В отличие от других стран Европы, Датское королевство, остававшееся нейтральным
в годы 1-й Мировой войны, вышло из мировой бойни без особых экономических потерь
промышленно развитой державой. Оружейный синдикат Dansk Rekyl Riffle Syndikat A/S
(DRRS) в Копенгагене, вот уже два десятка лет выпускавший пулеметы Мадсен, к
началу 20-х годов стал уже мировым брендом. Датские ручные пулеметы выпускались
под самые разные боеприпасы и расходились в десятки стран мира.
В 1923 году главным инженером синдиката был назначен господин Хамбро (Hambroe),
который занялся активным продвижением пулеметов Мадсен на рынок. Одной из задач,
стоявшей перед ним была унификация оружия для всех случаев жизни, создания
своего рода единого пулемета в современной терминологии.
В начале 20-х годов на вооружение датской, шведской и норвежской кавалерии
поступили ручные пулемёты "Мадсен" модели 1920 г., отличавшиеся от базовой
версии 1902 года легко сменяемой сборкой "ствол-коробка-затвор" – пулемётчик мог
заменить её в полевых условиях без инструментов. Точнее говоря, было создано
целое семейство пулемётов, обозначенных первоначально буквами греческого
алфавита: ручной α - "Альфа" массой 7,3 кг, с укороченным до 453 мм стволом, с
сошкой или без неё (на пулемёт мог крепиться штык для рукопашного боя); β -
"Бета" и γ - "Гамма" с другими вариантами ствола; η - "Эта" массой 8,5 кг с
длиной ствола 588 мм и треножным станком DRS с зенитной стойкой (очередная
попытка создания "универсального" пулемёта); танковый ε -"Эпсилон". С середины
1920-х годов Dаnsk Industri Sуndikаt A/S (DISA) активно предлагал на рынке "Мадсен"
моделей 1903/24 и 1924. Это было следующее семейство модернизированных
пулемётов: укороченный ручной, "универсальный" с воздушным охлаждением на
универсальном треножном станке, станковый с водяным охлаждением и ленточным
питанием.
Естественно, и авиационные варианты не были обойдены вниманием. Последние версии
пулемета Мадсен образца 1924 года с его плоским профилем сравнительно легко
адаптировались к установке на самолет как в варианте крыльевого испольнения, так
и турельного. Единственное существенное изменение, которое потребовалось
провести, это поднять темп стрельбы, недостаточный для авиационного оружия. Для
этого был введен дульный ускоритель в виде чашки на дульном срезе и тяжелый
пружинный буфер.
Итогом работы стало создание авиационного пулемета образца 1927 года. В базовом
исполнении пулемет весил чуть более 9 кг и обладал технической скорострельностью
свыше 1000 выстр/мин. Пулемет легко синхронизировался с авиадвигателями без
существенной потери скорострельности, был легким и маневренным для применения на турельных установках. Мог комплектоваться различными "обвесами" под конкретного
заказчика - приклады, прицельные приспособления, выпускаться в одиночном и
спаренном исполнении, мог "кушать" практически любые боеприпасы. Питание могло
осуществляться как из металлической ленты с распадающимися звеньями, так и из
оригинального барабанного магазина на 50 патронов, крепившимся с левой стороны.
Пожалуй, единственным недостатком Мадсена М.1927 было невозможность
двухсторонней подачи патронов, которая могла осуществляться только слева, а
справа располагалась достаточно архаичная зарядная ручка. В турельном, как
правило, спаренном исполнении пулеметы Мадсен были соединены литым кронштейном и
комплектовались необычным прикладом, также соединявшим оба пулемета таким
образом, что средняя часть приклада упиралась в грудь стрелка. Оба пулемета в
паре имели индивидуальные прицельные приспособления и индивидуальные же
спусковые крючки.
Покупателями пулеметов Мадсен, главным образом, кроме Скандинавских стран
выступали страны Южной Америки, не имевшие своей развитой промышленности.
Правда, например авиационный завод Юнкерса, собиравший свои самолеты на
территории Дании и Швеции в обход Весальских запретов из немецких деталей,
закупил несколько тысяч пулеметов Мадсен М.1927 для вооружения своих самолетов.
Как и в случае с ручными пулеметами Мадсен модели, выпускаемые для различных
стран под разные боеприпасы носили свои обозначения по году заключения
контракта, поэтому в разных странах практически одна и та же модель обозначалась
по разному, но по сути, все они имели в прототипе базовую модель 1927 года.
Так, например, один из крупнейших покупателей продукции Мадсен - Аргентинская
авиация использовала пулеметы под патрон Маузера 7.65 x 54 как модель 1934 года
в турельном спаренном исполнении и модель 1935 года в неподвижном синхронном
исполнении.
В целом, авиационный пулемет Мадсен для 30-х годов уже представлял собой
устаревшую конструкцию, уступавшую современным ему образцам вооружения. Он не
пользовался особой популярностью ни в одной стране и долго продержался на
вооружении опять же лишь в Южной Америке.
Отдельного упоминания заслуживает крупнокалиберная версия Мадсена, разработанная
практически параллельно с версией винтовочного калибра. 11.35-мм Мадсен был
разработан в 1928 году по заказу Аргентины. Что послужило выбором столь
необычного калибра, нигде более не использовавшегося, остается загадкой. Патроны
умеренной мощности 11.35х62 мм по заказу Dаnsk Industri Sуndikаt были
разработаны в английской фирме Kynoch. Выпускались инертные, бронебойные,
зажигательные и трассирующие патроны этого типа. Крупнокалиберные Мадсены
конструктивно не отличались от своего более раннего аналога, даже масса его не
сильно подросла. Питание осуществлялось из металлической ленты по 100 или 200
патронов также с левой стороны.
Партия из 300 штук 11.35-мм Мадсенов поступила в Аргентину в первой половине
30-х. В Аргентине эти пулеметы обозначались как модель 1936 года для турельных
установок и модель 1937 для крыльевых, в Дании они как и пулемет винтовочного
калибра именовался М.1927. Они ставились на турелях бомбардировщиков Martin 139
WAA - экспортной версии американских В-10, штурмовиках аргентинской разработки
Ae.M.B1/B2 “Bombi”. В легких бомбардировщиках Northrop 8A-2 по одному 11.35-мм
Мадсену монтировались в крыльях, на истребителях Curtiss H-750 пара таких
пулеметов располагалась в крыле в дополнении к двум синхронным Мадсенам калибра
7.65 мм.
Служба аргентинских Мадсенов была недолгой. Они благополучно пережили 2-ю
Мировую войну, после чего на вооружение аргентинской авиации массово стали
поступать английские и американские самолеты, вооруженные штатными и гораздо
более современными Браунингами.
Такая же судьба постигла авиационные пулеметы Мадсен в других странах. Уже в
конце 30-х годов почти все страны, использовавшие Мадсены на своих самолетах,
перевооружились более совершенными образцами.
Принцип действия Мадсенов семейства 1927 года идентичен ранним моделям. Отличие
лишь заключалось в использовании ленточной подачи боеприпасов. Металлическая
лента с распадающимися звеньями подавалась слева сверху. Протяжка ленты
осуществлялось поворотным рычагом с подпружиненным когтем, который цеплял
очередной патрон в ленте и вынимал его из звена, позиционируя его в приемнике.
Далее, как в ручных Мадсенах, запирание канала ствола осуществлялось качающимся
в вертикальной плоскости затвором сложной формы, ось которого крепилась в
ствольной коробке.
В переднее положение подвижная система возвращалась возвратной пружиной,
воздействующей на неё через особый рычаг. При обратном движении подвижной
системы патрон досылался в патронник специальным досылателем, затем затвор
приподнимался и запирал канал ствола. Узел запирания с качающимся затвором
обеспечивал надёжное запирание. Ударно-спусковой механизм – куркового типа, с
винтовой боевой пружиной. Ударник монтировался в сквозном канале затвора, курок
с боевой пружиной и её направляющим стержнем – в затыльнике, спусковой механизм
– на предохранительной скобе.
Экстракция гильзы вместе со звеном ленты происходила вниз в паз в ствольной
коробке, где обычно монтировался мешок гильзосборник.