Стремительное наступление бронетанковых армий Вермахта в мае 1940 года выявило недостаток подвижности и огневой мощи 2-ух фунтовой противотанковой пушки, состоявшей на вооружении английской армии. Армейское командование предложило установить более мощную 6-и фунтовую пушку на машину, управляемую одним человеком, что обозначало необходимость оснащения пушки автоматической системой подачи и заряжания снарядов. В то время фирма Molins уже работала над аналогичной системой для пушки Hispano, и 14 февраля 1942 года ей было поручено создание данной системы и для 6 фунтовой пушки. Работы проводились Десмондом Молинсом, его
помощником был французский инженер Феликс Руо.
В созданной установке снаряды хранились в магазине группами по четыре или пять снарядов. Когда группа расходовалась, электрический механизм пододвигал следующую группу к казенной части. Таким образом осуществлялось беззвеньевое питание пушки. Полностью снаряженный магазин пушки содержал 22 снаряда. Так же были внесены изменения в некоторые элементы магазина, что позволило им функционировать за счет энергии отдачи. Модернизированная пушка получила официальное название Molins. В августе 1942 года опытный образец 57-мм пушки был доставлен на полигон стрелкового клуба в Депфорде, где из нее впервые была осуществлена автоматическая стрельба. После этого пушку отправили в Вулвич для проведения всесторонних испытаний. Несмотря на то, что испытания были произведены успешно, проект был прерван из-за появления у фашистов нового танка PzKw VI (Тигр), броня которого снарядами пушки Molins не пробивалась.
В начале 1943 года Командование ВВС начало обсуждать замену 40-мм противотанковых пушек Vickers S, устанавливавшиеся на самолеты Hurricane IID. Группой специалистов под руководством Г.Ф. Уоллеса были произведены стрельбы из пушки Molins. Пушка проявила себя с хорошей стороны, и единственное, что могло помешать ее использованию на самолетах - это возможные проблемы с автоматом подачи и заряжания от перегрузок, возникающих при маневрировании. Глава Департамента вооружения капитан Адамс отправил благоприятный отчет маршалу сэру Ральфу Сорли, контролировавшему в то время исследования и разработки в области авиации. Министр авиационного производства Серби обратился в фирму de Havilland Aircraft с просьбой рассмотреть возможность вооружения бомбардировщика Mosquito пушкой Molins. При этом необходимо было учитывать, что сила отдачи у пушки при выстреле составляла 4360 кг, а полностью снаряженный вес составлял 981 кг. На запрос министра пришел ответ, что Mosquito может быть с легкостью приспособлен для такой пушки. К тому же еще в 1942 году фирмой проводились исследования по возможности установки пушки калибром 94
миллиметра!
Прототип пушечной установки был создан в Хэтфилде. Для выяснения воздействия ударной волны на бальзовый фюзеляж при выстреле пушку установили в носовой части разбившегося Mosquito FB.VI и 29 апреля 1943 года было произведено пять выстрелов. От выстрелов
вздрогнула земля и уши, а облака пыли обозначили места попаданий. Фюзеляжу не было нанесено никаких повреждений, кроме сорванной головки у одного болта. Двумя днями позднее, для определения оптимального варианта размещения пушки и автомата подачи и заряжания, ее поставили на Mosquito Mk.VI. Molins разместили под небольшим углом вниз и на 100 мм правее продольной оси, при этом ствол пушки выступал из фюзеляжа на 610 мм. Возвратная пружина находилась под стволом. Восьмого мая новый Mosquito Mk.VI (б/н HJ732) закатили в экспериментальный ангар, где его переделали в опытный образец Mk.XVIII (вскоре к самолету прилипло имя "Tsetse" или "Tsetse fly" - "муха Це-Це"). Массивную пушку, ее электооборудование и органы управления установили за четыре недели.
Тихое воскресное утро 8 июня 1943 года было нарушено громоподобным стаккато - 22 выстрелов произведенных HJ732. После проведения ряда наземных испытаний, начались испытания в воздухе. В тот же день маршал Сорли прибыл в Хэтфилд и дал разрешение на перелет в Боскомб Даун на следующий день. Так же он объявил, что следующие 30 серийных Mosquito Mk.VI будут выпущены в варианте Mk.XVIII. Новая модификация предназначалась для Берегового Командования, которое должно было использовать против подводных лодок.
Во время испытаний в Боском Даун было выявлено, что автомат подачи и заряжания не может действовать при перегрузках превышающих 2,5 g. В попытках решения данной проблемы было произведено несколько сотен выстрелов, но успеха достигнуть не удалось.
22 июня самолет был перегнан обратно в Хэтфилд, где автомат заряжания и другие части были усилены для преодоления действия положительных и отрицательных перегрузок. Тем временем носовая часть второй Mk.XVIII была оснащена броней общим весом 408 кг. Бронирование предназначалось для защиты экипажа от огня пушек подводных лодок. К концу июня HJ732 снова перелетел в Боском Даун. В течении августа самолет интенсивно испытывался на полигонах Боскомб Даун и Эксетер.
Для подавления расчетов зенитных артиллерийских установок было решено оставить все четыре или два пулемета 0.303 Browning с удвоенным боекомплектом. Так же их использовали для пристрелки трассерами. Отстрелянные гильзы 57-мм снарядов не выбрасывались за борт и оставались в фюзеляже из-за того, что они могли повредить хвостовую часть самолета. Во время маневрирования самолета стрелянные гильзы сталкиваясь издавали громкий звон. Для прицеливания был установлен рефлекторный прицел Mk.IIIa.
В октябре три Mosquito Mk.XVIII, оснащенные подвесными топливными баками и броней, были готовы к войсковой эксплуатации. Пять экипажей и 30 авиатехников из 618 эскадрона были присланы из Преденека для переучивания на новый самолет и пушку Molins, получившую официальное название "Airborne 6-pounder Class M" . В Преденеке
базировался 248 эскадрон, вооруженный истребителями Beaufighter, и было сформировано смешанное подразделение Бьюфайтеров и Це-Це, действовавшее в Бискайском заливе. Первый боевой вылет Mk.XVIII состоялся 24 октября 1943 года. Пара Mosquito Mk.XVIII (б/н HX902 и HX903) осуществила безуспешный вылет по поиску немецких лодок. 7 ноября летчикам наконец улыбнулась удача, и они обнаружили подводную лодку в надводном положении. Получив несколько попаданий в рубку лодка погрузилась, окруженная черным дымом. В декабре 248 эскадрон был переоснащен Mosquito FB.VI и Mk.XVIII. Утопить немецкую подводную лодку летчикам впервые удалось 25 марта 1944 года, у побережья Франции.
После того, как англичанам удалось разгадать шифр Ultra, использовавшийся немецкими подводниками, летчики пилотировавшие Mosquito Mk.XVIII смогли перехватывать лодки по пути в Атлантику и обратно. Вот типичный боевой доклад: "Осуществляя полет на Mosquito б/н НР922 мы пробили облачность в предписанное время и в предписанном месте. Я немедленно обнаружил плывущую в надводном положении подводную лодку в сопровождении тральщика. Пока я сближался с лодкой в прицеле появился Ju-88 из эскорта прикрытия. Я нажал на гашетку и Юнкерс разнесло на части. За тем я атаковал подводную лодку, и мы наблюдали несколько попаданий".
Примерно в то же время немецкий адмирал Дёниц (командовавший подводными силами) издал следующую директиву: "В следствии ущерба, наносимого подводным лодкам самолетами противника с крупнокалиберными пушками, движение по поверхности разрешается только в ночное время". После изнурительных боевых дежурств, путешествие через заминированные воды ночью не очень ценилось подводниками.
В феврале 1944 года 618 эскадрон был перемещен в Пенрис, откуда Це-Це очень эффективно использовали свои пушки. Во время операции "Overlord" (6 июня) эскадрон осуществил несколько вылетов с 04:45 по 22:15, защищая корабли союзников. 7-го июня Mosquito б/н ММ425 всадил в немецкую ПЛ 12 57-мм снарядов, после чего лодка погрузилась, окруженная большим
масленым пятном, оставив на поверхности одного члена экипажа. Его последний раз видели плывущим в направлении Америки. К концу августа 1944 года активность немцев в Бискайском заливе существенно снизилась, и эскадрон переместили в
Шотландию в Бенф. Летчики осуществляли охоту за немецкими кораблями и уничтожали береговые укрепления в Норвегии. Появление более универсальных варрантов Mosquito, вооруженных ракетами, ограничило производство Mk.XVIII до 27 единиц. Mosquito Mk. XVIII находились на вооружении 235, 248, 254 эскадронов, а большая часть Mk.XVIII была в 248 эскадроне до самого конца войны.
Наиболее эффективными боеприпасами были признаны бронебойные снаряды, изготовлявшиеся из закаленной стали. Снаряд весом 3,17 кг пробивал легкий и прочный корпусы подводных лодок и наносил серьезные повреждения корпусу и надстройке кораблей.
ТТХ: |
|
|
Калибр, мм |
57 |
Скорострельность, выст/мин |
60 |
Длина, м |
3,6 |
Высота, мм |
965 |
Вес пустой, кг |
816 |
Начальная скорость м/с |
791 |
Боекомплект |
22 снаряда + 1 в затворе |
Охлаждение |
воздушное |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
57-мм пушка Molins воссозданная 1986 году на заводе фирмы Molins в г. Петерборо |
|
57-мм пушка Molins Class M |
|
Снаряженный магазин пушки Molins |
|
Автомат подачи и заряжания Mk.III |
|
Автомат подачи и заряжания Mk.III |
|
Специалист фирмы Molins устанавливает 57-мм снаряд в магазин |
|
Бомбардировщик Mosquito Mk.XVIII ведет стрельбу из пушки Molins |
|
Техник-вооруженец держит в руках 57-мм снаряд от пушки Class M |
|
Носовая часть Mosquito Mk.XVIII с пушкой Molins и четырьмя пулеметами Browning 0.303 |
|
Носовая часть Mosquito Mk.XVIII с пушкой Molins |
|
Mosquito Mk.XVIII (б/н PZ467), участвовавший в летных испытаниях |
|
Mosquito Mk.XVIII с двумя пулеметами Browning 0.303 |
|
Mosquito Mk.XVIII из 248 эскадрона (б/н NT225), участвовавший в операции "Overlord" |
Схемы:
|