Уголок неба ¦ AGM-86C/D CALCM

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
   главная вооружение кр
 
     AGM-86C/D CALCM
       
Страна: США
Тип: Крылатая ракета

 

Крылатая ракета AGM-86 ALCM (Air-Launched Cruise Missile) является основным оружием большой дальности бомбардировщиков B-52H. С заменой ядерных боевых частей на обычные, AGM-86 остается очень важным оружием в в ближайшем обозримом будущем.

Началом создания ALCM было положено в январе 1968 г., когда ВВС США составили требования к ложной цели SCAD (Subsonic Cruise Aircraft Decoy). Носителями SCAD должны были стать бомбардировщики В-52 и В-1А. Данная ЛЦ должна была имитировать бомбардировщики на экранах РЛС для обеспечения прорыва вражеской ПВО. По существу, SCAD являлась модификацией ЛЦ ADM-20 Quail. В стадии ранней концепции стало ясно, что SCAD может быть снабжена небольшой ядерной БЧ, и название ЛЦ было изменено на Subsonic Cruise Armed Decoy. Полномасштабные работы были начаты в июне 1970 г. и ЛЦ было присвоено обозначение AGM-86A. В начале 70-ых ожидаемая стоимость радиоэлектронных систем SCAD достигла слишком больших значений. В июне 1973 г. разработка была прервана после того как стало ясно, что экономически более выгодно создать крылатую ракету без аппаратуры РЭБ.

Сразу после отмены программы SCAD, ВВС США начали новую программу крылатой ракеты большой дальности с ядерной боевой частью, используя наработки по SCAD. В сентябре 1974 г. фирма Боинг получила контракт на разработку новой ракеты, за которой было оставлено обозначение AGM-86A, т.к. фактически новая ALCM была той же SCAD, но с боевой частью. Длина AGM-86A равна 4,3 м., что позволяло использовать ее с тех же пусковых установок, что и AGM-69 SRAM. Первый испытательный запуск ракеты состоялся 5 марта 1976 г. на ракетном полигоне White Sands в штате Нью Мехико. В 9 сентября того же года был успешно произведен первый управляемый запуск, полет ракеты продлился 30 минут. ALCM оснастили инерциальной навигационной системой, работающей в комплексе с корреляционной системой следования контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching).

В ходе создания AGM-86A ВВС выдали требования к ракете увеличенной дальности (до 2400 км). Было два пути, по которым могли пойти разработчики для достижения такой дальности. Одним из них было использование внешних топливных баков, а другим - увеличение размеров ракеты (данный вариант получил обозначение ERV - extended range vehicle). Вариант ERV имел один недостаток - существующие пусковые установки ракет AGM-69 не могли быть использованы, и длинная ракеты не поместилась бы в бомбоотсеке бомбардировщика B-1A. ВВС приняли решение сначала принять AGM-86A на вооружение, а за тем заняться или установкой дополнительных внешних баков или вариантом ERV. В январе 1977 г., должно было начаться полномасштабное серийное производство AGM-86A, но этому не суждено было случиться, т.к. в 1977 г. наметилось решительное изменение в направлении программы ALCM. 30 июня 1977 г. президент Картер объявил о прекращении производства бомбардировщиков В-1А в пользу развития программы ALCM.

В рамках программы JCMP (Joint Cruise Missile Project - проект единой крылатой ракеты) ВВС и ВМФ направили свои усилия по созданию крылатых ракет на использование единой технологической базы. В то же время флот только что объявил ракету BGM-109 Tomahawk победителем в конкурсе по программе SLCM. Одним из последствий программы JCMP стало использование одинаковых двигателей F107 фирмы Williams и системы наведения TERCOM. Другим последствием стал отказ от AGM-86A малой дальности вместе с директивой выбора варианта ALCM большой дальности исходя из результатов конкурса между ракетами ERV ALCM (теперь AGM-86B) и авиационным вариантом AGM-109 Tomahawk. Первый запуск AGM-86B был произведен в 1979 г., а в марте 1980 г. AGM-86B была объявлена победителем. Через некоторое время было развернуто серийное производство, и в августе 1981 ракеты ALCM были приняты на вооружение бомбардировщиков B-52G/H.

Ракета AGM-86B оснащена одним турбореактивным двигателем F107-WR-100 или -101 и термоядерной боевой частью переменной мощности W-80-1. Крылья и рули складываются в фюзеляж и выпускаются через две секунды после запуска.

Инерциальная навигационная система ракеты Litton P-1000 до самого запуска получает обновленную информацию от бортовой ИНС В-52, а во время полета используется на начальном и маршевом участках полета. ИНС P-1000 состоит из ЭВМ, инерциальной платформы и барометрического высотомера, вес составляет 11 кг. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Р-1000 имеет уход от курса в пределах до 0,8 км. за час.

При полете на малой высоте на маршевом и конечном участках полета AGM-86B использует корреляционную подсистему AN/DPW-23 TERCOM, и состоит из ЭВМ, радиовысотомера и набора эталонных карт районов по маршруту полета. Ширина луча радиовысотомера 13-15°. Диапазон частот 4-8 ГГц. Принцип работы подсистемы TERCOM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения ракеты с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета. Определение рельефа местности осуществляется путем сравнения данных радио- и барометрического высотомеров. Первый измеряет высоту до поверхности земли, а второй - относительно уровня моря. Информация об определенном рельефе местности в цифровой форме вводится в бортовой компьютер, где сопоставляется с данными о рельефе фактической местности и эталонных карт районов. Компьютер выдает сигналы коррекции для инерциальной подсистемы управления. Устойчивость работы TERCOM и необходимая точность определения места крылатой ракеты достигаются путем выбора оптимального числа и размеров ячеек, чем меньше их размеры, тем точнее отслеживается рельеф местности, а следовательно, и местоположение ракеты. Однако из-за ограниченного объема памяти бортового компьютера и малого времени для решения навигационной задачи, принят нормальный размер 120х120 м. Вся трасса полета крылатой ракеты над сушей разбивается на 64 района коррекции протяженностью по 7-8 км и шириной 48-2 км. Принятые количественные характеристики ячеек и районов коррекции, по заявлениям американских специалистов, обеспечивают вывод крылатой ракеты к цели даже при полете над равнинной местностью. Допустимая погрешность измерения высоты рельефа местности для надежной работы подсистемы TERCOM должна составлять 1 метр.

Исходя из разных источников, система наведения обеспечивает КВО 30-90 м. Бомбардировщики В-52Н оснащены роторными пусковыми установками CSRL (Common Strategic Rotary Launcher) и позволяют разместить на борту до 20 ракет AGM-86B - в бомбоотсеке 8 ракет на CSRL, и 12 ракет на двух пилонах под крыльями.

Всего до завершения производства в 1986 г. на заводах фирмы Боинг было выпущено более 1715 ракет AGM-86B.

В 1986 г. Боинг начала переоборудовать часть ракет AGM-86B к стандарту AGM-86C. Основным изменением является замена термоядерной БЧ на 900-кг осколочно-фугасную. Данная программа получила обозначение CALCM (Conventional ALCM). Ракеты AGM-86C оснастили приемником системы спутниковой навигации GPS и электронно-оптической корреляционной системой DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator), что существенно повысило точность ракеты (КВО снизилось до 10 м). В DSMAC используются цифровые "картины" предварительной отснятых районов местности по маршруту полета. Система начинает работать на конечном участке полета после последней коррекции по TERCOM. С помощью оптических датчиков производится осмотр районов, прилегающих к цели. Полученные изображения в цифровой форме вводятся в компьютер. Он сравнивает их с эталонными цифровыми "картинками" районов, заложенными в его память, и выдает корректирующие команды. При подлете к цели включается активная радиолокационная ГСН. В ее состав входят антены с устройством сканирования, приемопередатчик и блок обработки сигналов, а так же ответчик системы "свой-чужой". Для обеспечения помехозащищенности предусмотрена работа РСЛ на переменных частотах, изменяющихся по случайному закону.

В виду того, что CALCM тяжелее чем ALCM, дальность полета существенно снизилась. Во время операции "Буря в пустыне" и войны в Югославии ракеты AGM-86C получили успешное применение.

Изначальный вариант конфигурации AGM-86C имеет обозначение CALCM Block 0. Новый вариант Block I оснащен улучшенным электронным оборудованием и GPS-приемником, более тяжелой 1450-кг ОФ БЧ. Испытания ракеты были успешно проведен в 1996 г., после чего все существующие ракеты Block 0 были доработаны до Block I. Следующим вариантом стал Block IA, ориентированный на повышение точности на конечном участке полета. По расчетам КВО должно составлять 3 м. Работы по Block IA были начаты в 1998 г., а в январе 1991 г. первая CALCM Block IA была поставлена в ВВС. В настоящее время до варианта Block I/1A доработано около 300 ракет ALCM.

Для обучения и тренировки технического состава был создан учебно-тренировочный вариант DATM-86C, оснащенный учебной БЧ и силовой установкой.

В ноябре 2001 г. были проведены летные испытания крылатой ракеты AGM-86D Block II, оснащенной новой 540-кг проникающей БЧ AUP (Advanced Unitary Penetrator), предназначенной для поражения сильно укрепленных или находящихся глубоко под землей целей. Предполагается произвести около 200 ракет AGM-86D.














 
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Вес, кг
AGM-86B
AGM-86C Block I
Скорость, км/ч
БЧ
AGM-86B
AGM-86C Block I
AGM-86D
Двигатель
Тяга двигателя, кН
Дальность, км
AGM-86B
AGM-86C Block I
6,32
0,62
3,66

1450
1950
800

термоядерная W-80-1, 5-150кT
1450 кг, ОФ
540 кг, проникающая
ДТРД F107-WR-101
2,7

2400
1200


Список источников:

Денис Евстафьев. AGM-86
Directory of U.S. Military Rockets and Missiles
Jane's Defense Equipment
Federation of American Scientists. Conventional Weapons
Missle.Index


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама: