Скорострельный авиапулемет УльтраШКАС, разработанный в 1937 году в ОКБ-15
Б.Г. Шпитальным и И.А. Комарицким всегда упоминался лишь в контексте более
ранней и самой известной разработки этих конструкторов - пулемета ШКАС. А между
тем, об УльтраШКАСе крайне мало известно, кроме факта его существования.
По всей видимости, тумана на этот проект напустил сам разработчик -
Б.Г.Шпитальный с целью сокрытия очевидных недостатков проекта при выставлении
напоказ его достоинств. Как известно, Б.Г.Шпитальный потратил немало сил на
поддержание своего имиджа "короля стрелковки", успешно манипулируя фактом
создания единственного своего удачного изделия - пулемета ШКАС, как
"самого-самого". Скромностью и тактом Борис Григорьевич не страдал, в той или
иной степени успешно "задвигая" разработки конкурентов и заимствуя их
технические решения.
В этом плане, история создания УльтраШКАСа достаточно показательна, особенно,
если соотнести факты и временные рамки его создания с созданием его прямого
конкурента - авиапулемета "СН" Савина и Норова.
Когда в 1934 году два молодых конструктора Иван Васильевич Савин и Александр
Кузьмич Норов взялись за реализацию скорострельного авиационного пулемета на
основе патента Я.П. Авдышева на автоматическое оружие с подвижным стволом и
затвором работающими в противоположных направлениях, Шпитальный, будучи их
непосредственным руководителем, внимательно следил за работами потенциальных
конкурентов, способных сдвинуть его с трона. Уже в ходе первых испытаний
пулемета СН, показавшего фантастическую скорострельность в 3000 выстр/мин, когда
стало очевидным, что проект жизнеспособен, Шпитальный в срочном порядке взялся
реализовать свой вариант оружия, работающего по схожему принципу, использующего
разработку Авдышева с подвижным стволом, идущим при выстреле вперед, и затвором,
отходящим назад. Непосредственной реализацией проекта занимался конструктор
ОКБ-15 К.А. Бортновский.
При этом, в пулемете, получившим претенциозное название УльтраШКАС, была
сохранена, заимствованная из проекта ШКАСа его главная отличительная особенность
- барабанная схема подачи патронов. В остальном УльтраШКАС был абсолютно новой
разработкой. Подробного описания УльтраШКАСа не сохранилось, но по единственной
известной фотографии его, очевидно, что принцип автоматики пулемета идентичен
пулемету СН, где ствол является штоком газового поршня и через шестерню
кинематически связан с ползуном затвора и, соответственно, с подающим патроны
барабаном.
Стремясь обойти Савина и Норова, под давлением Шпитального, 15 октября 1937 года
пулемет УльтраШКАС, минуя заводские, был подан на полигонные испытания. Но уже
29 ноября испытания пришлось прекратить ввиду массы конструктивных дефектов. В
частности, были отмечены случаи расплавления стволов, соскакивания газового
стакана ствола, неполное выбрасывание гильзы.
В период с 16 ноября по 31 декабря 1937 года два пулемета УльтраШКАС
испытывались в крыльевом варианте, установленные на истребителе И-16, показав
темп стрельбы 2220-2680 выстр/мин. Однако и в этом случае были отмечены все
вышеперечисленные дефекты.
После проведенных доработок пулемет поступил на повторные испытания, проходившие
в период с 9 по 23 января 1938 года, показав приемлемую надежность и был допущен
до государственных испытаний
К началу 1939 года государственные испытания УльтраШКАСа были завершены на
несколько месяцев раньше пулемета СН, по всей видимости, не без агрессивного
лоббирования Шпитального, который пользовался безоговорочной поддержкой Сталина.
13 мая 1939 года постановлением Комитета обороны СНК СССР было принято решение о
принятии на вооружение турельного пулемета УльтраШКАС с заказом опытной партии
500 пулеметов на тульском заводе No.66.
Однако, своими силами инженеры завода 66 не смогли устранить хронические
недостатки пулемета. Надежность его оставляла желать лучшего. Темп стрельбы не
превышал 2000-2500 выстр/мин, а живучесть ствола 3-4 тыс. выстрелов. В этой
связи директор завода No.66 Б.М. Пастухов поставил вопрос о доработке пулемета
ОКБ-15, что встретило агрессивное противодействие Б.Г.Шпитального. Он, наоборот,
стал требовать доводки пулемета силами заводского техбюро.
29 сентября 1939 года приемка пулеметов УльтраШКАС была прекращена. К этому
времени было изготовлено лишь 75 пулеметов, из которых лишь 25 были приняты
военной приемкой по отстрелу.
Для расследования положения дел по УльтраШКАСу 11 октября 1939 года была создана
специальная комиссия 3-го Управления ВВС КА. Отстрел 5 выбранных наугад
пулеметов из числа подготовленных к сдаче военпреду, в присутствии наркома
вооружений В.Л. Ванникова, показал темп стрельбы всего лишь 1800-2000 выстр/мин.
Выводами комиссии, в акте от 1 ноября 1939 года рекомендовалось производство
пулемета УльтраШКАС прекратить вследствие низкой живучести, задержкам и
недостаточной скорострельности. Военный совет ВВС КА выводы комиссии утвердил.
Тем временем Шпитальный создал свою комиссию в составе разработчика пулемета
К.А. Бортновского, заместителя главного конструктора завода 66 И.А. Судакова,
инженера завода А.А. Николаева. Предметом работы комиссии стал доработанный
образец пулемета УльтраШКАС, по сути, ручной сборки, который привез на завод
Бортновский. Уже 31 октября 1939 года члены комиссии составили акт, где был
зафиксирован темп стрельбы модернизированного пулемета в 3880 выстр/мин. При
этом, как следует из документов, "при стрельбе пулемет имел большое количество
задержек, которые по неизвестным причинам не учитывались" при обработке
результатов стрельб".
Сразу после подписания акта "своей комиссии" Шпитальный обвинил директора завода
No. 66 Пастухова, военпреда завода В.М. Конопкина, председателя комиссии и
членов комиссии ВВС и НКВ в преднамеренной подтасовке результатов стрельб и
использовании для испытаний заведомо дефектных образцов пулеметов.
Шпитальный добился разрешения изготовить пять модернизированных пулеметов
УльтраШКАС и провести их повторные испытания на живучесть и определение темпа
стрельбы. Один из этих пяти пулеметов был отстрелян в тире завода No. 66 10-11
декабря 1939 года. Был получен темп стрельбы 2525-2950 выстр/мин, но при этом
вновь было зафиксировано большое количество задержек, что вынудило комиссию
прекратить дальнейшие испытания пулемета.
Позднее, силами завода 66 были проведены определенные работы по
совершенствованию пулемета УльтраШКАС. Есть сведения, что усовершенствованный
образец пулемета весной 1940 года был представлен на полигонные испытания в НИП
АВ, но ВВС уже поставили крест на этом оружии.
Имеются сведения, что несколько УльтраШКАСов были установлены на истребители
И-16 и вместе с И-16, вооруженными пулеметами СН, приняли участие в Зимней
войне. Но если, с пулеметами СН есть конкретика, серийные номера "ишаков", где
они стояли, кое-какие отчеты об испытаниях их Томасом Сюзи, но информация о
"воюющих" УльтраШКАСах отсутствует напрочь.
Тут уместно опять обратиться к логике и сопоставлению временных рамок.
23 апреля 1940 года (то есть, несколько месяцев спустя после завершения
советско-финской войны) помощник начальника главного управления авиационного
снабжения Красной армии дивизионный инженер Сакриер писал: "...что пулеметы
калибра 7,62 мм конструкции Савина и Норова (СН) и конструкции Шпитального (УльтраШКАС)
удовлетворяют требованиям высокой скорострельности. Оба пулемета испытаны,
причем пулемет Ультра-ШКАС как прошедший раньше, чем пулемет СН войсковые
испытания, был начат в мае 1939 года освоением в производстве. Однако, в виду
сложности, он не освоен и до сих пор не выпущено ни одного пулемета. В то же
время пулемет СН, прошедший войсковые испытания позже, по всем показателям
выявил лучшие результаты, чем пулемет УльтраШКАС. Кроме того, он значительно
проще и надежнее в эксплуатации, даже чем пулемет ШКАС. Поэтому целесообразно в
качестве авиационного пулемета большой скорострельности окончательно принять
пулемет СН."
Комментарии, как говорится, излишни. По всей видимости, довести до приемлемой
надежности свой УльтраШКАС Шпитальный так и не смог, параллельно похоронив
детище Савина и Норова. К тому же, как и у пулемета СН у УльтраШКАСа при его
эксплуатации неизбежно возникли бы проблемы с перегревом ствола, заключенного в
кожух цилиндра. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что у детища
Шпитального в отличие от пулемета СН ствол и корпус газового стакана были для
интенсивного охлаждения оснащены поперечным оребрением.
Опытный УльтраШКАС также испытывался в турельной версии на бомбардировщиках ММН
и СББ Архангельского и ДБ-3Ф Ильюшина, но по понятным причинам развития не
получил.
Любопытно еще одно изделие, разработанное на базе пулеметов Шпитального
-механическое соединение двух пулеметов ШКАС. В 1935 - 1936 гг. конструкторы ПКБ
ТОЗа К. Руднев, В. Полюбин и А. Троненков создали т.н. механическую спарку
пулеметов ШКАС. Конструкция этой установки обеспечивала одновременную стрельбу
из обоих пулеметов, чем достигалась скорострельность до 3600-4000 выстр./мин.
Принцип действия новой системы заключался в использовании энергии пороховых
газов, образующихся во время выстрела в одном пулемете, для ускорения
возвратного движения частей другого пулемета. Вскоре талантливые оружейники
сумели довести темп стрельбы спарки, в доработке которой приняли участие А. А.
Мамонтов, Н. Ф. Токарев, А. А. Волков,до 6000-6400 выстр./мин. Механическая
спарка пулеметов ШКАС успешно выдержала полигонные испытания.
В сентябре 1936 г. спаренные пулеметы ШКАС были установлены на серийный самолет
СБ и испытаны в воздухе. На основе этих испытаний в июне 1937 г. новой системе
было присвоено наименование "механическая спарка ШКАС (МСШ)", и Народный
комиссариат оборонной промышленности обязывался изготовить серию в количестве 20
шт. Для проведения войсковых испытаний механические спарки ШКАС устанавливались
в качестве носовой пулеметной установки на самолетах-бомбардировщиках СБ и АР-2.
Подробности о МСШ и, в частности, о механике ее работы, остались за кадром,
равно как и отсутствуют ее фотографии. По всей видимости, МСШ кинематически
схожа с двухствольным пулеметом В.И. Силина ЦКВСВ-19 и более ранней немецкой
конструкцией Карла Гаста. Правда, в данном случае, в плагиате Шпитального
заподозрить нет причин, поскольку пулемет ЦКВСВ-19 был разработан несколько
позднее МСШ.