Уголок неба ¦ Х-61 ЯХОНТ

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
   главная вооружение пкр
 
     Х-61 Яхонт
       
Страна: Россия
Тип: Тактическая противокорабельная ракета

 

Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) Х-61 "Яхонт" предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных ПКР, имеющих относительно узкую "специализацию" по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках. По степени "универсальности" он должен был превзойти зарубежного "рекордсмена" в этой области - американскую ПКР "Harpoon" .

Отличительными особенностями ракеты "Яхонт" являются:

  • загоризонтная дальность стрельбы
  • полная автономность боевого применения ("выстрелил-забыл")
  • набор гибких ("низкая", "высокая-низкая") траекторий
  • высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета;
  • полная унификация для широкой номенклатуры носителей (надводных кораблей
  • всех основных классов, подводных лодок и наземных пусковых установок)
  • пониженная заметность для современных РЛС

Ракета "Яхонт" выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает "Яхонту" высокую маневренность (максимальный угол атаки - до 150), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПРО противника.

Cиловая установка ПКР включает маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. СПВРД рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20 тыс. м. Тяга двигателя - 4 тыс. кгс, сухая масса - 200 кг. Воздухозаборник СПВРД - носовой осесимметричный с центральным конусом.

По сути вся ракета - от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. За исключением центрального конуса воздухозаборника, в котором размещены блоки системы управления, антенна радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного двигателя, использованы под маршевое топливо и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень.

После выхода ракеты из пускового контейнера включается твердотопливный разгонный блок, установленный по принципу Їматрешки¦ в камере сгорания маршевого двигателя. Несколько секунд его работы разгоняют ракету до скорости 2 маха. Затем стартовик выключается, его выбрасывает из маршевого набегающим потоком воздуха, и ЇЯхонт¦ продолжает полет на скорости в 2,5 маха, обеспечиваемой прямоточным жидкостным воздушно-реактивным двигателем. Ракета оснащена комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной - на заключительном этапе полета).

Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания. Радиолокационная станция (РЛС) головки самонаведения может захватывать надводную цель класса "крейсер" на дальности до 75 км. После первоначального захвата цели ракета выключает радиолокационную станцию и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5-10 м). В результате на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО. В дальнейшем, после выхода ПКР из-за радиогоризонта, РЛС включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На этом относительно коротком участке полета сверхзвуковая скорость "Яхонта" затрудняет его поражение средствами ПВО малой дальности, а также постановку помех его головке самонаведения.
Благодаря малому полетному времени и большой дальности действия головки самонаведения ПКР"Яхонт" не предъявляет жестких требований к точности информации целеуказания.

Обзор всей зоны положения целей с большой высоты создает условия предварительного целераспределения ракет по кораблям группы и селекции ложных целей. Главное достоинство ракеты ЇЯхонт¦ - программа наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу Їодна ракета - один корабль¦ или Їстаей¦ против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все тактические возможности комплекса. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию РЭБ противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе манёвра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину (БЦВМ) ракеты заложены электронные портреты всех современных классов кораблей. К тому же в БЦВМ есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет определить кто перед ней - конвой, авианосец или десантная групппа, и атаковать главные цели.

Заблаговременное снижение ракеты из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели обеспечивает срыв сопровождения ПКР стрельбовыми комплексами ПВО, что наряду с высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета на участке самонаведения резко снижает возможности по перехвату ПКР "Яхонт" даже самой развитой корабельной ПВО.

Сама ракета заключена в герметичный транспортно-пусковой контейнер (ТПК). О плотности компоновки свидетельствует почти полное отсутствие зазоров между фюзеляжем крылатой ракеты и внутренней поверхностью ТПК. Габариты ракеты дают возможность двух-, трехкратного наращивания боекомплекта носителей ПКР аналогичного класса.

Транспортно-пусковой контейнер - неотъемлемая часть ракеты. В ТПК, будучи полностью готовой к боевому применению, ракета покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель. Без извлечения из контейнера через специальный борт-разъем контролируется техническое состояние ракеты и ее систем.

ТПК с ракетой крайне неприхотлив в эксплуатации, не требует подвода жидкости и газа и не предъявляет дополнительных требований по микроклимату в местах хранения и на носителях. Все это в целом не только упрощает эксплуатацию, но и служит залогом высокой надежности техники, которая находится в "комфортных" условиях в течение всего срока службы.

Использование ТПК, широкий диапазон возможных углов старта, схема запуска, не требующая организации отвода газов реактивной струи, позволяют легко вписывать ракету в архитектуру широкого круга носителей. Причем для этого могут использоваться пусковые установки самой различной конструкции. Например - предельно простые по устройству пусковые установки стеллажного типа, предназначенные для малотоннажных судов класса "ракетный катер - корвет", и модульные вертикальные установки для надводных кораблей большего водоизмещения - фрегатов, эсминцев и крейсеров. Если комплекс устанавливается на модернизируемом корабле, вместо одной стартовой позиции Їстарой¦ крылатой ракеты можно будет установить три контейнера ПКР ЇЯхонт¦. Например, при модернизации катера проекта 1241 ЇТарантул¦ вместо четырех ракет П-15 ЇТермит¦ может быть установлено 12 ПКР ЇЯхонт¦.

Предполагается ее использовать в береговом подвижном комплексе противокорабельной обороны ЇБастион¦, размещенном на автомобильном шасси МАЗ-543.

Авиационный вариант "Яхонта" при сохранении или некотором улучшении основных тактико-технических характеристик "корабельно-наземного" варианта (максимальная дальность 300 км, диапазон крейсерских скоростей 2,0-2,6 М, максимальная высота полета до 15 км) имеет значительно меньшую стартовую массу (2550 кг). Воздухозаборник и сопло закрыты сбрасываемыми после старта обтекателями (кстати, внешне именно носовой обтекатель отличает авиационный вариант от корабельного). Все это уменьшает аэродинамическое сопротивление ПКР на внешней подвеске самолета и позволяет вооружать новыми ракетами летательные аппараты практически всех классов, в том числе и легкие истребители. В частности, самолет МиГ-29 может нести на подкрыльевых узлах подвески две ракеты "Яхонт". Боекомплект истребителя Су-33 увеличен до трех ракет. Дальний патрульный самолет Ту-142 может нести восемь ПКР. В последнем случае высокая плотность залпа позволяет наносить эффективные удары по корабельным группам, имеющим мощную ПВО.






















 
Разработчик
Дальность стрельбы,км
- по комбинированной траектории
- по низковысотной траектории
Высота полета, м
- на маршевом участке траектории
- на низковысотной траектории
- у цели
Скорость полета,м/c
- на высоте 15км
- на низковысотной траектории
Длина ракеты, мм (корабельная)
Длина ракеты, мм (авиационная)
Длина ТПК, мм (авиационная)
Размах крыльев, мм
Стартовый вес, кг (авиационная)
Стартовый вес, кг (корабельная)
Вес в ТПК, кг
Боевая часть
Тип
Вес, кг
Головка самонаведения
-дальность действия, км
-угол захвата цели, ¦
-время готовности, мин
-масса, кг
Боеготовность комплекса к пуску, мин
Время межрегламентных проверок, год
Гарантийный срок эксплуатации, год
НПО Машиностроения

300
120

14000-15000
10-15
5-15

750 (2,6М)
2,0М
8000
6100
8900
1700
2500
3000
3900

проникающая
200-250

до 80
+/-45
2
89
4
3
7





Список источников:

М-Хобби. В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса "воздух-земля"
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты
Информационная система "Ракетная техника"


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама: