Х-55 - дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая
полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для
использования против важных стратегических обьектов противника с заранее
разведанными координатами.
Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало
- середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение
- 31 декабря 1983 года. === В результате был создан оригинальный летательный
аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным
турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым
вниз перед отцепкой ракеты от самолета.
Носителями КР являются самолеты стратегической авиации - Ту-95МС и Ту-160.
На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 "Kent".===
Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно
большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель
расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также
находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия
по снижению радиолокационной и тепловой заметности. В дальнейшем были
созданы модификации ракеты с увеличенной за счет установки сбрасываемых
конформных подвесных топливных баков дальностью - Х-55СМ.
Стратегическая ракета Х-55 способна с высокой точностью
поражать стационарные цели на большом удалении от точки пуска. Ракета
использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения,
основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую
вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является
одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих
систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты Х-55
независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было
изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты
местности).
Каждый бомбардировщик Ту-95МС может нести до шести ракет , расположенных
на пусковой барабанной установке катапультного типа в грузоотсеке самолета.
В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых
ракет большой дальности Х-55СМ (с дополнительными баками) или 24 обычных
крылатых ракеты Х-55.
Еще на стадии создания комплексов вооружений с КР развернулась острая
дискуссия о том, где должен находиться носитель полетного задания: на
ракете или на самолете; как (централизовано или децентрализовано) должно
готовиться полетное задание. Победила концепция строгой централизации,
что на сегодня не дает возможности несанкционированно применить ракету,
вне зависимости от того, в чьих руках бы она не находилась.
Модификации ракеты:
- Х-55 (изделие 120, РКВ-500, AS-15)
- Х-55-ОК (изделие 124)
- Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б, AS-15b) - увеличенной дальности.
- РК-55 (SSC-X-4) - КР наземного базирования, уничтожена по договору
сокращения вооружений средней дальности.
- С-10 Гранат (3М-10; SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования.
- Х-65 - тактическая модификация Х-55 с обычной боеголовкой
- Х-555 - глубокая модернизация Х-55. Уменьшена ЭПР и улучшена
навигация. Дальность возросла почти до 5000 км. В октябре 1999 года
прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х-555,
вслед за этим правительство РФ приняло решение развернуть их серийное
производство.
После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за пределами
России, в частности, на Украине и в Казахстане. В конце 1999 г. 575 крылатых
ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины
в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки
газа.