Несколько особняком среди французских авиапушек 1-й Мировой стоит проект 37-мм
моторпушки. Разработанная в 1916 году на арсенале Пюто, пушка обозначалась
Puteaux SAMC Mle.1917, то есть Semi Automatique Moteur Canon –
полуавтоматическая мотор пушка. Но, не смотря на название, это была все та же
20-калиберная пушка Гочкисс Mle 1885, оснащенная пружинным тормозом отката,
шарнирно соединенным с несколько измененным по сравнению с Гочкиссом
вертикальным клиновым затвором. Правда, тормоз отката значительно отличался от
примененных в 37-мм пушках Гочкисса, которые устанавливались с 1915 года на
турелях французских аэропланах Вуазен и Бреге. В орудии Пюто тормоз отката
представлял собой сочленение из двух частей с двумя отдельными пружинами, между
которыми располагался пневматический демпфер. В результате тормоз отката был
значительно длиннее. От изначально спроектированного вертикального магазина на 3
патрона, в итоге отказались, посчитав такое усложнение неоправданным.
Толчком для появления этого оружия стало письмо от 27 августа 1916 года
выдающегося французского аса Жоржа Гинимера, воевавшего в 3-й эскадрильи,
адресованное главному конструктору истребителей СПАД Луи Бечеро. В письме летчик
сетовал на недостаточную огневую мощь истребителей СПАД, предлагая конструктору
оснастить истребитель "оружием одного выстрела". Предложение летчика удачно
совпало с работами выдающегося конструктора двигателей и владельца компании
Испано-Сюиза, Марка Биркье, ставшего впоследствии столь же известным
конструктором авиационного вооружения.
С 1915 года Марк Биркье ломал голову над проблемой размещения пулемета Льюис в
качестве наступательного вооружения. Как известно, автоматика Льюиса не
позволяла синхронизировать его с двигателями и на версии своего 8-цилиндрового
мотора Испано Сюиза V8В тип 36 Биркье впервые применил редуктор, что позволило
поднять ось винта выше мотора, а в развале цилиндров двигателя образовалось
свободное место, достаточное для размещения пулемета.
Совместные работы Биркье и Бечеро позволили реализовать проект по установке
37-мм полуавтомата Пюто/Гочкисс, размещенного на двигателе Тип 36 в ноябре 1916
года. Стендовые испытания установленной в двигателе Испано Сюиза 8В пушки SAMC
показали, что значительные нагрузки при стрельбе из пушки требуют доработки
мотора. В результате появилась новая версия мотора Тип 38 или 8BeC с усиленным
редуктором.
Итогом работ триумвирата фирм Испано Сюиза, СПАД и арсенала Пюто стало появление
первого в мире классического пушечного истребителя СПАД XII, впервые
поднявшегося в воздух 21 марта 1917 года под управлением самого Гинимера.
Конструкция машины представляла собой развитие предыдущего проекта СПАД VII.
Оснащенный двигателем Испано-Сюиза 8BeC с 37-мм пушкой SAMC, истребитель
получился несколько крупнее и тяжелее "семерки". Пушка проходила поверх
двигателя, а казенник ее выводился в кабину пилота, располагаясь на уровне
коленей пилота. Цилиндр тормоза отката пушки являлся элементом крепления пушки к
картеру мотора. С левой стороны располагалась кассета на 12 патронов. Пилот
должен был вручную заряжать пушку после каждого выстрела. Так что о какой-то
внятной цифре скорострельности говорить не приходилось. Кроме того, пилоту
истребителя необходимо было быть очень внимательным, поскольку откат орудия на
250 мм мог запросто нанести травму пилоту, если на пути казенника оказалось бы
колено. Также приходилось вручную отлавливать горячую гильзу, автоматически
вылетавшую из пушки, в противном случае, она вполне могла бы оказаться под
педалью. На поздних моделях пушки появился 6-зарядный магазин, смонтированный с
левой стороны от пушки. Патроны из него подавались в лоток под действием
собственного веса, а затем досылались в патронник вручную с помощью рычага с
ручкой с правой стороны. Но такая версия большого распространения не получила и
большая часть пилотов пушечных СПАДов предпочитала обычное ручное заряжение без
всяких "наворотов".
Короче говоря, первый опыт размещения пушки в моторном отсеке истребителя был
далек от идеала. Тем не менее, первый СПАД XII, вооруженный пушкой и
дополнительным синхронным Виккерсом достался в июне 1917 года "крестному отцу"
самолета, лейтенанту Жоржу Гинимеру, который на нем одержал 3 победы, доведя
свой счет до 50 побед. Впрочем, по всей видимости, ас быстро разочаровался в
пушечном СПАДе, пересев вскоре на привычный пулеметный СПАД XIII, на котором и
погиб.
Очевидный недостаток пушки SAMC, заключившийся в том, что в случае промаха при
выстреле, пилоту истребителя приходилось выходить из боя для перезарядки орудия,
заставил арсенал Пюто разработать к концу 1917 года усовершенствованную модель
орудия, в котором нарезной ствол был заменен гладким, расчитанным для стрельбы
шрапнельными снарядами. Такой боеприпас позволял увеличить вероятность поражения
противника. Длина гладкого ствола была увеличена до 873 мм по сравнению с 842 мм
у нарезного, что позволило не сильно потерять в начальной скорости. Боеприпас со
старой 94-мм гильзой представлял собой кассету в латунной оболочке, содержащей
шесть 22-граммовых свинцовых шариков. Масса снаряда 710 грамм, начальная
скорость 390 м/с. Эффективная дальность стрельбы таким снарядом составляла 50
метров – вполне достаточно для дистанций воздушного боя того времени. Позднее
были разработаны усовершенствованные шрапнельные боеприпасы, содержащие 19, 24
или 28 стальных шариков 14.7 или 16.5 мм массой 550 и 705 граммов.
Именно такая версия истребителя СПАД XII с гладкоствольной пушкой досталась
другому французскому асу из 103 эскадрильи Рене Фонку, который сумел добиться на
пушечном истребителе феноменальных результатов.
Благодаря этому оружию, 9 мая 1918 года Рене Фонк уничтожил 6 самолётов
противника. Сначала, за 45 секунд боя, он сбил двухместный самолёт и 2
истребителя, а вечером одержал тройную победу. До конца войны этот результат
никто не превзошёл. 14 августа, всего за 10 секунд в одном лобовом заходе он
уничтожил ещё 3 немецких аэроплана, причём все его жертвы аккуратно упали в
нескольких метрах друг от друга. Наконец, 26 сентября, он второй раз уничтожил 6
вражеских самолётов в течение одного воздушного боя, истратив на них всего 11
снарядов. Впоследствии часть побед Фонка, правда, подвергалась сомнению, но это
не умаляет факта того, что этот ас был не только самым результативным французом
1-й Мировой, но и одним из 8 французских пилотов, одержавших воздушные победы из
моторпушки истребителя.
Первоначальный заказ на выпуск 300 пушечных истребителей СПАД XII, выданный под
влиянием Гинемера, к моменту его гибели выполнен не был. Постепенно интерес к
проекту пропал и вся серия была ограничена 20 выпущенными машинами, к которым
можно добавить несколько поплавковых истребителей СПАД XIV, а также истребителей
СПАД 24, которые также несли в развале цилиндров 37-мм пушку SAMC. Общее
количество выпущенных моторпушек Puteaux SAMC Mle.1917 составил 200 экземпляров,
из них только 50 первых имели нарезной ствол, а последующие 150 уже выпускались
со сменным комплектом из нарезного и гладкого стволов.
Один экземпляр моторпушки Пюто под номером 15 проходил испытания в
Великобритании. Кроме того, армия США приобрела один экземпляр пушечного
истребителя СПАД XII и с октября 1918 года использовала его на фронте. Правда,
до перемирия через полтора месяца пострелять по противнику американцам не
довелось. По завершении боевых действий французская пушка изучалась в США.
Причем, в США в конце 1918 года разработали свою вариацию французской моторпушки,
сочлененной с мотором Бугатти.
В целом проект пушечного истребителя 1-й Мировой нельзя назвать большой удачей.
Специфика его применения требовала виртуозности владения машиной. Единственным
позитивным моментом стало ноу хау Марка Биркье, разработавшего схему размещения
пушки в развале цилиндров V-образного двигателя, ставшей классикой на ближайшие
три десятилетия.
Очевидным выходом из ситуации стала разработка полностью автоматического орудия.
Специалисты арсенала Пюто, инженеры Гамье и Сталпорт с начала 1917 года
занимались разработкой принципиально новой 37-мм магазинной пушки,
представлявшей собой смасштабированный пулемет Шоша с длинным откатом ствола и
коробчатым магазином на 5, 7 или 10 патронов 37х94R. Магазин не имел каких либо
подающих пружин, патроны поступали в приемник под действием силы тяжести.
Взведение поворотного скользящего затвора осуществлялось вручную перед
стрельбой. После чего можно было осуществить выстрелы с технической
скорострельностью 120 – 135 выстр/мин. Испытания пушки проводились в двигателях
Испано Сюиза, Рено и Бугатти только на земле.
Доводка орудия была, в целом, завершена к ноябрю 1917 года, когда пушка
формально была готова для установки на самолет. Однако до конца боев пушке Пюто
так и не довелось подняться в воздух. В ноябре 1918 года пушку успешно испытали
американцы на Абердинском полигоне, но конец войны фактически поставил крест на
этой разработке.
Вялотекущие работы по мотор пушке Пюто продолжались по остаточному принципу
вплоть до середины 30-х годов. Были также разработаны две укороченные версии
автоматической пушки для установки на турелях бомбардировщиков под штатный
патрон 37х94R и под британский патрон 37х190 от пушки COW.
В период 1927 – 1933 годов специалисты Пюто разработали 33-мм версию моторпушки.
К сожалению, об этих разработках очень мало информации. В этом калибре
существовало, по крайней мере, две модели пушки, массой около 140 кг с темпом
стрельбы около 300 выстр/мин, отличавшихся боеприпасами, тип которых, к
сожалению, не известен. Первая модель выпускала 630-граммовый снаряд с начальной
скоростью 650 м/с, вторая с 950 м/с. Обе они остались экспериментальными.