Авиация японского Императорского флота, вступив в четвертое десятилетие 20-го
века с передовыми образцами авиатехники, пребывала в состоянии полной
самодостаточности. К концу 30-х годов вооружение морских самолетов составляли
пулеметы винтовочного калибра, выпускаемые по лицензии. Наступательное
вооружение морских истребителей и бомбардировщиков было представлено 7.7-мм
пулеметом Тип 97 – старым, но достаточно надежным английским Виккерс-Е,
турельные оборонительные устаровки на бомбардировщиках и торпедоносцах были
представлены лицензионным Льюисом – Тип 92. Закупка в 1939 году лицензии на
20-мм авиапушку Эрликон, запущенную в серию под обозначением Тип 99, делало
вооружение японских морских самолетов исключительно мощным. Пушка Тип 99,
выпускаемая как для крыльевых неподвижных установок, так и для оборонительных
турелей бомбардировщиков, казалось бы, полностью закрывала тему авиационного
стрелкового вооружения морских самолетов. На начало 40-х годов очень немногие
боевые самолеты мира могли похвастаться столь мощным наступательным вооружением,
что же касается оборонительных установок, то на тот период лишь отдельные
французские бомбардировщики располагали пушечными турелями.
Боевые действия японской морской авиации в Китае в период 39 – 41 годов, однако,
выявили определенные недостатки в этом вопросе. Если наступательное вооружение
истребителей А6М вполне соответствовало задачам, то с оборонительным вооружением
дальних бомбардировщиков G3M и G4M, действовавших за пределами радиуса
истребителей, были вопросы. Турельные пушечные установки, обладая значительной
разрушительной силой, имели очевидные недостатки. С одной стороны, пушка Тип 99,
унаследовавшая от Эрликона рекордно малую массу, имела крайне низкий темп
стрельбы, не превышавший 500 выстр/мин, с другой неудовлетворительные
баллистические характеристики орудия, не позволяли вести прицельный огонь на
больших дистанциях. Прицельная дальность ее ничем не превосходила таковую у
современных ей пулеметов. Дополнявшие пушку пулеметы Тип 92 – по сути, древний
Льюис, по эффективности также не мог устраивать флотских летчиков. У палубных
пикировщиков и торпедоносцев японского флота, единственный турельный пулемет Тип
92 вообще являлся скорее оружием психологического воздействия.
Таким образом, японские адмиралы к началу 40-х годов серьезно озадачились
повышением эффективности оборонительного вооружения своих бомбовозов. В этой
связи, вслед за армейской авиацией, была предпринята попытка обновления парка
своих турельных пулеметов. Принятый на вооружение в 1941 году немецкий 7.92-мм
пулемет MG.15 под обозначением Тип 1, конечно, был значительно эффективнее
старого Льюиса, однако, внедрение его в войска затянулось, а нестандартный для
флота патрон, сделал жизнь флотских логистов весьма сложной. Справедливости ради
надо отметить, что введение немецкого патрона 7.92х57 мм было вызвано попыткой
унификации авиационного боеприпаса как для флотской, так и для армейской
авиации. Но попытка эта закончилась провалом. Полностью переоснастить свою
авиацию на новое оружие не успели ни армейцы, ни моряки. В результате в японской
авиации наступил хаос разнотипья стрелковых боеприпасов винтовочного калибра.
Помимо нового немецкого патрона принятого и армией и флотом, и то, и другое
ведомство вплоть до сентября 1945 года пользовались своими собственными
боеприпасами – армия "Арисаковскими" 7.7х58 мм, флот английскими 7.7х56 мм.
Как уже отмечалось, морская авиация приняла на вооружение оборонительных
установок лицензионный немецкий пулемет лишь в 1941 году. К тому времени уже
стало очевидным, что винтовочный калибр в авиации уже не является оптимальным
вооружением и между ним и пушечным вооружением неплохо бы иметь оружие
промежуточного калибра – более мощное, чем пулеметы Тип 92 и Тип 1, но более
скорострельные, чем пушки Тип 99. Особенно остро встал вопрос о вооружении
палубных ударных машин, не имевших возможности расположить в задней кабине
пушку.
К таким же выводам пришли и в армейской авиации, с конца 30-х годов занимаясь
разработками крупнокалиберных пулеметов. Причем, отсутствие на вооружении
армейских самолетов приемлемого пушечного вооружения поставило этот вопрос
особенно остро.
Попытки армейцев купить лицензию на новейший немецкий пулемет MG.131 не
увенчались успехом. На рубеже 1939 – 40 гг. в Японии наступило некоторое
охлаждение отношений с Германией, что было связано с боевыми действиями с СССР
на Халхин Голе, а в этот период времени СССР был важным стратегическим союзником
нацистской Германии. Впрочем, это продолжалось не долго, но, тем не менее, немцы
отказались предоставить лицензию на MG.131 под предлогом того, что пулемет
является новейшей разработкой и не подлежит продажам за рубеж. В результате в
1941 году поиски армейских арсеналов закончились принятием на вооружение
американского пулемета Браунинг М1921, переработанного под итальянский патрон
12.7х81SR. В лучших традициях азиатского менталитета, японская армия обошлась
без лицензии, просто скопировав механику Браунинга, захваченного в Китае. В
результате в 1941 году на вооружение японской армейской авиации был принят
прекрасный крупнокалиберный пулемет Но-103, закрывший потребности армии, как в
наступательном, так и оборонительном вооружении.
Но учитывая ярко выраженный антагонизм между армией и флотом, о работах
армейского командования по созданию авиационного крупнокалиберного вооружения
флот имел разве что отрывочные сведения на уровне слухов. В результате
технический отдел штаба авиации флота, Kaigun Koku Hombu, свои изыскания в этом
направлении проводил совершенно независимо Koku Hombu – аналогичного армейского
ведомства.
13-мм флотский пулемет Тип 2
Работа по созданию флотского крупнокалиберного пулемета была инициирована в 1940
году в техническом задании 15-Shi и, в общем-то, не оговаривала каких-либо
строгих требований. Поскольку флотские арсеналы, выпускавшие стрелковое оружие,
не обладали достаточным инженерно-конструкторским опытом в этой области, решено
было, не теряя времени, пойти по уже проверенному пути поиска зарубежных
образцов для лицензионного выпуска. Вероятно, недостаток опыта в самостоятельных
разработках послужил причиной отказа от переработки в авиационную версию
состоявшего на вооружении тяжелого зенитного пулемета Тип 93 калибра 13.2 мм –
копии французского Hotchkiss mle 1930. Поиски подходящего образца для
копирования привели технических специалистов Императорского флота в Германию. К
началу 1941 года начало войны с Советским Союзом было в Германии уже делом
решенным, следовательно, формальных причин для отказа в продаже лицензии на
немецкий авиапулемет MG.131 ближайшему стратегическому союзнику в лице Японии
уже не было никаких. Соглашение между компаниями "KK Nihon Seikōjo" и "Rheinmetall
AG" было подписано в мае 1941 года и к концу года в Японию были поставлены не
только документация, но и необходимая оснастка для производства пулеметов, и
линия для производства патронов 13х64В трех типов – бронебойные массой 38,5 г, а
также фугасные и фугасно-зажигательные массой по 34 грамма. Новый тип
боеприпаса, отличавшийся от уже состоявшего на вооружении зенитного 13.2х99 мм,
не говоря уже об армейском 12.7х81SR, компенсировался скоростью внедрения нового
оружия. Благоприятное начало войны на Тихом океане повергло флотское руководство
в состояние эйфории и о грядущих проблемах снабжения боеприпасами, вероятно,
мало кто задумывался.
Немецкий пулемет, получивший во флоте обозначение Тип 2, был принят на
вооружение в 1942 году. Производство пулеметов было развернуто на фирме "KK
Nihon Seikōjo", и флотских арсеналах Тойокава и Судзука.
Характерно, что флот, будучи вполне удовлетворен наступательным вооружением
своих истребителей и бомбардировщиков, изначально, даже не рассматривал вариант
пулемета в синхронном или крыльевом исполнении, запустив в производство лишь
турельную версию. Также, наличие электроспуска в немецком оригинале стационарной
версии MG.131, вызывали опасения у японских флотских специалистов, что
эксплуатация такого оружия в морском тропическом климате вызовет коррозию и
замыкания в электоспусковом устройстве пулемета с соответствующими частыми
отказами. Поэтому японский Тип 2 всю войну выпускался лишь в подвижном
исполнении с пистолетной рукояткой и спусковым крючком. Внешнее отличие от
немецкого оригинала заключалось в замене пластиковых деталей на деревянные и
кое-какие отличия в части применяемых пружин, но, в целом, немецкий и японский
варианты были идентичны как по внешнему виду, так и по ТТХ.
13-мм пулемет Тип 2 в задней кабине гидробомбардировщика М6А
Первое применение 13-мм пулеметов Тип 2 было отмечено в конце 1943 года.
Крупнокалиберные пулеметы начали эпизодически ставить на оборонительных
установках палубных бомбардировщиков D4Y "Сюсей" и B6N "Тэнзан", в базовых
бомбардировщиках G4M. Но массовое поступление в войска этого оружия началось
лишь весной 1944 года, когда Тип 2 стал стандартным оборонительным вооружением
новых бомбардировщиков P1Y "Гинга", B7A "Рюсей" и поплавковых штурмовиках E16A "Зуйюн".
Отказ флота от наступательной версии крупнокалиберного пулемета, как показало
время, явился ошибкой. Но времени на исправление этой ошибки уже не осталось.
Когда, после обескураживающих поражений у Соломоновых островов и потери
стратегической инициативы, анализ воздушных боев показал, что вооружение
основного морского истребителя "Зеро" не вполне соответствует времени. Пулеметы
Тип 97 к концу 1942 года уже окончательно потеряли свое значение, а пушки Тип 99
после ряда модернизаций, призванных повысить темп стрельбы и улучшить
баллистику, изрядно подросли в массе и габаритах. А практика боевых действий,
при этом требовала усиления вооружения истребителей для борьбы с чрезвычайно
прочными и живучими американскими самолетами. Но, к сожалению, предельно
облегченная конструкция "Зеро" не позволяла дополнить уже имеющиеся пару пушек
дополнительной парой без существенной потери и без того, не слишком выдающейся
для середины войны динамики устаревающего самолета. Вот тогда флот в полной мере
ощутил отсутствие в своем арсенале оружия промежуточного калибра. Быстро
разработать нечто новое у флотских инженеров не было ни времени, ни возможности,
ни опыта…
13.2-мм флотский пулемет Тип 3
Чтобы сэкономить время на фирме "KK Nihon Seikōjo" было решено просто
скопировать американский авиационный полудюймовый пулемет Браунинг AN-М2,
огромное количество которых было захвачено на Филиппинах. Правда использовать
было решено уже отработанный в производстве патрон 13.2х99 мм – копии
французского боеприпаса Гочкисс, конструктивно и внешне почти неотличимый от
американского патрона 12.7х99 мм. Логика этого решения совершенно непостижима
для современников. Единственное логичное объяснение в желании иметь более мощное
оружие – 13.2 мм пуля Гочкисс была более чем в полтора раза тяжелее немецкой
13-мм. Но зачем понадобилось разрабатывать и внедрять совершенно новое оружие,
если в производстве уже находился отработанный немецкий MG.131, аналогичного
назначения. Едва ли доработка турельной версии Тип 2 до наступательного варианта
под уже имеющийся патрон заняла бы больше времени, чем внедрение пусть и
отличного, но все же совершенно нового оружия на одном и том же предприятии…
Использование нового для авиации патрона вместо немецкого 13х64В еще как-то
объяснима. Французский 13.2-мм патрон с 1933 года выпускаемый в Японии для
зенитных морских пулеметов был, как уже отмечалось выше, очень близок к патрону
Браунинга, использовал взаимозаменяемые металлические ленты с распадающимися
звеньями, соответственно, доработка патронника и ствола чуть увеличенного
размера не представляло большой трудности. Кроме того, пулемет Тип 96,
потерявший свое значение как зенитный, повсеместно снимался с кораблей флота, и
на складах скопилось значительное количество невостребованных 13.2-мм патронов к
нему. Но в целом, разработка нового флотского авиационного пулемета, получившего
обозначение Тип 3, была скорее импровизацией военного времени.
Внедрение нового пулемета было завершено в 1943 году. Новое оружие было запущено
в крупную серию на фирме "KK Nihon Seikōjo" и флотских арсеналах Тойокава и
Судзука. Конструктивно пулемет Тип 3 практически не отличался от американский
AN-M2. Единственным заметным отличием являлось применение конусообразного
пламегасителя, да и он далеко не всегда устанавливался на серийные пулеметы. Как
и американский прототип пулемет оказался надежным и безотказным. В отличие от
"американца" японский пулемет комплектовался значительно большим ассортиментом
боеприпасов, включавших помимо бронебойный и зажигательных патронов еще и
фугасный разрывной патрон. Пулемет мог использовать трофейные американские
звеньевые ленты и, даже, в исключительных случаях американские трофейные патроны
12.7х99 мм, правда меньший диаметр пули естественно, приводил к прорыву
пороховых газов, снижению начальной скорости, дульной энергии и эффективности,
но, тем не менее, пулемет не заклинивало и стрельба была возможно, чем японские
летчики иногда пользовались.
Крыльевая установка пулемета Тип 3 (внешний ствол) на А6М5
Единственным самолетом, где массово использовался Тип 3 являлся истребитель
"Зеро". Начиная с версии А6М5 к двум крыльевым пушкам Тип 99 добавлялись еще два
13.2-мм пулемета Тип 3. Отдельные источники утверждают, что в конце войны
существовала и турельная версия пулемета, которая устанавливалась в задней
кабине палубного бомбардировщика В7А "Рюсей", однако, скорее всего это является
ошибкой.
Что касается боеприпасов для турельного пулемета Тип 2, то ассортимент патронов
13х64В полностью повторял немецкий - бронебойно-трассирующие пули весом 38,5 г и
фугасно-трассирующие пули весом 34 г. В фугасно-трассирующей пуле содержалось
1,2 г пентрита.
А вот 13.2-мм патроны для пулеметов – зенитного Тип 93 и авиационного Тип 3
изрядно отличались от французского прототипа. Мало того, что сами французы еще в
середине 30-х годов уменьшили гильзу своего боеприпаса до 96 мм (чтобы отличать
от "браунинговского" патрона), так и ассортимент японских боеприпасов несколько
отличался от французских. В годы войны патрон 13.2х99 выпускался на морских
арсеналах Йокосука и Тойокава и был представлен следующими типами:
- Инертный
- Инертный трассирующий
- Бронебойный
- Зажигательный
- Фугасно-зажигательный
- Учебный
Патроны 13.2х99 для пулемета Тип 3
Наиболее популярный в авиапулеметах Тип 3 был фугасно-зажигательный боеприпас
массой 47 грамм, снаряженный 3.2 г. пентрита с начальной скоростью 800 м/с.
Бронебойный массой 52 г. покидал ствол со скоростью 790 м/с.