Идея вооружения самолетов пушками крупного калибра, в общем-то, не нова.
Соблазн поражать из крупнокалиберной пушки танки и корабли, бетонные укрепления
или тяжелые бомбардировщики с одного выстрела, не входя в зону активной ПВО
противника, витала в воздухе с момента зарождения авиации и вплоть до появления
управляемых авиационных ракет практически во всех странах. Соединенные Штаты в
данном вопросе не остались в стороне, и, надо отдать должное американским
инженерам, именно в США удалось довести эту идею до реального воплощения, не
только в опытных образцах или сериях в несколько десятков штук. Вооруженные
75-мм орудиями бомбардировщики В-25 были тиражированы в приличном количестве и
неплохо показали себя в боях Второй Мировой.
Техническое задание на разработку пушечного самолета появилось в США в январе
1937 года и предусматривало вооружение калибра не более 75 мм, с умеренной
скорострельностью и унитарными патронами.
К октябрю 1938 года Артиллерийский корпус США инициировал ускорение работ по
данной теме. Необходимо было найти подходящий самолет-носитель для установки
75-мм пушки с необходимым набором прицельного оборудования и управления орудием.
С точки зрения артиллеристов данная проблема не представляла никаких трудностей.
Действительно, на первый взгляд военных, далеких от авиации, никакой проблемы не
было, чтобы смонтировать пушку на достаточно большом самолете, обеспечив при
этом возможность наводки ее в небольшом диапазоне в вертикальной и
горизонтальной плоскостях, а также снабдить боеприпасы взрывателями с задержкой.
Пушка М4 на станке М6
Два месяца спустя был запущен проект, получивший обозначение "75-мм авиационная
артиллерийская установка Т1" Проект представлял собой симбиоз старой французской
полевой пушки калибра 75 мм образца 1897 года, состоявшей на вооружении в США
как М1897А5Е1, и среднего бомбардировщика Douglas B-18 "Bolo" с телескопическим
прицелом и дальномером. В этом проекте специалисты Артиллерийского корпуса
плотно сотрудничали с Авиационным корпусом США. Пушка располагалась в бомбоотсеке В-18 и сохраняла возможность как горизонтальной, так и вертикальной
наводки в пределах 3 – 5 градусов. Естественно, ни о каком автомате заряжения
речи не шло. Проект был чисто экспериментальным, имевшим цель оценить как
степень воздействия немалой отдачи орудия крупного для авиации калибра на планер
самолета, так и вообще возможность куда-либо попасть из столь неустойчивой
платформы, как самолет.
На бомбардировщике "Боло" был демонтирован фрагмент фюзеляжа под кабиной
штурмана, бомболюк был зашит, а расчет орудия, состоявший из наводчика и
заряжающего, относительно комфортно располагался в просторном фюзеляже,
доставшемся в наследство от транспортного самолета DC-2, являвшегося прототипом
бомбардировщика В-18.
Пробные стрельбы как по воздушным, так и по наземным целям проводились в 1939
году и, в общем, были оценены как удовлетворительные, развеяв скепсис самых ярых
противников проекта. Таким образом, можно было двигаться дальше.
75-мм пушка M1897 на В-18
В октябре 1940 года было сформулировало новое задание на разработку проекта
пушечного самолета. Артиллерийский корпус США должен был взять на себя часть
проекта, состоящую из 75-мм пушки, системы управления огнем, разработку
монтажных приспособлений и стереоскопического дальномера. Авиационный корпус
должен был разработать носитель для орудия. Однако, при этом оговаривалось, что
проект необходимо вести по мере доступности финансовых средств, хотя и не
позднее 1942 финансового года. Таким образом, в переводе на нормальный язык,
проект пушечного самолета имел довольно низкий приоритет и средства на его
реализацию выделялись по остаточному принципу.
В качестве авиационной версии 75-мм пушки были выбраны серийные орудия М2 с
длиной ствола в 28.47 калибра и М3 с длиной ствола в 37.5 калибров. Обе пушки
являлись развитием упоминаемой выше старой французской полевой пушки Matériel de
75mm Mle 1897. В начале 30-х годов Артиллерийский корпус США предпринял попытку
модернизации состоявшего на вооружении французского орудия, приспособив его в
качестве зенитного. Проект, получил обозначение Т6. Вслед за этим появилась
нужда в танковом орудии, реализованном в пушке Т7. Модернизация свелась к
появлению на пушке спускового крючка с ручкой пистолетного типа. Кроме того,
была уменьшена величина отката ствола введением поворота откатного механизма на
90 градусов. В апреле 1941 года танковое орудие Т7 получило стандартное серийное
обозначение М2, став основой вооружения американских средних танков М3 "Генерал
Ли".
Впрочем, короткий ствол пушки М2 не позволял ей стать эффективным танковым
вооружением, в июне 1941 года пушка прошла модернизацию, результатом которой
стало появление длинноствольной версии М3, которая, собственно, и стала основным
танковым орудием США во Второй Мировой войне.
Первоначальные проработки Авиационного корпуса США предполагали применение обоих
типов 75-мм пушек – и М2, и М3. При этом более компактную М2 планировалось
использовать в качестве основного вооружения для разрабатываемого тяжелого
эскортного истребителя Curtiss ХР-71. В этом проекте пушку предполагалось
разместить в носовой части, в перспективе оснастив автоматом заряжения.
Истребитель Curtiss ХР-71, впрочем, так и не был реализован в металле. Более
мощную М3, планировалось использовать для поражения наземных целей. Ее
рассматривали в качестве основного вооружения перспективного
бомбардировщика-штурмовика Douglas ХА-26В.
В конце концов, проанализировав оба проекта авиаспециалисты пришли к логичному
выводу, что в качестве истребительного вооружения пушка столь большого калибра
не особо актуальна и решено было сосредоточиться на варианте штурмовой версии на
базе пушки М3. Работы по адаптации танковой пушки М3 в авиационный вариант
возглавил капитан Горейс Квинн из Департамента боеприпасов (Army Ordnance
Department).
Одной из самых интересных особенностей авиационной версии пушки М3 стало
оснащение ее автоматической крышкой надульником, представлявшем собой
подпружиненный "клюв", раскрывающийся при выстреле. Применение такого необычного
устройства было вызвано опасением, что прорывавшиеся раскаленные пороховые газы
с не до конца сгоревшими частицами пороха могут нанести ощутимый вред
конструкции самолета. Авиационный лафет пушки М3, получивший проектное
обозначение Т3 в первых версиях комплектовался таким надульником (версия Т3Е1),
позднее, впрочем, выяснилось, что опасения инженеров по поводу воздействия
горячих пороховых газов на планер оказались напрасными и от надульника
отказались.
В июне 1942 года на встрече представителей ВВС и артиллеристов в Калифорнии было
решено в проекте разрабатываемого штурмовика Douglas ХА-26В заменить 75-мм
орудие М3 на облегченную версию Т9, которая находилась в разработке. Тем не
менее, развитие крупнокалиберной системы на базе М3 прекращено не было. В
ожидании окончания работ по версии Т9 был выдан заказ на изготовление 750
комплектов авиационной версии 75-мм пушек М3 на станке Т3Е1 с надульником. В
августе 1942 года станок получил серийное обозначение М6, а несколько измененная
конструкция орудия получила обозначение М4.
В период осени-зимы 1942 года на полигоне Эглин-Филд, Флорида, пушка М4 на
станке М6 успешна прошла огневые испытания с использованием бронебойных снарядов
- тяжелого М72 и облегченного М61. Обстрелам был подвергнут корпус среднего
танка "Шерман" М4Е2, также были имитированы обстрелы подводной лодки в виде
буксируемой мишени. К маю 1943 года, когда испытания, в целом были завершены,
стало очевидным, что клюв-надульник перестает закрываться уже через три-четыре
выстрела, а опасность прорыва горячих газов сильно преувеличена и ВВС отказались
от этого девайса с сомнительной пользой.
В мае 1942 года в инициативном порядке Артиллерийского корпуса была начата
работа над облегченным вариантом уже чисто авиационной версии 75-мм пушки Т9
(если считать пушку М4 все же двойного назначения, как адаптации танковой М3 для
нужд авиации). В проекте Т9 ставилась цель предельно облегчить систему при
сохранении баллистических характеристик орудия М4.
В декабре 1942 года работы по проекту облегченного орудия разделился на два
параллельных проекта – собственно Т9, в котором был предусмотрен механизм
автоматической загрузки снарядов, и Т13 – более простой с ручной загрузкой. В
ноябре 1942 года был выдан заказ на опытное производство 100 комплектов пушки Т9
с механизмом автоматической загрузки Т13 и авиационным станком Т15 для
экспериментальной установке на самолеты.
Характерно, что американцы, проанализировав тактику применения крупнокалиберных
авиационных систем, пришли к выводу, что большая отдача орудия все равно не
позволит сделать прицельно более одного выстрела, а стало быть автоматическая
стрельба будет невостребована, излишне усложняя конструкцию. Практика
использования автоматических пушек калибра от 37 мм и выше в других странах
привели к таким же результатам. Прицельным был лишь только первый выстрел,
который сбивал самолет с курса и для последующего выстрела приходилось вновь
выравнивать самолета.
В марте 1943 года были проведены первые испытания новой 75-мм авиапушки Т9 с
механической подачей снарядов Т13. В результате было обнаружено, что система
требует доработки в части смещения центра тяжести ближе к дульному срезу.
Подобные же изменения потребовались и в "ручной" версии пушки Т13. В результате
появились модификации соответственно Т9Е1 и Т13Е1.
Обширные испытания пушки Т13Е1 проводились на Абердинском полигоне США (Aberdeen
Proving Ground). Испытания включали в себя стрельбу снарядами увеличенной
мощности, стрельбу при экстремально низких температурах и детонационные
испытания. Приемочные испытания на Арсенале Уотертаун показали
удовлетворительный результат и пушка Т13Е1 была рекомендована к принятию на
вооружение. В марте 1944 года после огневых испытаний с борта штурмовика North
American B25H пушка была принята на вооружение, получив стандартный серийный
индекс М5 с авиационным станком М9.
К этому времени 75мм пушка М4 уже год как применялась в войсках с борта среднего
бомбардировщика В-25.
Первый образец орудия М4 в начале 1942 года установили на серийный средний
бомбардировщик В-25С-1 (серийный номер 41-13296), сместив пушку влево
относительно продольной оси. Справа от орудия разместили боекомплект,
насчитывавший 21 выстрел. Пушка М4 устанавливалась на безоткатном лафете М6 под
креслом второго пилота. Общая длина ствола составляла 2,78 м, а общая длина всей
орудийной установки достигала 3,28 м, поэтому пришлось пожертвовать частью
бомбоотсека. Экипаж самолета, получивший обозначение XB-25G, состоял из двух
пилотов, стрелка, радиста и штурмана, который одновременно был заряжающим.
Лобовой обтекатель самолета обшили дюралевым листом, одновременно укоротив
фюзеляж с 16,09 до 15,78 м. Кроме пушки М4 в носовой части фюзеляжа установили
два неподвижных пулемета калибра 12,7 мм с боекомплектом по 400 выстрелов на
ствол. Пушку и передние пулеметы наводил на цель пилот. Самолет оснастили
оптическим прицелом N-3B и бомбо-артиллерийским прицелом А-1. Кроме того, для
пристрелки можно было использовать трассы курсовых пулеметов. Когда цель
оказывалась под огнем пулеметов, производился спуск орудия. Прицел А-1
использовался для бомбовых атак с небольшой высоты.
Cхема установки пушек М4 на В-25G слева и М5 на В-25Н справа
XB-25G совершил первые два пробных полета 22 октября 1942 года. Пилотировал
самолет Эд Верджин, а место инженера занимал Пол Брюер. Первые испытания
касались работы вспомогательных механизмов и системы зарядки пушки. Летные
качества самолета почти не изменились, лишь максимальная скорость упала до 447
км/ч. В пикировании прототип успешно разогнался до 544 км/ч. На следующий день
над Тихим океаном Верджин, Брюер и разработчик орудия - Квинн провели пробные
стрельбы снарядами с уменьшенным до 50% и 75% от нормы метательным зарядом. В
момент выстрела ощущался заметный толчок, но он не превышал допустимых пределов.
Дыма почти не было, и видимость мгновенно восстанавливалась. 31 октября XB-25G
перелетел в Канзас-Сити, где на нем установили бомбодержатели для 3000 фунтов
(1362 кг) бомб, после чего машина вернулась в Инглвуд. После десяти часов
испытаний 22 октября 1942 года XB-26G перелетел на базу Эглин-Филд (Флорида),
где дальнейшие испытания проводились уже под эгидой USAAC.
Испытания завершились успешно. Почти тут же был подписан контракт на постройку
400 штук В-25G.
Первыми переделке подверглись пять В-25С и 58 В-25С-20 и С-25. Было установлено
дополнительное бронирование вокруг места заряжающего. Броня также прикрывала
боекомплект 75-мм пушки и носовую часть фюзеляжа. Левая часть лобового стекла
была частично закрыта листом дюраля, на котором монтировался пушечный прицел.
Первые B-25G военные получили в мае 1943 года. Целиком заказ выполнили в августе
1943 года. В Инглвуде построили 400 самолетов в трех сериях: G-1, G-5 и G-10.
Пушка M5
В мае 1944 года Объединенный Комитет по аэронавтике, рассматривая оснащенный
пушкой М4 штурмовик B-25G лишь как временную меру, принял основным вариантом
следующую версию машины B-25H, оснащенную облегченной пушкой М5. При этом,
орудие рассматривалось как стандартное для оснащения Армии, Флота, а также
поставок в страны союзницы, прежде всего в Великобританию. Пушка получила
обозначение AN-M5, авиационный станок под нее AN-M9 (стандартный префикс AN –
обозначал Army-Navy – то есть, для армии и флота).
Как уже отмечалось выше, пушка АN-M5 нашла себя в качестве основного вооружения
штурмовика North American B-25H. Прототип В-25Н (переделанный из версии
В-25С-10, серийный №42-32372) впервые поднялся в воздух 15 мая 1943 года.
Самолет пилотировал Эд Верджин, ему ассистировал механик Гас Пиктайрн. Первые
серийные В-25Н стали прибывать в боевые части в феврале 1944 года. Основной
тактикой атаки было открыть огонь с высоты 300 м и продолжать стрелять, снижаясь
до 150 м. Пилот наводил машину на цель с помощью прицела N-6A. В среднем, за
один боевой заход удавалось выстрелить три раза из 75-мм пушки. Теоретически
хорошо тренированный экипаж мог обеспечить скорострельность орудия М5 до 30
выстрелов в минуту, однако, как правило, на практике темп стрельбы не превышал 3
- 4 выстр /мин. При применении облегченных фугасных снарядов М48 рекомендовалось
держать скорость порядка 228 миль/ч (365 км/ч) на уровне моря. При большей
скорости стабильность платформы "Самолет-пушка" ухудшалась.
Пушечные штурмовики B-25G и B-25H, вооруженные 75-мм орудиями М4 и М5 оказались
весьма полезными на Тихом океане для атак небольших транспортных судов японцев,
в охоте за танками и зенитными батареями. В Бирме при атаках нефтяных
месторождений Ланива один из штурмовиков "Митчелл" выпустив лишь 4 снаряда,
устроил огненный шторм на нефтехранилище.
Применялись пушечные "Митчеллы" и на Средиземном море в охоте за судоходством.
Случалось, что по зубам штурмовикам оказывались и более серьезные цели:
8 июня 1944 года в 30 милях от города Маноквари, Новая Гвинея, группа из двух
В-25Н из 345-й бомбардировочной группы США огнем 75-мм пушек пустила на дно даже
японский эсминец "Харусами" водоизмещением 1700 тонн. Для уничтожения корабля и
гибели 74 членов его экипажа потребовалось удачное попадание лишь пяти 75-мм
снарядов.
Но, в целом, такие победы были редкостью. К началу 1945 года достойных целей на
Тихом океане осталось мало, а применение пушечных "Митчеллов" в Европе с очень
плотной и эффективной системой ПВО немцев было чревато большими потерями. Да и
анализ боевых действий на Тихом океане выявил, что в большинстве случаев
пулеметный шквал огня с последующим ракетным залпом и сбросом бомб по небольшим
кораблям гораздо эффективнее чем несколько прямых попаданий 75-мм снарядов. В
результате количество выпущенных В-25Н ограничилось примерно 1000 экземпляров.
Планируемая установка 75-мм орудий М5 на новый штурмовик-бомбардировщик Douglas
A-26 "Invader", имевший значительно большую скорость, чем В-25, заставила
провести модернизацию орудия. Как уже отмечалось выше, стрельба из пушки была
эффективной лишь на скоростях порядка 365 – 375 км/ч. При достижении скорости
400 км/ч устойчивость самолета при выстреле из 75-мм пушки и, соответственно,
точность стрельбы резко падала. В то же время, новый бомбардировщик А-26
оказался значительно быстрее. Чтобы улучшить устойчивость воздушной платформы
при стрельбе была разработана новая версия пушки AN-M5A1 в которой был уменьшен
шаг нарезки ствола с изначальных 511.5 мм до 440 мм на один оборот. Это привело
к бóльшему закручиванию снаряда в стволе и, соответственно, улучшению кучности.
Баллистические характеристики орудия практически не изменились. Впрочем, новая
версия пушки распространения не получила. Было построено лишь 14 предсерийных
пушечных штурмовиков А-26В "Инвейдер".
Разработка версии пушки Т9Е2, которую предполагалось оснастить автоматом
заряжения, затянулась до лета 1944 года. Строго говоря, причиной этого было то,
что особой нужды в ней авиаторы не видели. Ускорение проекта произошло лишь в
конце 1942 года, когда по заказу армии была начата разработка нового проекта
противотанкового штурмовика Beech ХА-38 "Grizzly", который хотели оснастить
самым мощным из имеющегося вооружения. В связи с тем, что габариты самолета,
заданные заказчиком, были весьма ограниченны, места для размещения "заряжающего"
было не много. Первый прототип ХА-38 взлетел в мае 1944 года, а в следующем
месяце на него был смонтирован артиллерийский комплекс, состоявший из собственно
75-мм пушки Т9Е2, подающего механизма Т13 и монтажной рамы Т15Е2. В июне же были
проведены первые стрельбы из пушки на наземном полигоне в Тулса, штат Оклахома.
Чуть позже испытания были продолжены уже в воздухе на полигоне Грэйт Бенд в
Канзасе. В целом, было отмечено удовлетворительное поведение как самолета, так и
орудийной системы.
75-мм пушка Т9Е2 на XA-38 Grizzly
Сама по себе пушка Т9Е2 конструктивно не отличалась от серийной М5. Также станок
Т15Е2 мало отличался от серийного М9. Интерес представлял лишь зарядно-подающий
механизм Т13. Впрочем, ничего особенно революционного он собой не представлял.
Это была лишь кольцевая обойма на 20 патронов, огибавшая казенную часть пушки
сверху. Подача патронов из обоймы производилась гидравлическим цилиндром,
расположенным над стволом орудия и управлялась вручную стрелком самолета. В
штурмовике ХА-38 стрелок, или оператор вооружения находился перед местом пилота
уровнем ниже.
В процессе выявления проблем с ограничением скорости носителя пушек М5, была
проведена аналогичная модернизация и орудия Т9. Вариант с уменьшенным шагом
нарезов в стволе аналогичный версии М5А1, получил обозначение Т9Е3. А к октябрю
1944 года пушка получила серийное обозначение М10 с зарядно-подающим устройством
М4 и авиационной монтажной рамой М10.
Незадолго до конца войны шла работа над полностью автоматической орудийной
системой калибра 75 мм, однако, закрытие проекта штурмовика ХА-38 поставило
крест и на разработках в США крупнокалиберных пушек. Программа 75-мм орудия М10
была закрыта летом 1945 года.
75 -мм пушки M4, М5 и М10 являлись идентичными конструктивно. Это было
однозарядное полуавтоматическое орудие с длинным откатом ствола и автоматическим
вертикальным затвором. На ранних версиях пушек М4 и М5 монтировалась крышка
надульник, состоявшая из 4 лепестков, которые открывались при попадании
очередного снаряда в камору патронника. При выстреле и откате ствола лепестки
смыкались.
Масса пушки М4 составляла 405 кг, которая была уменьшена до 184 кг на версии М5.
Со станками М6 и М9 системы весили 567 и 346 кг соответственно. Ствол длиной
2.78 м имел 24 правосторонних винтовых нареза шириной 6.3 мм и глубиной 0.5 мм.
Начальная скорость в зависимости от применяемых боеприпасов колебалась в
пределах от 600 м/ч до 620 м/с.
Магазин на 20 патронов пушки М10
75-мм орудия М4; М5 и М10 использовали унитарные патроны 75x350R. В основном
использовались ослабленные бронебойно-трассирующие снаряды "M72 Shot" массой
6,32 кг; масса выстрела 8,52 кг; начальная скорость 618 м/с. Бронебойные М61
массой 6.8 кг с начальной скоростью около 620 м/с. и фугасные М48 массой 8.2 кг,
содержащие 676 граммов тротила с начальной скоростью 600 м/с. Ограниченно
использовались также и осколочно-фугасные гранаты M42A1; масса снаряда 6,66 кг;
масса выстрела 8,53 кг; начальная скорость 463 м/с.
Бронебойный снаряд М72 при угле встречи 60 градусов с дистанции 500 м пробивал
76 мм гомогенной брони и 66 мм закаленной брони. На дистанции 1000 м при тех же
условиях толщины поражаемой брони составляла соответственно 63 и 53 мм.
75-мм авиапушки в составе американской авиации применялись в бою только на
штурмовых версиях бомбардировщиков "Митчелл" В-25G и B-25H, а также на их
флотских версиях PBJ-1H. На Тихоокеанском ТВД пушечные версии применялись в
100-й эскадрилье 42 бомбардировочной группы 13 воздушного флота; 498 эскадрилье
345 бомбардировочной группы. Во всех четырех эскадрильях 38 бомбардировочной
группы – 822; 823; 71 и 405. В Юго-Восточной Азии пушечные "Митчеллы" летали в
составе четырех эскадрилий 341-й бомбардировочной группы – 11; 490; 22 и 491-й.
Несколько B-25G числились даже в составе 418-й эскадрилье ночных истребителей в Ост-Индии.
Помимо "Митчеллов" 75-мм пушки М5 устанавливались на бомбардировщиках Douglas
A-26В "Invader". А на одном из них А-26В-5 также испытывалась и пушка М10. Кроме
них 75-мм вооружение планировалось также на сверхтяжелых истребителях Lockheed
XP-58 "Chain Lightning" и оставшемся в проекте Curtiss ХР-71. В конце Второй
Мировой войны авиационную облегченную 75-мм пушку М5 под новым обозначением М6
почти без изменений установили на новый танк М24. Таким образом, эволюция старой
французской пушки рождения конца 19 века, начавшись "на земле", там же и
закончилась.