В 1957 г. в ОКБ-2-155 началась разработка ракеты К-14 и был создан экспериментальный
снаряд для отработки ее системы наведения. Саму К-14 довести так и не
удалось, но на базе снаряда-лаборатории для отработки ее ГСН была создана
противокорабельная ракета КСР, которая предназначалась
для замены старых КС-1, дальность и скорость которых была уже недостаточной.
Характеристики ракеты повысили за счет применения АРГСН КС-2М (КС-ПМ)
и двухрежимного ЖРД С2.721В. Работы были начаты по Постановлению СМ
1781 от 2 апреля 1956 г. Крылатая ракета КСР предназначалась для поражения
радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением
не менее 10 тыс. тонн, а также - железнодорожных мостов, плотин и др.
Основным отличием КСР от "Кометы" была замена турбореактивного двигателя
на более простой и дешевый жидкостный реактивный двигатель, и более совершенная
система самонаведения. Ракету проектировал Дубненский филиал ОКБ-155 (ОКБ-2-155).
Главный конструктор А.Я. Березняк. С 1 июня по 15 ноября 1958 г. были
проведены совместные летные испытания КСР. В ходе испытаний с бомбардировщика
Ту-16КСР было запущено 11 снарядов на дальность до 100 км. Шесть снарядов
было выпущено по кораблям-целям (танкерам "Джапаридзе" и "Чкалов"), а
остальные - по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из
6 пусков по кораблям на дальность 90-96 км отмечено 4 прямых попадания,
1 промах и 1 пуск не зачтены из-за отказа станции наведения.
Запуск жидкостного реактивного двигателя С2.721В происходил безотказно
в момент отцепки снаряда на всех высотах пуска с 4 до 10 км и скорости
носителя 400- 500 км/ч. Двигатель работал в двух режимах: первом с тягой
1200-1220 кгс и втором с тягой 700-680 кгс в полном соответствии с тактико-техническими
требованиями заказчика.
Испытания показали, что установленная на самолете-носителе радиолокационная
станция наведения К-ПМ обеспечивает при работе по наземной цели на высоте
4- 10 км обнаружение на дальности до 200 км и устойчивое автосопровождение
цели на дистанции 160-180 км. Сброс цели с автосопровождения происходил
на расстоянии до 13-15 км. При работе по морским целям дальность обнаружения
и взятия на автосопровождение зависела от многих факторов, в том числе
от типа корабля и направления захода. Так, при высоте полета Ту-16КСР
пять километров дальность обнаружения танкеров "Джапаридзе" и "Чкалов"
составила 140-160 км, а дальность их устойчивого сопровождения 120-160
км.
Тем не менее было решено провести доработку ракеты. По этому поводу даже
вышло специальное Постановление СМ " 998-435 от 22 августа 1959 г. В ОКБ-286
для ракет была разработана усовершенствованная головка самонаведения с
антенной увеличенных размеров - диаметр радиопрозрачного обтекателя увеличился
почти до миделя ракеты. Наряду с перекомпоновкой носовой части ракеты
изменилось и хвостовое оперение - стабилизатор переместили с киля на фюзеляж.
Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина ракеты КСР-2
составила 8,62 м, максимальный диаметр корпуса - около 1 м, размах крыльев
4,52 м. Стартовый вес ракеты 4,08 т. Боевая часть ракеты ФК-2 фугасно-кумулятивного
действия весом 850 кг. Вес взрывчатого вещества 684 кг. Фугасно-кумулятивная
боевая часть ФК-2 пробивала броню толщиной до 300 мм. Для поражения наземных
целей предназначалась боевая часть ФК-2Н - фугасная с активной оболочкой.
Кроме того, имелась и специальная боевая часть.
Дальность пуска ракет КСР-2 составляла 160-170 км. Цель бралась на автосопровождение
за 20-30 км до точки пуска ракеты. В отличие от "Кометы", цель бралась
на автосопровождение бортовой РЛС ракеты, а не самолета. При этом можно
было направить обе ракеты на одну цель или выбрать для каждой свою цель.
Отцепка ракет происходила поочередно. Через 7 с после отцепки запускался
двигатель и начинался разгон. Просадка ракеты после отделения от самолета
составляла 600-1200 м в зависимости от высоты и скорости полета.
Через 40 с после отцепки механизм времени выдавал команду на подключение
автопилота ракеты к РЛС самонаведения КС-11М, а двигатель переводился
на маршевый режим. К этому моменту скорость ракеты достигала 1250 км/ч.
С приближением ракеты к цели на расстояние 15 км станция К-11М выдавала
команду на разориеп-тирование гироскопа упреждения, и управление ракетой
производилось уже с учетом скорости цели. Эта же команда использовалась
для разблокирования стопорного устройства антенны, и после того, как ее
оптическая ось совмещалась с продольной осью ракеты, вновь стопорилась.
В таком режиме станция К-11М работала до конца полета ракеты. Когда до
цели оставалось 450 м, станция КС-11М выдавала команду на отключение радиоуправления,
и ракета продолжала полет, сохраняя последнее положение еще в течение
1,2-1,6 с, после чего переходила на пикирование.
30 декабря 1961 г. ракета КСР-2 Постановлением СМ " 1261-537 была принята
на вооружение, а в феврале 1962 г. было принято Постановление о переоборудовании
самолетов Ту-16КС и Ту-16 в носители ракет КСР-2. Ракетный комплекс получил
название К-16, позже он был переименован в Ту-16К-16. Комплекс включал
в себя ракету КСР-2 и самолет-носитель Ту-16КСР-2 с аппаратурой управления
ракетой "Рубикон".
В части ракета КСР-2 стала поступать в феврале 1963 г. Всего на эти ракеты
перешли 4 авиационных полка. Первые практические пуски производились экипажами
33-го учебного центра с 25 октября по 23 ноября 1962 г.
Параллельно с освоением ракеты в частях велись работы по снижению высоты
пуска ракеты. Выяснилось, что ее можно запускать с высоты 2 км.
22 апреля 1968 г. вышел приказ министра обороны СССР о доработке ракеты
КСР-2 для обеспечения возможности пусков ее с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные
ракеты получили индекс КСР-24. Просадка ракеты после отцепки уменьшилась
до 150-200 м, через 50 с она выходила на высоту пуска, а еще через 40-50
с оказывалась выше на 500-800 м. Дальше полет происходил по наклонной
прямой к цели в режиме самонаведения по курсу и высоте. Практические полеты
позволили установить, что минимальная дальность пуска ракеты с высоты
500 м ограничивается радиолокационной видимостью цели и временем, затрачиваемым
на подготовку ракеты к пуску. Практически она составляла 70-80 км.
Ракетный комплекс Ту-16К-16 имел ряд неустранимых недостатков. Он был
подвержен радиоэлектронным помехам, дальность применения сильно зависела
от гидрометеорологических условий, волнения моря, имел относительно небольшую
скорость и др. Но, несмотря на это, ракета довольно устойчиво наводилась
на корабли, а так как каждая из них могла настраиваться на свою частоту,
это позволяло применять до 20 ракет без взаимных помех. Для заправки ракет
окислителем АК-20Ф использовались специальные заправочные комплексы, и
только начиная с 1961 г. и этих целях стали применяться ампульныс средства
заправки окислителем - 1 ампула на 2 ракеты.
Согласно Постановлению " 684 от 19 июня 1959 г. па базе ракеты КСР была
создана ракета-мишень КРМ, предназначенная для отработки комплексов ПВО.
Комплекс Ту-16К-16 получил боевое применение в ходе арабо-израильской
войны в октябре 1973 г. Арабы выпустили 82 ракеты КСР-2. Любопытно, что
ракеты, проданные арабам, имели только одну частоту наведения, что ограничило
число запускаемых ракет и существенно ухудшило помехоустойчивость.