Первые шаги зарождавшейся японской военной авиации в годы 1-й Мировой войны
само собой привели к поискам подходящего вооружения для нового рода войск. На
заре зарождения авиации, львиная доля японских боевых самолетов составляли
образцы импортной техники, закупаемой в Европе вместе с бортовым стрелковым
вооружением, предусмотренным в стране-производителе того или иного аппарата.
Основными поставщиками авиатехники в Японию начала века были французы, аппараты
которых были вооружены пулеметами Гочкисс разных модификаций. Поэтому, когда в
конце 10-х годов 20-го века в Японии начала зарождаться отечественная
авиапромышленность и актуальность стандартизации авиационного вооружения стала
объективной необходимостью, выбор образцов авиавооружения стал очевиден.
К слову сказать, что пулеметы Гочкисс стали первыми образцами автоматического
оружия, принятого на вооружение в японской армии. Еще в 1897 году японская армия
приобрела для ознакомления четыре новейших французских пулемета Гочкис Mle 1897
под патрон Лебеля 8х50R на артиллерийском колесном лафете.
Не смотря на некоторые проблемы при испытаниях пулемета в Японии, в целом тесты
на надежность были признаны удовлетворительными.
В том же году японская сторона передала фирме Гочкисс техзадание на переработку
пулемета под японский патрон тип 30 - 6,5х50SR в жестких кассетах на 30 патронов
вместо штатных 24-зарядных французских. Количество заказанных прототипов
пулеметов указывалось в 5 единиц.
А уже в 1901 году японцы приобрели лицензионные права на изготовление нового
оружия у французской стороны с закупкой 50 готовых стволов и деталей приемника
со ствольной коробкой под японский 6.5-мм патрон Тип 30 для последующей
самостоятельной сборки.
Массовое производство, развернутое на Токийском артиллерийском арсенале в 1902
году дало соответствующее наименование пулеметам "35-сики" или Тип 35, по 35-му
году правления императора Мэйдзи, что как раз и соответствовало 1902 году.
Производство технически сложного для японской промышленности оружия слишком
медленно набирало обороты, поэтому в преддверии грядущей Русско-японской войны
японское правительство закупило во Франции 202 пулемета Гочкисс mle.1897 под
французский 8-мм патрон Лебеля, большая часть из которых поступило в войска уже
в ходе боевых действий. Пулеметы комплектовались как артиллерийскими колесными
лафетами, так и легкими треножными.
Поставленные из Франции пулеметы получили обозначение "Хо-сики", то есть тип
"Хо", от первого слога фирмы Hotchkiss. Позднее обозначение Тип "Хо" стало
применяться и в отношении 6.5-мм пулеметов, японского производства тип 35 под
патрон 6.5х50SR.
С учетом опыта эксплуатации пулеметов тип "Хо", в конце 1904 года майором
Киджиро Намбу был разработан усовершенствованный образец пулемета. Целью
разработки было повышение живучести оружия и его боевых качеств. Для этого в
новом оружии, получившем обозначение Тип 38, по году разработки 1904,
соответствующему 38 году правления императора Мэйдзи, был удлинен ствол с 780 до
930 мм. Для более эффективного охлаждения количество характерных ребер радиатора
на стволе было увеличено с пяти до семи. Несколько увеличилась масса оружия,
составившая 28 кг.
Дальнейшим развитием пулеметов Гочкисс в Японии стала его глубокая модификация,
реализованная в станковом тяжелом пулемете тип 03 - обозначение по 3-му году
правления императора Тайсё, соответствующего 1914 году.
Работа по устранению выявленных в процессе эксплуатации недостатков пулеметов
Тип 38 были начаты Киджиро Намбу на Токийском арсенале еще в 1909 году. Итогом
работ стала кардинальная переработка схемы Гочкисса при сохранении общего
принципа газоотводной автоматики и клиновом затворе. Изменением подверглись
форма и исполнение деталей механизмов запирающего клина, системы подачи кассеты
с патронами, спускового механизма, укорочен затвор и затворная рама, ход
затворной рамы уменьшен. Увеличена толщина стенок ствола и упрощена процедура
его замены. Вместо классического "гочкиссовского" ствола, выполненного из
цельного куска металла вместе с массивными ребрами охлаждения, был применен
более технологичный съемный радиатор с большим количеством ребер.
Вместо пистолетной рукоятки со спусковым крючком введен затыльник со сдвоенной
рукояткой с дублированными спусковыми гашетками под правую или левую руку. Были
введены также пылезащитные крышки в окнах приемника на входе и выходе
30-зарядной кассеты, форма которой была также изменена.
Первое боевое применение станковые пулеметы тип 03 получили в 1919 году во время
японской Интервенции в Сибири, после чего это оружие на долгое годы стало
основным станковым пулеметом японской армии, послужив базой для множества более
поздних модификаций и пережив годы 2-й Мировой войны.
Именно пулемету Тип 03 довелось стать первым представителем авиавооружения в
зарождавшейся японской авиации.
По меркам конца 10-х годов пулемет Тип 03 вполне удовлетворял по своим
характеристикам авиаторов. Мощности 6.5-мм патрона Арисака вполне хватало для
борьбы с фанерно-тряпичными самолетами того периода. В то же время пулемет
обладал довольно высокой скорострельностью, достигавшей 500-650 выстр/мин.
Мощный тяжелый ствол позволял вести длительную стрельбу длинными очередями.
Собственно, единственным очевидным недостатком пулемета при адаптации его к
авиаверсии была неудобная жесткая лента-кассета емкостью 30 патронов и приличный
вес, превышавший 25 кг.
И именно на устранение этих моментов была направлена переработка пулемета из
классического пехотного "станкача" в авиационный. Экспериментами по
альтернативному боепитанию Киджиро Намбу занялся еще в 1916 году, опробовав на
своем детище бункерный магазин, впоследствии реализованный в ручном пулемете Тип
11; металлическую неразъемную ленту; полужесткую, сборную из секций по три
патрона, а также классическую матерчатую ленты.
Для авиационного исполнения наиболее актуальной показалась именно матерчатая
лента, под которую был спроектирован металлический короб цилиндрической формы
емкостью 250 патронов, крепившийся к приемнику с левой стороны. Очевидное
неудобство применения матерчатой ленты в авиации вызывал свободный конец ленты,
болтавшийся в воздушном потоке. Для устранения этого с правой стороны на выходе
из приемника крепился жестяной или брезентовый короб, куда собиралась
отработанная лента вместе с экстрагированными гильзами.
Существенно снизить массу конструкции пулемета было сложнее. Чтобы "выловить"
хоть что-то, с пулемета был демонтирован массивный алюминиевый радиатор
охлаждения, не нужный для авиационного исполнения пулемета, который постоянно
находился в набегающем потоке воздуха. Это дало экономию массы около 3 кг.
Пулемет Тип 03, в авиационной версии, по видимому, не получивший отдельного
обозначения, в марте 1918 года был испытан на авиабазе флота в Кагамигахара и в
следующем, 1919 году, поступил на вооружение. Его устанавливали на открытых
кольцевых турелях английского типа "Кольцо Скарффа" на всех многоместных
самолетах того периода, состоявших на вооружении в армейской авиации Японии. Это
были французские бомбардировщики Брэгэ 14, выпускавшиеся по лицензии французские
Сальмсоны, обозначаемые в Японии как "Тип Отсу", а также на более поздних
самолетах японской разработки Мицубиси Тип 87 и Кавасаки Тип 88.
Впрочем, стремительный прогресс в авиации в 20-е годы очень быстро выявил
существенные недостатки этого пулемета. Казавшийся вполне эффективным патрон
Арисака 6.5х50SR очень быстро стал слишком слабым для гарантированного поражения
новой авиатехники, в конструкции которой вместо перкаля и фанеры все в больших
количествах стал применяться металл. Темп стрельбы, достаточный для пехотного
оружия, также перестал удовлетворять авиаторов. Кроме того, стрельба с открытого
затвора, заложенная еще в старом Гочкиссе, не позволяла использовать пулемет в
качестве наступательного вооружения с синхронизатором. Поэтому нишу "переднего"
наступательного вооружения со 2-го десятилетия 20-го века в японской авиации
занял английский пулемет Виккерс класс E калибра 7.7 мм. А 6.5-мм Тип 03 к концу
20-х годов практически исчез с турелей японских самолетов. Некоторое их
количество еще встречалось в качестве зенитных средств объектовой ПВО, ну а на
оборонительных установках самолетов пулемет Тип 03 сменил его прямой наследник
двухствольный Тип 89.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
Type 03 |
Калибр, мм |
6.5 |
Тип автоматики |
газоотвод |
Масса тела пулемета, кг |
23.5 (26.5 в наземном исполнении) |
Длина, мм |
1198 |
Длина ствола, мм |
737 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
500-650 |
Начальная скорость пули, м/с |
740 |
Емкость магазина |
Лента 250 патронов |
Масса пули, г. |
7.7 - 9.0 |
Тип патрона |
6.5х50SR "Arisaka" |
Доп.
информация : |
|
|
Фотографии:
|