Одним из направлений развития конструкции 37-мм системы, разработанной Джоном
Браунингом в середине 20-х годов в проектах Т2 и Т3, было увеличение мощности
системы, работавшей на основе длинного отката ствола. Итогом развития этого
направления стала авиационная пушка М9 калибра 37 мм. В целом, конструктивно она
была похожа на более известную пушку М4 того же калибра, но ввиду применения
значительно более мощного патрона была больше, тяжелее и гораздо разрушительнее.
Рождением пушки М9 можно назвать 23 июня 1925 года, когда Браунинг представил на
испытания новый образец 37-мм пушки, собранный на заводе Кольта. Проходившее под
индексом Т2 орудие с длинным откатом ствола, что предопределяло низкий темп
стрельбы, имело очень высокую начальную скорость, которая достигала 932 м/с.
Второй образец, проходивший испытания на Абердинском полигоне, Т2Е1 имел
несколько усиленный и потяжелевший ствол с водяным охлаждением. Столь высокую
мощность пушки тогда посчитали излишней для авиационного оружия и Браунинг
сосредоточился на следующей версии Т3, менее мощной, ставшей со временем 37-мм
авиапушкой М4.
Однако, разработка Т2 не осталась-таки незамеченной. Излишне мощная для авиации,
она приглянулась зенитчикам, и в мае 1927 года почти без изменений была принята
на вооружение американской армии под обозначением "37-мм автоматическая зенитная
пушка "Browning М1". Использующая значительно более мощный патрон 37 x 223SR
зенитное орудие М1 с водяным охлаждением ствола выпускала снаряды с начальной
скоростью свыше 900 м/с и имело практическую скорострельность до 130 выстр/мин.
В целом для конца 20-х годов эта зенитка была весьма мощной и передовой
конструкцией. Она выпускалась крупными сериями, для мирного времени, конечно, и
была весьма распространена в предвоенный период. В конце 30-х годов пушка М1
прошла модернизацию. Громоздкий кожух водяного охлаждения был демонтирован.
Модифицированная пушка М1А1 и несколько измененный вариант М1А2 массово
поступали в войска в первые годы 2-й Мировой войны. Всего было изготовлено свыше
7200 таких установок. Со второй половины войны 37-мм пушка М1 постепенно стала
заменяться на более мощные и совершенные 40-мм "Бофорсы", однако в августе 1945
года все еще встречалась в войсках.
37-мм пушка M9
В конце 1941 года со вступлением США во 2-ю Мировую войну Департамент
боеприпасов США начал предпринимать действия по поиску достаточно мощной
артиллерийской системы для применения в штурмовой авиации. Мощное и дальнобойное
зенитное орудие М1А2 сразу же обратило на себя внимание. Проект адаптации
зенитки М1А2 для использования в качестве авиапушки получил индекс Т19. Пушка
под этим обозначением никогда не была построена. В некоторых источниках
говориться, что под индексом Т19 проходила испытания модификация зенитки М1А2Е1,
специально облегченная под установку на самолет. В мае 1942 года эрзац авиапушка
М1А2Е1 была в опытном порядке испытана на бомбардировщике А-20А, установленная в
носовой части. Стандартная 10-зарядная обойма зенитной пушки, явно недостаточная
для авиационного варианта была заменена на "беззвеньевую ленту", аналогичную М6,
используемой на пушке М4 – фактически обойму кольцеобразно охватывающую пушку
сверху. Орудие М1А2Е1 испытывалось вплоть до осени 1943 года, показало вполне
удовлетворительные результаты, но в октябре 1943 года тему закрыли. Дело в том,
что параллельно с фирмой "Oldsmobile" в начале 1942 года был заключен контракт
на модификацию зенитной пушки М1А2 в авиационную. Проект "Oldsmobile" получил
индекс Т20 и представлял собой значительно переработанную конструкцию зенитки. С
целью повышения темпа стрельбы был укорочен и облегчен подвижный ствол, изменена
откатная система.
Весной 1942 года экспериментальную пушку Т20 впервые "обкатали" в воздухе на
истребителе Р-39, оснастив кольцевым магазином, аналогичным примененному в
параллельном проекте М1А2Е1. По результатам испытаний в декабре 1942 года
появились две улучшенные версии пушки, обозначенные Т20Е1 и Т20Е2, в которых
отказались от чрезвычайно громоздкого кольцевого магазина "беззвеньевой ленты",
заменив на более практичную ленточную подачу. При этом вариант Т20Е1 имел подачу
ленты с левой стороны, а Т20Е2 – с правой.
После успешных испытаний экспериментальной пушки Т20Е1/2 на Абердинском
полигоне, а также полигоне Иглин Филд, орудие было официально принято на
вооружение под обозначением М9. Произошло это в январе 1943 года.
В авиапушке М9 была применена двухсторонняя подача металлической ленты с
распадающимися звеньями ёмкостью 48 выстрелов.
Вопреки расхожему мнению, на самолетах ей повоевать не пришлось. Лишь отдельные
опытные машины испытывались с ней.
В конце войны под установку пушки М9 проектировались и испытывались тяжелые
истребители Lockheed ХР-58; Republic ХР-72 и тяжелый штурмовик Vultee А-41,
испытывался вариант вооружения этой пушкой новейшего среднего бомбардировщика
Douglas A-26 "Invader" и истребителя P-63D "Kingcobra". Причем, под последний
самолет была разработана единственная модификация этой артсистемы М9Е1, что было
вызвано расположением пушки во втулке винта и тем, что достаточно массивный
ствол пушки, сильно выступая за пределы габаритов самолета, испытывал
значительные колебания при стрельбе и требовал дополнительной поддержки. Но ни
одна из этих машин в серию не пошла. А пушке М9 нашлось неожиданное применение
совершенно в другой области. В разгар кровопролитных боев за Гуадалканал в
1942-43 гг. на острове скопилось некоторое количество разбитых японскими бомбами
истребителей P-39 "Airacobra", вооруженных 37-мм пушками М4. Чтоб не пропадать
добру, исправные пушки демонтировали с останков истребителей и в инициативном
порядке устанавливали в носу американских торпедных катеров. Мощное
автоматическое орудие пришлось как нельзя кстати для атак японских транспортов.
Идею развили, установив на катера ВМС США более мощную и менее востребованную
пушку М9, которая стала очень популярной у морских десантников, устанавливаясь
на борту легких кораблей – торпедно-артиллерийских катеров и десантных судов.
Для установки на корабли флота от ленточной подачи отказались, заменяя
стандартной обоймой от зенитной пушки М1 на 10 выстрелов.
Опытный вариант бомбардировщика-штурмовика Douglas A-26B, вооруженный 37-мм
пушкой М9
Опытный вариант бомбардировщика-штурмовика Douglas A-26B, вооруженный 37-мм
пушкой М9
и парой 12.7-мм пулеметов в носу
Опытный вариант бомбардировщика-штурмовика Douglas A-26B, вооруженный
двумя 37-мм
пушками М9
Конструктивно пушка М9 была весьма близка к М4, что естественно, поскольку в
основе своей обе системы имели концепцию, заложенную Джоном Браунингом еще в
середине 20-х годов.
Пушка М9 имела массу 184 кг, темп стрельбы 140 выстр/мин и посылала в цель
снаряды с начальной скоростью 860 – 935 м/с в зависимости от типа снаряда.
Емкость металлической ленты – 48 патронов. Подвижный ствол массой 54.5 кг и
длиной 1981 мм имел ход 273 мм. Ствол имел 12 винтовых нарезов глубиной
полмиллиметра с шагом вращения один оборот на 1270 мм. Вращение правое.
Принцип действия автоматики пушки основан на длинном ходе подвижного ствола,
необходимого для гашения очень высокой энергии отдачи, для чего использовался
пружинно-гидравлический буфер. Подача патронов теоретически могла осуществляться
как с левой, так и с правой стороны. Смена направления подачи требовало
незначительного изменения в ствольной коробке. Пушки М9, применяемые на флоте,
использовали только левую подачу из 10-зарядной обоймы. Смена подачи, вероятно,
была необходима лишь в крыльевом исполнении пушек, предполагаемых к применению
на не пошедших в серию истребителе Р-72 и штурмовике А-41.
М9 на штурмовике ХА-41 (видны обтекатели, закрывающие
стволы пары крыльевых пушек)
Для начала стрельбы пилот лишь нажимал одну кнопку для приведения в действия
пневматического механизма зарядки, одновременно приводился в движение механизм
подачи для натяжения патронной ленты. Патрон снимался с ленты, досылался в
патронник и запирался затвором. Пушка была готова к стрельбе. Для произведения
выстрела, при нажатии на спуск, срабатывал электрический соленоид, освобождавший
ударный механизм. Как только снаряд при выстреле попадал в канал ствола, сам
ствол с хвостовиком и затвором подавался назад за счет энергии отката. В конце
хода затвор расцепляется и уходит вниз, освобождая пустую гильзу, которая
выбрасывается через паз внизу ствольной коробки. Ствол с хвостовиком продолжает
двигаться назад. Пока его энергия не поглощается гидравлическим буфером с
дополнительной демпфирующей пружиной. Звено ленты, освободившись от соединявшего
его патрона, выпадает со стороны, противоположной подаче. Накопленная энергия
демпфера заставляла откатным частям пушки возвратиться назад, параллельно
захватив очередной патрон. И цикл повторялся. Стрельба продолжалась до тех пор,
пока не срабатывал электрический триггер, блокирующий подачу очередного патрона.
Не только в отечественной, но даже в американской литературе М9 часто путали с
менее мощной и более распространенной М4 того же калибра. Так, пушкой М9 сплошь
и рядом "вооружали" Аэрокобры и "поставляли" их по лендлизу в СССР. Причина
путаницы отчасти лежит в том, что предсерийное название пушки М4, стоявшей на
Аэрокобре – Т9, и отдельные авторы просто подменяли обозначение Т9 на М9. Та же
путаница и с фирмами производителями пушек. Все 37-мм американские авиационные
орудия М4, М9 и М10 обозначались в литературе и как "Browning", и как "Сolt", и
как "Oldsmobile".
Мотор-пушка М9 на истребителе P-63D
В целом, как авиационная система пушка М9 могла бы найти свое место как в
штурмовой авиации, так и в истребительной. По совокупности характеристик она,
хотя и уступала зарубежным "одноклассникам", таким как советская НС-37, немецкая
ВК-3.7, японская Но-204 или британская Vickers-S, но использование наиболее
мощного снаряда с очень высокой начальной скоростью делало пушку М9 весьма
мощным орудием.
Так, например, 753-граммовый бронебойный снаряд 37x223SR пушки М9 с дистанции
500 ярдов (то есть около 460 метров) пробивал 60 мм брони. Выпускались четыре
вида снарядов 37x223SR: 871-гаммовый бронебойно-осколочно-трассирующий;
744-граммовый – осколочно-фугасный; 753-граммовый бронебойный и 608-граммовый –
фугасный. Последние два патрона имели снаряды, унифицированные со снарядом
37x145R пушки М4.