О пулеметах Мадсен редко вспоминают вообще, а уж как об авиационном оружие он
совсем остался в тени мировых оружейных брендов, а между тем, эпитет "самый"
применим к этой системе более, чем к какому-либо другому оружию. Именно пулемет Мадсен является самым первым в мире ручным пулеметом, именно Мадсен стал самым
долгоживущим пулеметом в мире. Созданный на рубеже 19 и 20 веков, он до сего
момента состоит на вооружении в полицейском управлении Бразилии. Таким образом, Мадсенам уже перевалило за 110 лет!
Количество моделей и модификаций пулеметов Мадсен, выпускавшихся за прошедшее
столетие под практически все известные винтовочные патроны, тоже зашкаливает за
сотню. Если перечислять их все с кратким описанием вносимых изменений и
тактико-технических характеристик, получится капитальный труд на несколько сотен
страниц, поэтому ограничимся лишь версиями, имевшими отношение к авиационному
вооружению.
История создания первого пулемета Мадсен довольно противоречива. Начнем с того,
что его изобретение разные авторы приписывают разным людям. Наиболее
распространенная точка зрения - пулемет спроектировал датский офицер капитан
Вильгельм Герман Олаф Мадсен, по фамилии которого он и был назван. Он якобы
изобрёл автоматическое ружьё ещё в 1866 году, воюя на полях датско-прусской
войны, и лишь став военным министром смог поставить на вооружение свой же
доработанный образец. Тем не менее известно, что в основу конструкции была
положена автоматическая винтовка, которую в 1886 году разработал персонал
Королевского оружейного завода в Копенгагене, директором которого был Юлиус
Александр Расмуссен (Rasmussen). Образец забраковали, но год спустя появился
улучшенный вариант. Его испытали не только в Дании, но и в России. И там, и там
винтовку отвергли по причине малой надёжности и высокого расхода патронов. В
датских испытаниях принимал участие артиллерийский капитан Мадсен. Образец ему
настолько понравился, что он самостоятельно взялся за его совершенствование,
каждый год предлагая Расмуссену всё новые варианты. В 1896 году появился вполне
годный образец, который даже приняла на вооружение датская морская пехота.
Однако образец имел многочисленные недостатки: автоматический огонь не
способствовал высокой точности, а тонкий ствол быстро перегревался. Для
устранения этих недостатков ствол утолстили, добавили к нему охлаждающий кожух,
а саму винтовку снабдили сошками. Так автоматическая винтовка стала ручным
пулемётом. С 1900 года права на реализацию этого оружия перешли к синдикату Dansk Rekyl Riffle Syndikat A/S (DRRS), созданная группой частных инвесторов,
главным конструктором которой числился лейтенант Йенс Шоубо (Jens Theodor
Schouboe). Компания DRRS, позже прибавившая к своему названию имя Мадсена,
наладила коммерческое производство новых пулеметов, параллельно взяв целый ряд
патентов на его конструкцию на имя Шоубо, так что долгое время именно он
считался автором конструкции пулемета Мадсен, вплоть до того, что закупаемые
Российской Империей пулеметы часто в то время именовались "самозарядная винтовка
системы Скоубо" . В 1901 году Мадсен становится военным министром, активно
продвигая свой пулемет на рынок. 14 февраля 1902 года был запатентован
окончательный вариант пулемёта Мадсен обр. 1902 года или Madsen M.1902, который
принимают на вооружение датской армии. Мадсен образца 1902 года явился базой для
нескольких десятков модификаций, выпускаемых под самые разные патроны для многих
стран мира. Штатным датским патроном, который перыми "примерили" к пулемету стал
8-мм винтовочный патрон 8×58R образца 1888 года. Практически параллельно были
выпущены модификации под шведские и норвежские патроны 6,5×55, и российские
7.62х54R Мосина, а чуть позже под немецкий 7,92×57 Маузер.
Ручной пулемет Мадсена заинтересовал сразу несколько стран. От уже известных
тогда систем Максима, Гочкиса и Кольта этот пулемет выгодно отличался
компактностью и малым весом, что позволяло использовать его в кавалерии, а также
в качестве ручного оружия пехоты. Благодаря своей легкости пулемет не требовал
лафета, он обладал всеми качествами, отличающими ручной пулемет от станкового.
Работа системы, где патрон подавался в ствол, по такой крутой траектории, что
"было удивительно, как оно (ружье) вообще работает", была невысока, но удобство
и компактность оружия превысило соображения надежности. Первой эту систему
начала использовать кавалерия: готовый к бою пулемет можно свободно везти на
лошади и с ходу вступать в бой, не теряя времени на распаковку, сборку и
заряжание.
Первыми Мадсен образца 1902 года приняли на вооружение кавалерийских частей
скандинавских стран - Дании, Норвегии и Швеции. В других государствах Европы
также проводились испытания этого оружия, но до массовых закупок дело не
доходило. Потенциальных заказчиков отпугивала его сложность, дороговизна и
высокие эксплуатационные требования. Исключение составляла Россия, которая,
вступив в русско-японскую войну, остро нуждалась в пулеметах и стремилась
закупать их везде, где можно, причем особо не торгуясь.
Ружье-пулемет Мадсена, полученное через представителя Синдиката в Петербурге Палтова, было испытано на Главном артиллерийском и Ружейном полигонах. Начальник
Офицерской стрелковой школы отметил, что "ружье-пулемет, обладая вполне хорошей
меткостью, отличается легкостью, подвижностью, удобством и вместе с тем
представляет малую цель, почему несомненно принесет пользу армии". Инспектор
кавалерии просил ГАУ о безотлагательном заказе 200-250 ружей-пулеметов Мадсена.
15 сентября 1904 г. заключается первый контракт с датским Синдикатом на поставку
200 ружей-пулеметов под русский 7,62-мм винтовочный патрон с прицелом,
насеченным до 2400 шагов (1705 м). По датским документам версия под русский
патрон именовалась как Модель 1904 года, хотя по факту ничем, кроме калибра от
базовой версии 1902 года она не отличалась.
Чтобы скрыть поставки нейтральной Данией оружия воюющей стране, оно в России
получило безликое обозначение "ружье-пулемет образца 1902 года", однако уже к
1914 году чаще упоминалось под собственным именем.
Характерно, что "общественное мнение" России предпочитало объяснять выбор
датской модели не её качествами, а влиянием вдовствующей императрицы Марии
Фёдоровны - бывшей датской принцессы Дагмары.
В феврале 1905 г. был заключен контракт еще на 50 ружей-пулеметов. Поскольку они
заказывались для кавалерии, вьючные седла, кобуры и патронные вьюки.
Прием ружей-пулеметов осуществляла специальная комиссия Офицерской стрелковой
школы под председательством начальника Ружейного полигона полковника Филатова.
Предназначалось оружие для специально сформированных конно-пулеметных сметных
команд, которые были образованы приказом по Главному штабу в ноябре 1904 г.
Команда состояла из 27 человек, 40 лошадей, имела 6 ружей-пулеметов и 3
двуколки.
Прорабатывался вопрос о выдаче этого оружия и в пехоту. Генерал Линевич 20 июня
1905 г. телеграфировал в ГАУ: "Пулеметные ружья ни в каком случае не могут
заменить пулеметы. Однако ввиду медленности посылки пулеметных рот считаю весьма
желательным посылку пулеметных ружей образца гвардейских команд (т. е. обр. 1902
г.) по два ружья на батальон". Из полученных 250 ружей-пулеметов к октябрю 1905
г. 210 были распределены следующим образом: по 35 - конно-пулеметым командам, 40
оставлены а стрелковой школе. 24 конно-пулеметные команды вошли в состав частей
регулярной кавалерии на Дальнем Востоке и полков Кавказской сводной казачьей
дивизии.
11 мая 1905 г. в ГАУ обратился штаб Отдельного корпуса пограничной стражи с
просьбой "принять на себя труд заказать для Заамурского округа 24 пулемета". Их
предполагали использовать для "обороны мостов, тоннелей и других сооружений".
Оплата производилась Обществом КВЖД. Заказ был дан и ружья поставлены а октябре.
Хотя никаких определенных данных об и эффективности из Маньчжурии не поступапо,
9 июля 1905 г. с Синдикатом заключается третий контракт - на 1000
ружей-пулеметов, 100000 магазинов и 125 снаряжателей. Но 23 августа был подписан Портсмутский договор, и эти 1000 единиц, поступивших в Россию "по причинам
беспорядков в прибалтийских губерниях" только к концу 1906 г., остались без
назначения.
В декабре 1905 г. главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного
округа в связи с революцией выдать 6 ружей-пулеметов в Петропавловскую крепость
в Петербурге для "обеспечения этой крепости от нападения толпы". Он же при казал
вооружить ружьями-пулеметами четыре отделения "для восстановления движения по
железным дорогам на случай забастовки на них". Тогда же московский предводитель
дворянства князь Трубецкой обратился с просьбой "об отпуске ему одного пулемета
с патронами для охраны имения в Херсонской губернии".
А 3 февраля 1906 г. Военный совет решил "отпустить Донскому казачьему войску 60
пулеметов Мадсена для самообороны станиц". Характерно, что по окончании
русско-японской войны оружие упоминалось в документах уже под "собственным"
именем.
21 мая 1910 г. Главный штаб разработал новые штаты конно-пулеметных команд (по 4
пулемета "максим"), а существующие команды для отличия стали именовать
"ружейно-пулеметными". К началу 1911 г. в 137 кавалерийских, конных и казачьих
полках и 4 казачьих дивизионах оставалось на вооружении 854 боевых и 143 учебных
ружья-пулемета, 156 оставались "свободными от назначения", 20 имелось в
Офицерских школах, 29 - в заведениях Войска Донского.
В 1910 г. по предложению генерал-инспектора кавалерии команды с
ружьями-пулеметами были упразднены. Но при этом стал вопрос о новом назначении
этого оружия. Военный министр первоначально предполагал использовать его для
"усиления казачьих частей второй очереди", но там не было "обученного состава"
пулеметчиков. Недолгим оказался интерес Морского ведомства к ружьям-пулеметам.
Тогда-то и было принято решение передать их в крепости "в смысле оружия
капонирного назначения)). Приказ об этом последовал 25 июля 1912 г., и к 24
октября в складах 24 крепостей уже находились 1130 ружей-пулеметов.
Таким образом, окончательная передача "Мадсена" в крепости произошла только
через 7 лет после войны. За эти годы войска получили определенный опыт обращения
с подобным оружием, причем не только кавалерия, но и пехота: оно имелось в
нескольких пехотных полках. Следует отметить, что данный шаг отнюдь не означал
полного отказа от оружия этого типа.
Ружья-пулеметы предлагалось использовать и в авиации. В ходе сборов, проведенных
в августе 1913 г., было установлено, что разместить на аэропланах "максимы" или
"виккерсы" очень сложно. Поэтому на вооружение отряда воздушных кораблей "Илья
Муромец" было поставлено несколько ружей-пулеметов Мадсена. Они использовались в
ходе практически всех военных действий. Специально для них Петроградский
патронный завод выпускал зажигательные пули "с углубленным капсюлем для стрельбы
по твердым оболочкам". Пуля весила 11 г, несла 3 г зажигательного состава
(бертолетова соль, тетрил, алюминиевая крошка), имела начальную скорость 747
м/с. Предназначалась для стрельбы по "цеппелинам". Впоследствии было признано,
что установка на аэропланы ружей-пулеметов наиболее соответствовала их
возможностям.
Острая потребность в "Мадсенах" возникла с началом первой мировой войны. В 1915
г. собрали и через Петроградский склад передали фронтам еще пригодные
ружья-пулеметы обр. 1902 г. Некоторые из них перед отправкой пришлось
восстанавливать на Сестрорецком заводе. Исполняющий обязанности начальника
Генерального штаба генерал Беляев отмечал, что "число пулеметов в пехоте
недостаточно, а в коннице - ничтожно. Между тем на последнюю часто возлагаются
задачи, которые она за недостатком стрелкового элемента не в состоянии
выполнить".
Легкое автоматическое оружие требовалось также для воздухоплавательных аппаратов
и речных боевых отрядов. Его заказывали у союзников, но те сами испытывали в нем
острую потребность. В июле 1915 г. удалось разместить заказ только на 1000
пулеметов Льюиса, и только в 1916 г. это число увеличилось. В октябре 1915 г.
датский Синдикат обратился к русскому военному агенту в Риме с предложением о
продаже ружей - пулеметов.
Столь сложный путь Синдикат избрал опять же исходя из нейтралитета Дании. Речь
шла о поставке 7500 ружей-пулеметов Мадсена усовершенствованного типа под 7-мм
патрон Маузера: 2500 - сразу по заключении контракта и по 1000 штук -
ежемесячно.
Хотя обеспечение армии 7-мм патронами вызывало трудности, Военное ведомство
заинтересовалось предложением. 31 декабря новое ружье- пулемет Мадсена,
доставленное инструктором Синдиката, было испытано на Ружейном полигоне и
признано "удовлетворяющим всем требованиям". Однако "обойти" законодательство
Дании оказалось теперь куда сложнее. Поэтому б января 191 б г. Синдикат через петроградского купца Лурье подает в ГАУ новое предложение - о постройке в России
завода для изготовления ружей-пулеметов под русский патрон. Интересно отметить,
что аналогичным образом события развивались в Англии: там также заинтересовались
новой моделью Мадсена и также не смогли вывезти из Дании 900 готовых пулеметов.
Однако от предложения о строительстве завода отказались, увеличив выпуск
ружей-пулеметов Льюиса. "Мадсены" в Англии производились некоторое время заводом
"Rexer Arms Company".
Русское Военное министерство предложение о постройке пулеметного завода приняло,
поскольку в России имелось одно только отделение Тульского завода, выпускавшее
пулеметы Максима. Приехавшим в Петроград директорам Синдиката на заседании в ГАУ
"было предложено отыскать в указанном районе место для постройки завода". Они
выбрали г. Ковров Владимирской губернии. Для "постановления на прочных
основаниях выполнения столь важного заказа" для постройки завода создается
Первое Русское Акционерное Общество ружейных и пулеметных заводов. Однако
правительственные чиновники потребовали "ограничения участия в администрации
иностранцев и полного недопущения лиц иудейского вероисповедания". Поскольку все
технические сотрудники были датчане, помощнику военного министра пришлось
специально улаживать этот вопрос.
В результате директором правления Общества стал Сибилев, а кандидатом в
директора завода - генерал Гиппиус. Опасаясь срыва сроков строительства,
начальник ГАУ генерал-лейтенант Маниковский в июле 1916 г. вновь попытался
выяснить возможность заказа в Дании ружей-пулеметов Мадсена "желательно под
русский патрон", но безуспешно. 26 августа началось строительство завода в Коврове, а в ноябре 1916 г. - размещение оборудования в его временном корпусе.
Ружья-пулеметы Мадсена, имевшиеся в действующей армии, к тому времени уже
отработали свой ресурс, а наладить производство запасных частей к ним в
мастерских не удалось. 28 января 1917 г. ГАУ заключает с Первым Русским
Акционерным Обществом ружейных и пулеметных заводов контракт на производство
15000 ружей-пулеметов Мадсена Р.1916. Представителем артиллерийского управления
на Оружейный завод в Коврове был назначен штабс-капитан Апарин. В мае 1917 г.
здесь доводятся опытные образцы, а к декабрю закончена подготовка чертежной
документации и начато производство двух первых партий - в 50 и 300 пулеметов.
Ружье-пулемет Р.1916 имело ряд отличий от образца 1902 г. У дульной части ствола
внутри кожуха помещена направляющая втулка, повышена прочность деталей,
секторный прицел насечен от 200 до 3200 шагов (2275 м) через 200, изменено
расположение окон на кожухе, в утолщении приклада помещен задний опорный штырь с
винтовой регулирующей муфтой.
Автоматика ружья-пулемёта "Мадсен" работала по схеме отдачи ствола с коротким
ходом. Подвижная система монтировалась внутри короба с кожухом ствола, сзади и
снизу короб закрывался затыльником с прикладом. Охлаждение ствола - воздушное.
Ствол, снабжённый поперечным оребрением по всей длине, крепился в ствольной
коробке винтовым соединением.
Наиболее оригинальной чертой конструкции был узел запирания. Запирание канала
ствола осуществлялось качающимся в вертикальной плоскости затвором сложной
формы, ось которого крепилась в ствольной коробке - в определённом смысле тут
была автоматизирована система качающегося затвора Мартини. При ходе подвижной
системы внутри неподвижного короба выступ затвора скользил по фигурному пазу
направляющей планки короба. При откате под действием отдачи выступ, попадая в
наклонный участок паза, поднимал затвор, отпирая канал ствола. При этом
выбрасыватель, смонтированный в нижнем приливе ствола, наталкивался на вкладыш
затыльника, поворачивался, извлекал стреляную гильзу из патронника и выбрасывал
её из короба вниз. Затем затвор, дойдя до наклонной ветви паза, усилием
пластинчатой пружины на внутренней стороне крышки короба опускался в нижнее
положение, при этом открывал приёмник, куда опускался следующий патрон из
магазина. В переднее положение подвижная система возвращалась возвратной
пружиной, воздействующей на неё через особый рычаг. При обратном движении
подвижной системы патрон досылался в патронник специальным досылателем, затем
затвор приподнимался и запирал канал ствола. Узел запирания с качающимся
затвором обеспечивал надёжное запирание и позволял укоротить короб - затвор не
отходит от ствола в продольном направлении, длина отката подвижной системы всего
около 50 мм, то есть меньше длины патрона. Но это потребовало введения
специального выбрасывателя и досылателя и в целом привело к усложнению
конструкции оружия.
Отъёмный коробчатый магазин секторной формы вместимостью 25 патронов
устанавливался сверху со смещением влево и фиксировался защёлкой и пластинчатой
пружиной (верхнее положение магазина, удобное для его быстрой смены на позиции и
предотвращающее цепляние за грунт, будет и позже использоваться в ручных
пулемётах). Патрон подавался из магазина через поворотный отсекатель - при
откате подвижной системы отсекатель поворачивался влево и пропускал очередной
патрон в приёмник. Досылатель представлял собой качающийся в вертикальной
плоскости фигурный рычаг, укреплённый на оси в ствольной коробке. При возврате
подвижной системы вперёд досылатель набегал вилкой своего нижнего плеча на
овальный выступ затыльника и поворачивался, при этом длинное верхнее плечо
досылало следующий патрон в патронник ствола по пазу в верхней части затвора до
того, как затвор поднимался и запирал канал ствола. Патрон при подаче двигался
по столь сложной траектории, а цикл автоматики требовал синхронизации движения
такого количества деталей, что бытовала шутка - дескать, самым примечательным в
системе "Мадсен" было не то, что она работала хорошо, а то, что она вообще
работала. Тем не менее пулемёт действовал вполне надёжно, что можно отнести на
счёт качественного, хотя и довольно дорого, изготовления. Сравнительно низкий
темп стрельбы не слишком отвечал задачам пулемёта (по крайней мере, с позиций
того времени), зато делал его легче управляемым, а в сочетании с массивностью
системы ещё и способствовал меткости стрельбы, что, видимо, сказалось на
популярности "Мадсенов".
Ударно-спусковой механизм - куркового типа, с винтовой боевой пружиной. Ударник
монтировался в сквозном канале затвора, курок с боевой пружиной и её
направляющим стержнем - в затыльнике, спусковой механизм - на предохранительной
скобе. Ударно-спусковой механизм допускал одиночный и автоматический огонь;
переводчик находился в задней части спусковой скобы и при повороте вперёд
("одиночный огонь") ограничивал поворот спускового крючка. При нажатии на
спусковой крючок опускался разобщитель, следом опускался спусковой рычаг с шепталом, последний снимал курок с боевого взвода. При откате подвижной системы
рычаг возвратного механизма, поворачиваясь, своим кулачком отводил вперёд разобщитель, который освобождал спусковой рычаг, тот поднимался и перехватывал
своим шепталом курок. При повороте переводчика назад (вдоль спусковой скобы)
спусковой крючок поворачивался назад до отказа, при этом вперёд выдвигался
ползун - он воспринимал давление кулачка рычага возвратного механизма, спусковой
рычаг опускался, освобождая курок с боевого взвода. Так вёлся автоматический
огонь. Смонтированный в затыльнике флажковый предохранитель блокировал спусковой
рычаг. С правой стороны затыльника находилась качающаяся рукоятка заряжания, при
стрельбе она оставалась неподвижной, фиксируясь в переднем положении на особой
стойке короба.
На кожухе ствола со смещением вправо крепились мушка и секторный прицел. Имелась
выточка под обойму сошки. Ноги сошки - прямые, с плоскими остриями и откидными
опорами. Приклад - деревянный, с пистолетным выступом шейки и откидным
металлическим наплечником. Всего конструкция включала 98 деталей.
Начало 1-й Мировой войны и появление боевой авиации нашло свое отражение в
отношении к "датским ружьям". Из всех видов оружия, состоявших в 1914 году на
вооружении российской армии, пулемет "Мадсен" наилучшим образом подходил для
установки на аэропланах. Точных данных о количестве таких пулеметов, изъятых из
крепостей и переданных Воздушному флоту неизвестно, но по примерным оценкам оно
составляло не менее 200 штук.
Вопрос о вооружении воздухоплавательных частей был поднят в России за несколько
лет до мировой войны. 25 февраля 1912 г. была создана комиссия для проработки
вопроса вооружения дирижаблей. Члены комиссии провели опыты обстрела наземных
целей с дирижабля из ружья-пулемёта "Мадсен", получив попадания в щит 9х7 м с
расстояния в 1500 м. Комиссия разработала установку для монтажа "Мадсена" в
гондоле дирижабля, а также установку под пулемёт "Максим" для монтажа на гребне
дирижабля "Альбатрос".
25 апреля того же года Воздухоплавательный комитет Главного инженерного
управления в своём журнале No.47 записал: "Управляемые аэростаты малой ёмкости,
как то "Лебедь", "Кречет" и "Сокол" вооружить ружьями-пулемётами Мадсена в
количестве от двух до четырёх шт. (в зависимости от подъёмной их силы) с 1500
патронов на каждое ружьё; управляемые аэростаты большой ёмкости, например "Гриф"
и "Альбатрос", вооружить каждый двумя пулемётами Максима с 3000 патронов на
каждый пулемёт…". С 15 августа 1912 г. Офицерская воздухоплавательная школа
провела опыты стрельбы с дирижаблей "Лебедь", "Ястреб", "Альбатрос". Стрельба из
ружья-пулемёта Мадсен дала неплохие результаты попадания по наземным целям с
высоты 600 м. О стрельбе по летательным аппаратам пока не говорили.
Характерно, что в объявленных в 1912 г. требованиях военного ведомства к
аэропланам, представляемым на конкурсный смотр, впервые учитывалась
необходимость их вооружения "огнестрельным оружием". В ходе конкурса,
проведённого с 10 августа по 10 сентября того же года в Петербурге, некоторые
лётчики брали с собой в полёт стрелка с ружьём-пулемётом Мадсен или с карабином,
но специальных установок для монтажа вооружения ни один аэроплан ещё не имел.
Ряд работ по вооружению летательных аппаратов провели в последний предвоенный
год. На конкурсе военных аэропланов в Петербурге в 1913 г. высокую оценку
получил биплан И.И. Сикорского, вооружённый, кроме бомб, ружьём-пулемётом Мадсен
на шкворне в центроплане верхнего крыла. Правда, пулемёт, управляемый пилотом,
мог обстреливать только верхнюю переднюю полусферу. Инспектор стрелковой части в
войсках генерал-лейтенант Кабаков в записке от 11 октября 1913 г. в
Воздухоплавательную часть ГУГШ указывал, что "наиболее удобным оружием для
стрельбы с летательных аппаратов являлась бы система ружей-пулемётов", и
рекомендовал пулемёт Мадсен , для которого гвардии штабс-капитан Ковалёв
разработал аэропланную установку.
С началом войны ружья-пулемёты, помимо кавалерии и пехоты, понадобились "для
вооружения воздухоплавательных аппаратов и речных броневых отрядов". Бои в
воздухе подтвердили полезность установки "Мадсенов" на лёгкие одноместные и
двухместные самолёты - при сравнительно небольших массе и длине они к тому же
допускали перезаряжание одной рукой. 17 января 1915 г. Воздухоплавательный Отдел
Главного Военно-технического управления писал в ГАУ: "Для вооружения аэропланов
необходимо спешно получить около 400 ружей-пулемётов. Из испытанных пулемётов
оказались пригодными для этой цели ружья-пулемёты Льюиса и относительно
пригодными ружья-пулемёты Мадсена .
Мадсены (в документах иногда именовались "мацонами") ставили, например, на
Фарман , на Моран-G. Так, в сентябре 1916 г. лётчик Петренко и наблюдатель
Кузьмин на Фармане F.22 одержали победу над германским Альбатросом с помощью Мадсена .
С началом мировой войны "мадсены" поставили и на вооружение отряда воздушных
кораблей "Илья Муромец", где их использовали практически всю войну. На самолётах
"Илья Муромец" серии Б на открытой площадке в центроплане ставились шворневые
поворотные установки для "Мадсена", серии В - установки для "Льюиса" (или
"Виккерса") и "Мадсена". Именно с "Мадсеном" самолёт "Илья Муромец Киевский"
впервые вступил в воздушный бой 19 июля 1915 г. Гвардии штабс-капитан С.Н.
Никольский описывал бой "Ильи Муромца" No.2 в марте 1916 г. над Галицией:
"25 марта при полёте к Монастержиско корабль был атакован тремя "фокерами"…
Первый "Фокер", нырнувший под корабль, получает в упор обойму из "Мадсена",
пущенную Ушаковым, и падает. В это время второй ранит Ушакова и штабс-капитана
Фёдорова… Верхний пулемёт заел. Остаётся "Льюис" у Павлика, да Фёдоров, сбросив
бомбы в деревню Барыш, стреляет из "Маузера"…Но и "фокеры" уже нерешительны.
Павлик подбивает второго. Он садится в поле и разбивается. Третий ходит вне
выстрелов и, наконец, отстаёт окончательно".
"Илья Муромец" серии Е-1 нёс до восьми пулемётов, из них - три Мадсена.
Специально для "авиационных" ружей-пулемётов Петроградский патронный завод
выпускал патроны с зажигательными пулями "с углублённым капсюлем для стрельбы по
твёрдым оболочкам". Пуля весила 11 г, вмещала три грамма зажигательного состава
(бертолетова соль, тетрил, алюминиевая крошка), имела начальную скорость 747 м/с
и предназначалась для стрельбы по "цеппелинам" и по бензобакам аэропланов. Мадсены пытались установить также на дирижабли.
Однако скорострельность Мадсена мало отвечала задачам авиационного вооружения.
Нарекания вызывала малая вместимость магазина - 25 патронов. К тому же многие
Мадсены были уже в значительной степени изношены. Авиация заявляла, что
"ружья-пулемёты Мадсена действуют плохо" и просила новых пулемётов.
Другие участницы войны использовали Мадсены очень редко. Объяснялось это, прежде
всего, тем, что Дания, строго соблюдая свой нейтралитет, отказывалась продавать
оружие членам обоих военных блоков.
Помимо России, только Дания и Голландия, волею судеб оказавшиеся в стороне от
"мировой бойни", в 1910-х годах вооружали свою авиацию "мадсенами". Правда,
авиация у них, даже по тогдашним меркам, была микроскопической.
Датчане устанавливали "Мадсен" над верхним крылом своего единственного серийного
истребителя "Нильсен и Винтер" тип Аа (Nielsen og Winther type Aa), построенного
в количестве всего шести штук. Они также пытались разработать для этого пулемета
синхронизатор, но потерпели неудачу.
Шведский авиаконструктор Эно Тулин в 1917 году разработал на базе "Морана"
одноместный истребитель, назвав его "Тулин" К. Летные данные машины получились
довольно низкими и шведских военных она не заинтересовала. Для ВВС закупили
всего три (по другим данным - два) самолета в невооруженном учебно-тренировочном
варианте.
Однако в том же году к аэроплану из Швеции проявило интерес командование
голландской авиации. Объяснялось это, скорее всего, тем, что голландцы имели
весьма ограниченные возможности для закупок боевых самолетов в воюющих державах.
Голландия заключила договор на поставку 12 одноместных "тулинов" с вооружением и
еще трех учебных "спарок".
Вооружение шведского истребителя состояло из двух синхронных пулеметов "Мадсен"
(в отличие от датчан, шведы сумели сделать достаточно надежный синхронизатор для
этого оружия). Пулеметы со снятыми прикладами укрепили перед кабиной, а казенные
части спереди прикрыли полукруглым бронещитком, который защищал и голову пилота.
Заказанные машины поступили в страну в 1917-19 годах (столь медленные темпы
поставок объясняются слабыми производственными возможностями авиазавода Тулина,
представлявшего собой, скорее, не завод, а мастерскую). Но уже в 1920-м их сняли
с вооружения в связи с началом производства в Нидерландах гораздо более
современного и перспективного истребителя "Фоккер" D.VII.
На этом закончилась первая часть истории применения в авиации датских
"пулеметных ружей", относящаяся к событиям Первой Мировой.