Идеи вооружения самолетов сверхмощными пушками витали во многих странах, но
как правило, калибр таких пушек не превышал 75 мм. Немцы, правда,
экспериментировали с безоткатными пушками калибра и 88 мм, а в проектах были
даже монстры 280 и 356 мм, но в воздух они не поднимались. По всей вероятности
рекорд калибра орудия, установленного на самолете в первой половине 20-го века,
которое таки удалось поднять в воздух и испытать, все же принадлежит итальянцам.
На единственном экземпляре штурмовой версии итальянского тяжелого
бомбардировщика Пьяджио P-108A инженеры с Апеннин установили 102-мм пушку. Лишь
много позже после войны американцы побили своеобразный рекорд итальянцев,
установив 105-мм орудия на свои "ганшипы" на базе четырехмоторных Геркулесов
АС-130.
Назвать итальянское орудие авиационным вооружением, конечно же, не совсем
корректно, но тем не менее.
Первым, еще в середине 1941 года высказал предложение оснастить тяжелый
бомбардировщик Р-108 тяжелым орудием для борьбы с кораблями противника летчик и
1-й секретарь итальянской национальной фашистской партии Этторе Мути (Ettore
Muti). Именно после его встречи с главным конструктором самолета Джованни Касираги (Giovanni Casiraghi) и начались работы по оснащению самолета тяжелым
орудием.
Первоначальные планы предполагали применение на бомбардировщике новейшей 90-мм
зенитки фирмы Ансальдо образца 1939 года с длиной ствола 53 калибра.
Однако, расчеты показали, что 10,3-кг снаряд, пушки Ансальдо, покидавший ствол с
начальной скоростью 830 м/с, вряд ли способен нанести серьезные повреждения
кораблю крупнее баржи, поэтому возникла идея расточить орудие до 102 мм. Перестволка давала возможность также несколько уменьшить массу пушки, что было
немаловажно для установки на самолет. Впрочем, в итоге от идеи отказались.
Зенитка Ансальдо 90/53 оказалась слишком дефицитным орудием, объем выпуска
которых даже не обеспечивал потребностей флота. К тому же потенциальный объем
работ и ожидаемый выигрыш в массе не стоил затраченных усилий.
Поэтому было принято решение взять за базу старую 102-мм пушку 102/35 Mod. 1914
полуавтомат, пусть не такую скорострельную и современную, но зато не столь
дефицитную и несколько более легкую. Это орудие было выпущено весьма большой
серией и на момент 2-й Мировой войны уже считалось устаревшим. На момент 1940
года в итальянской армии еще числилось 110 орудий этого типа.
Орудие 102/35 Mod. 1914, разработанное еще перед 1-й Мировой войной на фирме Ансальдо, являлось чуть укороченной лицензионной копией британского 4-дюймового QF 4 Mk. V фирмы Виккерс. Пушка, являясь по сути интернациональной, выпускалась
в Англии, Франции, США и Италии, строилась во множестве модификаций как Schneider Mod. 1914; Schneider-Ansaldo Mod. 1914; Schneider-Ansaldo-Vickers Mod.
1914-1915; Vickers-Terni Mod. 1915, отличаясь лишь в мелочах. Какую из
перечисленных версий выбрали для установки на самолет, история не сохранила.
Реальный калибр орудия составлял 101,6 мм, длина ствола с 32 правосторонними
нарезами - 3556 мм, что соответствовало 35 калибрам. Общая длина орудия 3733 мм.
Гидравлический тормоз отката, цилиндры которого располагались сверху ствола,
обеспечивал величину отката ствола около 450 мм. Затвор горизонтальный клиновой.
Масса тела орудия составляла 1220 кг. Орудие использовало несколько типов
унитарных патронов 102×649R - 13,7-кг фугасный с начальной скоростью 775 м/с,
шрапнельный с готовыми осколочно-зажигательными элементами массой 14,6 кг с
начальной скоростью 750 м/с и бронебойный массой 16 кг с начальной скоростью 755
м/с.
Если шрапнельные боеприпасы предназначались, главным образом, для зенитного
использования и были малополезны в авиационном исполнении, то фугасные и
бронебойные могли бы стать весьма эффективны для противокорабельного применения.
Разрушительное действие фугасного снаряда, содержащего 2,3 кг тротила, было бы
весьма опасно даже для корабля класса эсминца и даже для легкого крейсера.
Бронебойная болванка с 1,5 тыс метров по нормали пробивала 153-мм бронеплиту, а
под углом 60 градусов - до 68 мм. Практическая дальность стрельбы пушки - до 11 тыс метров теоретически позволяла вести обстрел цели за пределами действия ПВО
корабля. Вопрос лишь в вероятности попадания с таких дистанций.
Проектные работы по переоборудованию бомбардировщика Пьяджио P-108 в гигантский
штурмовик были завершены к осени 1942 года. Параллельно шло переоборудования
одного из серийных Пьяджо - MM.24318. Работы заключались в демонтаже носовой
кабины штурмана со стрелковой турелью с заменой последних на непрозрачный
обтекатель, несколько более коротких размеров. Пушка размещалась в нижней части
фюзеляжа под углом 5 градусов вниз на сварной металлической раме, закрепленной
на силовом наборе фюзеляжа. Усилие отдачи орудия частично нивелировалось мощным
пружинным демпфером. Позади орудия слева располагался объемный стеллаж для
боеприпасов, занимавший почти всю высоту фюзеляжа. Надо сказать, что
разработчики не мелочились с боекомплектом, который составлял 50 выстрелов. Для
обслуживания орудия предполагался отдельный член экипажа, в обязанности которого
входила подача снаряда из стеллажа в электромеханический загрузчик на шесть или
двенадцать снарядов, досылающий снаряд в камору. Прицеливание и стрельбу
осуществлял пилот, в распоряжении которого предполагался аналоговый
баллистический вычислитель фирмы Сан Джорджио. Закрытие и открытие клинового
затвора осуществлялось автоматически соответственно при попадании очередного
снаряда в камору и после выстрела при откате ствола.
О темпе стрельбы, как таковой для полуавтоматического орудия говорить не
приходилось. Теоретически "сухопутная" версия пушки Шнайдер мод. 1914 допускала
ведение огня с технической скорострельностью до 20 выстр/мин., хотя на практике
она редко превышала 7 выстрелов/мин. К тому же достаточно тонкие стенки ствола
не позволяли вести длительный беглый огонь во избежание перегрева ствола и
выхода его из строя.
К декабрю 1942 года гигантский 30-тонный штурмовик, получивший обозначение
P.108A (Artigliere - пушечный), был готов и 16 декабря впервые поднялся в воздух
с аэродрома в Савоне. В целом летные данные мало изменились, причем, за счет
лучшей аэродинамики более обтекаемого носа, самолет стал даже несколько
динамичнее по сравнению с бомбардировочной версией, разгоняясь до 440 км/ч.
После ряда незначительных доработок самолет 3 марта 1943 года был передан на
государственные испытания. 19 марта самолет перелетел на аэродром Фурбара, где
тестировались его летные данные, а 16 апреля в Пизе приступили к огневым
испытаниям его пушечного вооружения. Отстрел 102-мм орудия производился на
высотах от 1500 до 4500 м с целью сбора данных для тарирования пока еще не
установленного на самолет баллистического вычислителя и выработки тактики
применения самолета. В общей сложности, проведя в воздухе 24 часа 40 мин,
пушечный Пьяджо на испытаниях выпустил более 200 снарядов из пушки, оказавшись
достаточно устойчивой орудийной платформой. Во всяком случае, в документах не
отражено каких-либо нареканий на поведение самолета при стрельбе из орудия столь
большого калибра. 22 мая 1943 года самолет вернули на авиабазу Фурбара, где была
произведена демонстрация нового противокорабельного штурмовика в присутствии
короля Виктора Эммануила, во время которой не обошлось без казуса. Во время
демонстрации стрельбы в полете снаряды разорвались в пугающей близости от
коронованной особы.
Артиллерийский вариант самолета посчитали вполне эффективным противокорабельным
оружием и стали готовить выпуск пяти Р.108А. Помимо этого решили на шести уже
имевшихся Р.108В установить такое же орудие и образовать специальную эскадрилью
для борьбы с флотом союзников. Однако уже 29 июня было все же решено ограничить
серию лишь пятью Р.108А, а в следующем месяце планы сократились до двух машин, а
вскоре, в связи с положением на фронте и от этой идеи отказались.
6 сентября на единственный прототип Р.108А наконец установили баллистический
вычислитель фирмы Сан Джорджио с новым прицельным комплексом. И 8 сентября
пушечный Пьяджо приступил к очередному этапу испытаний над морем. Всего за время
испытаний из 102-мм пушки Пьяджо было в общей сложности выпущено 280 снарядов.
На следующий день Италия капитулировала и вскоре была поделена на два враждующих
квазигосударства.
Вскоре прототип Р.108А попал в руки немцев. Перекрашенный в цвета Люфтваффе,
Пьяджо в начале 1944 года был поврежден в результате авианалета союзников.
Ремонт продлился до 7 апреля 1944 года, после чего летающий линкор перегнали в
испытательный центр в Рехлине, где он нашел свой конец под бомбами союзников.
Оценивая итальянский проект с учетом современного послезнания, можно сделать
вывод лишь об интересном этапе в развитии авиации. С военной точки зрения идея
сверхтяжелого четырехмоторного штурмовика едва ли оказалась бы жизнеспособной.
К концу 1943 года системы корабельной ПВО союзников сделали качественный скачок,
что вряд ли позволило бы самолету подобного класса выйти на дистанцию для
пушечной атаки.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
102/35 mod 14 |
Калибр, мм |
102 |
Тип автоматики |
полуавтомат |
Масса, кг |
1220 (тело орудия)
ок. 3700 |
Длина, мм |
3733 |
Длина ствола, мм |
3556 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
до 20 |
Начальная скорость пули, м/с |
775 (фугасный)
755 (бронебойный) |
Боекомплект, выстрелов |
50 |
Масса снаряда, г. |
13,7 (фугасный)
16,0 (бронебойный) |
Тип боеприпаса |
102×649R |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|