Уголок неба ¦ Fokker T.VIII

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой морские
   Fokker T.VIII
       
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1939
Тип: Торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


Голландский гидросамолет Fokker T-VIII достоин упоминания уже одним только фактом своего участия в боевых действиях в составе флота Нидерландов, Берегового командования Королевских ВВС и люфтваффе. Однако помимо этого факта в карьере гидросамолета Fokker T-VIII был ряд других не менее интересных моментов: это был первый самолет-торпедоносец, созданный в Нидерландах; 10 мая 1940 года гидросамолет Fokker T-VIII перевез в Великобританию двух голландских министров, уполномоченных просить помощи против немецкого вторжения и, наконец, это был один из голландских самолетов, который смог избежать захвата немцами.

В 1938 году стало очевидным, что война в Европе становится все более и более вероятной. И хотя Нидерланды как и в годы Первой Мировой войны надеялись остаться нейтральными, руководство страны начало укрепление вооруженных сил.

В 1937 году морская авиационная служба (Marine Luchtvaart Dienst - MLD) была ответственна за береговую оборону Нидерландов. Для этого она нуждалась в новых самолетах и на вооружение планировалось принять бомбардировщики и торпедоносцы. Испытания по выполнению самолетами торпедных атак были проведены на устаревших бомбардировщиках Fokker T-IV и на одномоторных гидросамолетах Fokker C-VIIIW.

В 1938 году в Соединенные Штаты была отправлена комиссия с целью закупки современных самолетов. Было нелегко найти все необходимое, но, тем не менее, с компанией Douglas был заключен договор на поставку 22 самолетов-торпедоносцев TBD-1. Первый самолет должен был быть поставлен через пять месяцев, после чего TBD-1 должны были поступать с интервалом две машины в неделю. К сожалению, когда комиссия вернулась в Нидерланды, она обнаружила, что командование решило не принимать на вооружение одномоторные самолеты-торпедоносцы с колесным шасси, сделав ставку на двухмоторные поплавковые гидросамолеты. Следствием этого решения стала отмена американского заказа.

Выбор голландских военных остановился на Fokker T-VIII W. 20 сентября 1938 года был подписан первый заказ на пять машин. Год спустя за счет дополнительных средств бюджета 1939 года был сделан новый заказ на 19 гидросамолетов. Война становилась неизбежной и в парламенте было запрошено финансирование на дополнительную партию из 22 машин. Однако было уже поздно: к 11 мая 1940 года MLD получила всего лишь 11 гидросамолетов Fokker T-VIII W.

Командованием MLD было принято решение о необходимости построить специальную версию для Нидерландской Ост-Индии (Индонезии) - 12 цельнометаллических самолетов, способных лучше выдерживать воздействие влажного климата. Шесть из них должны были базироваться в восточной части архипелага и взаимодействовать со строившимися в колониях торпедными катерами (MTB). Другие шесть машин должны были следить за рыболовецкими судами и в первую очередь за крупными японскими траулерами, которые голландцами справедливо считались кораблями-шпионами. Однако случилось так, что ни один T-VIII W не был отправлен в Нидерландскую Ост-Индию.

22 февраля 1939 года первый T-VIII W, получивший бортовой номер R-1, под управлением летчика Т. Х. Леехстра (T.H. Leegstra) поднялся в небо над расположенной неподалеку от Амстердама деревней Схелингвауде (Schellingwoude). В спецификации MLD каждому типу самолета соответствовала определенная литера; T-VIII W была присвоена буква R, Domier Do-24K - X и т.д..

Испытания на плавучесть были проведены в Марсдипе (Marsdiep), расположенном между Ден-Хелдером (Den Helder) - главной базой флота Нидерландов - и островом Тексель, где находилась база авиации флота Де-Мок (De Mok). Эти испытания были проведены 4 апреля летчиками компании Fokker Т. Х. Леехстра и Гербеном Сондерманом (Gerben Sonderman) и конструктором самолета инженером Беелингом (Beeling). Результаты этих испытаний были удовлетворительными, но требования к машине были скромными. Гидросамолет мог взлетать и садиться на воду при скорости ветра 10 м/с и при высоте волн до одного метра. В конце июля были поставлены пять машин первого заказа.

Поставка следующих машин была задержана началом войны, и R-6 покинул стены завода лишь в феврале 1940 года. В общей сложности MLD получила 11 гидросамолетов класса «R».

T-VIII W был монопланом с двумя радиальными 450-сильными двигателями Wright Whirlwind R-975-E3. По соображениям стандартизации моторы Whirlwind были более предпочтительными, нежели 350-сильные Armstrong Sidddeley Cheetah. Самолеты, предназначенные для действий в Европе имели смешанную конструкцию и обозначались T-VIII W/G (G [gemengd] - смешанный). Их крылья изготавливались из дерева и фанеры. Фюзеляж гидросамолета T-VIII W/G состоял из трех секций: дюралюминиевой передней, деревянной центральной и задней части, представлявшей собой ферму из хромомолибденовых труб с полотняной обшивкой. На самолетах второго заказа задняя часть фюзеляжа была дюралюминиевой. Впервые в деревянных крыльях соединения производились при помощи горячего, а не холодного, как было раньше, клея. Поплавки крепились к моторным рамам. По требованию MLD в цельнометаллической версии использовались заклепки с потайной головкой, придававшие поверхностям машины элегантный вид.

Помимо поставок для флота Нидерландов компания Fokker разработала модификацию для поставок на экспорт. Этот самолет отличали увеличенные на 1,96 метра и на 1,80 метра размах крыла и длина, а также возможность установки в зависимости от варианта одного из трех двигателей. Вариант T-VIII W/A должен был оснащаться двигателями Bristol Mercury VI, вариант T-VIII W/B с моторами Bristol Pegasus XXIV и вариант T-VIII W/C с 890-сильными двигателями Bristol Mercury XI. Последний вариант был заказан Финляндией в варианте бомбардировщика наземного базирования, который мог оснащаться колесным шасси и лыжами. Эта машина получила обозначение T-VIII L (L [Land] - земля, в отличие от W [Water] - вода).

Финский заказ был подписан 11 января 1939 года - до первого полета первого прототипа T-VIII W. Планировалось приобретение двух T-VIII W/C и, как и в случае с истребителем Fokker D-XXI, лицензии на их производство. За этими самолетами, имевшими заводские серийные номера 5636 и 5637, были зарезервированы военные номера FW-160 и FW-161. После сентября 1939 года голландские власти дали этим самолетам свои псевдо-военные номера R-37 и R-38 (вполне вероятно, что они не были нанесены на борта машин). 30 апреля 1940 года состоялся телефонный разговор между Энтони Фоккером и финским полковником Риссаненом (Rissanen) относительно возможности прибытия финского летчика. Но 10 мая стало уже не до полетов.

19 августа 1940 года R-37/FW-160 совершил свой первый полет. Оснащенные колесными шасси FW-160 и FW-161 выполняли испытательные полеты, неся на себе немецкие военные номера KD + GG и KD + GH. Переданные в ведение имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium - RLM) эти самолеты 14 апреля и 14 июля эти машины были доставлены в Германию, где их следы теряются.

Другие страны, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Португалия и Швеция, проявили интерес к Т-VIII W, но заказов на эти гидросамолеты не последовало.

В сентябре 1939 года - сразу после начала войны - на вооружении MLD находились пять T-VIII W (военные номера R1 - R5, серийные - с 5609 по 5613), поставленные с 25 апреля по 28 июля 1939 года. Первоначально их планировалось использовать для обучения экипажей и для тренировок в торпедометании, в то время как остальные 19 должны были пойти на формирование боевых групп. Однако отсутствие других самолетов внесло свои коррективы, возложив на R1 - R5 еще обязанность вести патрулирование. Тренировки в торпедометании, во время которых было произведено 11 пусков полноразмерных макетов торпеды VI45 Weymouth, проходили в период с 3 ноября и 7 декабря 1939 года.

Испытания с полноразмерным макетом, разработанным торпедной службой (Torpedodienst) Королевского флота Нидерландов, проводились и с другими самолетами-торпедоносцами: Fokker C-VIII W и T-IV, у которых макет торпеды подвешивался под фюзеляжем, в то время как у T-VIII W он находился в фюзеляжном отсеке. Таким образом, при отцеплении от самолета макет вел себя по-разному. Результаты испытаний были удовлетворительными, и расположенной в Воорбурге (Voorburg) компании Enkes было заказано производство системы сброса. Однако до начала немецкого вторжения ни торпеды, ни системы сброса поставлены не были. Были предприняты попытки приобрести другие торпеды - того же класса, что VI45, но они были безуспешными.

28 августа 1939 года правительство Нидерландов приняло решение начать с 29 августа всеобщую мобилизацию. Нидерланды все еще надеялись остаться в стороне от конфликта и вооруженные силы в первую очередь должны были сохранять нейтралитет страны. Основной задачей MLD была защита судоходства в территориальных водах Нидерландов. Вспомогательными задачами были разведка, противодействие высадке десантов, защита каналов (в первую очередь Шельды), и, наконец, защита от вражеского нападения. На вооружении MLD стояли одномоторные поплавковые бипланы Fokker C-XIW, C-VIII и C-XIV и более тяжелые самолеты - двухмоторные поплавковые гидросамолеты T-VIII W. В конце августа 1939 года четыре T-VIII W базировались на берегу озера Браассемермеер (Braassemermeer), расположенного к северо-востоку от Лейдена (Leyde), в то время как пятый находился в Де-Моле (De Mole), где проходили испытания по отработке техники торпедных атак. База военно-морской авиации Де-Мок была слишком уязвима и потому была оставлена.

В основном T-VIII W находились в «стратегическом резерве», но, тем не менее, привлекались к ежедневным патрульным полетам вдоль побережья Нидерландов. Во время зимы, которая в том году выдалась ранней и суровой, было обнаружено, что использование пресноводного озера в качестве базы гидросамолетов имеет серьезный недостаток - за 48 часов оно могло полностью замерзнуть. Поэтому 17 декабря гидросамолеты T-VIII W покинули озеро Браассемермеер и вернулись на базу Де-Мок. Однако до марта погода была настолько холодной, что даже Де-Мок был покрыт льдом, и как следствие к выполнению учебных полетов привлекались бипланы Koolhoven FK-51 с расположенной рядом с Ден-Хелдером (Den Helder) базы Де-Коой (De Kooy).

13 сентября 1939 года T-VIII W R-5 по ошибке был сбит немцами. Схожие случаи имели место и с противоположной стороной: во время выдворения британского эсминца из голландских территориальных вод T-VIII W открыл створки бомбового отсека, после чего был перехвачен.

Ко дню начала немецкого наступления на Западе на вооружении MLD находились восемь T-VIII W и помимо них ожидалась поставка еще нескольких машин данного типа (бортовые номера R-6 и R-36 были зарезервированы за машинами с серийными номерами 5638 и 5668). База на озере Браассемермеер возобновила свою работу весной, и гидросамолеты с бортовыми номерами с R-1 по R-3 были сведены в сформированную авиагруппу 2 (Groep Vliegtuigen - GVT-2). Резервный самолет с номером R-4 находился в Де-Моке. Прибывшие с завода машины были направлены на формирование GVT-4, которая базировалась на берегу озера Вестиендерплас (Westeinderplas) - недалеко от деревни Куделстаарт (Kudelstaart) к юго-западу от Амстердама. В состав GVT-4 входили T-VIII W с бортовыми номерами R-6, R-7 и R-9. 12 мая - спустя два дня после начала немецкого наступления - MLD получила два гидросамолета с бортовыми номерами R-8 и R-10. Новенькие машины, еще пахшие краской, были только что с завода. T-VIII W R-11 находился на базе Схелингвауде, куда поставлялись новые самолеты.

Общая тревога была объявлена в ночь с 9 на 10 мая. В 0:10 был отдан приказ собрать у доков гидросамолеты, разбросанные по всему берегу озера Браассемермеер. Через несколько часов большое количество самолетов пролетело над Нидерландами, четко показав, что ситуация была очень серьезной.

На рассвете командир GVT-2 решил отправить R-2 в разведку вдоль побережья от Эймёйдена (IJmuiden) до Хук-ван-Холланда (Hoek van Holland). Несмотря на контакты с противником R-2 смог вернуться на базу. В это утро командованием была поручена GVT-2 необычная задача. Совет министров принял решение направить министра иностранных дел Ван Клеффенса (Van Kleffens) и министра колоний Вельтера (Welter) на самолете в Лондон чтобы обратиться за помощью. После нападения Германии и атак голландских аэродромов казалось неразумным добираться в Англию с одной из авиабаз, что были сосредоточены вокруг Гааги. Военная миссия вооруженных сил Нидерландов также должна была отправиться в Великобританию, но бои под Лейденом вынудили ее прекратить движение. Ван Клеффенс попросил командующего флотом вице-адмирала Фюрстнера (Furstner) отправить гидросамолеты в Схевенинген - пляж на побережье Северного моря в пригороде Гааги. Это представляло опасность для самолетов, но R-1, R-3, R-4 и G-8 (машина класса C-VIII W) вылетели из Де-Мока. Ускользнув от немецких истребителей, R-1 и R-3 приземлились первыми. Бак R-1 был пробит, и машина не смогла бы добраться до Англии. Поплавок R-3 был поврежден, но его пилот Й. Х. Й. ванн Лоон (J. H. J. van Loon) сказал : «когда мы наберем скорость, поплавок опорожнится, и мы взлетим».

Оба министра и госпожа Ван Клеффенс на борту R-3 были размещены позади пилота и стрелка-сержанта.

В момент отрыва гидросамолета от воды появился немецкий истребитель. Вокруг R-3 свистели пули, но вдруг немец отвернул, обстрелял R-1 и исчез. Пассажирам R-3 очень сильно повезло… однако на этом их приключения не закончились. Пилот не имел нужных карт, а небо было ясным - не было никаких облаков, которые смогли бы хоть как-то укрыть самолет от немецких истребителей. Пролетев до Булони, гидросамолет развернулся и взял курс на расположенную в Калшоте британскую базу морской авиации, но нехватка топлива вынудила изменить планы. Ван Клеффенс знал, что поезд на Лондон идет из Брайтона каждый час, и они решили приземлиться рядом с этим курортом. Самолет сел на мель на пляже, и, чтобы избежать стрельбы британцев, сержант стал махать белым платком.

Было около 11 часов утра, сам полет длился около двух часов. Полицейский подошел к министрам, заметив «господа, вы довольно необычным способом прибыли к нам в Англию!»

В Лондоне голландские послы встретились с лордом Галифаксом и с Уинстоном Черчиллем, который тогда был еще первым лордом Адмиралтейства. Как приказал Ван Клеффен, R-3 остался в Брайтоне. Но никто не предполагал, что немцам на разгром голландской армии и оккупацию Нидерландов потребуется всего пять дней!

Между тем предназначенные для эвакуации правительства R-4, G-8 и R-2 также направились в Гаагу и у пляжа Схевенинген были атакованы самолетами противника. Первым двум машинам не повезло: они были обстреляны истребителем Messerschmitt Bf 109 и загорелись. Два члена экипажа R-4 были убиты.

R-2 было приказано вернуться к озеру Браассемермеер. Эвакуировать по воздуху правительство было сочтено слишком рискованным и оно было доставлено в Англию на эсминце «Виндзор» (HSM Windsor). В 10:15 гидросамолет R-2 взлетел и взял курс на юг, так как лететь на север было слишком опасно. По дороге в Гаагу экипаж с трудом отразил атаку немецких истребителей, а затем в районе Ньиве-Ватервег (Nieuwe Waterwerg) столкнулся с двадцатью Junkers Ju-52, которых сопровождали бомбардировщики Heinkel He-111! Хотя стрелок вел огонь без остановки, самолеты противника смогли нанести R-2 повреждения. С поврежденным левым двигателем и при попутном ветре гидросамолет коснулся воды у Ньиве-Ватервега и, не выдержав скоростной режим, сел на мель на пляже у острова Розенбург (Rozenburg). Самолет привлек к себе слишком большое внимание немцев, и экипаж покинул его. В 11:00 два Ju-52 приземлились в 500 метрах от R-2, причем один из «юнкерсов» во время посадки повредил шасси. Второй высадил двадцать пехотинцев и взлетел. Несмотря на огонь противника экипаж смог поджечь свой R-2, после чего голландцы убежали на пирс Ньиве-Ватервега и пересекли реку на лодке добровольческой службы флота (Service Naval Volontaire). Они продолжили воевать в качестве морских пехотинцев. Повреждения не позволили R-1 вернуться на озеро Браассемермеер; машина осталась у деревни Схелингвауде, где можно было выполнить ремонт.

13 мая активность базировавшейся в Кудельстаарте (Kudelstaart) группы GVT-4 была ограничена разведкой до Эйсселмера (Ijsselmeer). Хотя самолеты могли нести бомбы, они не были использованы для уничтожения моста в районе Моердийка (Moerdijk): эта задача была поставлена бомбардировщику ВВС Fokker T-V - последней пригодной к полетам машине данного типа. Уничтожение моста должно было остановить немецкое наступление, дезорганизовавшее тылы голландской армии.

Несколько самолетов MLD приняли участие в боевых действиях мая 1940 года; машины были оборудованы для противодействия атакам противника с моря, но немцы напали с суши.

14 мая перед принятием неминуемой капитуляции все имевшиеся в наличии T-VIII W (в том числе ремонтировавшийся R-1 и достраивавшийся R-11) были отправлены во Францию. Летя R-1, R-6 и R-11 вдоль побережья добрались до Булонь-сюр-Мера и Шербура. T-VIII W остались в Шербуре, в то время как одиннадцать C-XIV W, пять C-VIII W и C-XI W отправились в Брест. В Шербуре T-VIII W совместно с самолетами французской морской авиации выполнили несколько противолодочных патрульных полетов. В Шербуре голландские экипажи были удостоены визита Его Королевского Высочества принца Бернхарда.

Хотя T-VIII W были очень уязвимы, французское командование планировало использовать эти гидросамолеты против французских портов в Ла-Манше, которые были уже оккупированы немцами. Французские бомбы были уже загружены в бомбоотсеки, но принц Бернхард приказал перевести самолеты в Калшот, куда машины прибыли 22 мая.

Из всех перелетевших в Англию самолетов MLD гидросамолеты T-VIII W были единственными, которые могли применяться в составе Королевских ВВС. C-XIV W применялись для обучения, а гидросамолеты корабельного базирования C-XI W были отправлены в Голландскую Ост-Индию, где они могли принести больше пользы. Чтобы обмануть немцев устаревшие C-VIII W были свезены в оставленную англичанами авиабазу Феликсстоу. Позже они были отправлены на слом.

Восемь T-VIII W были относительно современными машинами. С 1 июня 1940 года гидросамолеты базировались в Пемброк-доке (Pembroke Dock), графство Пембрукшир, юго-запад Уэльса, выполняя задачу контроля за «западными проходами» (западная зона прибытия конвоев из Америки). Экипажи MLD были подчинены Береговому командованию Королевских ВВС, а не - как можно это было предположить - к воздушным силам Королевского флота, имевшим на вооружении не летающие лодки и поплавковые гидросамолеты, а палубную авиацию. Кроме того, голландские летчики не имели опыта посадок на палубу.

2 августа 1940 года в Королевских ВВС была сформирована 320-я голландская эскадрилья (Royal Dutch Naval Air Service), на вооружении которой находились T-VIII W. Сверхкомплектный персонал был направлен в 321-ю голландскую эскадрилью, которая до февраля 1941 года летала на Avro Anson. Первоначально эти нидерландские подразделения были полностью автономными иностранными частями в составе Королевских ВВС и находились под командованием эвакуировавшегося в Англию голландского правительства. Таким образом, даже после капитуляции Нидерландов MLD продолжала сражаться.

Наличие 320-й эскадрильи частично объясняет тот факт, что в 1940 году ни один голландский летчик не участвовал в Битве за Англию. Эвакуировавшиеся в Великобританию голландские военные летчики активно действовали в составе 320-й и 321-й эскадрилий. Лишь позднее была сформирована и включена в состав Истребительного командования 322-й нидерландская эскадрилья.

13 июня экипажи MLD сопровождали Sunderland-ы своих коллег из Берегового командования чтобы ознакомиться с новыми задачами. Так, например, 20 июня 1940 года T-VIII W выполняли задачи по защите конвоев в канале Святого Георгия. К этому времени голландские гидросамолеты были оснащены радиостанциями и электрооборудованием, соответствующими стандартам Королевских ВВС. Радисты и наблюдатели были ознакомлены с кодами и сигналами, использовавшимися в Королевских ВВС, а сами машины уже несли британский камуфляж. В июле голландские опознавательные знаки были заменены на британские кокарды, но в носовых частях машин были сохранены небольшие оранжевые треугольники. Также изменилось и обозначение голландских машин: R-1, R-3 и R-6 - R-11 получили британские военные номера с AV-958 по AV-965.

Патрулирование в открытом море было достаточно однообразным. Наличие самолетов над конвоями было в первую очередь сдерживающим фактором, поскольку заставляло подводные лодки держаться под водой (эффективных противолодочных авиационных боеприпасов в тот момент еще не было). Под водой лодки двигались медленнее и имели значительно меньший обзор, то есть были гораздо менее опасными. 13 июля экипаж T-VIII W заметил перископ подлодки, который сразу же исчез как только гидросамолет безрезультатно сбросил свои бомбы в другом месте.

10 июля 1940 года по неизвестным причинам R-10 пропал в море, унеся жизни четырех членов экипажа. 13 августа 1940 года вывалившийся из облаков Junkers Ju-88 атаковал R-7. Немцы полагали, что поплавковый гидросамолет станет легкой добычей. Однако экипаж T-VIII W показал, что их самолет является грозным противником для немецкого бомбардировщика: вскоре голландцы и немцы поменялись ролями, и Ju-88 спасла лишь мощь его двигателей. 24 августа R-7 и R-9 снова вступили в бой с атаковавшими конвой несколькими немецкими самолетами. 26 сентября на высоте 300 метров R-9 попал в штопор и упал в море.

В наличие оставались лишь шесть T-VIII W, запчасти к которым начинали подходить к концу: время было на исходе. Самолет уже не мог выполнять поставленные перед ним задачи из-за слишком легкого вооружения и недостаточной дальности полета; в британском министерстве авиации сочли, что эти машины не соответствуют опыту и потенциалу летавших на них голландских экипажей. В конце сентября 1940 года после выполнения 141 боевого вылета в составе Королевских ВВС, во время которых не погиб ни один из сопровождаемых ими кораблей, T-VIII W были исключены из состава боевых частей. 28 ноября машины были доставлены в Феликсстоу, а в июне 1941 года они были отправлены на слом. При перелете в Феликсстоу R-1 был вынужден совершить аварийную посадку неподалеку от Садбери (Sudbury), графство Суффолк, во время которой машина разбилась. 320-я эскадрилья была переоснащена на Lockheed Hudson, но перед этим R-7 выполнял тайные операции, и внеся славную страницу в историю голландского авиации.

После капитуляции голландской армии в мае 1940 года немцы на заводе компании Fokker обнаружили в различных стадиях готовности тринадцать самолетов T-VIII W/G (машинами с заводскими номерами 5644 - 5656 были присвоены бортовые номера с R-12 по R-24) и начатую постройку двух цельнометаллических самолетов T-VIII W/M (серийные номера 5657 и 5658; машинам должны были присвоить бортовые номера R-25 и R-36). Были также два финских T-VIII W/C. На момент захвата немцами R-12 был почти завершен; самолет получил немецкий военный номер KD + GB и был отправлен в расположенный в Травемюнде испытательный центр, где с 8 июля по 21 ноября 1940 года машина прошла тестирование. Удовлетворившись результатами испытаний, немцы решили достроить эти самолеты использовать их в своих целях.

Как и в других оккупированных странах, авиационные заводы Нидерландов (компании Fokker, Aviolanda, De Schelde; завод компании Koolhoven был разрушен во время бомбежки района Роттердама Ваальхавена [Waalhaven]) были переданы в распоряжение Имперского министерства авиации (RLM - Reichsluftfahrtministerium). Возглавил компанию Fokker немец Ф. В. Зеекатц (F. W. Seekatz), занимавший в ней ранее должность начальника отдела экспортных поставок. Зеекатц, работавший в компании с начала Первой Мировой Войны показал себя очень порядочным человеком, помогшим во время оккупации очень многим людям.

Компания Fokker строила T-VIII W и серию G-1, которая первоначально предназначалась для правительства Испанской республики и позднее вошла в состав нидерландских ВВС. Несколько T-VIII W были переданы в состав действовавшей в Эрейском море 126-й морской разведывательной авиагруппы («See Aufklarungsgruppe» 126).

В 1943 году из-за отсутствия запчастей эти самолеты были выведены из эксплуатации и заменены на Arado Ar-196, среди которых вполне вероятно были машины, изготовленные в Нидерландах (в частности во время оккупации компанией Fokker были изготовлены 66 гидросамолетов Ar-196). Следует сказать, что все T-VIII W построенные после мая 1940 года были введены немцами в эксплуатацию.

Однако мы не можем закончить эту историю, не рассказав о побеге R-25.

6 мая 1941 года несший черные немецкие кресты T-VIII W (немецкий военный номер KD + GQ, начальный голландский R-25) - первая из серии цельнометаллических машин T-VIII W/M - появился в районе английского городка Бродстейрс (Broadstairs). Удивление было большим, поскольку 5 мая голландцы на G-1 сбежали из Нидерландов и приземлились у Лоустофта (Lowestoft), графство Суффолк. Было ли он так просто взять самолет в Нидерландах и улететь на нем в Англию?

В Нидерландах сопротивление действовало с самого начала оккупации; Жан Ленгет (псевдоним Эдуард де Нев) (Jean Lenglet [Edouard de Neve]) - бывший во время Первой Мировой войны сотрудником Второго бюро Генерального штаба французской армии - работал в британской в Секретной разведывательной службе. Ему нужен был способ переправить в Британию несколько человек, которым могли угрожать немцы. Среди контактов Ленгета был кавалерийский офицер виконт Ян Якоб Герард Беелаэртс ван Блокланд (Jonkheer Jan Jacob Gerard Beelaerts van Blokland) и авиамеханики Виберт Линдеман (Wybert Lindeman) и Вим Боомсма (Wim Boomsma). Боомсма высказал идею украсть Junkers Ju-52/3m, который находился в ремонте в дальнем углу амстердамского аэропорта Схипхол. Но никто из них не умел управлять самолетом. Операция должна была состояться в пасхальный понедельник 14 апреля 1941 года, но за день до побега пилот отказался от участия в нем. Был найден другой пилот - летчик-истребитель с G-1 Говерн Стеен (Govert Steen). Однако было уже слишком поздно - к этому моменту Ju-52 покинул Схепхол.

Летчик-испытатель компании Fokker Гербен Сондерман сообщил Стеену, что один T-VIII W находится в амстердамском порту Минервахавен (Minervahaven), Механик компании Fokker Линдеман знал самолет и мог дать ценные советы Стеену, который до этого никогда не летал на гидросамолетах.

К сожалению, происшествие 5 мая ускорило ход событий: еще один пилот компании Fokker Хильде Леегстра (Hilde Leegstra) и инженер П. К. Я. Вос (P. C. J. Vos) сбежали на борту G-1 №362. Стеен и его товарищи должны были действовать быстро, прежде чем немцы могут принять более строгие меры по контролю за самолетами. Четверо человек отправились на поиски T-VIII W. Под покровом ночи они на маленькой резиновой лодке вывели гидросамолет на воду и стали ждать рассвета чтобы взлететь и отправиться в путь. Затратив немного времени, они сняли с двигателей чехлы, что было очень и очень опасно: охранники завода были изумлены, увидев незащищенный самолет под дождем. К счастью они были голландцами и вскоре перестали поражаться уведенному, предпочитая игнорировать это.

На рассвете один из двигателей, вероятно из-за дождя, не смог запуститься. Немцы могли появиться в любой момент. Стеен попытался сделать невозможное: взлететь на одном двигателе. Он быстро обнаружил, что поплавковый гидросамолет не взлетает как обычный самолет! Т-VIII W вел себя, как утка на пруду! К счастью в 3:30 проблемный двигатель заработал, и гидросамолет, разогнавшись по Северному морскому каналу (Noordzeekanaal), с трудом избежав столкновения с разводным мостом Хембург (Hembrug).

Компас не работал, и экипаж T-VIII W потерял ориентировку. Голландцы оставались в неведении относительно своего местоположения, пока не показался Бродстейрс. Англичане открыли огонь, но к счастью самолет был в мертвой зоне британских зенитных орудий. Экипаж T-VIII W махал белыми платками и небольшим голландским флагом, но англичане им не поверили. Сомнения британцев развеялись лишь после того как виконт Беелаэртс ван Блокланд выбрался из самолета в котелке - в высшей степени британскому аксессуару костюма.

Четверо голландцев не знали (им сообщили позднее), что англичане были проинформированы о прибытии по воздуху немецкого шпиона. Кроме того, не прошло и суток после взволновавшей многих посадки G-1. Следует сказать, что 10 мая 1941 года произошел еще один перелет в Великобританию - это был полет Рудольфа Гесса. В конце концов, шпион Карл Рихтер (Karl Richter), прибытия которого так долго ждали, прилетел в Британию 12 мая и был немедленно арестован [2]. Четыре голландца присоединились к вооруженным силам Свободных Нидерландов (Force Neerlandaise Libre). Стеен сражался на «спитфайре» в составе 129-й эскадрильи и погиб 5 июня 1942 года неподалеку от Октевиля (Octeville), Франция.

В Англии T-VIII W уже были выведены из эксплуатации MLD и от R-25 уже не было никакой пользы. Но прежде чем списать самолет на нем было решено повторить подвиг Схапера и R-7, и использовать гидросамолет для спасения ряда лиц из оккупированной Голландии. На этот раз полет предстоял на озеро Эйсселмер, расположенное между Волендамом (Volendam) и Эдамом (Edam). Однако прежде чем пилот офицер Элиас (officier-pilote Elias) начал обучаться полетам на R-25, но операция была отменена. Так закончилась история T-VIII - гидросамолета изготовленного в 38 экземплярах и в годы Второй Мировой войны успевшего повоевать за обе стороны.






 ЛТХ:
Модификация   Fokker T.VIII-W
Размах крыла, м   18.00
Длина, м   13.00
Высота, м   5.00
Площадь крыла, м2   44.00
Масса, кг  
  пустого самолета   3100
  нормальная взлетная   5000
Тип двигателя   2 ПД Wright Whirlwind R-975-E3
Мощность, л.с.   2 х 450
Максимальная скорость , км/ч   285
Крейсерская скорость , км/ч   220
Практическая дальность, км   2750
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6800
Экипаж, чел   3
Вооружение:   1 направленный вперед 7,9-мм пулемет на левой стороне фюзеляжа и один такой же пулемет на шкворне в задней кабине;
  до 605 кг бомб или одна торпеда.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый экземпляр Fokker T.VIII-W
 Первый экземпляр Fokker T.VIII-W
 Первый экземпляр Fokker T.VIII-W
 Первый экземпляр Fokker T.VIII-W
 Первый экземпляр Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W ВВС Великобритании
 Fokker T.VIII-W Люфтваффе
 Fokker T.VIII-W Люфтваффе
 Fokker T.VIII-W Люфтваффе
 Fokker T.VIII-W Люфтваффе
 Fokker T.VIII-W Люфтваффе
 Fokker T.VIII-W Люфтваффе
 Fokker T.VIII-W Люфтваффе
 Fokker T.VIII Люфтваффе на колесном шасси
 Оборонительная турель на Fokker T.VIII-W
 Бомбоотсек Fokker T.VIII-W
 Кабина Fokker T.VIII-W

  Схемы:

 Fokker T.VIII-W
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Fokker T.VIII-W  Sw.320 ВВС Великобритани
 Fokker T.VIII-W Люфтваффе

  



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-VIII W
Моделист-Конструктор. Владимир Котельников. Гидросамолеты Второй Мировой войны 1939-1945
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Thijs Postma. Fokker : Aircraft Builders to the World
Peter Alting. Fokkers in Uniform
Phantom Zeichnungen Fokker Flugzeuge
Henri Hegener. Fokker - The Man and His Aircraft
Harm J. Hazewinkel. Vliegen Voor de Vloot
Waffen-Arsenal Band 71. Heinz J. Nowarra. Fremde Vogel unferm Balkenkreuz
Luftwaffe Colors. Adam Thompson, David Wadman. Seeflieger. Luftwaffe Maritime Aicraft and Units 1935-1945
Le Fana de l’Aviation 1993-08. Harm J. Hazewinkel. Le Fokker T-VIII W
HPM 1993-01. Ivo Pejcoch, Vaclav Janovsky. Fokker T VIII
Fokker Aircraft. Fokker T.VIII
Fokker-history.com. De Fokker T.VIII-W
Beeldbank.nimh.nl. Fokker T VIIIW
Dutch-Aviation.nl. Fokker T.VIII-W
1000aircraftphotos.com. No. 8651. Fokker T.VIIIw (R-1) Royal Netherlands Navy
L+K 1970-14. Vaclav Nenecek. Fokker T.VIII
L+K 2001-22. Jiri Dominec. Fokker T-VIII W


Уголок неба. 2025 



 

  Реклама: