Опыт, приобретенный фирмой Рейнметалл Борзиг в разработке безоткатных пушек в
начале войны, позволил применить его для создания уже чисто авиационных версий
безоткатных автоматов крупного калибра. Когда в 1943 году министерство авиации
Германии RLM сформулировало требование на разработку авиационной пушки калибра
55 мм для борьбы со все нарастающим прессингом стратегических бомбардировок
союзников домашней территории Рейха. Столь большой калибр был выбран из
соображений нанесения смертельных повреждений тяжелому бомбардировщику с одного
попадания вне зоны действия оборонительного вооружения последнего. То, что
обратной стороной системы такого калибра неизбежно станет непомерная масса,
габариты и весьма ощутимая отдача, способная остановить в воздухе истребитель,
видимо чиновники от авиации старались не думать.
Задание на разработку такой системы получили основные фирмы поставщики
стрелкового артиллерийского вооружения - Маузер, Рейнметалл Борзиг и Крупп.
Все компании энергично взялись за работу. Но, надо сказать, что задача создания
пушки столь большого калибра, которая бы оказалась пригодной для установки на
самолет, оказалась нетривиальной и в итоге была решена только в самом конце
войны, когда актуальность ее потеряла всякий смысл. Фирма Крупп разработала
пушку МК 412, 55-мм орудие, автоматика которой работала на комбинации короткого
отката ствола с газоотводом. При этом система была достаточно легкой для такого
калибра - 240 кг и скорострельной - 250 - 300 выстр/мин.
Маузер сосредоточился над созданием 55-мм пушки МК 214. При этом, главный
конструктор фирмы доктор Е. Линдер, сознавая всю сложность стоявшей перед ним
задачи, параллельно запустил два проекта системы - основную, оригинальную
разработку MK 214b под патрон 55х450В и подстраховочный, упрощенный вариант, МК
214а, в основе которого лежала серийная полуавтоматическая танковая пушка KwK 39
калибра 50 мм со штатным патроном 50х419R.
По пути конкурентов из Маузера пошли и инженеры Рейнметалл Борзиг, запустившие
параллельно сразу четыре проекта. Пушка МК 112 представляла собой смасштабированное до 55-мм калибра серийное 30-мм орудие МК 108, легкую,
компактную систему, но унаследовавшую от прототипа отвратительную баллистику.
Проект 55-мм пушки МК 114 был более консервативной схемы под мощный снаряд
55х450В, весил 700 кг и имел техническую скорострельность 160 - 180 выстр/мин.
В качестве временной меры рассматривалась пушка ВК 5 - адаптация 50-мм танкового
орудия KwK 39 для установки на самолет.
Все эти проекты были в той или иной степени классической схемы, обладавшие
существенной отдачей, предопределявшей применение в качестве носителя большие
двухмоторные самолеты.
Четвертым проектом разрабатываемым на Рейнметалл была 55-мм безоткатная пушка МК
115, в которой разработчики постарались преодолеть вышеуказанный недостаток.
В этом орудии предлагалось объединить все лучшие черты как традиционной, так и
безоткатной артиллерии. Благодаря этому перспективная 55-мм пушка могла бы
устанавливаться даже на одномоторные истребители, поскольку позволяла снизить
требования к прочности силовых элементов носителя.
Конструктивно пушка MK 115 представляла собой оружие с автоматикой, работавшей
на основе газоотвода с запиранием затвора подвижным клином. В нижней части
затвора был предусмотрен вырез, в который входил запирающий клин. Интересной
особенностью этого орудия стало размещение возвратной пружины. Из-за
необходимости размещения сопла газоотводного канала на одной прямой с каналом
ствола, пружину пришлось сдвинуть вниз относительно оси затвора. Основные
элементы автоматики тоже размещались ниже каморы и затвора. Клапан газоотводной
трубки, связанный с газовым поршнем, задействованным для отпирания затвора,
выводился непосредственно из каморы патронника вниз, а большой газоотводный
канал, для отбора "лишних" газов и выброса их за пределы системы, выводился
сверху из патронника и, огибая всю систему двумя коленами, заканчивался соплом
позади всей системы.
Камора с отверстиями в стенках потребовала применения оригинального боеприпаса.
Новый снаряд 55x318R мм получил комбинированную частично сгорающую картонную
гильзу с латунным основанием высотой 96.5 мм. Последний предназначался для
жесткого соединения стенок гильзы с электрозапальной втулкой и обеспечения
ленточной подачи.
Масса фугасного снаряда составляла 1.48 кг, содержащего 420 грамм взрывчатого
вещества. Масса метального заряда 500 грамм. Общая масса патрона составляла
около 3 кг при длине около полуметра.
Питание, согласно техзаданию осуществлялось из металлической неразъемной ленты
емкостью 100 патронов. Общая масса боекомплекта с лентой составляла 335 кг.
Как ясно из имеющихся схем, работа автоматической пушки MK 115 должна была
выглядеть следующим образом. При движении вперед под действием возвратной
пружины затвор захватывает снаряд из ленты и досылает его в камору. Достигнув
крайнего переднего положения, затвор при помощи специальных упоров двигает
деталь, выполняющую функции газового поршня и тяги запорного клина, и
фиксируется в таком положении. Далее следует воспламенение электрическое
воспламенение электрозапальной втулки - фирменный стиль поздних артиллерийских
систем фирмы Рейнметалл - и выстрел. Пороховые газы разгоняют снаряд в нарезном
стволе. Кроме того, после сгорания гильзы газы попадают в две газоотводные
трубки. Поток газов, уходящий через основную трубку, должен вырываться через
сопло и компенсировать часть отдачи. Второй поток уходит в нижнюю трубку, к
газовому поршню. Поршень сложной формы освобождает запорный клин и дает толчок
затвору. Освобожденный затвор уходит назад, возвращает несгоревшую часть гильзы
в гнездо ленты, а затем под действием возвратной пружины снова подается вперед.
Затвор захватывает новый снаряд и цикл повторяется.
Пушка MK 115 получилась достаточно тяжелой и крупной. При весе порядка 190 кг
она имела общую длину 3300 мм. Менее половины общей длины орудия приходилось на
ствол длиной 1200 мм, имевший 20 винтовых нарезов идущих под углом 8 ° 30'.
Такие размеры и вес орудия, хотя и уступавшие аналогичным системам классической
схемы, тем не менее, сильно сократили список самолетов, которые могли нести его.
Габариты и масса пушки MK 115 могли компенсировать другие ее характеристики.
Так, расчетная скорострельность доходила до 300 выстрелов в минуту, а начальная
скорость снаряда, несмотря на сброс части пороховых газов, достигала 600 м/с.
Наконец, применение безоткатной схемы позволило значительно снизить силу отдачи.
Разработка пушки MK 115 закончилась в начале 1945 года. Были изготовлены один
или два прототипа орудия. Сохранившиеся отчеты об испытаниях свидетельствовали о
ненадежности боеприпасов с частично сгораемой гильзой. Стрельбы проводились
только на наземных полигонах, всего было произведено около 500 выстрелов из
орудия, на самолете, судя по всему, пушка МК 115 не устанавливалась. По понятным
причинам, она не успела попасть и на фронт.
После завершения войны опытные образцы пушки МК 115 были уничтожены немцами, а
уцелевшая документация по проекту досталась союзникам, однако особого интереса,
скорее всего не вызвала. Совместное использование автоматики и безоткатных
систем оказалось слишком сложным и поэтому дальнейшее развитие артиллерии, за
исключением нескольких экспериментальных проектов, пошло по уже проторенным
путям. В дальнейшем конструкторы создавали либо автоматические пушки
отработанных схем, либо безоткатные орудия без автоматики.