Фактология применения на фронтах 2-й Мировой Войны тяжелых пушечных Харрикейнов-"танк-бастеров", вооруженных 40-мм Виккерсами Класс S, хорошо
известна. Но мало кто знает, что на месте пушки Виккерса могла быть совершенно
другая пушка, по большинству параметров превосходившая Виккерс. Речь пойдет о
практически неизвестной ныне 40-мм пушке "Роллс Ройс". Во многих источниках о ее
существовании упоминается лишь вскользь. Найти подробное ее описание и историю
представляло большого труда.
Итак, 40-мм пушка Rolls-Royce "BD/ВН"
В 1936 году Командование ВВС Великобритании решило провести исследования, целью
которых было установить, какой минимальный калибр снаряда необходим для
уничтожения самолета одним попаданием. После различных экспериментов было
выявлено, что любой самолет, пораженный снарядом калибром от 40 миллиметров и
более, с высокой вероятностью будет уничтожен. Это дало повод специалистам из
Командования ВВС, лоббировавшим "большие пушки", предложить для вооружения
истребителей подобное оружие. К тому времени состоявшая на вооружении 37-мм
пушка COW устарела, и снималась с вооружения. Поэтому в 1938 году были
сформированы тактико-технические требования к 40-мм авиационной пушке, в которой
предполагалось использовать старые патроны 40х158R, в большом количестве
применявшиеся в морской артиллерии Великобритании со времен 1-й Мировой войны.
Контракт на разработку такой пушки был заключен с бессменным поставщиком
стрелкового оружия в Британской империи концерном "Vickers Armstrongs".
Достаточно неожиданно в конкурсе изъявила желание принять участие авто и
моторостроительная фирма "Rolls-Royce", никогда ранее не занимавшаяся
артиллерийским и стрелковым вооружением. Результатом работ конструкторского
коллектива фирмы "Rolls-Royce" стала автоматическая пушка, работающая на основе
длинного отката ствола, получившая внутрифирменное обозначение "Rolls-Royce ВН"
калибра 40 мм.
К сожалению, информации об этой системе практически не сохранилось. Известно,
что перед самой войной пушка "Rolls-Royce ВН" поступила на сравнительные
испытания с конкурентом от фирмы "Vickers" - пушкой "Vickers class S" того же
калибра, разработанная на базе COW тем же конструкторским коллективом под
руководством Перси Хайгсона (Percy R. Higson).
По косвенным признакам можно судить, что пушка "Виккерса" все же появилась
первой, поскольку именно ее первоначально в порядке эксперимента стали
устанавливать на громадные турельные установки бомбардировщиков "Wellington" и
B-17 Fortress IIA, предполагая использовать в качестве эдаких тяжелых эрзац
перехватчиков или же для борьбы с подводными лодками, находящимися в надводном
положении. Судьба этих машин неизвестна, вероятнее всего они так никогда и не
использовались по назначению, поскольку было очевидно, что для подводной лодки
калибр 40-мм не особо опасен, а перехватчик с таким орудием слишком медлителен и
неповоротлив, и сам требует защиты от истребителей противника.
Проект было забросили, пока в ходе Ливийской кампании 40-го года не возникла
нужда в штурмовике для борьбы с немецкой и итальянской бронетехникой. Было
решено на роль противотанкового штурмовика приспособить устаревающий истребитель Hawker "Hurricane" Mk.II.
Сейчас уже нельзя сказать, кому конкретно пришла в голову идея использовать
40-мм пушки на самолете для штурмовых операций. Но именно в это время
встречается первое упоминание об использовании пушки "Rolls-Royce" BH. Пробные
отстрелы 40-мм пушек как "Vickers"-S, так и "Rolls-Royce" BH, установленных на
самолетах "Mustang", "Hurricane" и "Beaufighter" были проведены летом 1941 года
и, в целом, показали близкие характеристики. Относительно невысокая начальная
скорость снаряда считалась приемлемой для стрельбы на короткие дистанции, кроме
того, к этой скорости добавлялась еще и скорость атакующего самолета,
эквивалентной 400 км/ч или 110 м/с. Расчеты показали, что стандартный 1.13-кг
бронебойный снаряд был способен на дистанции в 400 метров пробивать 50-мм броню.
Более мощный 1.36-кг снаряд, разработанный в 1942 году повышал бронепробиваемость на 9% . В теории снаряд вооруженный 40-мм пушкой самолет был
способен устойчиво поражать немецкие танки Pz.IV последних версий.
Обе пушки проходили интенсивные испытания и, в целом чаша весов склонялась в
пользу изделия "Rolls-Royce". При близких баллистических характеристиках обоих
конкурентов пушка Роллс Ройс обладала существенно более высокой надежностью и
вдвое более высоким темпом стрельбы 200-250 выстр/мин против 100-125 у "Vickers
class S". Кроме того, за счет большей длины ствола начальная скорость снаряда
пушки Роллс Ройс (740 м/с) значительно превосходила таковую у Виккерса (615
м/с), что было существенно для борьбы с бронетехникой. Пушка "Vickers class S",
напротив, на первых порах показала себя весьма капризным оружием, требующим чуть
ли не штучной ручной сборки, смазки патронов и страдала частыми отказами.
Постоянно возникли проблемы с перекосами и экстракцией стрелянных гильз. Пушка
была очень требовательной к качеству боеприпасов, и, забегая вперед следует
отметить, что специально под пушку "Vickers class S" концерн запустил отдельную
линию по производству снарядов, тут следует вспомнить, что при запуске проекта
требованием спецификации было использования гигантского задела накопленных
патронов 40х158R.
В конце концов итог конкурса решило тривиальное лоббирование руководства "Виккерса",
пропихнувшее в серию свое детище. Справедливости ради надо отметить, что при
наличии определенных недостатков у пушки "Vickers class S", она все же весила
чуть меньше, чем Роллс Ройс – 134 кг против 152.5 и была чуть компактнее 2.97 м
против 3.2 м. Вроде бы мелочь, но для установки на самолет такие "мелочи" подчас
оказывались решающими. Более высокий темп стрельбы у пушки "Rolls-Royce" BH как
раз был признан несущественным, поскольку при стрельбе с такой неустойчивой
платформы, как истребитель, более одного выстрела на ствол все равно прицельно
сделать было нереально, а небольшой боекомплект из 15 патронов в барабане также
исключал стрельбу очередями.
По результатам испытаний было решено отправить эскадрилью вооруженных пушками Виккерс истребителей Hurricane Mk.IID в Северную Африку. Первым подразделением,
получившим пушечные штурмовики Hurricane Mk.IID, стала 6 эскадрилья RAF,
начавшая тренировочные полеты 20 апреля 1941 года на египетской авиабазе Шандар.
Впоследствии была более или менее успешная карьера штурмовиков Харрикейн с 40-мм
пушками Виккерс-S в Северной Африке и в Бирме, но это несколько выходит за рамки
данной статьи.
Фирма "Rolls-Royce" попыталась спасти проект, разработав на базе орудия "ВН"
полуавтоматическую пушку "Rolls-Royce" BD, планируя предложить ее флоту в
качестве вооружения торпедных катеров класса MTB (Motor Torpedo Boat) с целью
переделки их в артиллерийский катера класса МGB (Motor Gun Boat), а также
артиллерийские катера специальной постройки класса "Fairmile C". Пушка была
упрощена, вместо барабанного магазина с правой стороны появился лотковый магазин
на четыре патрона. Установка барабанного магазина на 15 патронов была также
сохранена. Некоторые источники утверждают, что в пушке "Rolls-Royce" BD могла
быть использована стандартная 14-патронная металлическая лента соединенная по 10
штук с двухсторонней подачей, характерная для корабельных зениток "Пом-Пом", но
на практике, вероятно, ее никогда не применяли.
Моряки приняли орудие Роллс-Ройс и выдали заказ на изготовление 1200 штук пушек
"Rolls-Royce" BD, присвоив им серийное наименование "QF 2-фунтовый Mark XIV". Но
и здесь фирма потерпела фиаско. Успели изготовить около 600 орудий, и заказ был
аннулирован. Гораздо лучшие результаты показала более мощная и совершенная
система - 57-мм автоматическое орудие "Molins - 6фунтовый", оснащенный
оригинальной системой подачи боеприпасов из 21-зарядного магазина.
Различные источники расходятся во мнениях по поводу боевого применения пушки "Rolls-Royce"
BD Mark XIV в связи с полным отсутствием фотоинформации по этому поводу, но
вероятно, ограниченно непродолжительное время они все же использовались.
Конструктивно Rolls-Royce 40-мм типа BD представляла собой классическое оружие с
длинным откатом ствола, ход которого составлял 17 дюймов или 432 мм. Техническая
скорострельность достигала, как уже отмечалось, 200-250 выстр/мин. Начальная
скорость снаряда 740 м/с. Масса орудия без учета станка и боеприпасов 152.5 кг,
Длина 3.2 м. Масса подвижного ствола составляла 22 кг, длина 2.03 м. Количество
винтовых нарезов в стволе глубиной полмиллиметра – 12 штук, с шагом винта один
оборот на 863.6 мм. Охлаждение ствола воздушное.
Пушка допускала ведение огня как одиночными выстрелами, так и очередями.
Стрельба велась с закрытого затвора. Ствол, изготовленный из хромоникелевой
стали, мог быть легко заменен.
Собственно, конструкция пушек "Rolls-Royce" BD и аналогичной ВН была предельно
проста. Оружие состояло из ствола, казенника и корпуса, игравшем роль затворной
коробки, в котором сам затвор, имеющий прямоугольную форму в сечении, совершал
возвратно-поступательные движения. Этот узел крепился к возвратному механизму,
который вместо традиционных пружин и буферов представлял собой одну большую
газовую пружину – расположенный под стволом воздушный рекуператор. При отдаче
ствола и затвора, усилие передавалось на поршень рекуператора, сжимающего
воздух, что позволяло эффективно поглощать мощную отдачу оружия, и возвращать
ствол и затвор в исходное положение.
С правой стороны затворной коробки располагался загрузочный лоток на четыре
патрона, откуда патроны досылались в загрузочное отверстие, где подхватывались
затвором и досылались в камору. Зарядка могла осуществляться как при помощи
сжатого воздуха, так и вручную с помощью поворотной зарядной ручки.
Ствол был установлен на трех опорах, по которым свободно скользил в пазах.
Затвор имеел прямоугольное сечение с цилиндрическим отверстием под ударный
механизм и удерживается в заднем положении двумя шепталами.
(c) Евгений
Аранов