В 1978 г. в ОКБ "Звезда" началась работа над комплексом 3М24 "Уран"
с дозвуковой малогабаритной ПКР Х-35 для вооружения малых ракетных кораблей
пр. 1141.8, 10411, 02065, сторожевиков пр. 1154 и др. Х-35 оснащалась
стартовым РДТТ и маршевым турбореактивным двигателем. Система управления
была комбинированной с инерциальным навигационным устройством и разработанной
в НПО "Ленинец" активной РГСН АРГС-35, включавшейся на конечном этапе.
Для обеспечения быстрого обнаружения и захвата цели антенна ГСН имеет
большой угол поворота - по 45 град, вправо и влево. Проход ПВО обеспечивался
предельно малой высотой полета, высокой помехозащищенностью и малой ЭПР
ракеты. В 80-х гг. на базе этой ПКР была спроектирована УР Х-35
(изд. 78) воздушного базирования, поставлявшаяся в двух вариантах.
Для старта с вертолетов (предлагалась для многоцелевого экспортного Ка-32А7
и его аналога для отечественной морской авиации) она поставлялась с укороченным
стартовым ускорителем, для старта с самолетов - без него. В качестве самолетов-носителей
для Х-35 использовались Ту-142М (по 4 УР на двух подкрыльевых пилонах),
МиГ-29К и Су-27К (по 4 ракеты на АКУ-58), вариант Су-27ИБ с ПрНК "Морской Змей", а также другие самолеты советского производства.
Ракета Х-35 предназначена для поражения кораблей класса "эсминец", "фрегат",
"ракетный катер" и "транспорт". Ее особенность - более мощная по сравнению
с Х-31А БЧ. Для поражения цели типа "эсминец" достаточно 1,8 попаданий
ракет типа Х-35. Проход зоны ПВО обеспечивается полетом на предельно малых
высотах и выполнением противозенитных маневров "горка" и "змейка".
В ходе отработки конструкция Х-35 претерпевала изменения. В частности,
дорабатывались консоли стабилизатора, установленного на разгонном блоке.
В настоящее время Х-35 в ВВС и Авиацию ВМФ России не поставляется из-за
недостатка средств. С 1992 г. она предлагается на экспорт под индексом
Х-35Э во всех перечисленных вариантах, а также в составе комплекса береговой
обороны "Бал-Э". Поставки за рубеж ракетных катеров пр. 02065 с комплексом
"Уран-Э" уже начались. Велись также переговоры о поставках корабельных
Х-35 (3М24) для Индии и Вьетнама, что не исключает возникновения у этих
стран интереса и к авиационным вариантам этой ракеты для оснащения своих
самолетов Ту-142МЭ, Су-30МКИ и Су-27СК, а также вертолетов Ка-28 и им
подобных.
Сообщалось также о разработке модификации Х-35 с термовизионной ГСН и
имитатора целей ИЦ-35.
|
Дальность
действия, км
Скорость полета, м/с
Высота полета на маршевом участке, м
Высота полета на конечном участке , м
Длина ракеты, мм
Максимальный диаметр корпуса, мм
Размах крыльев, мм
Стартовый вес, кг
Вес боевой части, кг
Широта использования, " |
5-130
300
5-10
3-5
3750
420
930
480
145
от 75 С.Ш. до 75 Ю.Ш. |
Радиолокационная ГСН АРГС-35 |
Угол горизонтального обзора, "
Угол азимутального обзора, "
Дальность действия, км
Вес, кг
Диаметр, мм
Длина, мм |
от -45 до +45
от +10 до -20
20
40-47,5
420
700 |
Ограничения по применению ГСН |
-осадки, мм/с
-волнение моря, баллов
-температура использования, "C |
до 4
5-6
от -50 до +50 |
Авиационная пусковая установка |
Тип
Число ракет на ПУ
Разработчик
Вес пустой ПУ, кг
Длина ПУ, мм
Ширина ПУ, мм
Высота ПУ, мм
Высота пуска с самолета носителя, м
Скорость носителя, км/ч |
АПУ-78 или АКУ-58
1
МКБ "Вымпел"
185
3810
130
220
200-5000
600-1100 |
Уголок неба. 2004
|
|