В годы 2-й Мировой войны страны Британского содружества, формально числясь
подданными Британской короны, воевали под британским флагом на половине земного
шара – от джунглей Новой Гвинеи до ливийской пустыни. Само собой разумеется, что
войска британских доминионов были вооружены тем же оружием, что было на
вооружении метрополии. И если с канадскими, новозеландскими, южноафриканскими
воинскими частями, сражавшимися бок о бок с британцами в Европе и Африке, все
было понятно – они находились примерно в одном положении в части логистики, то
австралийцам, рубившимся с японцами на островах Тихого океана, было намного
сложнее. Поставки оружия как из метрополии, были не регулярны, длительны,
сопряжены с неизбежными большими потерями и, к тому же, осуществлялись по
остаточному принципу. Особенно остро вопрос снабжения встал после
обескураживающих поражений англичан в Азии в первой половине 1942 года, когда
угроза вторжения японцев на зеленый континент стала ожидаемой неизбежностью. В
этой связи развитие собственной, независимой от Великобритании, военной
промышленности стало для Австралии вопросом выживания. Одним из важнейших
направлений стала разработка собственной боевой авиации. В первой половине 40-х
годов силами австралийских инженеров появились на свет несколько интересных
образцов авиатехники. Конечно, во многом австралийские "Бумеранги" и "Уирравеи"
были плодами импровизаций, но, тем не менее, это были свои самолеты.
Естественно, что такие важные составляющие военной авиапромышленности, как
авиадвигатели и вооружение приходилось на первых порах закупать, главным
образом, в США, но попытки "импортозамещения" в части авиавооружения были все же
предприняты. Одним из примеров этих попыток стало семейство пулеметов,
разработанное австралийским военным инженером Расселлом Шефердом Робинсоном. В
начале 1942 года он предложил оригинальную конструкцию крупнокалиберного
пулемета, отличавшегося малыми размерами и невысокой отдачей.
Талантливый инженер, Робинсон с 1939 года занимался модернизацией самолетов,
состоявших на вооружении в Австрали. В 1941 году он, стал кадровым офицером ВВС
Австралии, а вскоре ему поручили разработать обновленный комплекс вооружения для
состоящих на вооружении истребителей. Так началась его карьера в качестве
конструктора-оружейника. На рубеже 1941-42 гг. он предложил применить идею,
появившуюся у него еще во время учебы в институте. Разработанная им тогда
концепция автоматического оружия получившая название Constant Reaction Principle
("Принцип постоянной реакции" или "Оружие с постоянной силой воздействия на
опору"), позволяла значительно сократить силу отдачи. Первые месяцы 1942 года
конструктор потратил на проработку предварительного проекта и подготовку
соответствующей документации. 11 мая того же года Р. Робинсон представил чертежи
армейскому Управлению по изобретениям (Army Invention Directorate или AID).
Военные специалисты заинтересовались предложением и разрешили Робинсону
продолжать разработку проекта с последующим изготовлением опытного образца,
теперь уже в интересах армии. Тем не менее, проектировать и собирать оружие
следовало в свободное от основной работы время. При этом инженер мог привлечь к
работам несколько наемных помощников. Новый проект получил условное обозначение
Model 2 или S.R. Model 2 (Shepherd Robinson Model 2).
Ограничения, с которыми оружейник столкнулся на раннем этапе работ, привели к
массе проблем технического и технологического характера. Не имея доступа к
нормальным материалам, Р. Робинсону и его коллегам приходилось использовать не
вполне подходящие комплектующие, что в дальнейшем сказалось на характеристиках
оружия. В частности, одни детали имели больший ресурс, чем другие. Позже
конструктор вспоминал, что проект крупнокалиберного пулемета имел одну
любопытную особенность. Первый опытный пулемет полукустарного производства во
время испытаний и доводки ни разу не отработал правильно, но идеально показал
себя во время демонстраций заказчику.
Перспективный крупнокалиберный пулемет Model 2 имел достаточно простую
конструкцию, однако в нем были реализованы некоторые новые идеи. Ввиду
невозможности производства с нуля некоторые детали были заимствованы у
существующих систем. В частности, нарезной ствол калибра 12,7 мм был заимствован
у серийного авиационного пулемета Браунинг AN/M2. Большая часть других деталей
была изготовлена специально для прототипа Model 2.
Основным элементом нового оружия была прямоугольная ствольная коробка,
напоминающая ложу. Она имела форму желоба без крышки, на которой, собственно и
монтировалась вся конструкция. В передней стенке коробки предусматривались
крепления для установки подвижного ствола. Казенная и средняя части ствола могли
дополнительно закрываться конусообразным кожухом. На казенной части ствола,
сверху ствольной коробки, имелись устройства для контакта с затвором. Также
ствол и затворная группа контактировали с возвратной пружиной.
В задней части ствольной коробки располагался ударно-спусковой механизм,
заимствованный у пулемета M2. Также на ствольной коробке предусматривались две
рукоятки для удержания и плечевой упор. Эргономика оружия разрабатывалась с
учетом расчетных характеристик оригинальной автоматики "с постоянной силой
воздействия на опору". Предварительный проект утверждал, что по силе отдачи
крупнокалиберный пулемет S.R. Model 2 не будет отличаться от существующих
винтовок.
Оригинальная идея Р. Робинсона подразумевала применение нескольких нестандартных
магазинов, которые позволяли значительно сократить параметры отдачи.
Предполагалось, что в конструкции оружия не будет каких-либо деталей, движение
которых будет прекращаться с резким ударом. Таким способом планировалось
исключить наличие резких импульсов, влияющих на устойчивость орудия и
передающиеся на системы его монтажа. Расчеты Робинсона показывали, что
применение автоматики "с постоянной силой воздействия на опору" позволит
сократить габариты оружия, а также уменьшить его отдачу. При успешной реализации
всех идей появлялась возможность создания уникального стрелкового оружия.
Возможности по сокращению габаритов оружия были реализованы уже в первом проекте
Model 2. Общий вес пулемета без боеприпасов составлял 8,2 кг, из которых 4,1 кг
приходилось на ствол длиной 914 мм. Имеющиеся размеры и вес позволяли стрелять
из нового пулемета без опоры на станок или сошки. Для стрельбы с рук
предусматривались рукоятки и плечевой упор. В отличие от другого оружия
семейства, первый прототип должен был использовать коробчатый магазин на 9
патронов. В дальнейшем планировалось перевести пулемет на ленточное питание.
Сборка первого опытного образца завершилась осенью 1942 года. Оружие испытали на
полигоне и доработали с целью некоторого увеличения надежности. 6 октября
рабочий прототип S.R. Model 2 впервые показали военным. Во время показательных
стрельб была отмечена низкая надежность экспериментального магазина: он позволял
сделать не более 5-6 выстрелов без задержки. Несмотря на это, испытатели успешно
провели стрельбы с ведением огня в рамках возможностей магазина. При этом
стрельба велась с упором в плечо. Новый пулемет использовал крупнокалиберный
патрон 12,7х99 мм (.50 BMG), однако его отдача была на уровне винтовки
Lee-Enfield.
По результатам демонстрации опытного пулемета первой версии военные вынесли свой
вердикт. Военные распорядились продолжить развитие проекта. При этом Р. Робинсон
получил возможность заниматься новым крупнокалиберным пулеметом в свое рабочее
время. Кроме того, конструктор зарегистрировал новую фирму Shepherd Robinson
Arms Development, которая вскоре получила заказ на продолжение работ. В начале
1943 года для изготовления и поставки необходимых комплектующих к проекту
привлекли компанию Munitions Annex.
Новый проект крупнокалиберного пулемета на основе Constant Reaction Principle
разрабатывался на основе "Модели 2", однако должен был отличаться массой
деталей. Одним из главных нововведений проекта было применение полноценного
"пулеметного" ленточного питания. В проектировании оружия участвовали всего три
человека: сам Робинсон и двое помощников. На создание нового проекта
понадобилось лишь 15 недель.
Столь быстрая разработка нового оружия силами всего трех человек стала возможна
благодаря оригинальному подходу к проектированию. Основная работа ложилась на
главного конструктора, которым стал Р.Ш. Робинсон. Работая без перерывов и
выходных, он формировал облик различных деталей, искал их оптимальную
конфигурацию и делал массу эскизов. Далее чертежники принимались за оформление
необходимой конструкторской документации, а руководитель проекта начинал
заниматься новыми узлами. В ходе предварительной проработки той или иной детали
оформлялись лишь технические эскизы без соблюдения масштаба и прочих
"формальностей". Такой подход позволял сразу проверить правильность предложенной
идеи и выявить ее недостатки. Только после проверки выполнялись полноценные
чертежи деталей и узлов. Ввиду появления массы ненужного ватмана с отвергнутыми
эскизами в обязанности одного из помощников-чертежников входила проверка
актуальности бумаг и утилизация ненужных.
Полный комплект из 130 чертежей был готов к июню 1943 года и передан компании
Munitions Annex. Еще несколько месяцев ушло на производство опытного образца.
Его передали на испытания только в октябре.
Для удобства изготовления и использования пулемет Model 5 разделялся на
несколько основных агрегатов: ствольная коробка с кожухом ствола, казенная муфта
ствола, возвратно-буферный механизм, затворная группа, УСМ, а также механизм
подачи боеприпасов. В рамках нового проекта использовались существующие идеи,
однако теперь были разработаны несколько новых узлов, а старые подверглись
серьезнейшей доработке. Как следствие, новый пулемет сохранил общие принципы
работы, но отличался конкретными моментами их реализации.
В полном соответствии с изначальной идеей, пулемет S.R. Model 5 получил
подвижный ствол, соединенный с возвратной пружиной. Во время стрельбы ствол и
массивный затвор должны были двигаться в разных направлениях, обеспечивая
выполнение всех необходимых операций. При подготовке к стрельбе затвор и ствол
отводились в заднее положение (с зазором между ними) и фиксировались шепталом.
При нажатии на спусковой крючок затвор и ствол начинали двигаться вперед. Затвор
должен был подавать в патронник патрон. Выстрел производился до того, как ствол
окончательно сжимал пружину и занимал крайнее переднее положение. Под действием
отдачи от выстрела ствол, не дойдя до крайнего положения, затормаживался и
начинал двигаться назад. Одновременно с этим производилось отпирание затвора и
экстракция гильзы. Не достигнув крайнего заднего положения, затвор и ствол под
действием возвратной пружины должны были вновь затормаживаться и перемещаться
вперед, производя новый выстрел.
Таким образом, во время стрельбы ствол и затвор должны были перемещаться вперед
и назад, не ударяясь о какие-либо детали оружия в своих крайних положениях.
Такая конструкция требовала особого расчета, но обеспечивала более чем
примечательные характеристики отдачи.
Пулемет "Модель 5" получил систему ленточного питания, смонтированную на крышке
ствольной коробки. Подача ленты с патронами .50 BMG могла осуществляться с обеих
сторон. Стреляные гильзы выбрасывались вниз.
S.R. Model 5 без боеприпасов весил 14 кг, масса ствола составляла 4,5 кг. Как
видим, создание полноценной ствольной коробки и других механизмов, включая
систему подачи патронов, ощутимо сказалось на массе конструкции. При этом оружие
имело минимально возможные габариты, позволявшие использовать его не только в
качестве пехотного вооружения, но и для оснащения различной техники. Так, задняя
часть ствольной коробки (от дна гильзы в ленте до стенки коробки) имела длину
всего 146 мм – меньше, чем у пулеметов винтовочного калибра. Тем не менее, ценой
малых габаритов стала плотная компоновка агрегатов, способная затруднить
обслуживание.
Испытания опытного пулемета с ленточным питанием начались в середине осени 1943
года. Первые стрельбы окончились неудачей. Возникли проблемы с системой
боепитания и некоторыми другими узлами. На исправление выявленных недостатков
ушло почти полгода. Весной 1944 года был заключен новый контракт с другой
фирмой-подрядчиком, которая должна была отвечать за производство необходимых
деталей. Привлечение нового завода позволило ускорить сборку
усовершенствованного пулемета-прототипа.
В ходе полноценных испытаний пулемет Model 5 показал скорострельность на уровне
650 выстрелов в минуту. Конструкция и малые габариты оружия получили высокие
оценки военных. В ходе испытаний на полигоне пулемет установили на специальном
станке и измерили силу отдачи. Благодаря оригинальной автоматике отдача пулемета
Робинсона составляла всего 15% от соответствующего параметра изделия M2. По
габаритам пулемет не отличался от систем винтовочного калибра, что позволяло
использовать его для вооружения различной техники.
Во время испытаний были подтверждены высокие характеристики оружия, а также
выявлены некоторые недостатки, требовавшие доработок. Так, выяснилось, что
широкое применение пружин не оправдало себя. Большая часть механизмов оружия в
дальнейшем получила иные приводы. Это позволило улучшить синхронизацию работы
различных узлов и повысить надежность оружия.
Королевские ВВС Австралии, ознакомившись с результатами испытаний пулемета Model
5, проявили большой интерес. В связи с этим появилось техническое задание на
разработку нового пулемета, который планировалось поставить на вооружение. В
соответствии с этим документом, новый пулемет Р.Ш. Робинсона должен был иметь
огневые характеристики не хуже американского крупнокалиберного "Браунинга".
Одновременно с этим отдача должна была оставаться на уровне пулемета
винтовочного калибра M1919, а габариты агрегатов, остающихся внутри боевого
отделения бронемашины, – на уровне Vickers. Использование нестандартных
материалов или технологий не допускалось.
Следующий проект крупнокалиберного пулемета получил обозначение S.R. Model 14. В
рамках этого проекта планировалось разработать два варианта оружия, для авиации
и для сухопутных войск. С точки зрения конструкции "Модель 14" представляла
собой дальнейшее развитие предыдущего образца с ликвидацией основных
недостатков. Так, была обеспечена правильная работа систем боепитания и удалены
лишние пружины. Кроме того, были применены некоторые доработки эргономического и
иного характера. При разработке нового проекта применялся уже проверенный
подход, при котором один конструктор решал все основные задачи, а двое
чертежников помогали ему в различных вопросах. Это позволило разработать сразу
два варианта пулемета к ноябрю 1944 года.
Пехотный вариант пулемета мог использовать два ствола с возможностью быстрой
замены. Оба имели длину 914 мм и отличались массой, влияющей на
скорострельность. Так, для стрельбы с темпом 350 выстрелов в минуту предлагался
тяжелый ствол весом 13,6 кг. Второй ствол весил 10,4 кг, позволяя делать до 450
выстрелов в минуту. Максимальный вес такого оружия (без боекомплекта) не
превышал 21,8 кг.
Авиационный пулемет оснащался облегченным стволом массой 4,5 кг, который
позволял стрелять с темпом до 650-700 выстрелов в минуту. Возможность замены
ствола не предусматривалась. Авиационная модификация S.R. Model 14 отличалась
меньшей массой – 15,4 кг без патронов и лент.
Для использования в демонстрационных стрельбах на основе авиационного пулемета
был собран специальный образец. Под его стволом закрепили специальную несущую
конструкцию с парой рукояток и спусковым крючком, дистанционно соединенным с УСМ
пулемета. Также на этом оружии предусматривался плечевой упор. Стрелять из этого
демонстратора предлагалось стоя, положив оружие на плечо. Вероятно, Р. Робинсон
полагал, что стрельба из крупнокалиберного пулемета очередями с плеча произведет
большое впечатление на зрителей, в том числе из военного ведомства. Кроме
прототипа-демонстратора было изготовлено еще несколько пулеметов в авиационном и
пехотном исполнении.
В январе 1945 года Р. Робинсон отправился в Великобританию с целью продвижения
своей разработки. В течение нескольких недель на британских предприятиях были
изготовлены детали для шести пулеметов, которые планировалось использовать в
испытаниях. После этого Робинсон вернулся в Австралию и продолжил работы дома.
Вскоре ему опять пришлось ехать в Англию, где он, среди прочего, занимался
доработкой затворной группы. Одной из целей этих доработок было доведение
скорострельности авиационного пулемета до 1000 выстрелов в минуту.
До конца 1945 года австралийские предприятия изготовили партию из 12 пулеметов
Model 14 в пехотном варианте. Еще шесть авиационных пулеметов были собраны
английской промышленностью. Более это оружие не производилось.
Из-за окончания Второй мировой войны интерес австралийских и британских военных
к перспективному крупнокалиберному пулемету упал. Темп работ сократился, а затем
их и вовсе заморозили. На повестке дня стояли новые задачи, решение которых не
позволяло в полной мере заниматься разработкой нового стрелкового оружия. В
результате множество оригинальных проектов были приостановлены или закрыты. В
печальны список попали и разработки Расселла Шеферда Робинсона. Его пулемет S.R.
Model 14 более не интересовал заказчика.
В существовавшем на то время виде пулемет Model 14 нуждался в некоторых
доработках. Позже конструктор отмечал, что для обеспечения требуемых
характеристик следовало прибегнуть к заимствованию деталей. Так, механизм
перезарядки мог быть значительно проще, если бы команда Робинсона использовала
необходимые детали от пулемета "Браунинг". Возможность внести такие коррективы
отсутствовала, поскольку заказчик теперь не был заинтересован в продолжении
работ.
В конце сороковых годов, не видя реальных перспектив своих разработок, Р.Ш.
Робинсон ушел с военной службы и уехал в США. Наработки по оригинальному оружию
со сниженными показателями отдачи никого не заинтересовали и фактически пропали
впустую.
Уголок неба. 2017
|