Ракета Gabriel Мк1, разработанная фирмой IAI - Israeli Aircraft Indusries,
поступила на вооружение израильских катеров в конце 60-х годов. Сравнительно
небольшая дальность полета (около 25 км) и наличие полуактивной головки
самонаведения значительно ограничивали боевые возможности носителя, РЛС
которого должна находиться в рабочем режиме до момента поражения цели.
В начале 70-х годов была разработана ракета Gabriel Мк2 с дальностью полета
36 км, достигнутой благодаря увеличению размеров и повышению качества
маршевого твердотопливного двигателя. Однако система наведения ракеты
осталась прежней.
Новые модификации ракеты Gabriel (корабельная - МкЗ и авиационная - МкЗ
A/S), оснащенные активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН),
как полагают зарубежные специалисты, в большей степени отвечают современным
требованиям.
Ракета имеет нормальную аэродинамическую схему. Корпус состоит из трех
отсеков. В первом отсеке находится система наведения (ИНС и ГСН), во втором
ў источник питания, в третьем ў полубронебойная боевая часть, предназначенная
для поражения целей различного класса и оснащенная контактным взрывателем
замедленного действия. В средней части фюзеляжа расположены крестообразное
крыло и двигательная установка, в хвостовой ў рули управления и силовые
приводы.
Ракета имеет небольшую ЭПР. Активная радиолокационная помехозащищенная
ГСН Х-диапазона с быстрой перестройкой частоты может работать в режиме
самонаведения на корабельную станцию активных помех, что значительно снижает
эффективность ПВО объекта удара.
Для управления ракетой можно использовать один из двух режимов: автономный
или с коррекцией инерциальной навигационной системы. Первый режим применяется
при пуске со штурмовиков (истребителей-бомбардировщиков), второй ў при
старте ракеты с самолетов базовой патрульной авиации, РЛС которых могут
одновременно сопровождать несколько целей.
При автономном управлении координаты цели вводятся в БЦВМ ракеты одновременно
с текущей информацией о скорости и пространственном положении носителя
в момент пуска. Стартовавшая ракета полого снижается по программе до высоты
20 м, после чего выполняет горизонтальный полет под контролем радиовысотомера.
При наведении с помощью инерциальной навигационной системы и БЦВМ предусматривается
вывод ракеты в зону цели и включение в назначенной (расчетной) точке ГСН.
На участке самонаведения высота полета в зависимости от волнения моря
составляет 1,5ў4 м.
Автономное управление ў основной режим для ракеты Gabriel МкЗ A/S. Целеуказание
при этом осуществляется тремя способами:
В основе первого из них ў автоматический ввод данных от самолетной РЛС.
При входе самолета-носителя в зону дальности действия ракеты ввод данных
целеуказания прекращается, и мигающий индикатор информирует летчика о
возможности пуска ПКР. Второй способ предусматривает получение данных от внешних разведывательных
средств, например от другого самолета или беспилотного летательного аппарата.
Третий способ наиболее простой ў расчетные значения пеленга и дистанции
до цели вводятся в БЦВМ ракеты вручную через панель системы управления
огнем. Кроме того, для своевременного включения ГСН летчик устанавливает
один из расчетных диапазонов дальности полета ракеты: от 20 до 40 км или
свыше 40 км.
Автономное управление ракетой, по мнению зарубежных экспертов, имеет
и недостаток, обусловленный тем, что активная ГСП после включения ведет
поиск в довольно обширной зоне, а это увеличивает уязвимость ракеты в
первую очередь от средств радиоэлектронной борьбы. Для уменьшения зоны
поиска (т. е. увеличения времени скрытого режима) при наведении ракет
Gabriel МкЗ может производиться коррекция инерциальной системы. В этом
случае самолет-носитель продолжает сопровождать цель после пуска ракеты
и корректирует траекторию ее полета по радиокомандной линии.
Корабельная ракета Gabriel МкЗ также может применяться в режиме радиокомандного
наведения с радиолокационной подсветкой цели, как у ракет первых модификаций.
Потивокорабельная крылатая ракета Gabriel применяется с самолетов F-4
Phantom-II, А-4 SkyHawk, С2 Kfir, Sea Scan. Пуск Gabriel МкЗ A/S самолетом-носителем производится в диапазоне высот
90ў9000 м: при скорости 400ў650 км/ч ў на малых высотах, при скорости
650ў750 км/ч ў на больших.