Общие сведения за период с 1982 г. по 2012 г., опубликованные в статье.
Тип самолета
Общее количество катапультирований
В т.ч. количество катапультирований со смертельным исходом
В т.ч. количество успешных катапультирований
A-5
4
3
1
FT-5
1
1
0
F-6/FT-6
9
3
6
F-7
3
1
2
FT-7
3
0
3
L-39
2
1
1
MiG-21
1
1
0
Рассмотрим все это поподробнее:
Из 16 поставленных в 1991 г. самолетов типа А-5 в период с 1991 г. по 2012 г. на сегодня известны только две даты потерь, это 17 ноября 1998 г. и 30 августа 2002 г. По данным http://web.archive.org/web/20171221103625/http://www.ejection-history.org.uk/country-by-country/bangla_desh.htm также известно о катапультировании летчика еще из одного аварийного А-5, дата при этом неизвестна, но примерно в начале 199-х годов. С учетом аварии 14 июля 2013 г. общее количество потерянных машин типа А-5 в ВВС Бангладеш составляет на сегодня минимум 5 единиц. Вполне вероятно, что бортовые номера этих машин могут находится из списка следующих бортовых номеров: 56902,56904,56905,56907,56909 и 56915. Причем, по данным https://scramble.nl/database/military/bd#results, самолет с б/н 56915 последний раз наблюдался в декабре 1998 г., а самолет с б/н 56902 последний раз наблюдался в апреле 2013 г. Также вполне себе вероятно, что ВВС Бангладеш могли лишиться и шести таких самолетов. Просто одну машину могли списать после какого-нибудь наземного происшествия, вот это как раз и допустимо. По сведениям https://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1992.shtml#Bang в 1992 г. в ВВС Бангладеш числилось 16 машин типа А-5, а уже с 1993 г. их количество составляло 13 единиц. По сведениям https://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1998.shtml#Bang в 1998 г. в ВВС Бангладеш числилось уже 12 машин типа А-5. Если принять во внимание, что три машины были потеряны по различным причинам именно в начальный период их эксплуатации, то тогда все встает на свои места. Но, пока не будет более детальной информации, количество потерянных самолетов типа А-5 составляет 5 единиц. Если в будущем появятся новые сведения, то и корректировка тоже произойдет.
По самолетам типа F-6 и FT-6. Известно, что один УБС, вероятнее всего б/н 10835, потерпел аварию 16 июня 2009 г. Пилотировал его только один летчик Lt Abdullah-Al-Mamun, который успешно катапультировался. Известно также, что 7 февраля 2005 г. при взлете с АВБ Захурул Хак в Читтагонге сошел с ВПП самолет типа FT-6. Летчики при этом оставались в самолете, никакого катапультирования не было, поэтому эта машина не вошла в Таблицу №1. Самолет при этом был поврежден, а вот про списание никогда и нигде не говорилось. Что имеем на сегодня? С учетом того, что еще в 1998 г. количество машин типа FT-6 составляло 10 единиц в самом различном состоянии, то можно смело заявить, что безвозвратно за весь период эксплуатации было утеряно только три машины, и, вероятнее всего, все три были потеряны в авариях. Потеряны были в т.ч. машины с б/н 10835 и 10905. Еще один бортовой номер, также потерянного в аварии FT-6, пока неизвестен. А вот тут вырисовывается уже несколько вариантов подсчета потерь:
-все три машины типа FT-6 были потеряны в период с 1982 г. по 2012 г., при этом произошло максимум 5 катапультирований летчиков, с учетом наличия в одном УБС двух пилотов, кроме аварии 16 июня 2009 г. В таком случае, с 1982 г. по 2012 г. было потеряно только 4 самолета типа F-6. Известно, что в двух авариях 25 апреля и 31 июля 1980 г. оба летчика успешно катапультировались. Что стало с летчиком в аварии 6 июля 1983 г., пока неизвестно, самолет же был потерян по сведениям The Military Safety Accidents Review 1983. Также по сведениям этого источника и по данным https://scramble.nl/database/military/bd#results самолеты типа F-6 были потеряны 21 декабря 1993 г. и 21 августа 1996 г. Количество потерянных машин типа F-6 за весь период эксплуатации составляет 2+4+2=8 единиц, и это только в авариях и катастрофах. Суммарные потери в авариях самолетов типа F-6 и FT-6 за весь период эксплуатации составляют уже 11 единиц.
- в период с 1982 г. по 2012 г. было потеряно только две машины типа FT-6, при этом произошло максимум 3 катапультирования летчиков, с учетом наличия в одном УБС двух пилотов, кроме аварии 16 июня 2009 г. В таком случае, с 1982 г. по 2012 г. было потеряно уже 6 самолетов типа F-6. Минимальное количество потерянных машин типа F-6 за весь период эксплуатации составляет 2+6+2=10 единиц, и это только в авариях и катастрофах. Суммарные потери в авариях самолетов типа F-6 и FT-6 за весь период эксплуатации составляют уже 12 единиц.
-в период с 1982 г. по 2012 г. был потерян только один самолет типа FT-6, с одним катапультированием летчика. В таком случае, с 1982 г. по 2012 г. было потеряно уже 8 самолетов типа F-6. Максимальное количество потерянных машин типа F-6 за весь период эксплуатации составляет 2+8+2=12 единиц, и это только в авариях и катастрофах. Суммарные потери в авариях самолетов типа F-6 и FT-6 за весь период эксплуатации составляют уже 15 единиц из общего числа потерь в 31 единицу.
-в период с 1982 г. по 2012 г. был потерян только один самолет типа FT-6, с одним катапультированием летчика. В таком случае, с 1982 г. по 2012 г. было потеряно уже 8 самолетов типа F-6. Максимальное количество потерянных машин типа F-6 за весь период эксплуатации составляет 2 машины в авариях до 1982 г.+8 машин в рассматриваемый период+2 машины после 1991 г.+2 машины, может быть типа F-6, но на сегодня пока неидентифицированные как они=14 единиц, и это только в авариях и катастрофах. Суммарные потери в авариях самолетов типа F-6 и FT-6 за весь период эксплуатации составляют максимум уже 17 единиц из общего числа потерь в 31 единицу.
Единственно, что останавливает принятие именно двух последних вариантов, так это то, что по информации на 2025 год, в наличии в 1998 г. одномоментно наблюдалось 10 самолетов типа FT-6 и 25 самолетов типа F-6. Состояние их было различное, многие самолеты давно числились списанными, но только после цунами.
По самолетам типа F-7. Общепринято, что в период с 1994 г. по 2012 г. было потеряно пять таких самолетов. По аварии 4 сентября 1994 г. нет деталей., разбился и все тут. В катастрофе 26 октября 1998 г. летчик погиб. В аварии 7 июня 2005 г. летчик Flight Lieutenant Ahsan Kabir успешно катапультировался. В аварии 8 апреля 2008 г. летчик Squadron Leader Morshed Hassan умер от ранений после катапультирования. В аварии 23 сентября 2010 г. летчик Flight Lieutenant Ahmed Sanjid успешно катапультировался. Что имеем? В Таблице №1 есть сведения только по трем летчикам, причем один погиб. А самолетов было списано пять! Получается, что в Таблицу №1 по каким-то причинам не вошли сведения по авариям в 1994 г. и в 1998 г. Вполне вероятно, что из-за отсутствия информации по этим двум потерям. Если же рассматривать ситуацию с этими машинами более предвзято, то может статься и так, что в потерях, по состоянию на май 2025 года, может находиться и все девять самолетов с б/н 1415,1416,1417,1418,1420,1423,1425,1428 и F932. В общем, на сегодня, по ситуации с этими машинами, вопросов больше, чем ответов. Не хватает информации, вся надежда на будущее.
По самолетам типа FT-7. В аварии 7 января 2001 г. катапультировались оба летчика, но Sqn Ldr Mohammad Moshin погиб, второй же летчик получил ранения. В аварии 25 февраля 2003 г. оба летчика успешно катапультировались. Почему в Таблице №1 есть сведения только по трем спасшимся летчикам, а про одного погибшего ничего нет, вот тут непонятно.
По самолету типа L-39 никаких вопросов нет. После катапультирования 8 апреля 2012 г. летчик Flight Lieutenant Reza Sharif умер от ранений, второй летчик был также ранен, но выжил.
Интересная ситуация с самолетами типа MiG-21. Общепринято, что в период с 1991 г. по 2012 г. было потеряно два таких самолета, в 1982 г. и 8 мая 1996 г., при этом погиб один летчик. Сразу возникли вопросы, может быть один самолет был списан после наземного происшествия? Не могли перепутать потерянный в 1996 году самолет с похожей на него машиной типа F-7? Допустим, с б/н 1425? По одним сведениям самолеты типа MiG-21 использовались только до 1993 г., по другим же использовались до 1994 г, по третьим летали еще и в 1998 г. В принципе, варианты есть. Например, два истребителя неидентифицированного типа были потеряны 12 июля 1976 г. и 4 августа 1981 г. и это были машины типа MiG-21. Третья машина, как раз из Таблицы №1 и с гибелью летчика, была потеряна в 1982 г. По данным https://www.kampfly.dk/Flysiden/Fly/MiG/MiG21BD.htm было потеряно 7 машин типа MiG-21, в т.ч. четыре самолета были уничтожены в 1977 г. при попытке неудачного военного переворота. Еще три самолета были потеряны в авариях без указания дат. Так вот, резюмируя вышесказанное, а если 8 мая 1996 г. был потерян F-7, а не МиГ-21?
По данным https://www.helis.com/database/modelorg/1069/ и http://www.worldairforces.com/Countries/bangladesh/ban.html в 1973 г. было поставлено 15 вертолетов типа Ми-8. По данным https://scramble.nl/database/military/bd#results в декабре 1998 г. на АВБ в Читтагонге еще можно было наблюдать три корпуса от вертолетов типа Ми-8 с б/н 406,407 и 3024. Может быть такое, что эти машины попали под циклон и были повреждены? И по этим же данным нет абсолютно никаких сведений о еще пяти машинах с б/н 403,404,405,807 и 808. Понятно, что все эти пять машин были списаны в разное время. Так что вариантов по потерянным восьмеркам очень даже много. По данным https://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1977.shtml#Bang в 1977 г. числилось 8 машин типа Ми-8. По этим же данным в период с 1987 г. по 1990 г. в ВВС числилось 12 машин типа Ми-8, а уже в 1991 г. осталось только шесть таких машин. В 1993-1998 г. численность Ми-8 составляла 7 машин. Очевидно, что потери в авариях и после цунами могли составить и все 8 машин. По данным https://scramble.nl/database/military/bd#results, по сведениям на 2025 год, еще в 2006 г. как-бы на хранении на других авиабазах, не в Читтагонге, находилось 5 машин с б/н 401,408,410,412 и 3037. Три машины из АВБ в Читтагонге с б/н 406,407 и 3024 были отправлены на утилизацию. Да, формально все они были списаны именно после цунами и это потери. Был также утилизирован вертолет с б/н 402, в декабре 1998 г. находящийся на АВБ Теджгаон в Дакке, но вот записывать его в потери пока рано, до получения более детальной информации. Да, еще один нюанс. По данным The Military Safety Accidents Review 1996 и https://scramble.nl/database/military/bd#results 20 мая 1996 г. был потерян вертолет неидентифицированного типа. Это не могла быть машина типа Белл-206. Типа Ми-8? Может быть. А, вероятнее всего, это был вертолет типа Белл-212. По данным https://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1997.shtml#Bang уже в 1997 г. было показано наличие в ВВС Бангладеш 11-ти таких машин, по сравнению с 12, указанных годом ранее. Да и кандидаты имеются на эту роль, это могла быть машина с б/н ВН774 или ВН796.
По данным http://www.worldairforces.com/Countries/bangladesh/ban.html с 1975 г. было поставлено 38 самолетов типа F-6 и 8 самолетов типа FТ-6. По данным http://www.worldairforces.com/Countries/bangladesh/ban.html с 1975 г. было поставлено 34 самолетов типа F-6 и 12 самолетов типа FТ-6. По данным https://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1989.shtml#Bang в 1989 г. в ВВС числилось 25 самолетов типа F-6 и FТ-6. По данным https://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1993.shtml#Bang в 1993 г. числилось 18 самолетов типа F-6 и FТ-6, а в 1994 г. уменьшилось до 17 единиц, очевидно после потери одной машины 21 декабря 1993 г. Суммарно потери, по состоянию на 1994 год, могли составлять 46-17=29 машин, уничтоженных в авариях и поврежденных циклоном и впоследствии списанных. Начиная с 1997 года в ВВС числилось уже 11 таких самолетов. Количество списанных машин, по состоянию на 2010 год, составило 31 единицу, из которых от 11 до 13 машин было потеряно в авариях и катастрофах.
По данным https://scramble.nl/database/military/bd#results, по сведениям на 2025 год, в различных местах, кроме Читтагонга, в виде экспонатов в различном состоянии в декабре 1998 г. находилось 17 самолетов типа F-6 и один самолет типа FT-6. Причем на АВБ в самом Читтагонге в виде экспонатов в различном состоянии и в период с 1998 г. находилось 8 самолетов типа F-6 и 8 самолетов типа FT-6. Очевидно, что много машин уже в нелетном состоянии было перевезено в другие места. Если все вдумчиво подсчитать, то получается, что в виде экспонатов в различном состоянии примерно одномоментно находилось 17+1+8+8=34 самолета. Из 46 поставленных машин 12 были утеряны безвозвратно. Ясно понятно, что покореженную и залитую водой технику, после того как схлынула вода, еще можно было как-то использовать. Подсушили, подрихтовали, подшаманили, подкрасили и вперед, на пьедестал.
Когда шли сообщения о примерно 40 поврежденных и уничтоженных самолетах типа F-6, в принципе никто не удивился этой цифре. К 1991 году может быть и было потеряно как раз 6 машин из 46. Было непонятно только, а сколько самолетов можно будет вернуть в строй. Вернули минимум 18 штук, а 22 корпуса остались в Читтагонге для использования уже в других целях. Т.е. получается, что в авариях и во время циклона в 1991 г. было полностью уничтожено 9 машин типа F-6 и 3 машины типа FТ-6. Еще 19 машин после циклона было списано для использования во всех других целях, кроме полетов. Да, это потери. И еще один нюанс. По сведениям The Military Safety Accidents Review 1981 и информации источника http://www.ejection-history.org.uk известно, что два истребителя неидентифицированного типа были потеряны 12 июля 1976 г. и 4 августа 1981 г. Очень даже может быть, что это были машины типа F-6. Вполне также возможно, что в 1981 г. был потерян самолет типа F-6, а вот в 1976 г. был потерян самолет типа МиГ-21. Вполне также возможно, что в этих авариях было потеряно два самолета типа МиГ-21. В общем, все может быть. Например, сведения https://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1977.shtml#Bang показывают наличие в составе ВВС Бангладеш в 1977 г. уже 11 машин типа МиГ-21 из 12 поставленных.
Таблица 2.
Сведения о потерях в ВВС Бангладеш по состоянию на 15 мая 2025 г.
тип
потери
примечания
A-5
5 мин
Вполне вероятно, что было потеряно 6 машин с б/н 56902,56904, 56905,56907,56909, 56915 из 16 поставленных самолетов.
FT-5
1 мин
Было поставлено 4 машины.
FT-6
3
Было поставлено 12 машин.
F-6
28
Было поставлено 34 машины. В большинстве своем потерянные машины представляют собой списанные как раз после цунами.
F-7
7 мин
Вполне вероятно, что было потеряно 9 машин с б/н 1415,1416, 1417,1418,1420,1423,1425,1428 и F932. При этом по двум машинам с б/н 1417 и 1425 есть вопросы.
Вполне вероятно, что 8 мая 1996 г. был потерян самолет типа F-7, а не MiG-21MF.
Было поставлено 16 машин типа F-7M, 12 машин типа F-7BG и 12 машин типа F-7BGI.
С самолетом б/н 1417 типа F-7M ситуация непонятная. В 2012 г. еще активно летал, а в 2017 г. от него осталась только передняя часть фюзеляжа. Попал в аварию? Был списан по износу?
FT-7
2
Было поставлено 9 машин типа FТ-7M, 4 машины типа FТ-7BG и 4 машины типа FТ-7BGI.
К-8
1
Было поставлено 16 машин.
L-39
1
Было поставлено 8 машин.
MiG-21
7
Было поставлено 15 машин типа MiG-21MF и две машины типа MiG-21UM, суммарно именно 17 единиц, а не 14, как сообщают некоторые источники. Все бортовые и серийные номера на сегодня известны и изучены очень даже досконально.
Вполне вероятно, что 20 мая 1996 г. как раз и был потерян один такой вертолет.
Mi-8
8 мин
Вполне вероятно также, что было потеряно не 8, а 9 машин из 15 поставленных.
По данным https://asn.flightsafety.org/wikibase/154404 вертолет авиации флота типа Ми-8 был потерян 15 ноября 1993 г. Это не совсем так, в составе ВМС никогда не числились такие машины, только в ВВС.