Перечислить все страны, которые использовали в своих вооруженных силах
пулеметы Льюис, наверное не реально. Выпущенный в огромных количествах Льюис был
одним из самых популярных пулеметов в период между мировыми войнами. В годы 1-й
Мировой войны он провоевал от первого до последнего дня с обеих сторон,
благополучно пережил два межвоенных десятилетия, а к началу 2-й Мировой, уже
изрядно устаревший, тем не менее, все еще продолжал использоваться многими
странами в качестве вспомогательного оружия в составе колониальных войск, для
вооружения ополчения и партизан. Только в составе авиации Японского
Императорского флота пулемет Льюиса продолжал использоваться в качестве
основного оборонительного вооружения вплоть до августа 1945 года.
В 20-е годы довольно большое количество пулеметов Льюис было закуплено Японией.
Надежный и безотказный он пользовался большой популярностью в Стране Восходящего
Солнца. Бурное развитие авиации в Японии в 20-е годы предопределило задачу
поиска подходящего вооружения как для морской, так и для армейской авиации. Уже
в то время наметился явный раздел влияния между армией и флотом, впоследствии же
армейская и флотская авиация предпочитали развивать свои виды вооружения
абсолютно независимо друг от друга. Параллельно разрабатывались одинаковые по
назначению самолеты с очень близкими характеристиками для армии и флота.
Вооружались различными видами автоматического оружия. Армейские и флотские бомбы
одинаковой номенклатуры не могли быть использованы "коллегами из параллельного
ведомства" ввиду различного крепления бомбовых подвесок. Даже стандарт
стрелковых боеприпасов был принят различный. Если армейская авиация пользовалась
винтовочными патронами отечественной разработки, то
флотская авиация предпочла принять за стандарт английский патрон 0.303 British.
Вялые попытки привести вооружения армии и флота к единому стандарту до самого
августа 1945 года не привели к ощутимому эффекту.
Магазин на 97 патронов пулемета Тип 92
К концу 20-х годов армейская авиация для вооружения своих самолетов закупила
лицензию на пулеметы Виккерс. Синхронный Виккерс-Е, переработанный под стандарт
нового пулеметного патрона 7.7х58 Тип 89, а позднее, на 7.7х58SR Тип 92, надолго
занял место в качестве основного наступательного вооружения на армейских
самолетах, выпускаясь под обозначением Тип 89. В качестве оборонительного
турельного пулемета был принят пулемет Те-1, являющийся также переработкой
Виккерса, схожий с английской версией Виккерс-F. Кроме того в качестве
оборонительного турельного пулемета был принят спаренный Тип 89 - собственная
разработка японской промышленности. Все эти три типа авиационных пулеметов,
использующих один и тот же патрон 7.7х58 мм, были приняты на вооружение на
рубеже 1929 - 1930 годов и надолго заняли свое место в армейской авиации.
Моряки, активно развивавшие собственную авиацию с середины 20-х годов все 20-е
годы использовали лишь покупные авиационные пулеметы, отдавая предпочтение все
тем же Виккерсам в качестве наступательного вооружения и Льюисы в качестве
оборонительного. К сожалению, история не сохранила информации, были ли хотя бы
попытки вооружения морских самолетов армейскими пулеметами, но скорее всего нет.
Флот всегда считался элитой японских вооруженных сил, абстрагируясь от всего
сухопутного.
Армейские разработки авиационных пулеметов, пусть и лицензионные, не оставили
равнодушными гордых японских адмиралов. Японские флотские начальники не желали
оставаться зависимыми от импорта оружия. Но проблема заключалась в том, что
морские арсеналы, выпускавшие вооружение для нужд флота хорошо умели делать
пушки для крейсеров и линкоров, а специфика автоматического оружия им была не
знакома. Быстро научиться делать пулеметы было довольно проблематично, а
обратиться за помощью к армейским арсеналам не позволяла самурайская гордость.
Пулемет Тип 92 в носовой турели бомбардировщика G4M
В 1929 году была предпринята попытка организовать производство пулеметов Льюис
на старейшем Арсенале Флота Цукиджи (Tsukiji Kaigun Zoheisho), в будущем –
арсенале флота Kugisho в городе Йокосука. На тот момент это было самое передовое
производство в Японии. В Соединенных Штатах, на фирме "Savage Arms" была
закуплена лицензия на пулемет конструкции Айзека Льюиса. Компания Савадж, сама
выпускавшая пулеметы Льюис по английской лицензии в годы 1-й Мировой войны, к
концу 20-х годов уже сняла их с производства и вместе с лицензией на
производство пулеметов продала комплект документации, всю технологическую
оснастку и необходимое оборудование для производства пулеметов. Внедрение
производства нового оружия проходило достаточно гладко. К концу 1929 года в
серию пошел первый вариант, идентичный версии Lewis Mk.I, с характерным толстым
кожухом охлаждения ствола и дисковым магазином на 47 патронов калибра 0.303 British. Единственным видимым отличием от англо-американских версий стала
увеличенная скоба вокруг спускового крючка характерно изогнутой формы. Это было
сделано специально из расчета эксплуатации пулемета на большой высоте в условиях
низких температур, чтобы стрелок одетый в рукавицы мог без проблем засунуть в
скобу палец. Впоследствии такая изогнутая скоба стала характерным отличием япоских Льюисов в течение всего выпуска.
Первые Льюисы образца 1929 года, выпущенные на Арсенале Цукуджи, поступали
главным образом на вооружение морских наземных частей, в качестве легких
зенитных пулеметов на кораблях и базах флота. Иногда их обозначают как Тип 89,
что не совсем корректно. Формально, на вооружение флота пулемет Льюис
отечественного выпуска был принят в конце 1931 года и получил обозначение Тип
92. К тому времени арсенал Цукуджи, выделив из своего состава отдельное
авиационное направление и объединив в своем составе производство, несколько
научно-исследовательских институтов и лабораторий, конструкторских бюро, стал
называться Kaigun Kokusho, что можно перевести как Морской авиационный Арсенал.
Помимо первой версии пулемета было освоено производство и чисто авиационной
версии, без кожуха охлаждения, в целом, идентичной Lewis Mk.III, которая на
долгие годы заняла свое место на турелях японских палубных и базовых
бомбардировщиков, разведчиков, штурмовиков и торпедоносцев. Кроме отсутствия
кожуха охлаждения авиационная версия, как правило, отличалась от "сухопутной"
еще и увеличенным двухрядным дисковым магазином на 96 патронов. Впрочем,
использование и более компактного на 47 патронов было также допустимо. Ранняя
версия Тип 92 выпускалась параллельно с авиационной по крайней мере до августа
1944 года, и находила применение в качестве легкого зенитного вооружения на
универсальных станках.
7.7-мм пулемет Type 92
К концу 30-х годов к серийному выпуску пулеметов Тип 92 подключился только что
основанный Арсенал флота в городе Тойокава (Toyokawa Kaigun Koshō).
Сложно назвать тип морского самолета выпуска с 1932 по 45 годы, на
оборонительных турелях которых не использовался бы этот почтенный и заслуженный
пулемет. В конце 30-х годов японским флотоводцам уже стало очевидно, что "старый
добрый" Тип 92 уже не может соответствовать времени. Ни по темпу стрельбы, ни по
мощности боеприпаса он уже не мог тягаться с современными ему иностранными
видами оружия. Тем не менее, разработки новых более современных видов
стрелкового авиационного оружия затягивались.
В 1938 году армейская авиация, столкнувшаяся с аналогичными проблемами быстрого
устаревания своих турельных пулеметов Тип 89, Те-1 и Те-4, закупила лицензию на
немецкий 7.92-мм пулемет MG.15, организовав его выпуск как Тип 98, параллельно
запустив спаренный пулемет отечественной разработки Тип 100 под тот же немецкий
патрон. Планируемую программу перевооружения армейской авиации на новое оружие и
новый, чуть более мощный немецкий патрон 7.92х57 мм завершить быстро не удалось.
Начавшаяся война сдвинула приоритеты промышленности. В результате, наличие на
вооружении армейской авиации двух типов идентичных патронов породило хаос в
системе снабжения. Новые пулеметы так и не стали основой вооружения армейской
авиации.
Морской Тип 92 на турели палубного пикировщика D4Y2 Cюсей
На те же грабли наступили и моряки. В преддверии начала большой войны
технический отдел штаба флота Kaigun Koku Hombu, вероятно, сознавая, что разные
боеприпасы на вооружении морской и армейской авиации не сослужат хорошую службу,
также принял стандарт немецкого патрона и организовал производство немецкого
пулемета под обозначением Тип 1. Но с принятием его на вооружение опоздал еще
больше, чем армия, лишь усугубив хаос в разнотипье стрелковых боеприпасов. В
результате новые пулеметы Тип 1 поступали на вооружение достаточно ограниченно и
старые Тип 92 все так и оставались основным вооружением морской авиации. Подчас
доходило до смешного, на отдельных самолетах использовались и старые 7.7-мм
пулеметы Тип 92, и новые 7.92-мм Тип 1. Так, даже в 1944 году новейший палубный
торпедоносец Nakajima B6N “Tenzan” в хвостовой огневой точке у стрелка имел
пулемет Тип 92, а нижняя кинжальная люковая установка оснащалась пулеметом Тип
1… и таких примеров предостаточно. Попытки в конце войны переоснащения турельных
установок японских морских бомбардировщиков крупнокалиберными пулеметами и
авиапушками носили хоть и достаточно массовый характер, но положение уже не
изменили.
Тысячи первоклассных морских летчиков, пилотировавших добротные, в общем-то,
машины "Вэл", "Кэйт", "Джуди", "Джилл", "Бетти" были бездарно потеряны на
просторах Тихого океана только потому, что хвостовые стрелки с древними Льюисами
редко могли даже напугать агрессивных и опытных американских летчиков,
пилотировавших весьма живучие и тяжеловооруженные истребители.