К концу 1-й Мировой войны Германская Империя обладала передовой
авиапромышленностью, выпускавшей военные самолеты всех существовавших тогда
классов. Основу вооружения их составляли пулеметы, в той или иной степени,
являвшимися переработками знаменитого Максима - наступательный синхронный LMG 08
и оборонительный турельный LMG 14 "Парабеллум". Ограниченно также использовался турельный пулемет MG 15 n.A Бергманна. Германия была также одной из первых
стран, применивших на самолетах автоматические пушки. 20-мм пушка Беккера в
конце войны выпускалась серийно и устанавливалась на ряд немецких самолетов.
Кроме того, под занавес боевых действий были разработаны несколько интересных
образцов авиационного вооружения, таких как автоматические пушки Эрхардта и
Сакача, двуствольный пулемет системы Гаста М.1918, разработанный как под штатный
винтовочный патрон калибра 7.92 мм, так и крупнокалиберный вариант, рассчитанный
под 13 или 15-мм патроны. Впрочем все эти передовые системы к моменту подписания
перемирия в ноябре 1918 года существовали лишь в экспериментальных образцах.
Версальский мир, подписанный между странами Антанты и Германией положил конец
военным разработкам поверженного противника. Более того, в соответствии с
ограничениями, наложенными странами-победительницами Германии запрещалась
разработка не только военных самолетов, но и автоматического оружия.
Имевшееся на вооружении Рейхсвера некоторое количество учебно-боевых самолетов,
разрешенных Версальским соглашением, требовали все же какого ни есть, а
вооружения. Проблема обеспечения авиационным вооружением неоднократно
поднималась командованием армии. Так, в качестве временного варианта
рассматривались старые пулеметы MG.08/15, MG.08/18 и LMG 14, оставшиеся со
времен войны, но их низкая скорострельность уже не отвечала современным
требованиям.
В 20-е годы была предпринята попытка собственных разработок, в частности,
скорострельного авиационного синхронного пулемета Siemens-Motor M.G. с внешним
приводом от двигателя самолета. Но столь экстравагантная конструкция не
увенчались успехом из-за многочисленных негативных факторов, привносимых в
работу автоматики этого вида механизированного оружия внешним источником
движения.
В 1929 году один из ведущих поставщиков оружия в Германии, концерн Рейнметалл
приобрел право собственности на швейцарскую часовую фабрику Waffenfabrik
Solothurn A. G. в одноименном городе Солотурн. Со сменой владельца, компания
Солотурн лишь номинально осталась часовой фабрикой. Немцы, естественно, имели
ввиду развитие компании совершенно в другом направлении, хотя до поры до времени
скрывали оружейную направленность и "немецкий след" в руководстве завода.
Во главе швейцарской компании встали два талантливых инженера оружейника - Фриц
Герлах (Fritz Herlach), ставший директором компании, и Теодор Ракула (Theodor
Rakula), ставший главным инженером, мозговым центром компании стал талантливый
конструктор-оружейник Луи Штанге, ставший автором многих систем автоматического
оружия.
Уже в 1930 году фирма Солотурн предложила на рынок первые образцы оружия -
пистолет-пулемет S1-100, получивший также серийное швейцарское наименование MP
20. Пистолет-пулемет, поступивший на вооружение в австрийской армии, получил
обозначение MP 34, а после аншлюза, ограниченно использовавшийся и немецкой
армией как MP 34 (O). Вторым коммерческим проектом Солотурн стал пулемет S2-200,
также имевший обозначения "Söda-MG” и Rh.29. В начале 1930 года около 3000 штук
этих пулеметов под обозначением MG.30 заказала Австрия, по крайней мере 1250
штук - Венгрия как MG.31. Еще порядка 47 пулеметов плюс аксессуары было
закуплено правительством Сальвадора, 50 были проданы в Китай в январе 1932 года.
Армия США закупила один S2 -200 для сравнительных испытаний в 1936 году, также
Великобритании купила несколько пулеметов под штатный английский патрон
0.303-дюймового калибра.
В 1932 году вследствие ослабления ограничений Версальского договора, Германии
было разрешено ограниченное производство оружия для своих нужд и в составе фирмы
Рейнметалл появилось, а вернее было воссоздано, подразделение боеприпасов и
вооружений, которое возглавил Фриц Фауди, а общее руководство компанией
осуществлял Август Коттманн, с 1933 году ставший главным инженером и техническим
директором концерна. Одной из задач отдела стала разработка авиационного
пулемета. За базу для разработки был принят швейцарский ручной Солотурн S.2-200,
имевший изначально два варианта - под магазинное и ленточное питание, В
результате достигнутого соглашения на заводах фирмы в Дюссельдорфе в 1936 г.
было налажено производство модернизированных 7,92-мм авиационных пулеметов: в
турельном варианте с магазинным питанием - Т.6-200, получивший серийное
наименование MG.15 и в синхронном варианте с ленточным питанием для неподвижной
установки - S.6-200, известного как MG.17.
Автоматика пулеметов MG.15/MG.17 работала по принципу короткого отката ствола.
Запирание канала ствола производилось поворотом запирающей муфты. Ударный
механизм - ударникового типа. Спусковой механизм позволял вести только
непрерывный огонь. Охлаждение ствола - воздушное. От своего прототипа
авиационные пулеметы отличались отсутствием приклада, изменением прицельных
приспособлений. MG.15 для использования а качестве турельного пулемета имел
рукоятку управления огнем, что, естественно, не требовалось синхронным MG.17.
Для MG.15 был спроектирован очень удачный двойной магазин DT-15 седлообразной
формы на 75 патронов, принятый затем для пехотных пулеметов MG.13 и MG.34.
В MG.17 подающий механизм барабанного типа использовал для питания патронами
неразъемную металлическую ленту с полузамкнутым звеном. Стандартная лента Gurt
17 в 50 патронов собиралась в ленты кратной длины путем соединения штифтом-осью.
Позднее, когда был принят на вооружение пулемет MG.81, была введена несколько
измененная лента Gurt 17/81 , в которой для большей гибкости ленты соединения
звеньев производилось штампованными зацепами звена вместо штифтов.
Пулемет MG.17 был снабжен пневматическим зарядным механизмом. Особенность
использования этого пулемета в самолете потребовала применения в его конструкции
электроспуска, а также возможности двусторонней подачи ленты. Повышение
скорострельности до 1100 выстр/мин в обеих моделях пулеметов достигалось
ускорительным механизмом затвора, за счет рациональной конструкции выступов
запирающей муфты с криволинейным профилем. В пулемете MG.15 прицельное
приспособление состояло из кольцевого прицела и флюгер-мушки. Эта версия, как
правило, комплектовалась мешком гильзоуловителем.
Пулеметы MG.15 / MG.17 на момент создания были достаточно ординарными образцами
авиационного вооружения, ничем особо не выделяясь среди одноклассников, но их
достаточно простая конструкция способствовала удобству в эксплуатации.
Оригинальной особенностью MG.15 была конструкция ударного механизма (постановка
на боевой взвод), а также устройство магазина, в котором патроны расходовались
по одному из каждого барабана (слева и справа) поочередно. К достоинствам MG.17
относились двустороннее ленточное питание, возможность перезаряжания на
расстоянии и простота заряжания и разряжания. Из его недостатков можно упомянуть
только сложность спускового механизма.
В предвоенные годы пулеметы MG.15 и MG.17 стали основой вооружения возрожденного
Люфтваффе, устанавливаясь практически на всех боевых самолетах раннего периода.
Однако к 1940 году это оружие перестало уже удовлетворять Люфтваффе. Темп
стрельбы и, соответственно, итоговая эффективность этого оружия уже оказались
недостаточны, а резервы развития системы были исчерпаны. В качестве
наступательного вооружения стал использоваться крупнокалиберный MG.131 а на
вооружение оборонительных турелей стал поступать MG.81.
Большая часть снятых с самолетов пулеметов MG.15 и MG.17 исчезла в арсеналах.
Некоторое количество авиационных пулеметов этого типа использовалось в
импровизированных зенитных установках.
А в последние месяцы войны хранившиеся на складах пулеметы изымались для
вооружения фолькштурма и даже кадровых частей вермахта.
Резерв пулеметов MG 15 и MG 17 на 1 июля 1944 года составлял соответственно
17648 и 24271 штук. Неизвестно количество уже переделанных на то время для
ведения наземного боя ручных пулеметов. Переоборудование в ручной пулемет MG.15
началось не раньше 1942 года, их комплектовали дополнительными приспособлениями
- ZG 15: по существу, временным прицелом, плечевым упором, складной сошкой. Для
закрепления сошки, а иногда и треножного станка, требовался подшипник с корпусом
в форме плошки, муфтой и хомутиком. Это устройство, монтируемое в любом месте
кожуха ствола, оснащалось отверстиями для охлаждения и петлей для крепления
ремня. Другая петля находится на плечевом упоре, который присоединялся к
основанию оружия с помощью зажимного патрона и эксцентричного рычага. Имеющие
форму плеча накладки упора были полированными и складными.
К дополнительным приспособлениям относились также отражатель гильз, стрелковая
сумка, контейнер для ствола и устройство для транспортировки барабанов.
Отражатель гильз не только отбрасывал выбрасываемые вниз гильзы, но и
предохранял автоматику оружия от загрязнения. Сумка с запасными частями и
инструментом носилась на поясном ремне вместе с контейнером для ствола и
запасным стволом. В коробке для транспортировки барабанов находились 3 полных
магазина с боеприпасами. Иногда "списанные на землю" пулеметы MG.15
комплектовались кожухами водяного охлаждения для повышения ресурса ствола.
Для стрельбы из авиационных пулеметов калибра 7,92-мм немцы применяли, как
правило, специальные патроны, предназначенные только для этого оружия. По
сравнению со штатными винтовочными патронами Маузера 7,92х57 в них использовался
усиленный боевой заряд, значительно повышавший начальную скорость пули. К
авиационным боеприпасам относились 7,92-мм пулеметные патроны с несколькими
типами бронебойно-трассирующих, бронебойно-зажигательно-трассирующих и
пристрелочных (разрывных) пуль: 7,9 mm Patrone SmK-v; 7,9 mm Patrone SmK L'spur
100/600-v; 7,9 mm Patrone SmK G'Spur-v; 7,9 mm Patrone PmK -v; 7,9 mm
B-Patrone-v.