В отличие от армейской
авиации Японии флот в меньшей степени уделял внимания развитию тяжелых
авиационных систем, будучи вполне удовлетворен состоявшими на вооружении
20-мм пушками Тип 99 различных моделей – переработанным швейцарским "Oerlikon",
- выпускавшимися по лицензии государственной компанией "Dai Nihon Heiki KK". Надо отметить, что
система обозначения морских авиационных пушек и пулеметов не отличалась излишней
заумностью и представляла собой лишь обозначение года создания того или иного
образца по японскому летоисчислению "от основания Империи" ("кигэнсэцу", 660 год
до н. э.). То есть японская морская авиапушка обозначалась как 99 Shi –
сокращение от Shiki, что можно перевести, как "тип" или "образец". С легкой руки
американской разведки всю японскую технику начали обозначать как Тип с
добавлением японского года разработки.
Столкнувшись с американскими тяжелыми бомбардировщиками, Главный штаб авиации
флота - Kaigun Koku Hombu отреагировал довольно быстро, сформулировав в августе
1942 года спецификацию 17-Shi на "специальный крупнокалиберный пулемет".
Требования спецификации были достаточно расплывчаты, в них не конкретизировался
ни калибр оружия, ни используемый боеприпас, ни боевая скорострельность.
Еще до выпуска спецификации 17-Shi фирма "Dai Nihon Heiki KK", пользующаяся
большим политическим влиянием в руководстве Kaigun Koku Hombu, в начале 1942
года получила базовые сведения о готовящемся конкурсе на крупнокалиберное орудие
и в инициативном порядке приступила к разработке 30-мм версии серийной пушки Тип
99. Итогом работ явилась 30-мм автоматическая авиационная пушка Тип 2,
разработанная, таким образом, вне конкурса по инициативе руководства фирмы "Dai
Nihon Heiki KK", что предопределило ее неудачную судьбу.
Стремясь обойти конкурентов по срокам, конструкторский коллектив фирмы, имея на
руках лишь общую информацию о готовящемся конкурсе по спецификации 17-Shi, не
утруждая себя долгоиграющими разработками, взяли за базу лицензионный образец
пушки Oerlikon FF, выпускаемый под обозначением Тип 99 и просто смасштабировали
его до калибра 30 мм, разработав под него свой боеприпас 30х90 RB, масса
фугасного снаряда которого составляла 264 граммов. В ряде источников
утверждается, что данный боеприпас был скопирован с немецкого 30x92 для пушек
МК-108, но это не соответствует действительности. В принципе, если сравнить две,
в общем-то идентичные системы – немецкую МК-108 и японскую Тип 2, то надо
отметить, что последняя по ряду параметрам превосходила немецкую пушку. Так,
масса пушки Тип 2 составляла 51 кг против 58 у МК-108, темп стрельбы японского
орудия был несколько меньше, чем у немецкого - 400 выстр/мин против 550-500 у
МК-108. Зато начальная скорость снаряда 710 м/с была значительно выше (500-525
м/с у МК-108). Длина пушки Тип 2 составляла 2100 мм при длине ствола 1350 мм.
Пушка работала на основе стандартного для семейства пушек Oerlikon, свободного
затвора, в котором автоматика обеспечивалась откатом последнего за счет
воздействия пороховых газов на дно гильзы. Питание осуществлялось из барабанного
магазина емкостью в 42 патрона. В целом, пушка Тип 2 благодаря высокой начальной
скорости снаряда обеспечивала довольно высокий уровень дульной энергии – до 66.5
кДж и хорошей настильной траекторией.
Небольшая партия пушек Тип 2 была выпущена в начале 1943 года. Известно, что, по
крайней мере, три истребителя A6M3 были оснащены парой крыльевых пушек Тип 2 и в
августе 1943 года направлены для войсковых испытаний в Рабаул. Правда, тут следы
этих самолетов теряются. Сохранившиеся отрывочные японские отчеты
свидетельствуют, что традиционно слабое крыло "Зеро" плохо воспринимало нагрузку
от мощной отдачи пушки. Скорее всего эти три истребителя были потеряны, так и не
завершив цикл испытаний.
Испытания пушек Тип 2 продолжались до весны 1944 года, когда проект был
окончательно отклонен, как неудачный. Причиной, в частности, послужило
недостаточная емкость магазина, малый темп стрельбы и излишне громоздкая
конструкция. Кроме того, конструкция пушки Тип 2 не позволяла использовать
синхронизатор для монтажа над двигателями самолетов. Небольшая серия выпущенных
пушек Тип 2 так и не была официально принята на вооружение. Известно, что
несколько перехватчиков “Raiden” J2M были оснащены парой крыльевых пушек Тип 2 и
проходили испытания на Труке весной 1944 года. Едва ли их количество превышало
десяток штук, и нет никакой информации, чтоб они использовались в бою.