Своим появлением, пожалуй, самая известная японская авиапушка Тип 99,
составлявшая основу вооружения знаменитого истребителя "Зеро", обязана
совпадению нескольких факторов. История ее началась в начале 1934 года,
когда швейцарская компания "Werkzeug Maschinenfabrik Oerlikon" выпустила на рынок
только что разработанные три версии авиационных пушек Oerlikon FFF; FFL и FFS,
различавшихся длиной ствола, мощностью патрона, темпом стрельбы и начальной
скоростью. Но все три системы работали на одной основе – свободном затворе c
опережающим воспламенением капсуля, и во многом были унифицированы. Базой для
разработанных пушек явилась практически забытая ныне немецкая авиапушка Беккера
времен 1-й Мировой войны.
Тогда, в 1934 году, компания Эрликон еще не стала всемирно известным брендом.
Вложив огромные средства в разработку авиапушек, фирма находилась на грани
банкротства. Единичные продажи автоматических пушек едва покрывали текущие
расходы, а сами пушки были еще далеки от совершенства. Положение спас новый
коммерческий директор компании Энтони Газда (Antoine Gazda), бывший
австро-венгерский офицер летчик. Газда был коммерсантом от бога, про которых
говорят, что он мог бы продать даже снег зимой в Сибирской тайге. Благодаря ему
компании удалось продать лицензию на еще недоведенное оружие французской фирме
Hispano Suiza, получив взамен лицензионные разработки главы "Испано" Марка
Биркигта на установку пушки в двигателях, что значительно расширило возможности
предложений компании Эрликон в части ассортимента предлагаемой продукции.
Европейские страны не ограничивали интереса Газды, который вслед за Францией
обратил свое внимание на Дальний Восток, где тлел постоянный очаг
японо-китайского противостояния, периодически перераставший в боевые действия. А
что еще нужно для продажи оружия? Конечно война!
16 июля 1934 года Энтони Газда прибыл в Японию, где задержался на три с лишним
месяца. Визит был частным, хотя пронырливому коммерсанту удалось провести
переговоры с японскими морскими офицерами достаточно высокого ранга,
представившись представителем выдуманной им французской компании "Авиационное
общество Лотарингии" (French Société Aeronautique Lorraine), якобы
заинтересованной в покупке лицензии на производство японских торпедных катеров.
Удивительно, но никто из японских офицеров даже не задался вопросом, зачем "Авиационному" обществу лицензия на торпедные катера, и ни где-нибудь, а во
Франции, имеющей весьма неплохую собственную школу кораблестроения!!!
В ходе переговоров Газда при каждом удобном случае не упускал возможности
восхищаться разрушительными свойствами автоматической пушки Эрликон, о которой
он-де слышал самые лестные отзывы, да и сам не раз наблюдал ее в деле! Газда,
как истинный доброжелатель и поклонник японского воинского искусства, не уставал
лить бальзам в уши благодарных слушателей, настоятельно рекомендуя посетить
Швейцарию, и самим убедиться в уникальном швейцарском оружии. 8 ноября 1934 года
высокие договаривающиеся стороны расстались в самых лучших отношениях, подписав
ничего не стоящие протоколы о намерениях по поводу лицензионного выпуска во
Франции японских торпедных катеров.
Камень, брошенный Газдой, дал свои результаты очень скоро. В июне следующего,
1935 года Газда вернулся в Токио по приглашению группы японских промышленников.
Газда встретился с одним из самых богатых и влиятельных людей в Японии - бароном
Окурой Кишичиро (Ōkura Kishichirō), владельцем огромной промышленной империи,
одним из первых, кто начал развивать автомобилестроение в Японии в самом начале
20-го века. Встреча проходила в головном офисе Окуры – отеле "Империал", также
принадлежавшего японскому магнату. На переговорах также присутствовал директор
империи Окура, барон Кёши Ватанабе (Watanabe Kiyoshi) и глава корпорации "Мицубиси"
Койота Ивасаки (Koyata Iwasaki).
На этот раз Газда уже выступал от лица представителя компании Oerlikon. Как ему
удалось обойти скользкий вопрос предыдущего визита, история не сохранила.
Переговоры шли тяжело. Перебороть японский консерватизм в купе с японским
менталитетом было не просто. Газда отстаивал необходимость оснащения японских
истребителей крыльевыми пушечными установками Эрликон. Японская сторона не
единожды консультировалась с военными министерствами, особенно с техническим
отделом штаба авиации флота Kaigun Koku Нombu. Наконец, 17 сентября 1935 года
был заключен контракт на поставку в Японию 32 авиационных пушек Oerlikon FFF для
оснащения новейшего палубного истребителя флота Mitsubishi A5M. К концу года
пушки были доставлены в Японию для установки в крыльях 16 истребителей модели
A5M1-koh. 8 ноября 1935 года Газда заключил следующий контракт на поставку
восьми орудий Oerlikon FFS в комплекте с двигателями жидкостного охлаждения
Hispano Suiza 12Xcrs, которые планировались установить на восьми истребителях
модели A5M3.
В японской флотской авиации, в отличие от армейской, не существовало разделения
на пушки и пулеметы в зависимости от калибра и любое автоматическое оружие
именовалось пулеметом – "киджю" (Kijyū) -機銃. Собственно, в 1935 году своего
собственного производства авиационных стрелковых систем флотская авиация не
имела вообще, довольствуясь покупными импортными образцами, посему и стандарты в
обозначении - привычного года от "основания Империи" - еще не были приняты.
Поэтому поступившие на вооружение флота пушки Эрликон назвали просто как "Э-Тип"
("Е-Shiki") или "Эррикэн-Шики", именно так японский язык, как известно, не
использующий звук "Л", воспроизводил швейцарское название пушки, по-французски
звучащее как "Ойликон".
К сожалению, достоверная информация, сколько все же истребителей А5М были
оснащены пушками, отсутствует. Большинство источников склоняются к мнению, что
крыльевыми пушками Тип FFF были вооружены только один - два истребителя A5M1 Koh
из числа первых серийных машин и лишь один "Клод" модели А5М2 был переоснащен
рядным двигателем Hispano Suiza 12Xcrs с установленной в развале цилиндров
пушкой Oerlikon FFS, став единственным экземпляром A5M3. Пушечные "Клоды" были
испытаны, но строевые летчики предпочитали более скорострельные традиционные
пулеметы и самолеты были "ремодернизированы" обратно.
Таким образом, первая попытка внедрить пушки Эрликон в Японию окончился
провалом. Большинство людей после этого махнули бы рукой, но только не Газда. Он
не собирался сдаваться. За время своего пребывания в Японии, которое продлилось
без малого год, ему удалось привлечь на свою сторону слишком влиятельных людей,
для которых мнение строевых пилотов особого значения не имело. Одним из таких
людей стал Яшихито Шинно (Yasuhito Shinnō), более известный как принц Чичубо –
младший брат императора. При поддержке члена императорской семьи для Энтони
Газда препятствий не было. К весне 1936 года Газда уже приобрел горячих
сторонников пушечного вооружения в Генеральном штабе Императорского флота, в
частности в лице главы технического отдела штаба морской авиации сёсё
(контр-адмирала) Мисао Вада (Misao Wada) . Это само по себе являлось подвигом,
так как этот властный и авторитарный руководитель являлся консерватором с
большой буквы, и имел имидж человека, изменить мнение которого было практически
нереально. 21 мая 1936 года было подписано соглашение на лицензионное
производство двух типов авиационных пушек - Oerlikon FFF и FFL, от самой мощной
FFS, предназначенной главным образом для установки в моторы, японцы отказались.
Лицензионное соглашение включало в себя не только права на выпуск оружия, но и
поставку полного комплекта оборудования, технической поддержки и обучения
персонала, то есть создания на территории Японии завода по производству пушек "под ключ". К концу весны 1936 года под выпуск авиапушек в Японии была основана
фирма, получившая претенциозное название "Dai Nihon Heiki kaihatsu K. K", что
можно дословно перевести как "Акционерное общество разработки оружия “Великая
Япония”". Местом для производства был выбран арсенал флота в городе Томиока.
Разобраться в сложной иерархии руководства фирмы достаточно проблематично.
Формально финансирование осуществлялось из средств барона Окуры Кишичиро.
Руководителем производства был назначен Кадзухико Ишихара (Kazuhiko Ishihara),
до сего момента работавший на танкостроительном отделении Мицубиси. А патронаж
осуществлялся сёсё (контр-адмирал) Мисао Вада (Misao Wada), отставным членом
кабинета министров виконтом Тошисада Маеда (Toshisada Maeda) и принцем Чичубой.
6 июня 1936 года Энтони Газда вернулся в Швейцарию с победой и подписанным
контрактом на фантастическую сумму. Вместе с ним прибыла группа из шести
японских инженеров во главе с директором новообразованной фирмы Кадзухико
Ишихара. Японские специалисты проходили обучение на Эрликон в течение года и
летом 1937 года вернулись в Японию. К тому времени в Томиока была полностью
смонтирована линия по производству пушек Oerlikon FFF. Именно эта модификация
была выбрана приоритетной как наиболее скорострельная и легкая. Прогнозируемая
производительность линии ожидалась порядка 200 пушек в месяц.
Монтаж производственной линии совпал с разработкой техзадания 12-Shi на новое
поколение морских самолетов, включавшее спецификации на палубный истребитель –
будущий А6М и базовый бомбардировщик – будущий G4M. В состав вооружение этих
машин по настоянию главы Kaigun Koku Hombu адмирала Мисао Вада, были в
обязательном порядке включены 20-мм пушки Эрликон. Одновременно по распоряжению
Вады, была предпринята модернизация уже состоявших на вооружении базового
бомбардировщика G3M и летающей лодки H6K, в состав оборонительных установок
также было указано ввести пушечные турели.
Адмирал Мисао Вада, хотя и не имел прямого отношения к заводу "Dai Nihon Heiki",
но столь явное лоббирование его дает основание полагать, что финансовый интерес
адмирала имел место быть.
Первые Эрликоны японского производства сошли с конвейера в Томиока в начале
августа 1937 года. Характерно, что в период освоения производства пушек японские
министерства армии – Рикогунсё и флота – Кайгунсё в кое-веки предприняли попытку
унифицировать вооружение своих самолетов. Пушка Эрликон планировалась не только
для флотских самолетов, но и для армейских. В этой связи производство ее начали
готовить и на чисто армейской фирме "Nippon Special Steel" ("Nihon Seikosho").
25 августа японские военные руководители, весьма довольные ходом работ по
производству пушек прибыли в Швейцарию для дальнейшего сотрудничества с фирмой
Oerlikon. Японскую делегацию возглавлял принц Чичибу в сопровождении виконта
Маеды и еще нескольких армейских и флотских офицеров. Официальным поводом для
визита было ознакомление с особенностями производства и управления компанией "Оerlikon Contraves AG". Энтони Газда и тут не упустил своего шанса. В Японию
делегация возвращалась с подписанным лицензионным соглашением на производство
последней из линейки швейцарских пушек – самой мощной Тип FFS, от которой
первоначально японцы отказались как от слишком тяжелой и малоскорострельной.
Неутомимому коммерсанту удалось продать лицензию как на идеальное
противотанковое и зенитное орудие! Впрочем, выпуск пушки FFS в Японии так и не
состоялся. Идиллия сотрудничества японских армии и флота продолжалась недолго.
Контроль над фирмой "Dai Nihon Heiki" быстро перешел в руки высшего офицерского
состава флота. В отместку армия свернула работы по организации производства Эрликонов на фирме "Nihon Seikosho", руководство которой, в общем-то, и само не
было особо заинтересовано в выпуске "чужой" конструкции, имея собственные
разработки Масая Кавамуры в виде, как тогда казалось универсальной
противотанковой, зенитной и авиационной системы, реализованной в ПТР Тип 97,
зенитном автомате Тип 98 и авиапушках Но-1 и Но-3. Флот же также отказался от
выпуска зенитного автомата на базе пушки Эрликон FFS, посчитав, что состоявший
на вооружении 25-мм зенитный автомат Тип 96, превосходя Эрликон по мощности
выстрела, вполне удовлетворяет насущным нуждам ПВО.
Тем временем производство пушки Эрликон FFF в Томиока набирало обороты. К концу
1937 года было выпущено около 100 орудий. За 1938 год еще около 500. На первых
порах качество японских пушек было еще далеко не швейцарское, заклинивание
патронов было делом обычным, темп стрельбы был несколько ниже, чем у прототипов,
выходили из строя пружины. Но работы над усовершенствованием велись постоянно и
небезуспешно.
Пушка Тип 99-1
В конце 1937 года новое оружие, обозначаемое на тот момент как "Е-Shiki -1"
(название "Е-Shiki-2 было зарезервировано для модификации FFL, линия для
производства которой на момент 1938 года еще только монтировалась), удалось
испытать в бою. Первым самолетом, получившим на вооружение пушку "Тип Э" стал
базовый бомбардировщик флота G3M. На модификации G3M2 или Тип 96 модель 2
впервые в японском флоте появилась пушечная оборонительная установка,
смонтированная в экранированном блистере на "спине" машины. При этом, в турельном исполнении японские инженеры нашли простое и гениальное решение, до
которого не додумались ни в Швейцарии, ни в Германии, ни во Франции, где также
выпускали Эрликоны в турельном исполнении. Громоздкий барабанный или коробчатый
магазин, расположенный в верхней части ствольной коробки, существенно затруднял
прицеливание. Японцы просто развернули пушку магазином вниз, а прицельные
приспособления смонтировали с обратной стороны. В казенной части был смонтирован
эргономичный деревянный плечевой упор и две пистолетные рукоятки со спусковым
крючком. Во избежание случайных ожогов стрелка ствол и массивный затвор были
закрыты перфорированным кожухом. Питание осуществлялось из стандартных
барабанных магазинов емкостью 15, 30, 45 или 60 патронов. Некоторые неудобства,
конечно, доставлял выброс гильз с правой стороны верхней части ствольной
коробки, но это неудобство вполне можно было пережить.
Появление в Китае новой версии бомбардировщика "Нэлл" с мощным пушечным
вооружением значительно снизило потери в технике. Бомбардировщики моделей G3M2,
пока еще не слишком многочисленные, начали включать в формации старых "пулеметных" моделей, располагая их по краям формации как летающие огневые
точки. Несколько позднее аналогичная установка появилась в хвостовой турели
летающей лодки Kawanishi Н6К4.
Турельная версия пушки Тип 99-1
В 1940-м году впервые взлетел истребитель А6М "Рейсен" - знаменитый в будущем "Зеро", производство которого стало основным потребителем пушек
"Тип Э". Смонтированные в консолях крыла две 20-мм пушки "Е-Shiki -1" с 60-зарядным
барабанным магазином, сделали вооружение этого истребителя на тот момент,
пожалуй, самым мощным из современных ему машин. Во всем мире на тот момент был
лишь один истребитель, превосходящий "Зеро" по мощности залпа – отечественный
И-16 тип 17, вооруженный парой пушек ШВАК и парой пулеметов ШКАС.
В 1941 году японская пушка "Е-Shiki" получила свое привычное ныне обозначение "99-Shiki" или Тип 99 по году официального принятия на вооружение в 1939 году,
сохранив обозначение моделей – Тип 99-1 для версии FFF и Тип 99-2 для FFL.
Пушки Тип 99-1 и Тип
99-2 для крыльевой установки
Первые же бои 2-й Мировой войны показали неоспоримое преимущество пушечного
вооружения истребителей "Зеро" над машинами союзников. Однако, быстро
закончившийся японский блицкриг на Тихом океане выявил и недостатки.
Недостаточная скорострельность пушек, не превышавшая 520 выстр/мин и начальная
скорость порядка 600 м/с, которая в купе с достаточно коротким стволом и
маломощным патроном, не обеспечивала настильность траектории и достаточной
прицельной дальности. Кроме того, малый боекомплект 60-зарядного барабанного
магазина не обеспечивал достаточной автономности истребителя, который сам по
себе славился исключительной дальностью полета. Ввиду этого, многие японские
морские летчики в бою старались не использовать без крайней нужды пушечное
вооружение, экономя боеприпасы. К сожалению для них, устаревшие самолеты
союзников на Тихом океане, с которыми японцам пришлось столкнуться в первые
месяцы боев, быстро исчезли со сцены, а их место заняли очень прочные и хорошо
защищенные машины, которые прекрасно держали повреждения от пулеметного огня
винтовочного калибра. Правда, 127-граммовый фугасный снаряд пушки, содержащий 10
граммов гексогена, при попадании во вражеский самолет производил серьезные
разрушения. По мощности он лишь незначительно уступал снаряду пушек Испано,
использование которых союзниками на Тихом океане было крайне ограниченно.
Пушка Type 99-2 с барабанном
Попытка исправить положение с малым боекомплектом была в той или иной степени
успешно, предпринята в 1942 году, когда на фронте появилась новая версия
крыльевой пушки Тип 99-1 модель 3, оснащенная барабанным магазином увеличенной
емкости на 100 патронов. Эта модификация пушки, более ничем практически не
отличалась от ранней Тип 99-1 модель 1 (промежуточная версия модель 2 была
экспериментальной). Пушка Тип 99-1 модель 3 была выпущена в ограниченном
количестве и устанавливалась в крыльях новой версии истребителя "Зеро" А6М3
модель 32. Характерно, что новый 100-зарядный барабан вполне подходил для более
ранних пушек Модель 1. Таким образом, вопрос о "новой" модификации пушки был
достаточно условным.
К осени 1942 года на фирме "Dai Nihon Heiki" было, наконец, освоено производство
более мощной пушки Тип 99-2, обладавшей значительно лучшей баллистикой и более
мощным патроном. Правда, и темп стрельбы был ниже, чем у короткоствольной Тип
99-1, не превышая 480 выстр/мин. В пушке Тип 99-2 изначально было предусмотрено
использование трех видов барабанных магазинов емкостью 45, 60 и 100 патронов.
Это орудие впервые стало устанавливаться на истребители "Зеро" А6М3а Модель 22а.
Постепенно длинноствольная пушка Тип 99-2 начала вытеснять из истребительных кокутаев менее мощную Тип 99-1.
К концу 1943 года был, наконец, решен вопрос с недостаточной емкостью магазинов.
Доктором Масая Кавамура, работавшего на фирме "Nihon Seikosho" ("Nippon Special
Steel"), был разработан механизм ленточной подачи. Лента с распадающимися
звеньями приводилась в движение затвором пушки. Усилие его хватало на протяжку
ленты длиной до 250 звеньев. Параллельно подобные механизмы были запущены в
производство и для Тип 99-1, и для Тип 99-2. В результате новые модификации с
ленточной подачей получили обозначение, соответственно Тип 99-1 модель 4 и Тип
99-2 модель 4. На этих версиях заодно удалось несколько поднять практическую
скорострельность орудий – соответственно до 550 и 500 выстр/мин.
Ближе к концу войны пушка Тип 99-1 уже практически перестала использоваться на
истребителях. Морские летчики, столкнувшись с проблемой борьбы с весьма прочными
и защищенными американскими бомбардировщиками, предпочитали пожертвовать
скорострельностью в угоду дальнобойности и мощности. Правда, на ряде самолетов
иногда пытались комбинировать вооружение из скорострельных Тип 99-1 и более
мощных Тип 99-2. Одним из таких истребителей был базовый перехватчик флота
"Райден". В версии J2M3 он был вооружен двумя пушками Тип 99-1 и двумя Тип 99-2.
Впрочем, такая комбинация вооружения оказалась неудачной. Пушки обладали разной
баллистикой, и вести прицельный огонь из четырех стволов по одной цели было
весьма проблематично.
Турельные установки пушки на бомбардировщике G4M "Бетти". Первая - хвостовая Тип
99-1,
Вторая - бортовая длинноствольная Тип 99-2
К концу войны основным потребителем короткоствольной пушки Тип 99-1 стала
морская бомбардировочная авиация. Эти пушки устанавливались в турелях
бомбардировщиков G4M и P1Y, летающих лодок H8K, часто ставились на поплавковых
разведчиках Е13А и Е16А. Впрочем, и тут стремительно устаревающая пушка
перестала удовлетворять задачам эффективной обороны. В конце войны в стрелковых
турелях бомбардировщиков пушки Тип 99-1 предпочитали заменять на пусть и менее
мощные, но значительно более скорострельные 13-мм пулеметы Тип 2.
Японские морские истребители к концу войны практически на 100 процентов были
вооружены более мощными пушками Тип 99-2. Тем более, что вопрос со
скорострельностью удалось существенно подтянуть. В ноябре 1944 года была
запущена в серию пушка Тип 99-2 модель 4-Kai2, в которой за счет лишь
технологических улучшений удалось поднять скорострельность до 620 выстр/мин. В
мае 1945 года в серию пошла последняя, самая совершенная версия Тип 99-2 модель
5, у которой была переработана конструкция возврата затвора. Вместо одной мощной
пружины, был установлен блок из четырех параллельных пружин меньшего размера и
усилия, что позволило улучшить плавность хода затвора и увеличить цикличность
стрельбы. Практическая скорострельность у этой версии пушки достигала 720 - 750
выстр/мин. Но к тому времени Японию спасти могло только чудо. Новые разработки
уже принципиально ничего не решали. Новые пушки планировали устанавливать на
новых версиях морских истребителей А6М8 и А7М2, N1K3-J, которые так и не
достигли стадии серийного производства. Капитуляция Японии положила конец этим
планам.
Пушка Тип 99-2 мод 4
Помимо вышеперечисленных моделей пушки Тип 99 уместно также упомянуть еще два
варианта оружия, разработанного на ее базе. Один из них был попыткой увеличить
огневую мощь орудия путем увеличения калибра. 30-мм версия пушки была выпущена
ограниченной серией в 1942 году как Тип 2, и не смотря на то, что несколько
экземпляров этой пушки все же были установлены в крыльях нескольких истребителей
"Зеро" и "Райден", на вооружение ее так и не приняли.
Вторым образцом стала уменьшенная версия пушки Тип 99-2 калибра 14 мм. Этот
вариант, не получивший привычного обозначения “Shiki”, так и остался
экспериментальным. 14-мм крупнокалиберный пулемет планировалось использовать как
на турелях бомбардировщиков, так и в качестве промежуточного калибра на
истребителях. Но флотское руководство предпочло ему значительно более
совершенный 13.2-мм пулемет Тип 3 – копию американского Браунинга AN-M2, который
обладал существенным преимуществом перед "Эрликонообразными" системами – его
можно было синхронизировать с двигателем, патроны под него состояли на
вооружении в японском флоте, а в случае необходимости могли использоваться даже
трофейные 12.7-мм американские.
Японские "эрликонообразные пушки. Сверху вниз: 14-мм вариант пушки, Тип 99-2 мод
1, Тип 99-2 мод 5, 30-мм Тип 2
Вообще, строго говоря, попытки флотского руководства в течение всей войны
поддерживать на современном уровне явно устаревшее оружие, сыграло негативную
роль. Достаточно передовая система на момент своего появления в начале 30-х
годов, Эрликон уже к середине войны оказался в аутсайдерах. С одной стороны,
легкая и технологичная конструкция, обладала целым букетом объективных
недостатков. Пушку, работа автоматики которой была основана на принципе
свободного затвора, ни при каких условиях нельзя было использовать в синхронном
варианте. По практической скорострельности пушки Тип 99 существенно уступали
всем современным им системам. Но японское флотское руководство слишком активно
цеплялось за нее, имея свой интерес в поддержании производства устаревшего
оружия.
Линия по производству патронов для пушек Тип 99 была поставлена швейцарцами
вместе с производством самих пушек. Первоначально выпуск патронов осуществлялся
тут же на фирме "Dai Nihon Heiki", в Томиока. Позднее к нему подключился арсенал
Тойокава.
Патроны для пушек Тип 99-1 и Тип 99-2 различались длиной гильзы, сам снаряд был
унифицирован. Причем, первоначально патроны производились как копии швейцарских
20х72RB и 20x101RB, позднее японцы переработали конструкцию самого снаряда,
который стал на 2.5 мм длиннее.
Выпускались следующие типы боеприпасов:
- Фугасный, массой 127 г., содержащий 10 грамм гексогена или смеси тротила с
гексогеном в равных пропорциях. Маркировался коричневым цветом различных
оттенков. Мог комплектоваться различными типами взрывателей.
- Фугасно-трассирующий, массой 127 г., содержащий 5 граммов гексогена.
Маркировался красным цветом с 1; 2 или 3-мя узкими белыми полосами или одной
широкой в зависимости от применяемого взрывателя и цвета трассера.
- Фугасно-зажигательный, массой 128 граммов, содержащий 5 граммов тротила и 3
грамма белого фосфора. Маркировался желтым цветом с 1; 2 или 3-мя узкими белыми
полосами или одной широкой в зависимости от применяемого взрывателя.
- Инертный трассирующий, красного цвета с с 1; 2 или 3-мя узкими белыми полосами
или одной широкой в зависимости от цвета трассера.
- Бронебойный, массой 132 грамма. Маркировался черным цветом с бронзовым
баллистическим наконечником.
- Бронебойно-зажигательный, массой 132 грамма, содержал 3.4 грамма зажигательной
смеси из 77.5% нитроцеллюлозы, 11.3% нитрата натрия и 11.2% алюминиевой пудры.
Маркировался белым цветом с бронзовым баллистическим наконечником.
- Учебный, инертный. Маркировался черным цветом.
Патроны 20х72RB для пушки Тип 99-1. Сверху вниз: Учебный инертный,
Фугасный, Трассирующий инертный швейцарского типа, Фугасно-зажигательный.
Фугасный патрон 20х101RB для пушки Тип 99-2
Кроме того, использовались боеприпасы старого швейцарского типа с укороченными
на 2.5 мм снарядами:
- Учебный, имитирующий фугасный снаряд. Маркировался зеленым цветом.
- Трассирующий инертный, маркировался красным цветом.
- Фугасный, маркировался желтым или коричневым цветом
- Фугасно-трассирующий, маркировался красным цветом.
- Фугасно-трассирующий с бесконтактным взрывателем, маркировался черным цветом.