Разработанная в конце 20-х годов на швейцарской фирме Солотурн (Waffenfabrik
Soloturn AG), являвшейся дочерним предприятием немецкого концерна Рейнметалл
Борзиг (Rheinmetall-Borsig AG), 20-мм многопрофильная система ST-5 представляла
собой передовое оружие. Исключительно мощный патрон 20х138B, делал ее
универсальным средством борьбы с броне и авиатехникой потенциального противника.
На базе ST-5 ведущими инженерами Солотурна - Фрицем Герлахом (Fritz Herlach ), и
Теодором Ракулой (Theodor Rakula ) были предложены на рынок целый спектр
разработок - зенитный автомат S5-200, противотанковые ружья S18-1000 и S18-1100,
авиапушка ST-11. Но очень мощный патрон, не смотря на выдающиеся качества в
части поражающей способности имел и очевидные недостатки. Для авиапушки его
мощность была излишней, а чудовищная отдача подвергала конструкцию самолета,
куда она была бы установлена слишком большим нагрузкам. А для борьбы с
бронетехникой уровня начала 30-х годов у противотанковых ружей S18-1000 и
S18-1100 просто не было достойных противников. Конечно, учитывая послезнание,
уже через несколько лет конструкции самолетов стали значительно прочнее для
того, чтобы выдерживать нагрузки даже куда более мощных пушек, а против новых
танков, появившихся уже в конце 30-х годов 20-мм калибр станет просто
беспомощным. Но это будет еще в будущем. А в начале 30-х об этом можно было
только догадываться.
20-мм пушка S-18-350
Ввиду этого, Герлахом и Ракулой был предложен облегченный, бюджетный вариант
системы под менее мощный патрон 20х105B, разработанный практически одновременно
с патроном 20х138B. Новый патрон 20х105B получил собственное название "Короткий Солотурн", в то время как его более мощный аналог 20х138B - "Длинный Солотурн".
Оба боеприпаса отличались лишь длиной гильзы и, соответственно, мощностью
порохового заряда, используя унифицированные снаряды различной номенклатуры.
Под патрон 20х105B "Короткий Солотурн" было разработано противотанковое ружье Solothurn S 18-100, по сути, облегченный, бюджетный аналог более мощного ружья
S18-1000. Надо сказать, что оружие под патрон 20х105B "Короткий Солотурн"
получило в мире куда меньшее распространение, чем его более мощный аналог.
Патроны 20х105B Короткий Солотурн и
20х105 MG-204
Очевидным развитием оружия под патрон 20х105B стала разработка авиапушки. Правда
первая попытка вызывает больше вопросов, чем ответов. Пушка S 18-350, являясь
простой модификацией противотанкового ружья S 18-100, представляла собой крайне
странную конструкцию, лишь формально числившуюся авиационной. Система была
полуавтоматической, исключавшей стрельбу очередями, то есть, для каждого
последующего выстрела стрелку приходилось нажимать на спуск. Питание
осуществлялось из приставного 10-зарядного коробчатого магазина. Естественно, ни
о каком серийном производстве этого чуда речь не шла. Скорее всего, пушка S
18-350 являлась лишь промежуточной моделью для изучения воздействия силы отдачи
на конструкцию планера.
Однако, конструкцией заинтересовались голландцы, закупив несколько полуавтоматов
для своей авиации. Пушки S 18-350 планировались для вооружения среднего
бомбардировщика Fokker T.V, одна из которых располагалась в верхней установке,
вторая в носовой турели. Зачем голландцам понадобилось вооружать свой
бомбардировщик неавтоматическими пушками осталось загадкой. В итоге, от верхнего
Солотурна на серийных машинах отказались, заменив на привычный пулемет, но в
носовой установке пушки S 18-350 сохранились. К моменту оккупации Голландии
немцами успели выпустить только 16 бомбардировщиков Fokker T.V, которые приняли
участие в отчаянных попытках остановить немецкий блицкриг и погибли практически
в полном составе.
Дальнейшее развитие авиационные системы на базе патрона 20х105B получили уже под
патронажем материнской компании Рейнметалл.
В 1932 году Германии было разрешено в ограниченных количествах производить для
собственных нужд оружие. Это послужило сигналом, и в составе фирмы Рейнметалл
появилось, а вернее было воссоздано, подразделение боеприпасов и вооружений,
которое возглавил Фриц Фауди, а общее руководство компанией осуществлял Август Коттманн, с 1933 году ставший главным инженером и техническим директором
концерна.
К середине 30-х годов и приходу к власти нацистов, немцы уже практически
отбросили ограничения Версальского договора и почти легально начали заниматься
разработками оружия уже в самой Германии.
Надо сказать, что на момент появления задачи разработки авиапушки под патрон
20х105B "Короткий Солотурн" такая система рассматривалась лишь как
оборонительное оружие для установки в подвижных установках. В качестве
наступательной системы все еще рассматривалась версия более мощной пушки,
реализованной несколько позднее в орудии MG C/30L.
Разрабатываемая система, получила условный индекс LB - Lafette beweglich –
дословно, "подвижная установка". Бытующие порой мнение, что индекс Lb имеет
отношение к немецкому конструктору Генриху Люббе, не имеет под собой основания.
Доктор Люббе, не смотря на то, что имел отношение к немецкой оружейной школе,
никогда не работал на фирме Рейнметалл и, более того, за свои антифашистские
взгляды во второй половине 30-х находился в глубокой опале.
На момент начала работ над проектом чисто немецкой 20-мм авиационной пушки,
ориентировочно в районе 1936 года, для обозначения системы была принята сквозная
нумерация проектов вне зависимости от фирмы производителя. Первые цифры
обозначали калибр в миллиметрах, за которыми следовал порядковый номер.
Буквенные литеры перед номером обозначали назначение оружия. Так, первая система
для турелей, разработанная на базе все той же Солотурновской ST-5 под патрон
20х105B "Короткий Солотурн", носила обозначение Lb 201, то есть, Lafette
beweglich – "подвижная установка", 20-мм калибра, первый проект.
Пушка Lb 204
О промежуточных проектах авиапушки Lb 201 и Lb 202 известно мало. Окончательная
версия Lb 204 была завершена в конце 1937 года и представляла собой весьма
компактную и мощную систему с большим потенциалом. Питание осуществлялось из
барабанного магазина емкостью 20 патронов, а автоматика, унаследованная от
Солотурновских систем, с коротким откатом ствола, позволяла вести огонь с
технической скорострельностью до 500 выстр/мин. При этом достаточно мощный
патрон позволял вести огонь с достаточно высокой начальной скоростью в районе
750 м/с., что выгодно контрастировало с новейшей пушкой Эрликон FFF, только что
принятую на вооружение Люфтваффе под обозначеним MG-FF. Именно это качество,
позволяющее вести огонь из пушки по более настильной траектории более тяжелыми
снарядами прежде всего было оценено морскими летчиками. Согласно концепции
противолодочной борьбы того времени считалось полезным иметь на вооружении
летающих лодок - охотников за вражескими субмаринами 20-мм пушку для ведения
огня по надводным целям. При этом более тяжелый бронебойный снаряд 20х105B пушки
Lb 204 обладал в полтора раза большей энергией (37.3 кДж) по сравнению с
бронебойным же снарядом 20х80RB пушки MG-FF (19.7 кДж). Единственным замечанием
к пушке было возможность обеспечения в перспективе использования различных
систем питания. В этом плане патрон Солотурна, с характерным выступающим
кольцевым "пояском", так называемым донным упором, внизу гильзы,
оптимизированным для использования из магазинов, не очень подходил для ленточной
подачи. В соответствии с данными требованиями военных пушка была переработана
под несколько измененный патрон 20х105 мм без коронного солотурновского пояска.
Если фугасный 134-граммовый снаряд не изменился, то бронебойный стал еще
тяжелее, по сравнению с Солотурновским и весил 148 граммов, что, само собой еще
более увеличивало разрыв в энергии залпа с Эрликоном. Название пушки было также
изменено на более традиционное позднее, - MG 204. В целях маскировки, пока еще
не до конца осмелевшие нацисты все автоматические авиапушки вне зависимости от
калибра именовали пулеметами - Maschinengewehr.
Носовая турель с MG-204 на BV.138
Производство пушек MG 204 было развернуто в начале 1938 года. В том же году их
стали устанавливать в гидравлически управляемых носовых башнях летающих лодок "Блом
унд Фосс" ВV.138a. Общее количество лодок этой модификации составило 25 штук. В
начальный период войны эти лодки недолго повоевали при вторжении в Данию и
Норвегию, а также в районе Бискайского залива. Впрочем, и сам самолет оказался
еще сырым, и механизированная башня с пушкой оказалась неудачной, да и сама
пушка не произвела впечатление на экипажи.
Другим самолетом, на который устанавливалась пушка MG 204 была 4-моторная
летающая лодка Дорнье Do 26. Лодка, по сути, являлась экспериментальной,
тиражированной лишь в шести экземплярах, и на двух или трех из них в носовой
башне также располагалась эта система.
Летающая лодка Do.26 с пушкой
MG-204
Некоторое время на Рейнметалле пытались переработать пушку под неподвижный
вариант с ленточной подачей - MG 204G (от gurt – лента) или 100-зарядным
барабанным магазином, но судя по всему эти проекты остались нереализованными. К
моменту появления хорошо отлаженной в производстве и надежной пушки Маузера MG
151 и MG 151/20, по большинству параметров превосходившей изделия Рейнметалл,
работа над дальнейшим совершенствованием MG 204 потеряла смысл и дальнейшие
развитие конструкции, заложенной на Солотурне, пошло по пути наращивания
калибров.
|
|
S-18-350 |
MG-204 |
Калибр, мм |
20 |
Тип автоматики |
Короткий откат ствола |
Масса пушки, кг |
40 |
38 |
Длина орудия, мм |
1760 |
1570 |
Длина ствола, мм |
900 |
900 |
Темп стрельбы, выст/мин |
Одиночный |
500 |
Нач. скорость снаряда, м/сек |
730 (бронебойный), 750 (фугасный) |
Ёмкость магазина |
5 или 10 |
20 |
Тип патрона |
20х105B Короткий Солотурн |
20х105 |
Масса снаряда, г |
134 (фугасный); 140 (бронебойный) |
134 (фугасный); 148 (бронебойный) |
|