В отличие от Х-31 с ее молниеносным броском к цели, при создании Х-35
реализовался принцип скрытного применения с дальних рубежей, а ТТЗ практически
соответствовало заданному при разработке удачной американской ПКР AGM-84
"Гарпун", что и обусловило сходные технические решения. Основной задачей
при создании Х-35, разработанной на основе корабельной крылатой ракеты
3М24 "Уран", было достижение загоризонтной дальности полета. Для этого
на ракете был установлен экономичный малогабаритный ТРД, а в конструкции
использована самолетная компоновка: корпус цилиндрической формы с подфюзеляжным
воздухозаборником, несущее крыло большой площади, цельноповоротное оперение.
Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов
и не имеет эксплуатационных разъемов.
В нем размещены активная РГСН под радиопрозрачным стеклопластиковым обтекателем,
бортовая САУ, состоящая из инерциальной системы, вычислителя, радиовысотомера
и автопилота, энергоблок, боевая часть весом 145 кг, топливный бак (горючее
- авиационный керосин) и маршевый двигатель. Для хранения в транспортно-пусковых
контейнерах на кораблях и комплексе "Бал" береговой обороны крыло ракеты
выполнялось складным; в авиационном варианте Х-35 крыло неподвижное для
упрощения конструкции и повышения весовой отдачи.
Запуск ТРД после отделения от носителя (раскрутка турбины) производится
пиростартером. Х-35 несет АРГС-35 массой 47,5 кг с зоной обзора по азимуту
+45 градусов и +10 -20 градусов по вертикали, обеспечивающую дальность
захвата 20 км.
Осколочно-фугасная БЧ заключена в проникающий кожух, обеспечивающий пробитие
обшивки и массивных корпусных конструкций и оборудования корабля без разрушения
самой БЧ и ее "доставку" во внутренние отсеки, где разрушающее действие
будет максимальным. Примечательно, что ПКР нового поколения не рассчитаны
на поражение кумулятивным действием - бронированные корабли ушли в прошлое,
а сама кумулятивная струя выжигает лишь узкий сектор, уступая фугасному
удару и осколочному потоку при внутреннем взрыве. Пуск Х-35 может осуществляться
в направлении расчетного места атакуемого корабля, профиль полета программируется
и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр "змейка" для
обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной
и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную
для поражения маневрирующей цели.
Маршевая скорость полета Х-35 - дозвуковая, 240-270 м/с, а снижение уязвимости
достигается уменьшением высоты профиля с маршевых 5-10 м до 3-5 м на конечном
участке - ракета летит практически на высоте гребней волн. По оценкам
эффективности, Х-35 обеспечивает уничтожение корабля класса эсминец не
более, чем двумя попаданиями ракет, для потопления меньших целей достаточно
одной ракеты. Х-35 должны были войти в состав вооружения большинства ударных
самолетов АВМФ, включая палубные МиГ-29К, штурмовики Су-25ТМ, дальние
патрульные Ту-142, способные нести до 8 ракет под крылом, и вертолеты
Ка-27, Ка-29 и Ка-31А-7. Однако задержки с разработкой затянули процесс,
и заказчик не имел возможности провести совместные испытания Х-35 вплоть
до распада Союза, после чего проблемы еще более затяжной характер.
Авиационные ПКР Х-35 созданы в вертолетном варианте (изд. 78) со стартовым
РДТТ, предназначенном для Ка-27, Ка-29 и Ка-31А-7, самолетном Х-35У (изд.
35У), имитатор цели ИЦ-35 (служит для обучения корабельных расчетов средств
ПВО). Разрабатывается так же модель с тепловизионной ГСН.
|
Дальность
действия, км
Скорость полета, м/с
Высота полета на маршевом участке, м
Высота полета на конечном участке , м
Длина ракеты, мм
Максимальный диаметр корпуса, мм
Размах крыльев, мм
Стартовый вес , кг
Тип БЧ
Вес боевой части, кг
Широта использования, " |
5-130
300
5-10
3-5
4400
420
930 (1000-1150)
630
осколочно-фугасная проникающая
145
от 75 С.Ш. до 75 Ю.Ш. |
Радиолокационная ГСН АРГС-35 |
Тип
Угол горизонтального обзора, "
Угол азимутального обзора, "
Дальность действия, км
Вес, кг
Диаметр, мм
Длина, мм |
активная радиолокационная
от -45 до +45
от +10 до -20
20
40-47,5
420
700 |
Ограничения по применению ГСН |
-осадки, мм/с
-волнение моря, баллов
-температура использования, "C |
до 4
5-6
от -50 до +50 |
Авиационная пусковая установка |
Тип
Число ракет на ПУ
Разработчик
Вес пустой ПУ, кг
Длина ПУ, мм
Ширина ПУ, мм
Высота ПУ, мм |
АКУ-58 (ПУ-58)
1
МКБ "Вымпел"
185
3810
130
220 |
Уголок неба. 2004
|
|