Практически одновременно с фирмой Рейнметалл, ее основной конкурент фирма
Маузер, также боровшаяся за выгодные заказы, предложила командованию Люфтваффе
свой образец автоматического оружия -7,92-мм пулемет Маузер MG.32. За
отсутствием
особых преимуществ перед MG.15 и MG.17 он был отвергнут. И только в 1934 г.,
когда на вооружение Вермахта поступил действительно удачный единый пулемет MG.34
командование Военно-воздушных сил Германии обратило на него свое пристальное
внимание. Стандартизация пулеметного вооружения в армии и ВВС, помимо всего
прочего, обещала принести значительные выгоды в производстве, оснащении и
обучении войск. Кроме того, практика эксплуатации MG.15 и MG.17 выявила, что
потенциальные возможности повышения скорострельности этих пулеметов уже
полностью исчерпаны, в то время как оружие Маузера, развивавшее линию MG.34,
имело еще немалые резервы в наращивании темпа огня.
В 1938 г. на вооружение Люфтваффе поступает 7.92-мм авиационный пулемет MG.81, в турельном, крыльевом и синхронном вариантах. Однако в массовое производство он
пошел только в конце 1939 г. и с начала следующего 1940 г. стал поступать а
Люфтваффе для замены авиационных пулеметов MG. 15 и MG.17. Впрочем, к моменту
поступления на вооружение пулемета MG 81 потребность его в качестве
наступательного вооружения уже отпала, это оружие использовалось, в основном, в
подвижных турельных механизированных и ручных установках.
Начиная со второй половины 30-х годов, с вводом новой классификационной системы
авиационные пулеметы получили новые обозначения, в отличие от ранее примененного
обозначения по году постановки на вооружение. В соответствии с новой системой
одна или две первых цифры означали калибр оружия в сантиметрах, как было принято
в Германии, последняя цифра служила порядковым номером конструктивного варианта.
Если калибр оружия изменялся в процессе модернизации, то новый калибр ставился
позади основного обозначения через косую черту-дробь. Таким образом, пулемет
MG.81 стал первой конструкцией в калибре 8 см.
Автоматика MG.81 работала по принципу отдачи с коротким ходом ствола. Запирание,
как и у MG.34, осуществлялось поворотом боевой личинки, однако, в отличие от
пехотного MG 34 в авиационном MG 81 была применена более мощная буферная пружина
в тыльной части ствольной коробки. Ударный механизм - ударникового типа.
Спусковой механизм позволял вести только непрерывный огонь. В спусковой коробке
монтировался предохранитель флажкового типа. Подающий механизм ползункового типа
позволял осуществлять двустороннюю подачу пулеметной металлической ленты с
полузамкнутым звеном Gurt 17/81, унифицированной для использования в более
ранних пулеметах MG.17. Охлаждение ствола - воздушное.
Пулеметы MG.81 первых серий выпускались со стволами длиной 600 мм при общей
длине оружия 1065 мм, однако поскольку при высоких скоростях самолетов оружие на
подвижных лафетах достаточно трудно поддавалось наведению при больших курсовых
углах, то стволы были вынуждены укоротить до 475 мм. При очень малом весе
пулемета (6,5 кг) скорострельность поднялась с 1200 до 1600-1800 выстр/мин,
практически не уступая знаменитому советскому ШКАСу, будучи при этом значительно
легче и технологичнее отечественного пулемета. Правда, справедливости ради,
стоит отметить, что к моменту появления MG.81 ШКАС уже выпускался как минимум
пять лет, а актуальность авиационных пулеметов винтовочного калибра значительно
снизилась. Тем не менее, пулемет MG.81 довольно массово применялся на ручных и
механизированных оборонительных установках всех многоместных самолетов
Люфтваффе. В неподвижном, наступательном варианте MG.81 применялся, главным
образом, только как вспомогательное вооружение, монтируясь в переделочных
комплектах самолетов, призванных "работать" по пехотным порядкам противника. Для
этих целей были разработаны специальные пулеметные контейнеры Waffenbehälter 81
A, в которых устанавливались по 2, 3, 4 или 6 пулеметов MG.81. Контейнеры
подвешивались под крыло бомбардировщиков Ju.87, при штурмовках создавая очень
высокую плотность огня.
Для использования MG.81 в качестве турельного была разработана его специальная
модификация с повышенной скорострельностью (до 3200 выстр/мин). Этого добились,
создав спаренную установку MG.81 Z (нем. Zwilling -спаренный), с двусторонним
ленточным питанием. Для управления огнем пистолетная рукоятка со спусковым
механизмом располагалась на левом пулемете. Модель MG.81Z сохранилась на
вооружении до самого конца войны, устанавливаясь на всех бомбардировщиках.
Пулемет монтировался в многочисленных ручных установках: Linsenlafette (линзовые
установки, как например на Ju-88), Fensterlafette (установки в окнах, например
бортовые на Не-111), Kuppellafette (купольные установки), Kurbellafette
(поворотные установки), Walzenlafette (роликовые установки), Schwenkarmlafette
(поворотно-рычажные установки).
Хвостовую часть бомбардировщиков Юнкерс Ju.87 и истребителей Bf.110 поздних
вариантов защищал пулемет MG 81Z, смонтированный на турельной экранированной
установке Gleitschinenlafette (дословно, "рельсовая установка") GSL-81Z .
Помимо многочисленных ручных турелей, где монтировались пулеметы MG 81 наряду с
более старыми MG 15, наиболее характерной была нижняя турель Bodenlafette 81Z -
дословно "нижняя установка" или сокращенно "Bola 81Z", расположенная в задней
части "ванны" бомбардировщиков Юнкерс Ju.88 большинства ранних версий. Эта
установка могла откидываться вниз, являясь одновременно входом в самолет для
экипажа. Пулемет MG 81Z, смонтированный в ней имел углы наводки +\-43 градуса в
стороны и от 0 до 40 градусов вниз.
Под пулемет MG 81Z была создана одна из первых в немецкой авиации
дистанционно-управляемая башенная установка FDL 81 Z (Fernbedienbare Drehlafette
- дистанционно-управляемая поворотная установка), оснащаемые различными
системами дистанционного управления, от FA-1 до FA-15 (Fernantrieb - "удаленное
управление") эти установки использовались на ряде моделей бомбардировщиков
Хейнкель Не.177, а также на разведчиках Арадо Ar.240, испытывались на
экспериментальных машинах Ju.288, и FW.191.
Авиационный пулемет MG.81 относился к одному из лучших пулеметов этого типа. Его
простая конструкция способствовала удобству в эксплуатации. Оригинальными
особенностями конструкции MG.81 было следующее: жесткое соединение ударника с
затвором; для разбития капсюля патрона использовалась энергия сразу двух пружин
- возвратной и боевой; устройство возвратного механизма, в котором подвижная
трубка, находясь в заднем положении, удерживалась на боевом взводе, что
позволяет легко и беспрепятственно достать затвор из ствольной коробки или,
наоборот, установить его.
Пулемет MG.81 (особенно его модель MG.81Z) нашел применение и в военно-морском
флоте, где устанавливался на катерах и транспортных судах для борьбы с
низколетящими самолетами противника. Пулеметы монтировались в одиночных,
спаренных и счетверенных зенитных установках. В конце войны, как и пулеметы MG
15, пулемет MG 81 не избежал участи быть использованном в пехоте, поскольку
существенных отличий по сравнению со штатным пулеметом MG.34 авиационный пулемет
не имел, хотя при значительно более высокой технической скорострельности,
живучесть ствола MG.81 была значительно ниже.
Наряду с Mauser, производством MG.81 по контрактам занимались еще несколько
фирм: L.O.Dietrich, H.Krieghoff. I.C.Wagner и Nord-deutsche Maschinenfabrik.
Всего в 1939 - 1944 гг. было выпущено более 46 000 авиационных пулеметов MG.81
всех модификаций.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
MG.81 |
MG.81Z |
Калибр
Тип автоматики
Масса пулемета, кг
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Темп стрельбы, выст/мин
Нач. скорость снаряда, м/сек
Ёмкость магазина
Тип патрона
Масса снаряда, г |
7.92
Короткий откат ствола
6.5
940 (1065 - ранние версии)
475 (600 - ранние версии)
1600 – 1800 ( 1200 - ранние)
765 - 905
лента
Маузер 7,92х57
10.1 -11.5 |
7.92
Короткий откат ствола
12.9
940
475
3400 - 3600
765 - 905
лента
Маузер 7,92х57
10.1 -11.5
|
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
|