Противокорабельная всепогодная ракета Exocet была создана французской
фирмой "Aerospatiale" в четырех вариантах: ММ-38 для вооружения надводных
кораблей (1975 г.), SМ-39 для подводных лодок, АМ-39 для самолетов и вертолетов
(1979 г.) и ММ-40 для береговой обороны и надводных кораблей.
Различные варианты ракеты состоят на вооружении ВМС более чем 18 стран
мира.
Ракета Exocet имеет нормальную аэродинамическую схему с крестообразным
крылом в средней части корпуса и такими же рулями управления на поверхности
хвостового отсека. Все варианты ракеты Exocet оснащены активной радиолокационной импульсной
головкой самонаведения с горизонтальной стабилизацией диаграммы направленност,
имеющая массу около 30 кг, работает на частоте 8-10 ГГц. Она способна
обнаруживать корабль типа фрегат с эффективной поверхностью рассеяния
около 100 м2 на дальности до 24 км. Антенна осуществляет поиск
цели в секторе 16 град. по азимуту и 10 град. по углу места. Головки самонаведения
всех вариантов ракеты могут захватывать цель ( в том числе малоразмерную),
имеющую скорость до 40узлов, независимо от длительности автономного полета
и точности предварительных данных целеуказания.
Осколочно-фугасная боевая часть с большим количеством осколков, унифицированная
для всех вариантов ракеты Exocet, имеет контактный и неконтактный взрыватели.
Наибольшая эффективность боевой части достигается при углах встречи с
целью около 70 град..
Маршевый твердотопливный двигатель выполнен из алюминиевого сплава. Он
имеет внутреннее теплозащитное покрытие. Время работы двигателя - около
110 с. Шашка звездообразная, торцевого горения. Запуск двигателя производится
с помощью пирозарядов. Стартовый двигатель тоже твердотопливный, отличается
от маршевого меньшим весом. Время работы стартового двигателя 2 с.
Пуск ракеты производится из герметичного алюминиевого контейнера квадратного
сечения, имеющего постоянный угол возвышения около 12¦. Контейнеры устанавливаются
либо одиночно, либо пакетами по два-четыре на одной раме. При старте ракета
набирает высоту 30-75 м, затем снижается до 10-15 м, достигая в конце
стартового участка скорости, близкой к звуковой.
Горизонтальный полет на маршевом участке осуществляется по командам автономной
инерциальной системы и радиовысотомера. На дистанции 12-15 км от расчетного
места цели ракета снижается до 7 м. После включения головки самонаведения
в течение двух секунд выполняются обнаружение, захват цели и переход на
ее автоматическое сопровождение. Если противник применяет средства радиоэлектронной
борьбы, то головка самонаведения может переключаться на режим самонаведения
на помеху. В случае пролета над малоразмерной целью боевая часть подрывается
от неконтактного взрывателя.
Ракета Exocet ММ-40 берегового и корабельного базирования предназначена
для применения по целям за пределами видимого горизонта. Целеуказание
выдается самолетами и вертолетами. Компоновочная схема такая же, как у
модиифкации ММ-38. Рули и крыло складывающиеся. Хранится в цилиндрическом
облегченном контейнере. Усовершенствована бортовая система управления:
корабль-носитель может стрелять по цели в секторе 90 град. залпами по четыре
ракеты, которые способны одновременно атаковать цель с разных направлений.
Пуск ракеты происходит автоматически в момент, когда крен корабля уменьшается
до безопасного (17 град).
После старта ракета поднимается до высоты 75 - 80 м, затем снижается до
30 м и после пролета 2,5 км стабилизируется на маршевой высоте 15 м. На
дистанции 10 км от расчетного места цели ракета снижается до 8 м, включается
ГСН. При устойчивых параметрах движения цели ракета с достаточно высокой
вероятностью поражает цель, находящуюся на расстоянии до 70 км и имеющую
ход до 40 узлов.
Береговые ракетные комплексы оснащаются спаренными или счетверенными
пусковыми установками. В состав каждой батареи береговой обороны входят
передвижная РЛС обнаружения и целеуказания, три станции управления огнем,
две пусковые установки и ремонтная мастерская.
Ракета Exocet SМ-39 состоит на вооружении французских дизельных подводных
лодок типа Agosta и атомных типа Rubin. Компоновочная схема такая же,
как у модификации ММ-38, конструкция крыла и рулей - как у ММ-40. В торпедном
аппарате ракета находится в специальной капсуле, выталкиваемой при старте
с помощью газогенератора. На безопасном расстоянии от подводной лодки
включается РДТТ капсулы. Под водой капсула управляется с помощью рулей,
находящихся в истекающей струе двигателя. Капсула проходит подводный участок,
выходит из-под воды и достигает высоты 30 - 50 м, где происходит отделение
капсулы и включение маршевого двигателя ракеты. В конце маршевого участка
полета на короткое время включается ГСН. На участке самонаведения после
захвата цели и определения параметров ее движения высота полета уменьшается
до 2 - 3 м. В блоке выработки команд наведения производится непрерывное
сравнение сигналов от ГСН и инерциальной системы. По величине рассогласования
сигналов производится формирование команд управления.
Авиационная ракета Exocet АМ-39 по сравнению с корабельными меньше по
размеру, обладают улучшенными летно-техническими характеристиками, оснащены
системой противообледенения. Двигатели изготовлены не из легких сталей,
а из стали, что позволило не только уменьшить габариты, но и применить
более эффективное топливо, увеличив тем самым дальность стрельбы (50 км
при пуске с высоты 300 м, 70 км при пуске с высоты 10 тыс.м). Минимальная
высота пуска - 50 м.
Последняя модернизация - Exocet block II была завершена в 1993 г. и касалась
перевода на цифровые методы работы системы управления и головки самонаведения.
Exocet block II обладает большими возможностями преодоления средств противоракетной
обороны.
Первое боевое применение ракета Exocet имела 4 мая 1982 г. в ходе войны
за Фолклендские острова. В этот день аргентинский патрульный самолет "Нептун"
на расстоянии около 200 км обнаружил соединения английских кораблей. С
авиабазы Рио-Гранде, расположенной на расстоянии около 850 км, поднялись
5 штурмовиков "Супер Этандар". Из них только 2 несли по одной противокорабельной
ракете Exocet под правой консолью,а под левой - сбрасываемый топливный
бак емкостью 1100л. Один самолет с таким же вооружением был резервным,
два других несли только топливные баки, выполняя функции заправщиков.
Штурмовики шли на высоте 50 м над уровнем моря. В 46 км от кораблей летчики
увеличили высоту до 150м, произвели кратковременное, на 30 с, включение
бортовых РЛС. На экранах индикаторов высветились отметки двух целей: эсминца
УРО "Шеффилд" и фрегата "Плимут". Угол между направлениями на них составлял
40¦. После ввода данных целсуказания по каждой цели с дистанции 37 км
был выполнен пуск двух ракет Exocet. В момент пуска бортовые системы
предупреждения информировали летчиков о подсвете самолетов радиолокационной
станцией фрегата "Плимут". Поисковая РЛС "Шеффилда" была выключена для
устранения помех спутниковой системе связи "Скайнет", через которую велись
переговоры с Лондоном. Самолеты тотчас же вышли из зоны действия ЗРК "Си
Дарт", которыми были вооружены английские эсминцы типа "Шеффилд". Активная
радиолокационная головка самонаведения одной из ракет захватила "Шеффилд"
на дистанции 12-15 км, высота ее полета снизилась до 2-3 м. Визуально
ракету заметили лишь за 6 с до попадания в корабль. Ракета пробила борт
на 1,8м выше ватерлинии, но внутри корпуса не взорвалась - не сработал
контактный взрыватель замедленного действия. От остатков ракетного топлива
загорелись электрические кабели и краска. Отсек быстро наполнился ядовитым
дымом, создалась реальная угроза взрыва ракет и артиллерийского боезапаса.
После пяти часов безрезультатной борьбы с пожаром экипаж покинул корабль.
Вторую ракету с фрегата "Плимут" обнаружили заблаговременно, - за 40 с.
Завесой из дипольных отражателей были созданы пассивные помехи, которые
увели ракету в ложном направлении.
Самым крупным кораблем, потопленным управляемой ракетой после 1945 г.,
оказался британский авиатранспорт "Атлантик Конвейер", переоборудованный
перед войной из гражданского контейнеровоза. 25 мая пара самолетов "Супер
Этандар" вылетела с авиабазы в Рио-Гранде и взяла курс на северо-восток,
затем довернула на восток, произвела дозаправку топливом от самолета С-130
и, следуя в южном, а затем в западном направлении, вышла в район маневрирования
авианосного соединения на высоте 30 м со стороны, с которой меньше всего
ждали нападения. Наведение па цель производилось с самолетов С-130. На
дальности 80 км от предполагаемого местонахождения соединения аргентинские
летчики обнаружили авианосец "Гермес" в окружении других кораблей. Осуществив
пуск ракеты с дистанции 48 км от цели, самолеты сразу же ушли в сторону
континента на предельно малой высоте. В это время англичане с кораблей
и поднятых в воздух вертолетов выставили помехи - дипольные отражатели.
Дезориентированные помехами ракеты захватили находившийся в 6 км от авианосца
"Атлантик Конвейер" и потопили его вместе с находившимися на борту 15
вертолетами "Уэссекс" и "Чинук".
30 мая самолет "Супер Этандар" выпустил 2 ракеты Exocet по английскому
авианосцу "Инвинсибл". Корабли охранения и вертолеты поставили завесы
в виде облаков из дипольных отражателей, в результате чего обе ракеты
сбились с курса и упали в море.
17 мая 1987 г. иракский истребитель "Мираж" выпустил 2 ракеты Exocet
по американскому фрегату "Старк". Обе ракеты попали в борт фрегата, но
взорвалась только одна. Тем не менее фрегат был тяжело поврежден. Американские
эксперты отметили, что будь это в штормовой Атлантике, а не в штиль в
Персидском заливе, то фрегат неминуемо бы затонул.