Появление на рубеже конца 30-х - начала 40-х годов 30-мм пушки МК 101,
разработанной в концерне Рейнметалл Борзиг выявило ряд проблем, связанных с этим
весьма мощным оружием.
Дело в том, что пушка МК 101, несмотря на великолепную баллистику, мощный снаряд
и весьма высокие бронебойные свойства, обладала очевидными недостатками -
большую массу, приличные габариты, низкую скорострельность, а мощный патрон,
благодаря которому достигались вышеперечисленные положительные качества орудия,
имел и обратную сторону в виде весьма существенной отдачи. Все это не позволяло
использовать пушку в качестве вооружения истребителей, конструкция которых
испытывала бы слишком серьезные нагрузки. Пушка МК 101 была выпущена очень
ограниченной партией и еще более ограниченно применялась на самолетах Люфтваффе.
На момент создания орудия руководство видело МК 101 в качестве средства борьбы с
подводными лодками, однако, вскоре стало очевидно, что даже мощный 30-мм снаряд
не может нанести существенных повреждений прочному корпусу субмарины и это
направление потеряло смысл. Тем не менее, для борьбы с бронетехникой пушка
показала себя достаточно эффективным оружием и работа над ее совершенствованием
была продолжена. Главный акцент был сделан на снижении массо-габаритных
параметров оружия и увеличении технической скорострельности. Итогом явилось
появление в начале 1942 года новой системы, получившей обозначение МК 103.
Разработчикам, в целом, удалось решить эти задачи, но не на столько, чтоб
сделать новую пушку пригодной для использования в качестве истребительного
вооружения.
По сравнению с МК 101 новая пушка была существенно переработана и, по сути,
являлась абсолютно самостоятельной конструкцией. В ней разработчики применили
смешанную автоматику. Для разблокировки затвора использовалась энергия
газоотвода, а экстракция гильзы, подача патрона и продвижение ленты происходила
за счет короткого отката ствола. В пушке немецкие конструкторы применили большое
количество инноваций. Одной из них было воспламенение капсуля, а вернее,
электрозапальной втулки, за счет электрического разряда. Контакт передавался от
бортовой электросети через корпус орудия, ствол и гильзу на электрозапальную
втулку С/23 St и замыкался на "контактный ударник", который, собственно, и
воспламенял заряд. На раннем этапе развития спусковой механизм пушки также был
электрическим, однако эта схема показала себя небезопасной и была заменена в
серии на электро-пневматический механизм, аналогичный примененному в пушке МК
101. Очень оригинальной была конструкция продольно скользящего затвора с боевыми
упорами, разводящимися в стороны , нигде более не применявшаяся. Запирание
патрона затвором осуществлялась двумя подпружиненными кулачками-упорами, в
крайнем переднем положении затвора входившими в пазы затворной рамы. После
выстрела, пороховые газы, отводимые через газоотводное отверстие в стволе,
расходились на две боковые ветки с двумя цилиндрами, которые, соответственно,
воздействовали на блокирующие затвор упоры, заставляя их выйти из зацепления,
после чего затвор мог "откатиться" назад и захватить из ленты очередной патрон,
выбросив пустую гильзу.
Патроны для пушки МК 103 были идентичны применяемым для пушки МК 101 - 30х184В
за исключением замены капсульной ударной втулки С/33 St на электрозапальную С/23
St. И гильзы, которая для пушки МК 103 была выполнена из латуни или стали с
медным покрытием для обеспечения токопроводимости. Старые гильзы для пушки МК
101 изготавливались из стали с лаковым покрытием, который служил изолятором.
Патроны 30х184В, выпущенные для пушки МК 103 при замене электрозапальной втулки
С/23 St на капсуль С/33 St, могли использоваться в пушке МК 101. Патроны от МК
101 при обратной замене капсуля на электрозапальную втулку применяться в МК 103
не могли, поскольку из-за лакового покрытия электричество не проводили.
Автоматика орудия позволяла вести огонь только очередями с технической
скорострельностью 360 - 420 выстр/мин. Питание пушки МК 103 осуществлялось из
металлической рассыпной ленты только с правой стороны. Боекомплект разнился и
обычно составлял 70, 100, 120, 125, 170 патронов различного ассортимента.
По комплексу характеристик, определяющих разрушительную мощь орудия, пушка МК
103 была, пожалуй, лучшей из серийных одноклассников. Благодаря мощному патрону
дульная энергия ее составляла от 119.5 кДж у фугасного снаряда до 157 кДж у
композитного бронебойного. Благодаря таким характеристикам траектория полета
снаряда была достаточно пологой. Баллистические таблицы военного времени
указывали прицельную дальность стрельбы из МК 103 до 800 метров.
Однако, разработчикам Рейнметалл Борзиг не удалось существенно снизить массу
системы. Тело орудия весило непомерно много - 145 кг. А мощный патрон
предопределял весьма ощутимую отдачу - порядка 4 тонн. Вопрос отдачи, конечно,
частично решался за счет установки массивного дульного тормоза с шестью
поперечными отверстиями, отводящими излишки пороховых газов. Однако, даже с
дульным тормозом отдача орудия была весьма существенной - около 2 тонн,
действующей в течение 10 мс, что, несмотря на прекрасные характеристики, делало
пушку малопригодной для установки на истребители. В результате, применение пушки
МК 103 на самолетах Люфтваффе было довольно ограниченно. Собственно, несмотря на
то, что пушку МК 103 устанавливали на многих немецких самолетах, все они были
построены небольшими сериями. Основная масса выпущенных орудий пошла для
вооружения штурмовиков Хеншель Hs.129B-1 и B-2 в субмодификациях R2, в которых
орудие МК 103 с боезапасом в 100 снарядов устанавливалась в подфюзеляжном
контейнере-обтекателе. Иногда ее устанавливали и открыто под фюзеляжем. Эта
версия штурмовика пошла в бой летом 1943 года и использовалась, главным образом,
на Восточном фронте.
За счет большей скорострельности МК 103 обеспечивалась несколько большая
вероятность поражения наземных целей, чем версия Хеншеля с пушкой МК 101.
Расчеты показывали, что применительно к сложившимся условиям боевого применения
Hs 129B-2 с пушкой МК 103 в период 1943-45 гг. вероятность боевого успеха
одиночного Хеншеля в одном боевом вылете при поражении советской техники могла
составлять: средних танков - 0,02; легких танков всех типов - около 0,05;
бронемашины - 0,09; автомашины - 0,14; артиллерия на позиции - 0,03; переправы
(наплавной мост типа ТПМ) - 0,002. Этот результат лучше, чем при использовании
пушки МК 101, но все равно его нельзя признать высоким и соответствующим
требованиям войны. Связано это было, главным образом, с не слишком удачным
размещением оружия и легкости самого носителя, в результате чего при стрельбе
система испытывала значительные колебания, и уход с линии прицеливания. В случае
же попадания в танк бронебойного снаряда, особенно исключительно удачного
композитного с сердечником из карбида вольфрама - так называемого, Hartkernmunition (дословно - "боеприпас с твёрдым сердечником") – пробивалась
даже броня тяжелых танков КВ. Бронепробиваемость этого снаряда с 300 м достигла
75 – 95 мм по нормали (в зависимости от типа брони) или 42 – 52 мм при попадании
под углом 60°. Правда, справедливости ради стоит отметить, что уже на фронте с
наступлением холодов выяснилось, что пушки МК 103, так же как и МК 101,
совершенно не выносят морозов и отказывают. Хотя, по отзывам специалистов
Военной академии им. Ф. Дзержинского, изучавших трофейные образцы, пушку
отличала несложность механизмов, сравнительная простота разборки и сборки,
широкое применение штамповки и сварки. Недостатком пушки являлась большая
резкость работы затвора.
Кроме штурмовиков Хеншель пушка МК 103 ограниченно использовалась на тяжелом
истребителе Me 410 B-2/U 1 и Me.410B-6/R3, на которых демонтировались курсовые
пулеметы, а на месте бомбоотсека монтировался легкосъемный подвесной контейнер
WB 103 с двумя 30-мм пушками MK 103 с боекомплектом по 120 патронов на ствол.
Устанавливали пушки МК 103 на истребителях Фокке Вульф в версиях FW 190 A-6/R3 и
FW 190 F-8/R3. Пара орудий монтировалась под консолями Фокке Вульфа в съемных
контейнерах-обтекателях. Но даже такой мощный самолет, как FW 190, оказался
слабоват для использования этого оружия и распространения не получил.
На нескольких экземплярах ночного перехватчика Хейнкель He 219 также применили
пушки МК 103 . В мае 1943 года один из предсерийных Хейнкелей Не 219A-0/R2
получил аж четыре орудия в подфюзеляжной установке, но на большей части серийных
Хейнкелей предпочитали более легкие 30-мм пушки МК 108, хотя и не такие мощные,
но зато более скорострельные, хотя на ряде машин к установке пушек МК 103
периодически возвращались в комбинации с другим вооружением. Но ввиду крайне
ограниченного выпуска самих носителей, процент Хейнкелей с пушками МК 103 был
очень не велик.
Примеряли пару МК 103 и на реактивном истребителе Ме.262А-1а/U1.
В конце войны была разработана облегченная пушка МК 103М, предназначенная для
установки в двигателе истребителей. Об этой системе известно мало. Считается,
что на версии МК 103М была изменена конструкция дульного тормоза, усилен буфер и
применен облегченный ствол с более тонкими стенками. Под эту пушку
разрабатывалось последнее поколение немецких поршневых истребителей. Она
испытывалась на Мессершмиттах Bf 109K-10; Фокке Вульфах FW 190D-14 , Та-152 и "тяни-толкае"
фирмы Дорнье Do 335, который был единственной машиной изначально
проектировавшейся под пушку МК 103. На многочисленных предсерийных машинах
стояла моторпушка МК 103М, а иногда еще и пара крыльевых МК 103. На счастье
союзников по антигитлеровской коалиции развернуть реальное серийное производство
этого самолета немцы не успели.
Надо сказать, что выпуск 30-мм пушек МК 103 в годы войны значительно превышал
потребности Люфтваффе в них, в результате к концу войны на складах скопилось
значительное количество невостребованных орудий и запчастей к ним, что послужило
причиной возникновения целого ряда зенитных установок на основе авиапушек.
В одноствольном варианте зенитный автомат на базе МК 103 обозначалась 3 cm Flak
103/38 и монтировалось как на стандартном лафете 20-мм зенитки 2 cm Flak 38, так
и на шасси бронетранспортеров или в кузовах грузовиков. Встречались установки и
на импровизированных станках кустарного производства. Четырехствольные установки
3 cm Flakvierling 103/38 монтировались на стационарных установках. Также 30-мм
автоматы шли на вооружение многочисленных проектов зенитных танков "Kugelblitz"
- "Шаровая молния".
Летом 1944 года инженер Йозеф фон Глаттер-Гоц, работавший в автомобильном отделе
инспекции Генерального штаба, спроектировал шарообразную башню для использования
ее на зенитных танках. После рассмотрения данного предложения, отдел испытаний
танкового вооружения (WaPruf 6) поручил компании Daimler-Benz доработать проект
и изготовить опытный образец установки.
14 июля 1944 года управление вооружений утвердило план выпуска "Шаровой молнии"
на шасси Pz. IV начиная с 5 сентября 1944 года. Первый опытный образец установки
был изготовлен на заводе Deutsche Eisenwerke фирмы Daimler-Benz в октябре 1944
года. "Шаровая молния" представляла собой башню сферической формы из 20-мм
брони, установленную при помощи карданной подвески в неподвижном защитном 30-мм
броневом кожухе в виде усеченного конуса. Первоначально башню предполагалось
установить на танке Pz.IV.
В качестве вооружения "Шаровой молнии" использовалась спарка 30-мм пушек МК 103.
Общий боекомплект на два ствола составлял 1200 выстрелов, уложенных в
специальных коробах. Стрелянные гильзы и звенья лент ссыпались в специальные
холщевые мешки. Каждое орудие оснащалось вентилятором для отвода пороховых газов
при стрельбе.
До конца войны успели закончить по разным данным от трех до семи зенитных танков
"Kugelblitz"
Кроме проекта "Kugelblitz" существовали и импровизированные установки пушек МК
103 на шасси ЗСУ Flakpanzer 38(t), в котором штатные 20-мм автоматы меняли на
30-мм авиапушку МК 103. По крайней мере одну такую САУ использовали во время
подавления Пражского восстания в мае 1945 года, причем, судя по отсутствию
вращающейся башни и скромным секторам обстрела, эту САУ использовали не как
зенитное средство, а некую машину огневой поддержки.
В пушках МК 103 использовался большой ассортимент боеприпасов разного назначения,
которые можно свести в таблицу:
N |
Снаряд |
Снаряжение |
Взрыватель |
Окраска снаряда |
Особые признаки |
Наименование |
вес, г |
длина, мм |
ВВ и прочие элементы снаряжения |
вес, г |
тип |
обозначение |
1 |
30-мм осколочно-трассирующая граната без самоликвидации 3 cm Sprgr.
L'spur o.Zerl.
|
440.0 |
133.5 |
Тротил литой (17 г) с детонатором из ТЭНа флегматизированного (11 г)
или ТЭН флегматизированный, запрессованный в корпус снаряда |
28.0
27.0 |
Головной взрыватель мгновенного действия с дальним взведением,
осуществленным на механическом принципе |
AA или AZ 1504 |
Желтая. Цвет кольцевой полосы над ведущим пояском указывает на цвет
трассы. При желтом цвете трассы -кольцевая полоса отсутствует |
Черная маркировка (часто отсутствует) |
2 |
30-мм практический осколочный снаряд без самоликвидации 3 cm Sprgr.
Ub. o. Zerl. |
440.0 |
133.5 |
Инертное вещество |
- |
Головная холостая втулка |
- |
Темнозеленая защитная |
нет |
3 |
30-мм практический осколочно-трассирующий снаряд без самоликвидации
3 cm Sprgr. L'spur Ub. o. Zerl. |
440.0 |
133.5 |
то же |
- |
то же |
- |
То же и красная кольцевая полоса |
нет |
4 |
30-мм фугасный снаряд без самоликвидации 3 cm M.-Gesch. o. Zerl.
|
320.0 |
143.0 |
ТЭН флегматизированный, запрессованный в корпус снаряда, или
гексоген флегматизированный, запрессованный в корпус снаряда |
100.0
100.0 |
Головной взрыватель мгновенного действия с дальним взведением |
AZ 1502 |
желтая |
Буквы М на
цилиндрической части корпуса с двух сторон |
5 |
30-мм фугасно-трассирующий снаряд без самоликвидации 3 cm M.-Gesch.
L'spur o. Zerl.
|
320.0 |
143.0 |
Гексоген флегматизированный в смеси с алюминиевой пудрой,
запрессованный в корпус снаряда, и детонатор из ТЭНа
флегматизированного |
100.0 |
Головной взрыватель мгновенного действия с дальним взведением, на
механическом принципе |
AZ 1504 |
Желтая, но с ярко-красной кольцевой полосой над ведущим пояском,
указывающей на цвет трассы |
Буквы М на
цилиндрической части корпуса с двух сторон и красная кольцевая
полоса над ведущим пояском |
6 |
30-мм фугасно-трассирующий снаряд без самоликвидации 3 cm M.-Gesch.
Gl'spur o. Zerl.
|
320.0 |
143.0 |
То же |
100.0 |
То же |
То же |
То же, но кольцевая полоса над ведущим пояском темно-красная |
То же, но вместо красной кольцевой полосы темно-красная кольцевая
полоса над ведущим пояском (отличать от предыдущего можно также и по
наименованию, приведенному на этикете) |
7 |
30-мм бронебойно-трассирующий снаряд без самоликвидации 3 cm Pzsprgr.
L'spur o. Zerl.
|
530.0 |
134.0 |
ТЭН флегматизированный, запрессованный в корпус снаряда |
15.0 |
Донный с газодинамическим замедлением постоянного времени |
Bd. Z. 1583 или Bd. Z. 1584 (клеймо на взрывателе отсутствует) |
Черная с желтой кольцевой полосой на головке. Цвет кольцевой полосы
над ведущим пояском указывает на цвет трассы |
Широкая желтая кольцевая полоса на цилиндрической части корпуса или
узкая желтая кольцевая полоса на головке снаряда и цветная у
ведущего пояска |
8 |
30-мм практический бронебойно-трассирующий снаряд без самоликвидации
3 cm Pzgr. L'spur Ub. o. Zerl. |
530.0 |
134.0 |
Инертное вещество |
- |
Донная холостая втулка с трассером |
- |
Темнозеленая защитная с красной кольцевой полосой над ведущим
пояском |
нет |
9 |
30-мм бронебойно-зажигательный снаряд без самоликвидации 3 cm Pzbrgr.
(E) o. Zerl.
|
500.0 |
132.0 |
Зажигательное вещество в оболочке из электрона |
9.0 |
Взрыватель помещен внутри корпуса |
I. Z. 1595 |
Черная с синей кольцевой полосой на головке |
Узкая синяя кольцевая полоса на головке снаряда и буквы Е на
цилиндрической части снаряда с двух сторон |
10 |
30-мм бронебойно-зажигательно-трассирующий снаряд без самоликвидации
3 cm Pzbrsprgr. L'spur o. Zerl.
|
455.0 |
124.3 |
ТЭН флегматизированный в виде шашки без футляра и зажигательный
состав в виде шашки |
5.2
6.0 |
Донный с газодинамическим замедлением постоянного времени |
Bd. Z. 1583 |
Не окрашен. Желтая и синяя полосы на головке. Цвет кольцевой полосы
над ведущим пояском указывает на цвет трассера |
Цветные кольцевые полосы на головке |
11 |
30-мм бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд 3 cm H.-Pzgr.
L'spur o. Zerl.
|
350.0 |
125.0 |
не снаряжен |
- |
нет |
- |
Черная (цилиндрической части снаряда). Цвет кольцевой полосы над
ведущим пояском указывает на цвет трассы |
Длинная, острая, не закрашенная головка снаряда (алюминий) |
12 |
30-мм бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд 3 cm H.-Pzgr.
L'spur Ub. o. Zerl.
|
350.0 |
125.0 |
то же |
- |
нет |
- |
Темнозеленая защитная (цилиндрической части снаряда). Красная
кольцевая полоса над ведущим пояском |
то же |