Когда оснащенные 40-мм пушками штурмовые Харрикейны еще только начали свою
боевую карьеру в Ливийской пустыне, а применение британских реактивных снарядов
с самолетов вообще еще носило экспериментальный характер, англичане столкнулись
с проблемой роста броневой защиты немецких танков. Предельная толщина брони,
которая оказалась по зубам 40-мм Виккерсу класс S при стрельбе с минимальной
безопасной дистанции не превышала 50 мм по нормали, а учитывая тактику
применения пушечных Харрикейнов, при которых снаряд попадал в танк под углом,
вероятность поражения современной немецкой бронетехники была еще меньше.
В этой связи в августе 1941 года коммодор RAF Хаскинсон направил запрос в
Управление Вооружений - Directorate of Armament Development (DArmD) о
возможности увеличения бронепроницаемости авиационных пушек до 75 мм.
Запрос не остался без внимания и в мае 1942 года штаб ВВС сформулировал
техническое задание на проектирование авиационной противотанковой пушки калибром
47 мм. Спецификация предусматривала использование бронебойного снаряда массой 4
фунта 9 унций (2,07 кг), покидавшего ствол с начальной скоростью 808 м/с, что
при добавлении скорости носителя в 100 м/с, по расчетам должно было позволить
достичь требуемую бронепроницаемость . Темп стрельбы оружия задавался не менее
60 выстрелов в минуту. Автоматическая подача предполагала возможность ведения
огня очередями не менее 5 выстрелов при эволюциях носителя +\- 30 градусов от
горизонта при перегрузках до 4.5g и температурах от -20 до +50 градусов Цельсия.
Живучесть ствола задавалось не менее 1000 выстрелов, при этом особо
оговаривалась высокая технологичность будущего орудия с минимумом деталей и
узлов.
После анализа техзадания 1 августа 1942 года состоялось совещание между
представителем Управления Вооружений (DArmD) коммодором Пидкуком и
представителем корпорации Виккерс капитаном Наннини. После длительной дискуссии
рассматривался вопрос об увеличении калибра новой пушки до 60 мм. В частности, Наннини предлагал расчетные данные 60-мм пушки - длина 16 футов 6 дюйма (1572
мм) и массой около 900 фунтов (408 кг). Впрочем, в итоге совещания, в конце
концов, сошлись на более легком, 47-мм варианте, как достаточном для достижения
вышеописанной задачи.
Техническое задание было направлено на конкурсной основе трех компаниям - Виккерсу, Роллс Ройсу и государственной конструкторской группе военного
министерства, возглавляемой главным суперинтендантом по разработке вооружений (Chief
Superintendent of Armament Design (CSAD) в городе Чезент, Хердфордшир).
Проекту было присвоено обозначение "Класс Р", а внутрифирменные обозначения
проектов было обозначено литерами PV - Виккерс; PR - Роллс Ройс и PC - CSAD.
Разработка нового боеприпаса была отдана на откуп корпорации Виккерс, которая
вскоре представила новый унитарный патрон 47x326R, цельный стальной бронебойный
снаряд которого, не содержащий взрывчатки, имел массу 2.07 кг и начальную
скорость 808 м/с. Длина патрона составляла 326 мм.
К сожалению, до нашего времени сохранилось весьма мало подробностей о проектах
47-мм британских авиапушек.
Разработка фирмы Роллс Ройс, которую вел Джек Филлипс представляла собой два
параллельных проекта с длинами ствола 70 и 52 калибра (3290 и 2440 мм), общей
длиной 4300 и 3455 мм соответственно. В конструкции Филлипса использовался
принцип длинного отката ствола, в целом повторяя предыдущую конструкцию 40-мм
пушки BD/BH. Изюминкой проекта был пневматический буфер-рекуператор, игравший
роль возвратной пружины, представлявший собой массивный пневмоцилиндр под
стволом, шток которого заканчивался зубчатым колесом, входящим в зацепление с
двумя параллельными зубчатыми рейками. Одной подвижной, закрепленной снизу
ствола, второй неподвижной, закрепленной на корпусе цилиндра. Этой конструкцией
достигался почти вдвое меньший ход поршня (около 335 мм) по сравнению с откатом
ствола в 660 мм, а также снижалось значение пиковой отдачи, в данном случае, не
превышавшем 2 тонны. Питание пушки предполагалось из рассыпной металлической
ленты.
Конкурирующий проект 47-мм пушки PC разработки конструкторского бюро военного
министерства CSAD представлял собой более традиционный проект с
пружинно-гидравлическим буфером отката. Пушка PC весила 250-270 кг,
при длине
4500-4700 мм. Длина отката составляла около 300 мм, а значение пиковой отдачи
составляло около 3560 кг. Питание патронами предполагало две версии - из
30-зарядного плоского магазина, расположенного поперек приемника и кольцевого
магазина емкостью 34 или 36 патронов, "обернутого" вокруг приемника.
Что касается проекта Виккерс - PV, подробности о нем до сих пор не найдены.
Предполагается, что он представлял собой увеличенную версию предыдущей
конструкции Класс S, также имевшего автоматику длинного отката ствола и
характеристики близкие к конкурирующим проектам.
Вскоре после начала активной фазы проектно-конструкторских работ всех трех
коллективов, английским войскам в Северной Африке пришлось познакомиться с новым
немецким танком "Тигр", толщина брони которого в большинстве уязвимых мест при
учете встречи с ней снаряда авиапушки под углом, далеким от нормали, значительно
превосходила расчетную бронепроницаемость пушки Класс Р, заданную в 75-мм.
Анализ показал, что вероятность поражения "Тигра" можно существенно повысить
применением подкалиберного бронебойного композитного снаряда с сердечником из
карбида вольфрама, но во время войны вольфрам в Англии был в дефиците и от идеи
отказались. Тем более, практически под те же задачи на рубеже 1942-43 годов
разрабатывалась более мощная автоматическая пушка Молинс Класс М калибра 57 мм,
обладавшая значительно лучшими характеристиками по бронепробиваемости.
К тому же с конца 1942 года британская авиация начала активно применять
реактивные снаряды, которые оказались достаточно эффективным и универсальным
оружием для борьбы с бронетехникой любых классов. Ввиду этого, приоритет
разработок крупнокалиберных авиапушек ушел на задний план.
Проект Роллс Ройс был остановлен на стадии изготовления прототипа летом 1943
года. Проект CSAD в 1944 году проходил наземные испытания и также был закрыт,
лишь пушке Класс Р - PV Виккерс довелось подняться в воздух, но случилось это
уже после войны, в конце 1946 - начале 1947 года. Два орудия были установлены в
массивных гондолах под крылом серийного истребителя Темпест Mk.V, серийный номер
SN354. Но итоги испытаний в воздухе до сих пор не найдены. В качестве
потенциальных носителей во время войны также рассматривались "Москито" и "Хэвок".
Остались на чертежных досках также проекты тяжелых пушек "Тип GA" калибра 57 мм,
менее мощной и более компактной, чем вышеупомянутый Молинс, а также 12-фунтовой
пушки калибра 70-мм. По расчетам бронепробиваемость этих пушек могла бы
достигать 100 и 120 мм соответственно. Но время воздушной артиллерии большого
калибра осталось в прошлом, по-видимому, навсегда.
Благодарность Энтони Уильямсу за предоставленную информацию из книги Дэвида
Бёрча "Rolls-Royce Armament".