3,500 включает саму пушку, барабанный магазин, крепление и
вспомогательный инструмент. Та же цена за единицу при покупке 4 образцов,
боеприпасы с инертным снарядом по $ 2 за штуку, с фугасным снарядом $ 4 за
штуку. Срок поставки 45 дней - Париж... "
11 марта 1937 технический эксперт армии США в Европе послал в Вашингтон полное
описание пушки Hispano-Suiza Birkigt Тип 404, вместе с техническими условиями
производителя, переведенное с французского на английский. В замечаниях
отмечалось, что принцип действия пушки аналогичен патенту Альфредо Скотти (Alfredo
Scotti), известного итальянского изобретателя в области автоматического оружия.
Особое внимание в замечаниях, также уделялось обязательной смазке боеприпасов,
необходимой для функционирования оружия. Эксперт также заявлял, что он видел
23-мм вариант пушки HS-406, и отмечал, что отличие ее от 20-мм версии только в
диаметре канала ствола.
Вскоре, поступившая информация о строительстве завода Hispano-Suiza в
Великобритании вызвала живой интерес в Департаменте боеприпасов США. Было
отмечено, что английское участие в совершенствовании пушки более активное, чем
даже у французов. Ввиду того, что политическая обстановка в мире складывалась
таким образом, что Америка вполне реально могла стать союзником Англии и
Франции, были предприняты самые энергичные шаги по ознакомлению американских
представителей с новым оружием.
27 июля 1937 года во Францию на завод Hispano-Suiza отправилась группа
чиновников с полномочиями, подписанными помощником военного министра и
выделенной суммой в 8000$ на покупку одной 20-мм пушки, 1250 патронов к ней с
инертными снарядами, 600 с трассирующими и 150 с фугасными, а также набора
инструментов, магазином и крепежными элементами для размещения в двигателе.
Предписывалась поставка не позднее 11 ноября 1937 года.
Заказ был, однако, задержан до 15 декабря того же года, что было связано отчасти
с национализацией завода "Hispano" согласно французскому закону от 1936 года.
После изготовления американского заказа 22 декабря 1937 года, было решено
провести испытания пушки во Франции перед отправкой в США. Испытания
предусматривали 50 выстрелов. 10 патронов одиночными на точность, 20 - короткими
очередями по 4 -5 выстрелов и 20 - одной непрерывной очередью. Испытания были
признаны удовлетворительными. После чего, 17 февраля 1938 года, пушка отбыла из
Гавра на военном корабле США, прибыв в Нью-Йорк 26 числа того же месяца. Весь
груз был отправлен на полигон армии Aberdeen Proving Grounds, штат Мэриленд, для
испытаний на американской земле.
Первые испытания закончились полным провалом. Американцы самоуверенно посчитали
ниже своего достоинства обращаться к технической документации французов или
ознакомиться с отчетами англичан по эксплуатации пушки HS.404. А ведь процедура
зарядки барабана пушки четко прописывала необходимость смазки каждого патрона
перед зарядкой в барабан. Американским специалистам-оружейникам пришлось самим
искать решение этой проблемы.
21 июня 1938 года состоялись первые официальные испытания пушки Hispano-Suiza,
(серийный номер 1027), на полигоне армии в Абердине, штат Мэриленд, которые
продолжались до 5 августа. В докладе об испытаниях отмечалось, что в смазке
боеприпасов не было необходимости, в случае их предварительного покрытия тяжелым
воском. Во время испытаний, которые были не более чем демонстрацией перед
высокопоставленными чиновниками, был израсходован лишь 81 патрон, поэтому
всерьез относиться к этой демонстрации было нельзя.
В ходе всех испытаний закупленной пушки, получившей в США обозначение Т1,
продолжавшихся с 21 июня 1938 года по 9 апреля 1940 года, было израсходовано
2511 патронов. В итоговом докладе было высказано мнение, что пушка Hispano-Suiza
"была надежной в функционировании, безопасной для использования, и как
авиационное оружие заслуживает серьезного рассмотрения". Позже в докладе
высказывались следующие замечания: "Ресурс является удовлетворительным, но при
длительной стрельбе необходимо применить смазку патронов; пружина экстрактора
при длительном цикле стрельбы выходит из строя..."
Представители ВМС, также заинтересованные в новом оружии, внимательно следили за
испытаниями в Абердине. Еще в феврале 1937 совместный совет представителей Бюро
по аэронавтике и Бюро боеприпасов провел заседание с целью разработки программы
вооружения самолетов морской авиации. Итогом заседания явился вывод, что калибр
пушек 20-23-мм является наиболее удовлетворительным для использования в авиации
ВМС. В результате 11 июня 1937 года было решено закупить для сравнительных
испытаний семь авиационных пушек - трех 20-мм Oerlikon FFS, FFL и FFF, двух
23-мм Мadsen и двух 20-мм Rheinmetall-Borsig MG C/30L. В итоге, правда, по
различным соображением от Эрликонов и Рейметалла отказались, зато закупили
четыре 23-мм пушки Madsen.
Испытания датских пушек показали удовлетворительные результаты. Однако
бюрократические проволочки не позволили извлечь из этих результатов каких-либо
позитивных движений, не смотря на то, что всерьез рассматривался вопрос
лицензионного соглашения с датчанами.
13 апреля 1938 года, представители Бюро боеприпасов (Bureau of Ordnance)
докладывали в Департамент боеприпасов (Ordnance Department), что флот и армия
крайне заинтересованы в авиапушках калибра 23 мм, однако учитывая то, что в США
ведутся работы по созданию собственных автоматов калибра 0,9" (22.8 мм) T1; T2 и
T3 было предложено предоставить на 1 июля 1938 года сумму в $ 40.000 с целью
ускорения развития вышеперечисленных орудий.
Во второй половине июля 1938 года, было принято решение закупить еще двадцать
образцов 23-мм пушек "Madsen" с боеприпасами для установки на палубных
истребителях F2A-1 “Buffalo”. Однако, этому не суждено было сбыться. Бюро
боеприпасов настойчиво продвигало идею того, что отечественная авиация не должна
вооружаться пушками иностранного производства и тема закупки датских пушек была
похоронена. Вскоре стало ясно, что и пушек отечественного производства серии Т1
- Т3 в обозримом будущем ожидать не приходится.
Посему стало очевидным, что наибольшие перспективы представляет покупка лицензии
на производство французской пушки "Hispano-Suiza Birkigt" . Оружейный концерн "Bendix"
изъявил готовность взять на себя переговоры с французами на предмет приобретения
производственных прав на выпуск пушек в США, основываясь на заказах ВМС, и,
возможно, Авиационного Корпуса. Руководство концерна "Bendix" гарантировало
запуск производства и первые поставки пушки "Hispano-Suiza Birkigt" в течение
года.
Процесс переговоров между руководством Бендикс, Департаментом Боеприпасов и
французской стороной на предмет покупки лицензии на производство пушек длился до
конца 1939 года, пока процесс согласования цены контракта не зашел в тупик и
Бендикс отказался от продолжения переговоров. Дальнейшие переговоры перешли в
непосредственную юрисдикцию государства.
Производство пушки Hispano-Suiza в США
После нескольких месяцев переговоров через Государственный департамент и военных
атташе, контракт был подписан 14 декабря 1939 г. и его условия официально
утверждены военным министром 18 декабря. Соглашение между правительством США и
фирмой "Suisse-Brevets-Aero-Mecaniques", Женева, Швейцария, представителем фирмы
Hispano-Suiza, включало приобретение 33 пушек Hispano Birkigt Тип 404 и
боеприпасов. Общая сумма контракта составила $115.170 или $3.490 за одну пушку,
плюс $141.830 за 59 500 патронов, по $2.38 за штуку. Кроме того, контрактом
предусматривалось в течение года приобрести лицензионное право на производство
пушек за $ 425 тысяч, плюс роялти (лицензионные отчисления) в размере $ 100 за
каждую пушку.
В первых числах января 1940 года был подписан контракт с французской компанией.
Одновременно военный атташе США во Франции сообщил в Вашингтон, что в наличие
имеются четыре модели пушек, а именно: Тип 404 калибра 20-мм, с длиной ствола
1600 мм, для установки в двигатель; Тип 405 калибра 20-мм, с длиной ствола 1000
мм, предназначенные для установки в башнях; Тип 406 калибра 23-мм, с длиной
ствола 1150 мм, для установки в башнях и Тип 407 калибра 23-мм, с длиной ствола
1600 мм, для монтажа в двигателях.
Тип 404 был признан лучшим по назначению, а интерес к другим типам был
незначительным. Впрочем, скорее всего дело было в тривиальной неготовности
французов производить другие типы пушек Испано после отстранения от руководства
заводом Испано Сюиза главы компании и основного разработчика Марка Биркегта.
Хотя дата поставки первых десяти из 33 орудий была запланирована на 28 февраля
1940 года, они были отправлены раньше времени, и прибыли на полигон Абердин
Прувин Граунд (Aberdeen Proving Ground), штат Мэриленд, 20 февраля. Оставшиеся
пушки с 9200 штуками патронов достигли Американского континента 11 апреля 1940
года.
Испытания начались сразу же, и сразу же были отмечены определенные недостатки и
была запрошена дополнительная информация как от французов, так и от англичан,
уже год как выпускавших пушку "Hispano-Suiza Birkigt Тип 404" на своем заводе в
г. Грэнтэм (Grantham).
Первые шесть орудий прибывших в США были переданы для испытаний на полигон флота
в Дальгрен, штат Вирджиния, остальные, были переданы в различные фирмы,
производящие самолеты для ВМС с целью установки и испытаний на морских
самолетах.
Апрель 1940 года явился переломным месяцем в вопросе о принятии на вооружение
пушки Испано в США. Предполагалось поделить пополам расходы на подготовку
производства пушки между флотом и армией. 12.04.40. Командующий Авиационного
корпуса США генерал Арнольд (H. H. Arnold) писал начальнику артиллерии армии США
о том, что необходимо как можно быстрее развернуть производство 20-мм
авиационных пушек, а на настоящий момент приобрести во Франции дополнительные
400 орудий, как временную меру до развертывания производства в США. Он также
указал на желательность унификации этого оружия с английскими и французскими
производителями как можно скорее.
Этому предложению следовало то, что уже 29 апреля 1940 года Артиллерийское
управление армии США объявило об официальном принятии на вооружение 20-мм
авиапушки Hispano-Suiza. Осталось выбрать производителя. Необходимая
документация была получена из Франции вовремя. Вскоре Франция пала под ударами
гитлеровской Германии. Вступление в войну США стало вопросом ближайшего
будущего.
В ходе проведенного тендера в качестве потенциальных производителей пушки были
отобраны три производственные фирмы, предложивших наилучшие условия и способных
производить пушки в необходимых для страны количествах. "Mergenthaler Linotype
Со" предлагала самую высокую цену за единицу - $ 2,875.28; на втором месте
оказалась фирма "National Pneumatic Co" с $ 2,485.69 за пушку, а в лидерах
оказалась "Bendix Aviation Corporation" с самой низкой ценой в $ 1,120.00 за
ствол.
При этом было подсчитано, что на 1941 финансовый год заказ 20-мм авиапушек для
ВВС составят 456 штук, а потребность в них авиации ВМС составит около 100 штук,
поэтому производство в 1941 году было запланировано из расчета 600 орудий для
обеспечения профицита.
По итогом проведенного тендера генерал-майор Вессон (C. M. Wesson), начальник
Артиллерийского управления армии США, определил победителя - корпорацию Bendix,
отклонив предложения остальных компаний.
23 сентября 1940 года контракт с Bendix был одобрен. Bendix получила заказ
только от армии США на производство в общей сложности 5000 пушек по оговоренной
цене. Было принято решение приступить к производству пушек, используя
французские чертежи, не дожидаясь перевода их из метрических единиц в дюймовые.
Как показало будущее, это решение оказалось роковым в судьбе пушки.
Таким образом, в конце 1940 года авиапушка Hispano, получившая в США обозначение
М1, была запущена в производство. Bendix гарантировала поставку первой серийной
продукции в мае 1941 года. Еще до того, как первые пушки М1 сошли с конвейра,
был разработан несколько отличный вариант, Т9, позднее обозначенный как
"Автоматическая 20-мм авиапушка AN-М2" ("Gun, Automatic, 20-mm, AN-M2 (Aircraft)."),
который стал основным. Отличия его заключались, в основном, в том, что
первоначальный вариант изначально предполагал установку в двигателе, а новый
вариант был разработан специально для размещения в крыле, где требовалась
дополнительная поддержка. В результате М2 заметно потяжелела и весила 112
фунтов, по сравнению с 105 фунтами M1, а центр тяжести ее сместился на 1,07
дюйма вперед. Кроме того был несколько изменен патронник и крепление буферной
системы. Бытующее мнение, что пушка М1 отличалась от М2 только системой питания
- магазинного у М1 и из рассыпной ленты у М2 некорректно, и видимо идет из
аналогии с британскими версиями Mk.I и Mk.II. В пушке М2 американцы пошли по
пути унификации, предусмотрев модификации как со штатным 60-зарядным магазином,
так и с лентой, о чем будет сказано ниже.
Первые пушки производства фирмы Bendix начали поступать в войска в конце 1941
года. Месячный пик производства в 1300 орудий, был достигнут в декабре 1942
года. Этот темп сохранялся до августа 1943 года, когда программа поставок была
сокращена до 1000 орудий в месяц. Выпуск 20-мм пушек AN-M2 на фирме Бендикс был
завершен в декабре 1943 года, после выпуска 22642 штук М1 и М2. Первоначальная
стоимость одной пушки, выпущенной на фирме Bendix составила $ 1010 за штуку, к
концу 1943 года цена одной 20-мм пушки с комплектующими была снижена до $458.
Пушка М1 поставлялась в основном по заказам армии, Флот получил только 14 пушек
М1, причем шесть из них были направлены в фирму Брюстер, Лонг-Айленд-Сити, для
установки на истребители F2A-3 “Buffalo”. Это был единственный опыт применения
пушек М1 на морских самолетах. Оставшиеся восемь пушек пролежали на складах всю
войну и были списаны как устаревшие.
Заказы же армии только на 1940-41 год составили без малого 45 тыс. 20-мм пушек.
Такие заказы уже превышали производственные возможности фирмы Бендикс, и 17
апреля 1941 года был заключен контракт с фирмой Олдсмобил ("Oldsmobile"),
являющейся отделением концерна "General Motors", на производство 9000 пушек. "Oldsmobile"
выпустил первые пушки в ноябре 1941 года, а к февралю 1944 года суммарный объем
выпуска пушек М2 на "Oldsmobile" составил 77 тыс. Еще 24 526 пушки поставила
американской армии фирма "International Harvester Со" Сент-Пол, штат Миннесота.
И, наконец, 10500 орудий выпустила фирма "International Business Machines Corp".
К моменту запуска пушки "Hispano" в серию в США, единственным потребителем в
стране, который требовал размещения ее в плоскостях самолетов, были ВМС США.
Более того, моряки требовали вооружать пушками как можно большее количество
самолетов, заменяя более легкое пулеметное вооружение 20-мм пушками. Но, к
сожалению, пушка, которая выпускалась в Америке во все возрастающих количествах,
не показала такой же надежности, как крупнокалиберный пулемет Браунинга.
С другой стороны, постоянные консультации с англичанами, которые несколько
раньше начали работы над модернизацией французского орудия приносили
определенные результаты. Так, пути развития пушки в Англии и США были схожи.
Инженеры обеих стран шли параллельными путями, но англичане, "стартовавшие"
раньше, смогли быстрее довести пушку до боеспособного состояния. В
Великобритании оригинальная французская конструкция "Birkigt Тип 404" была взята
за базу в качестве эталона для модели Мk.I. За ней вскоре последовала улучшенная
Мk.II. Чертежи и образец этой версии пушки прибыли в США с целью изучения и
испытания в январе 1942 года. Британский опыт убедительно показал направление, в
котором надо двигаться для стандартизации своей версии пушки. Кроме того, стало
очевидным, что было бы крайне желательно, чтобы все 20-мм авиационные пушки
американского производства были бы приведены к английскому стандарту Мk.II.
В связи с этим были выявлены основные отличия американского и британского
вариантов пушки, которые следовало привести к единому стандарту. Практически все
предложенные изменения, носили незначительный характер но позволяли произвести
полную стандартизацию британской пушки Мk.II и американских М1 и AN-M2. Главное
же отличие двух типов пушки были в размерах патронника. Британский вариант был
на 2 мм короче американского. Так как оба варианта были разработаны, под один и
тот же патрон, было совершенно очевидно, что размер патронника необходимо
привести к одному стандарту. Англичане были очень настойчивы, упирая на то, что
их вариант был лучше.
Чтобы определиться, какой вариант действительно лучше, были проведены
сравнительные испытания на нескольких полигонах - в Абердине (Aberdeen), Эглин
Филд (Eglin Field); Райт Филд (Wright Field) и Кэнвил Прувин Граундс (Kenvil
Proving Grounds). Однако специалистов Департамента Боеприпасов США эти испытания
не убедили в превосходстве британской конструкции патронника. Обе стороны, и
британская, и американская, не желая нести затраты по внесению изменений в
налаженное производство стояли на своем. И лишь 4 апреля 1942 года было принято
компромиссное, хотя и абсолютно нелогичное решение, которое сводилось к
следующему:
- Производство 20-мм пушкек М1 и AN-M2 для нужд США должно быть продолжено без
изменений в патроннике.
- Британский вариант патронника будет рассмотрен для производства в США в
будущем.
- Пушки, производимые в США для поставок в Великобританию должны пройти
тщательные испытания в Великобритании перед тем как быть принятыми на
вооружение.
После дальнейших сравнительных испытаний в конце апреля 1942 года, Департамент
боеприпасов США наконец принял окончательное решение, увеличить патронник.
Правда, увеличили его на одну шестнадцатую дюйма (1.6 мм), больше, чем
британский образец, то есть примерно на 3.6 мм. Это решение было окончательным и
никоим образом не отвечало интересам ни британских, ни американских
производителей пушки. Эта версия с увеличенным патронником получила обозначение
Т10, при этом армейское обозначение М2 не менялось.
Первые американские пушки М1, были отправлены в Великобританию летом 1942 года,
где прошли интенсивные испытания. Результаты были неудовлетворительны. Были
отмечены частые отказы. Характерно, что англичане еще осенью 1941 года смогли
оценить "качество" американских пушек М1 на партии поставленных из-за океана
истребителей Аэрокобра P-39D, после чего вся партия была сплавлена в СССР, где
американская пушка также заслужила не самые лестные отзывы.
Ближе к осени 1942 года, в ходе второго подхода англичан к американской пушке,
были проведены сравнительные стрельбы одной британской пушки Hispano Mk.II и
трех американских М1. Из британского варианта было сделано 5012 выстрелов при 19
отказах. С американскими образцами было все намного хуже. Одна из пушек
отработала 4092 выстрела при 67 отказах, вторая - 3705 при 97, третья 2610 при
94 отказах. Основной причиной отказов американской пушки было признаны
недостатки в ленточной подаче патронов. При этом, справедливости ради, англичане
отмечали высокое качество и красоту исполнения механизмов американской пушки, но
от лендлизовских поставок на ближайшее время отказались.
Вскоре вопрос по отказам американских пушек был вновь поднят, но на этот раз уже
в США. Инициатором этого явились производители 20-мм боеприпасов, которые
отметили, что частые отказы происходят из-за недостаточно сильного удара по
капсулю патрона, связанному с… излишней глубиной патронника. Новые испытания
начались в июне 1942 года и продолжалась до последних дней января 1943 года.
Вследствие этого, было решено:
Сократить длину патронника на 1/32 дюйма (то есть около 1 мм), таким образом,
почти возвращаясь к английскому стандарту. Кроме того изменению подверглись
пружина экстрактора, ударный механизм и пружина затвора. Эта модель в служебной
переписке обозначалась как Т12.
Ко времени этого решения на складах армии находилось около 40 миллионов 20-мм
патронов и было выпущено 56 410 орудий М1 и AN-M2. Внешние изменения ударного
механизма, экстрактора и затвора было произвести не сложно. А вот уменьшение
длины патронника представляло изрядную технологическую проблему. В результате
все 56 тыс. пушек были изъяты со складов и была запущена глобальная
государственная программа модернизации уже выпущенных пушек. Остается только
догадываться о масштабности денежных потоков, выделенных на эту программу!
Использование уже выпущенных пушек М1 и М2 в американской авиации было крайне
ограниченным. В первый период войны единственным потребителем их были ВВС,
которые устанавливали пушки, главным образом, на истребители Lockheed P-38 "Lightning",
небольшое количество выпущенных тяжелых ночных перехватчиков Р-70 "Havoc" на
базе бомбардировщика А-20, вооруженных четырьмя 20-мм пушками М1, в боях
применялись очень ограниченно. На небольшой партии истребителей Р-39 "Airacobra",
предназначенных для поставки в Великобританию, как уже указывалось выше, также
устанавливались 20-мм пушки М1. Кроме того, первые "Мустанги", отправленные в
Великобританию также предполагалось вооружить 20-мм пушками, однако англичане
предпочли иметь на них пушки собственного производства Hispano Mk.II, лишь
дооснащенные доставленными из США пружинными адаптерами под американскую люльку.
ВМС, как уже отмечалось выше, в первый период войны вообще отказались от пушек,
ограничившись лишь опытными испытаниями их на своих самолетах. Справедливости
ради надо отметить, что подразделения ВВС армии США, применявшие в боях
самолеты, имевших на вооружении пушки Hispano американского производства особых
нареканий к качеству пушек не высказывали. Так, основной потребитель пушек -
двухмоторный истребитель P-38 "Lightning" в боях в Северной Африке и на Тихом
океане был достаточно популярен среди экипажей именно из-за наличия на борту
мощной 20-мм пушки, позволявшей выполнять штурмовые задачи.
Но факт остается фактом, качество исполнения американского варианта пушки
Hispano первого, самого тяжелого периода войны, было значительно хуже
британского аналога.
Программа модернизации выпущенных пушек по стандарту Т12 шла полным ходом. Летом
1943 года в Великобританию на испытания были отправлены шесть модернизированных
пушек М2, по две от каждого производителя - "International Harvester", "Oldsmobile"
и "Bendix". В июле-августе в Англии прошли всесторонние испытания пушек М2. В
левое крыло истребителя Hurricane установили пару британских Hispano Mk.II, а в
правое - две американские М2 производства фирм "Oldsmobile" и "International
Harvester", после чего были проведены пробные стрельбы на земле и в воздухе,
смоделированы условия тяжелых перегрузок, пикирования и маневров. Надо отдать
должное американским оружейникам. Наконец-то американская пушка показала себя не
хуже английской.
К концу 1943 года наконец через четыре года (!) было решено полностью
унифицировать выпускаемые пушки с английской версией. Эта модель получила
обозначение Т15. И программа доработки пушек раннего выпуска постепенно была
похоронена. Около 36 тыс. пушек, главным образом, крыльевого исполнения М2
ранних выпусков с "длинным патронником" осело на складах, где они благополучно
ни кем не востребованные пережили войну и, казалось бы им была уготована
единственная возможная судьба - в переплавку, но в конце войны практичные
американцы нашли им другое применение, использовав их в качестве заготовок для
новой пушки М3, о которой речь пойдет ниже.
В процессе производства пушек Hispano M1 и М2 в США, конструкция постоянно
совершенствовалась. Так для уменьшения воздействия силы отдачи пушки на
конструкцию носителя с конца 1942 года их стали оснащаться пружинным адаптером,
который был разработан фирмой "Edgewater Steel Co". Конструкция его была сходна
с аналогичным британским адаптером и представляла собой мощную пружину на
стволе, которая, опираясь на упор на люльке самолета, позволяла пушке совершать
при стрельбе возвратно-поступательные движения.
Адаптер "Эджвотер" был запущен в массовую серию под обозначением "Adapter, Gun,
20-mm, M1". Позже появилась его более совершенная версия "Adapter, Gun, 20-mm,
M6". В общей сложности было изготовлено более 70 тыс. адаптеров, которыми
оснащались пушки, поступавшие на вооружение ВМС.
Пушки, выпускаемые для поставок в Англию оснащались адаптерами фирмы "Oldsmobile",
обозначаемые М7, которых было выпущено 9697 штук.
Также как и в Европе, первые выпущенные пушки в США предполагалось использовать
с барабанным магазином на 60 патронов, который был принят на вооружение в 1941
году как "Magazine, 60-round, 20-mm, M1". Громоздкий барабан практически
исключал возможность его установки в крыло самолета, тем не менее производство
барабанных магазинов продолжался до 1944 года на фирмах "Borg-Warner" и "Seng
Со". Суммарный выпуск этих магазинов в общей сложности составил 29 235 штук. В
Соединенных штатах эти магазины практически не нашли применения, ограниченное
количество было поставлено в Великобританию, однако неизвестно как ими
распорядились англичане, еще на ранней стадии, отказавшись от отечественных
аналогов.
Параллельно с выпуском барабанного магазина активно изучались возможности
оснащения пушек другими системами боепитания. Наибольшую выгоду обещала подача
из условно бесконечной металлической ленты с распадающимися звеньями. Разработка
ее была инициирована еще на ранней стадии в мае 1941 года. И наилучшие варианты
были вскоре отобраны. Это были системы боепитания, разработанные в Арсенале
Армии Watervliet; старейшем в США авиаконцерне "Curtiss-Wright", также
французско-английская разработка системы Шательро ("Chatellerault") - английское
обозначение Т1Е1, любезно предоставленная европейским союзником.
Испытания всех трех конструкций были проведены на полигоне в Абердине. В
результате подача Т1 была признана лучшей и рекомендована к принятию на
вооружение. Единственным недостатком ее было ограничение в габаритах
используемых боеприпасов.
Тем не менее, уже в конце 1942 года подача Шательро была запущена в серию под
обозначением "Mechanism, Feed, 20-mm, AN-M1."
Изначально предполагалось, оснащать этими подачами пушки, поставляемые как
армии, так и флоту, однако моряки потребовали изменений, посчитав, что
оригинальная конструкция не обеспечит тянущего усилия ленты увеличенного
боекомплекта. Поэтому для ВМС была разработана более мощная и тяжелая подача
М1А1, которой с лета 1943 года начали оснащать морские пушки Hispano M2.
Армейская авиация же отдала предпочтение более легкой версии, обозначенный
просто М1. И лишь с августа 1944 года армейская авиация согласилась
унифицировать подачу с моряками. И производство полностью было переведено на
выпуск подачи М1А1. Оба механизма предусматривали как левую, так и правую подачу
ленты. Обе модификации выпускались компаниями "Chicago Flexible Shaft Co.";
"Harley Machine Division"; "E. W. Carpenter Co."; "National Pneumatic Co.". В
общей сложности ими было произведено 119 216 подающих механизмов.
Из аксессуаров также можно назвать дульный тормоз М1, которым комплектовались
большая часть выпущенных пушек, а также дистанционную систему гидравлической
перезарядки пушки, производимую на "Bendix Products Division", Саут-Бенд, штат
Индиана. Всего было выпущено 46 748 этого устройства перезарядки. Использовались
эти устройства только в морской авиации. Армейская авиация предпочитала
устройство ручной перезарядки. Англичане также отказались от американских
поставок устройств Бендикса, используя пневматические системы перезарядки
собственного производства.
Все вышеописанные аксессуары пушек "Hispano-Suiza" американского производства не
были неотъемлемой составной частью пушки и комплектовались отдельно. Вследствие
чего в собранном виде в зависимости от состава комплектации различались 7 видов
комплектаций, включавший в себя еще и электроспусковое устройство.
- Тип А - ВВС:
20-мм пушка М2,
адаптер-М1,
устройство ручной перезарядки
- Тип B - ВВС:
20-мм пушка М2,
адаптер M6,
устройство ручной перезарядки
- Тип C - ВВС:
20-мм пушка М2,
адаптер M7,
устройство ручной перезарядки
- Тип D - ВВС:
20-мм пушка М2,
адаптер M7,
устройство ручной перезарядки,
дульный тормоз M1
- Тип E - ВМС:
20-мм пушка М2,
адаптер М1,
устройство гидравлической перезарядки
- Тип F - для поставок в Великобританию:
20-мм пушка М2,
адаптер M7
- Тип G - для поставок в Великобританию:
20-мм пушка М1,
адаптер, M7
В феврале 1944 года производство всех 20-мм пушек М1 и М2 было прекращено.
Использование их в США было ограниченным. Так, например, вариант моторпушки М1
практически не нашел применения, поскольку не было почти никаких попыток за всю
войну установить ее в двигатель водяного охлаждения.
Общий объем производства 20-мм пушек М1 и М2 был следующим:
- Флот 21 228 шт.
- ВВС 13 272 шт.
- Поставки по лендлизу 44 478 шт.
- На складском хранении: 54 997 шт.
Из них:
- Исправных 19 042 шт.
- Непригодных раннего выпуска (с длинным патронником) 35 955 шт.
- Потер яно при различных обстоятельствах 688 шт.
Суммарный выпуск составил: 134 663 шт.
Поздние модификации пушки Hispano-Suiza в США
В декабре 1942 года по инициативе ВМС были начаты работы по поиску путей
дальнейшего совершенствования пушек Hispano-Suiza. Основные пути модернизации
были связаны с возможностью увеличения темпа стрельбы, надежности, облегчения
конструкции и снижения нагрузок при стрельбе.
И здесь американцы пошли по пути англичан, придя к выводу, что всех этих
усовершенствований можно достичь, укоротив ствол орудия.
18 января 1943 на Абердинском полигоне приступили к серии испытаний. Было
модифицировано пять серийных пушек M2 с укороченными стволами соответственно на
6, 12, 15, 18 и 20 дюймов. (153; 305; 381; 457 и 508 мм).
Параллельно Департамент боеприпасов 22 февраля 1943 года выдал спецификацию на
модернизированную пушку Hispano-Suiza, основные требования которой были
следующие:
- Пушка должна использовать стандартный набор 20-мм снарядов от модели M2.
- Подача ленточная из металлической ленты с распадающимися звеньями.
- Пушка должна предусматривать использование снарядов различной длины.
- Темп стрельбы должен быть в пределах 575-650 выстрелов в минуту.
- Подача ленты должна осуществляться с любой стороны.
- Подача должна обеспечивать протяжку патронной ленты массой не менее 75 фунтов
(34 кг)
Испытания, проходившие в Абердине, подтвердили правильность выбранного пути.
Наилучшие результаты дали испытания пушек со стволом укороченным на 15 и 12
дюймов. Одновременно из Англии были получены сведения, что англичане также
модифицировали свою пушку Hispano Mk.II, укоротив ствол на 12 дюймов, что дало
экономию в массе 25 фунтов (11.3 кг). Британский вариант модернизации был
настолько удачен, что привел к созданию новой версии, известной как Hispano
Mk.V.
На основании испытаний и британских данных была выдана уточненная спецификация
из которой следовали требования:
- Уменьшение массы пушки М2 на 25 фунтов.
- Уменьшение длины ствола на 15 дюймов.
- Возможность использовать стандартный адаптер M1.
- Начальная скорость снаряда может быть уменьшена не более чем на 80 футов в
сек. (25 м/с) по сравнению с М2
- Темп стрельбы около 750 выстрелов в минуту.
- Ведение огня с закрытого затвора.
В соответствии с вышеуказанными требованиями в октябре 1943 года были
модифицированы 12 стандартных пушек М2, получивших обозначение Т26.
Параллельно аналогичные работы были проведены на предприятиях производителях
пушек М2 и М1. На фирме "Oldsmobile Division", итогом работ стало создание пушки
Т27; "United Shoe Machinery Co." представила свой вариант под обозначением Т25,
а Арсенал "Watervliet" - разработал сразу два несколько различных варианта,
известные, как Т28 и Т29. По результатам испытаний, проведенных в октябре-ноябре
1943 года именно изделия "Watervliet" были признаны лучшими. Было решено на базе
этих двух орудий организовать выпуск новой пушки, скомбинировав лучшие качества
обоих образцов. В результате появилась пушка, получившая наименование Т31 ("Gun,
Automatic, 20-mm, T31").
В январе 1944 года поступил заказ от ВМС на скорейшую поставку 25 экземпляров
пушки T31 для войсковых испытаний. ВВС также заказали для своих нужд 51 пушку. В
феврале заказ флота был увеличен до 23 326 штук орудий T31. Позднее и ВВС
заказали несколько тысяч новых пушек.
Конструктивно пушка Т31, получившая армейское обозначение AN-М3, отличалась от
предыдущих вариантов не только укороченным стволом, но и измененной автоматикой
с передним шепталом, то есть стрельбой с закрытого затвора, что отличалось от
британского аналога Mk.V. Кроме того, характерным внешним отличием американской
версии от английской был смещенный назад, за газоотводную трубку, пружинный
адаптер. К тому же, американская версия пушки весила заметно больше английской -
тело орудия 45.1 против 38.1, а с лентопротяжным механизмом 53.5 против 45.1 кг.
Что любопытно, что получив огромный заказ от армии и флота было принято решение
для скорейшего его исполнения не производить новые пушки с нуля, а изъять со
складов несколько тысяч некондиционных пушек М2 и М1 первых серий выпуска и
модернизировать их в AN-М3. Одним из предприятий, которые этим занимались было
"International Harvester Со", завод в Сент-Пол, штат Миннесота.
10 июля 1944 года были выпущены первые 20-мм пушки AN-М3, переделанные из М2. А
к маю 1945 года в общей сложности было переделано 12 083 штук пушек.
Фирма "Oldsmobile" стала другим подрядчиком по выпуску пушек AN-М3. Там до мая
1945 года было переделано 20 163 штук пушек.
Таким образом, суммарный выпуск пушек AN-М3 составил 32 426 пушки. Почти все они
явились результатом переделки некондиционных или невостребованных пушек М1 и М2,
с нуля было изготовлено относительно небольшое количество новых орудий.
Повоевать в завершающих боях 2-й Мировой новым пушкам уже не довелось, да и
применение их было весьма ограниченным. AN-М3 устанавливали на поздних версиях
тяжелых перехватчиках Р-61 "Black Widow", на палубных истребителях F8F "Bearcat"
и F7F "Tigercat".
Некоторое количество невостребованных авиацией пушек М3 нашло применение во
флоте США. Установленные на тумбовые станки, смонтированные на небольших
кораблях американского флота, они оказались отличным средством поддержки в
многочисленных послевоенных конфликтах, в которых принимали участие США. Такие
флотские автоматы обозначались Mk.16 и применялись даже в 80-х годах.
Значительно большее распространение в американской авиации получила уже
послевоенная версия Испаны, известная как М24. Собственно, разработка ее
началась еще во время войны, практически одновременно с М3. Опытная версия Т31Е2
являлась практически аналогом Т31, но вместо ударно-спускового механизма на ней
было применено электрозапальное устройство. Соответственно, на штатных патронах
капсуль был заменен на электрозапальную втулку. Но пока шли боевые действия,
ломать валовое производство штатных патронов 20х110 не стали, и к теме вернулись
лишь в 1947 году. Кроме электрозапального механизма на пушке М24 была применена
витая трехжильная возвратная пружина, справедливости ради, появившаяся и на
поздних версиях пушки М3. Тактико-технические данные пушек М24 и М3 практически
не отличались, лишь темп стрельбы был чуть больше - 750 выстр/мин против 730 у
М3.
С конца 1947 года пушка М24 пошла в производство. Их устанавливали на палубных
штурмовиках А-1 "Skyraider", А-4 "Skyhawk", истребителях F8F "Bearcat".
Версия М24Е2 стала базовым оборонительным вооружением стратегического
бомбардировщика В-36 "Peacemaker", монтируясь в восьми спаренных выдвижных
башнях. Позднее, пушки М24 стали устанавливать на различные вертолеты, как в
подвижных, так и неподвижных установках, эпизодически используя в разных странах
вплоть до конца 20-го века.
В самом конце войны, в начале 1945 года, на фирме Олдсмобил ("Oldsmobile"),
одном из основных производителей пушек Испано в США, была предпринята масштабная
программа по капитальному улучшению боевых характеристик пушек. Флот требовал
мощную авиапушку для борьбы с японскими камикадзе, изрядно досаждавшими
американцам в последний год войны.
Амбициозные планы предполагали, при использовании в качестве базы серийной пушки
М3, увеличить темп стрельбы до 1000 выстр/мин при использовании исключительно
мощного патрона 20x158RB, при обеспечении живучести орудия до 1500 выстрелов.
Правда, вскоре, ради экономии времени на разработку от столь радикального
боеприпаса решено было отказаться, сохранив стандартный патрон 20х110 мм.
К апрелю 1945 года была готова опытная система Т34. По сравнению с М3 темп
стрельбы был увеличен до требуемых 1000 выстр/мин, что достигалось облегчением
откатных частей пушки, применением двух последовательно расположенных
многожильных возвратных пружин и, главное, несколько измененной схемой
автоматики, в которой был изменен газоотводный механизм, разблокирующий затвор.
Отводимые пороховые газы воздействовали на поршень не напрямую, а через ресивер,
поддерживая постоянное давление в системе. Кроме того, задний пружинный буфер
был заменен на более эффективный пневматический.
Но как ни спешили специалисты Олдсмобил, до победы над Японией они не успели. К
августу 1945 года успели изготовить лишь 12 опытных орудий Т34. Испытания их на
Абердинском полигоне выявили неважную живучесть основных частей пушки.
С окончанием войны работа над Т34 была на время приостановлена и следующая,
доработанная версия Т34Е1 с электровоспламенением вместо ударного механизма
появилась лишь в марте 1948 года. В версии Т34Е2 перешли на облегченный снаряд
массой 102 грамма. Окончательный вид новая система приобрела в 1949 году, с
принятием на вооружение нового патрона, известного как 20х110USN Mk 100. В нем
был совмещен 110 граммовый боеприпас 20х102 мм от армейской револьверной пушки
М39 с переобжатой гильзой от .60” патрона 15.2х114. Использование большего
порохового заряда со снарядом меньшей массы позволяло получить высокую начальную
скорость, превышавшую 1000 м/с.
С 1950 года пушка была принята на вооружение в США под обозначением Mk.12, став
последней серийной версией знаменитого изделия Марка Биркегта.
Армейская авиация США на тот момент уже отдала предпочтение револьверной пушке
М39, имевшей в прототипе немецкие корни трофейной MG213C, но флот, все больше
дистанцировавшийся от армии, предпочел проверенную конструкцию, отсюда и чисто
"флотское" обозначение Мk.12.
Первоначальными планами предполагалось строить две версии пушки - Mk.12 Mod.0,
длиной 1910 мм, предназначенную для неподвижных установок и Mk.12 Mod.1 длиной
1321 мм для механизированных оборонительных установок. Но в итоге, от
короткоствольной версии отказались.
В пушке, как уже отмечалось выше, применялся оригинальный патрон 20х110USN,
главной изюминкой которого было строгое тарирование массы 110-граммового
снаряда, которая не изменялась в зависимости от модели и назначения боеприпаса,
будь то фугасный, бронебойный или инертный. Тем достигалась постоянная
цикличность автоматики системы, повышавшая ее надежность. Темп стрельбы,
доходивший 1000-1100 выстрелов в минуту, подвергал серьезному термическому
воздействию ствол пушки, для противостояния которому он был выполнен из
легированной хромо-молибденовой стали с толстым слоем хромирования внутренней
поверхности. Хотя, конструктивно ствол повторял классику пушки Испано - 9
правосторонних нарезов с шагом 511.5 мм глубиной 0.38 и шириной 5.2 мм.
С 1950 года пушку Mk.12 стали устанавливать практически на всех морских
самолетах ВМС США. Но, как это часто бывало в истории военной техники, к моменту
принятия на вооружение того или иного образца, он оказывался уже устаревшим. Так
получилось и с пушкой Mk.12. Это орудие, являвшееся наиболее совершенным
представителем линейки пушек Испано, к 50-м годам уже не выглядел особым
шедевром ни по мощности боеприпаса, ни по скорострельности. 20 лет жизни и
развития для авиационной системы это много в условиях качественного скачка в
авиации. Однако, вплоть до середины 60-х годов флот США продолжал использовать
Mk.12 на своих самолетах, не смотря на то, что армейская авиация уже перешла на
знаменитый шестиствольный "Вулкан" по всем параметрам превосходивший морскую
пушку. Но к 1965 году столь очевидный факт был признан американскими адмиралами
и Mk.12 стала историей.
За 20 лет развития пушки Испано в США было разработано множество
экспериментальных моделей:
- Т1 - обозначение закупленных во Франции оригинальных пушек HS.404, проходивших
испытания в США с 1938 года.
- Т9 - версия пушки AN-M2 с удлиненным патронником.
- Т10 - версия пушки AN-M2 с укороченным патронником.
- Т12 - версия пушки AN-M2 с укороченным патронником.
- Т14 - версия пушки AN-M2 с укороченным патронником и укороченной на 1 мм
нарезной частью.
- Т15 - версия пушки AN-M2 1943 года с патронником, приведенным к британскому
стандарту Mk.II.
- Т16 - версия разработки фирмы United Shoe Machinery Corp. 1944 года.
- Т18 - версия 1944 года с измененной схемой разблокировки затвора.
- Т19 - облегченная и укороченная версия разработки фирмы Draper.
- Т20 - разработка фирмы Colt c измененным приемником.
- Т23 - разработка фирмы Colt с изменениями в блокировке затвора.
- Т24 - разработка фирмы Colt, аналог Т23 под патрон 20x158RB.
- Т25 - укороченная версия разработки фирмы United Shoe Machinery Corp.
- Т26 - укороченная версия разработки Oldsmobile.
- Т27 - укороченная версия разработки Oldsmobile.
- Т28 - укороченная версия разработки Watervliet
- Т29 - укороченная версия разработки Watervliet
- Т31 - версия разработки Oldsmobile, прототип серийной М3.
- Т31Е2 - версия разработки Oldsmobile, прототип серийной М24.
- Т32 - версия разработки Oldsmobile с изменениями в затворе и наличии рычажного
ускорителя.
- Т34 - версия разработки Oldsmobile, прототип серийной Мk.12.
Подводя итог длинной истории знаменитой пушки в авиации США, можно сказать, что
не смотря на громадную работу, проведенную многочисленными оружейными брендами и
огромные финансовые затраты, выхлоп оказался явно не соответствующий этим
усилиям. Более того, благодаря ставке, сделанной перед войной на организацию
перевооружения американской авиации пушками Испано, были свернуты собственные
разработки в этой области, некоторые из которых были достаточно перспективные. В
итоге, в годы войны американская авиация оказалась практически поголовно
вооруженной пулеметами Браунинг. Хорошее, безотказное оружие, но… не пушка.
До приемлемой надежности американскую версию пушки Испано довели лишь к концу
1943 года, соответственно и "пушечных" самолетов в составе американской авиации
было немного.
Основным потребителем пушек в США стал флот. . Суммарно на флоте по имеющимся
данным на сентябрь 1945 года было использовано 5800 "пушечных самолетов", на
которых было установлено 11600 пушек М2.
Во флотской авиации небольшое количество истребителей "Corsair" модификаций
F4U-1С и F4U-4С приняло участие в боях. В задачу пушечных Корсаров главным
образом входили штурмовые операции, поэтому сложно оценить их эффективность как
истребителей. Кроме них пушки М2 были на вооружении ночной версии истребителя
Grumman "Hellcat" версий F6F-3N и F6F-5N. Наиболее массовым пушечным самолетом
флота был палубный пикировщик Curtiss SB2C "Helldiver", тиражированный в
количестве около 9 тыс экземпляров.
Потребности армейской авиации в пушках были еще скромнее. Основным потребителем
их была авиастроительная корпорация Lockheed со своим двухмоторным истребителем
Р-38 "Lightning", которых построили более 9 тыс штук. Кроме него пушки
устанавливались на тяжелом ночном перехватчике Northrop P-61 "Black Widow",
причем на последних версиях устанавливались более скорострельные пушки AN-М3.
В состав хвостовой оборонительной установки тяжелого бомбардировщика В-29 на
первых модификациях также была включена 20-мм пушка М2 в дополнение к паре
пулеметов ".50 Browning".
На самых первых вариантах штурмовой версии средних бомбардировщиков Douglas A-20
в носовой части устанавливались четыре 20-мм пушки М2. Правда выпустили их
немного, а те, что успели изготовить, почти в полном составе сплавили в СССР.
Впоследствии от пушек на бомбардировщиках отказались, заменив их более надежными
12.7-мм пулеметами. Такая же судьба постигла и первые Аэрокобры P-39D,
вооруженных самыми первыми серийными пушками М1.
Встречались, правда, достаточно массовые полевые модификации армейских
самолетов, доработанные аэродромными механиками с различными установками пушек
М2 как в турельных версиях, так и неподвижных.
В целом, можно заключить, что американский вариант 20-мм пушки Hispano-Suiza на
первых порах, мягко говоря, не показал такой надежности, как английский.
У огнестрельного оружия есть ещё такая важная характеристика, как наработка
системы на отказ. Её суть заключается в усреднении максимального количества
снарядов, которое орудие может выпустить до того, как произойдёт заклинивание.
Так вот, для американской "Hispano" AN-M2 на момент 1943 года этот показатель
составлял всего 231 выстрел. Для сравнения такая же пушка "Hispano" Mk.II, но
изготовленная британцами могла выпустить около 1500 снарядов, а например,
отечественная 20 мм пушка Шпитального-Владимирова ШВАК в среднем 3000 снарядов.
Таким образом, 231 выстрел из американской пушки означал то, что по всем нормам
надёжности пушка могла выпустить только один полный боекомплект из 150 снарядов,
прежде чем её заклинивало. А это в свою очередь означало только то, что орудие
отказывало в каждом втором или третьем боевом вылете.
Ошибки при переводе из метрической системы в дюймовую, ошибки во французской
документации при изначально не до конца отработанной технологии, адаптация под
собственный боеприпас, который пришлось также копировать с французского образца,
принципиально разные системы допусков и подход к массовому производству - всё
это накладывалось друг на друга как снежный ком. Результат оказался более чем
печальным.
Одной из причин длительной доводки американской пушки явилось то, что она попала
под юрисдикцию Артиллерийского управления армии США. Связано это было с
действием устаревших нормативов, что всё, что по калибру больше 0.6 дюйма
считается артиллерией и производится по менее жестким допускам артиллерии,
несмотря на то, что высокоскорострельное орудие было фактически пулеметом и
требовало более жестких условий производства.
В связи с очевидным провалом в программе вооружения американских самолетов 20-мм
пушками, вероятно, родилась американская легенда, что крупнокалиберные пулеметы,
массово применявшиеся на всех самолетах США, были оптимальным вооружением для
боевой авиации. Подробный анализ истории показывает, что это, очевидно, лишь
попытка сделать хорошую мину при плохой игре.
К слову сказать, что даже поздние пушки М3, основная масса которых поступила в
эксплуатацию уже после войны, не являлись шедеврами американских оружейников,
хоть информация об этом умалчивается. Когда французы в начале 1950-х получили
партию истребителей F8F-1B "Bearcat" для использования в Юго-Восточной Азии, они
обнаружили, что большой процент (25 из 64!!!) установленных на них 20-мм пушек
М3 оказались дефектными, в связи с чем в боевых эскадрильях их пришлось менять.
Возня, растянувшаяся без малого на 10 лет, с доводкой пушки "Hispano" в США,
вызывает недоумение у неискушенных обывателей. Единственное объяснение причин
этого, которое можно предположить - это предельная забюрокраченность системы,
сдобренная изрядной долей коррупции.
Американские пушки М1; М2 и М3 использовали стандартные снаряды 20х110 мм.
Правда, на первых порах ассортимент применяемых боеприпасов был ограничен тремя
типами снарядов - фугасным (HE - high explosive); фугасно-трассирующими (HE-T -
high explosive tracer) и фугасно-зажигательными (HEI - high explosive
incendiary).
Масса фугасных боеприпасов составляла 130 грамм, из которых на взрывчатое
снаряжение приходилось 11.3 грамма. Общая масса патрона 259 грамм. Бронебойные
(АР - armour piercing) и бронебойно-зажигательные (АРI - armour piercing
incendiary) снаряды появились уже в конце войны. Связано это было с
упоминавшейся выше особенностью пушек Hispano, связанной с жестким ограничением
по размерам и массе снаряда.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
M1 |
AN-M2 |
AN-M3 |
Mk.12 |
Калибр, мм |
20 |
Тип автоматики |
Газоотвод с полусвободным затвором |
Масса тела орудия, кг |
47.7 |
50.8 (без лентопротяжного механизма) |
45.2 |
31.2 |
Масса в полной комплектации, кг |
57.6 (с магазином) |
59.2 |
53.6 |
40 |
Длина, мм |
2380 |
2380 (2540 с дульным тормозом) |
1973.6 |
1909.7 |
Длина ствола, мм |
1714.5 |
1714.5 |
1333.5 |
1220 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
650-700 |
600-650 |
700-730
(750 у М24) |
1000-1100 |
Начальная скорость пули, м/с |
870 (фугасный)
900 (бронебойный) |
840 (фугасный) |
975-1036 |
Емкость магазина |
60 или лента |
лента |
Масса снаряда, г. |
130 (фугасный)
166 (бронебойный)
131 (инертный) |
110 |
Тип боеприпаса |
20х110 |
20х110USN |
Доп.
информация : |
|
|
Фотографии:
|
Список источников: |
|
|
Евгений
Аранов. Авиационное стрелковое вооружение США |
Уголок неба. 2017
|