Используя опыт создания ракеты Х-22, коллектив разработчиков МКБ "Радуга"
в 1960 г. начал проектирование ракетного комплекса К-26 с УР Д-5.
Он предназначался для борьбы с радиоконтрастными морскими и сухопутными
целями и мог комплектоваться фугасно-кумулятивным зарядом "М",
либо специальным "Н".
Размеры ракеты Д-5 по сравнению с Х-22 несколько уменьшились, сократилась
дальность, а масса БЧ увеличилась. Был применен новый мощный ЖРД С5.33,
представлявший собой дальнейшее развитие двигателя С5.44 ракеты Х-22.
Система управления была усовершенствована и обеспечивала возможность выполнения
противозенитного маневра в случае облучения ракеты РЛС противника. По
самолетному оборудованию ракета была совместима со старыми комплексами
К-10 и К-11-16 на базе Ту-16, но для подвески требовала усиленных держателей
БД-487.
Одним из новшеств, введенных в конструкции планера УР Д-5, были тонкостенные
обтекатели ГСН с сетчатым заполнителем. Технологию их изготовления начали
разрабатывать в 1963 г. под руководством ведущих инженеров завода " 256
В. Леженина, Л. Куриловой и др. Участвовали также сотрудники ВИАМ.
В конструкции ракеты были использованы уже освоенные промышленностью материалы
- стали 30ХГСНА, ЭИ-654, 12ХНВА и алюминиевые сплавы Д-16Т, АМГ-6Т. Новыми
были процессы их механической и термической обработки, а также методики
получения фасонных сотовых панелей минимальной массы с заполнителем из
фольги. Тонкие сотовые пакеты сложной формы заливались расплавленным ксилитом
и фрезеровались после его затвердевания с высокой точностью.
Испытания УР Д-5 с борта Ту-16 были завершены в полном объеме лишь в
1969 г., но уже с 1966 г. ракета начала серийно выпускаться под индексом
КСР-5 на ДМЗ. Было доработано небольшое количество самолетов
ранее выпущенных Ту-16, получивших РЛС "Рубин-1К" под центральной частью
фюзеляжа и два БД-487 под крылом (нормальная нагрузка - одна ракета).
В дальнейшем для ВМФ новым комплексом переоборудовались Ту-16К-10 (Ту-16К10-26),
а для ВМФ и ВВС - Ту-16К11-16 (Ту-16КСР2-5). За разработку изделия Д-5
большая группа сотрудников МКБ "Радуга" во главе с А.Я. Березняком была
награждена Государственной премией за 1970 г.
В начале эксплуатации в частях ВВС произошло несколько тяжелых аварий
с ракетами КСР-5. Сварные хромансилевые шары-баллоны, заряженные давлением
350 атм. взрывались, давая множество осколков. Изделие при этом полностью
разрушалось, а личный состав получал ранения. В связи с этим по ходу выпуска
была внедрена обмотка баллонов стеклотекстолитовыми жгутами. Это позволило
обеспечить достаточную прочность даже при уменьшении толщины стенок на
1 мм. Если же такой баллон разрушался (это могло произойти из-за небрежности
при заправке), то он разделялся на две половины, не давая мелких осколков.
Кроме основного, поставлялся также вариант ракеты КСР-5Н,
имевший ту же АРГСН, что и базовый, но отличавшийся рядом систем, в том
числе бортовыми источниками питания. В 1972 г. была создана противорадиолокационная
УР КСР-5П. Ее носитель Ту-16К-26П получил станцию целеуказания
"Рица", которая устанавливалась и на Ту-16КСР2-5. За создание ракеты КСР-5П
МКБ "Радуга" получило Государственную премию за 1977 г.
В 1967 г. на ЭМЗ были начаты работы по дооснащению комплексом К-26 бомбардировщиков
3М. Серийный самолет 0305 получил 2 БД-487, РЛС "Рубин-1МЕ", аппаратуру целеуказания для КСР-5П и СПС "Азалия". Испытания самолета, названного
ЗМ-5, прошли успешно, однако не был решен вопрос о продлении ресурса самолетов,
и работы прекратили. В начале семидесятых аналогичную доработку прошел
один Ту-95М (Ту-95М-5, комплекс К95-26). В 1976 г. он прошел испытания.
В начале намечалось доработать 33 самолета Ту-95М, но по причине исчерпания
их ресурса это сделано не было.
В настоящее время боевые варианты ракет КСР-5, КСР-5Н и КСР-5П сняты
с вооружения. В строю остаются несколько носителей Ту-16КРМ, оснащенных
ракетами-мишенями КСР-5НМ и MB (низковысотными
и высотными). Мишени КСР-5 предназначены для имитации полета самолетов
и крылатых ракет различных типов в т.ч. малоразмерных и дозвуковых в широком
диапазоне чисел М и высот. Мишени могут оснащаться аппаратурой регистрации
параметров траектории атакующей ракеты. Мишени (в отличие от боевых ракет
КСР-5) предлагаются на экспорт.
|
КСР-5 |
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Стартовый вес, т
Система наведения
БЧ
Вес БЧ, кг
Дальность стрельбы, км
Скорость полета, км/ч
Высота полета, км
Высота применения, км
Двигатель
Горючее
Окислитель
Аппаратура подготовки ракет
РЛС целеуказания
Самолет-носитель |
МКБ
"Радуга"
10,52-10,56
0,9-0,92
2,5-2,61
3,952-4,5
инерциальная + АРЛГСН
ОФ или термоядерная 350-500 кт
700 (900-1000)
240-300 (400)
3200 (3М)
25-30
0,5-11
многорежимный ЖРД с тягой 1120-7100 кг
ТГ-02
АК-27П
Волга
Рубин-1КВ
Ту-16К-26, Ту-16К10-26, Ту-95К-26, Ту-95М5 |
КСР-5П |
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Стартовый вес, т
Система наведения
БЧ
Вес БЧ, кг
Дальность стрельбы, км
Скорость полета, км/ч
Высота полета, км
Высота применения, км
Двигатель
Самолет-носитель |
МКБ
"Радуга"
10,56
0,9-0,92
2,5-2,6
3,952-4,5
инерциальная + ПРЛГСН
ОФ или термоядерная 350-500 кт
1000
300-400
3200 (3М)
25-30
0,5-11
многорежимный ЖРД
Ту-16К-26П |
КСР-5Н |
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Стартовый вес, т
Система наведения
БЧ
Вес БЧ, кг
Дальность стрельбы, км
Скорость полета, км/ч
Высота полета, км
Высота применения, км
Двигатель
Самолет-носитель |
МКБ
"Радуга"
10,56
0,92
2,5-2,6
3,944
инерциальная + АРЛГСН
ОФ
900-1000
250-400
3М
25-30
0,5-11
многорежимный ЖРД
Ту-16К-26, Ту-16К-10-26 |
Уголок неба. 2004
|
|