Уголок неба ¦ Douglas A-1E Skyraider

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация штурмовики
   A-1E Skyraider
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1951
Тип: Штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первый раз обозначение AD-5 появилось в печати в конце 1948 года, когда фирма Douglas предложила установить на штурмовик принципиально новый двигатель R4360VDT, известный под названием Turbocompaund.

Новый мотор представлял собой комбинацию из поршневого и газотурбинного двигателя, у которого турбина приводилась во вращение выхлопными газами поршневого двигателя. Большая масса и габариты такой силовой установки, разработанной для стратегических бомбардировщиков, требовали полного перепроектирования носовой части самолета, а на это требовались время и немалые материальные затраты. Флот, ожидавший скорого появления реактивных ударных самолетов, не поддержал дорогостоящих начинаний конструкторов.

В декабре 1949 года обозначение AD-5 появилось вновь. Теперь так называли противолодочный Skyraider. Главной особенностью этой машины стала просторная кабина, в которой рядом, "по-автомобильному" располагались два летчика. Такая компоновка давала определенные преимущества в бою - при ранении одного из летчиков второй мог оказать ему необходимую помощь или продолжить пилотирование самолета.

Фюзеляж машины был расширен и удлинен, аэродинамические тормоза с боков фюзеляжа сняты, а пилоны для подвески вооружения заменили на новые, с пониженным лобовым сопротивлением. Фонарь кабины закрывал собой почти половину верхней части фюзеляжа, задняя его часть имела синие стекла. За ними размещалось бортовое оборудование. В киле располагался небольшой воздухозаборник.

Опытный образец AD-5 создавался на базе серийного AD-4 (124006). Первый полет эта машина совершила 17 августа 1951 года. Производство AD-5 продолжалось до 1956 года, всего было построено 212 таких самолетов. При этом большинство их использовались в качестве обычных дневных штурмовиков - и это несмотря на то, что они производились как противолодочные.

Для оперативного переоборудования AD-5 в полевых условиях фирма Douglas разработала специальные комплекты, используя которые, можно было быстро превратить самолет в санитарный - для перевозки четырех раненых, в пассажирский, для важных особ (четыре кресла спиной вперед), в транспортный 12-местный самолет, в грузовой самолет на 1000 кг груза, в фоторазведчик или в буксировщик мишеней.

В 1956 году флот потребовал переделать часть AD-5 в палубные самолеты-заправщики. Исследования фирмы Douglas показали, что размещение передаваемого топлива внутри фюзеляжа отрицательно скажется на центровке машины. Для решения поставленной задачи конструкторы предложили использовать специальный контейнер на 1135 л топлива, гидравлический топливный насос и пятнадцатиметровый шланг с конусом. Комплект такого оборудования был испытан и поступил в части, но использовали его там редко. Широкое распространение он получил лишь с принятием на вооружение реактивных самолетов A4D Skyhawk и А-7 Corsair.

В сентябре 1962 года боевые модификации AD-5 обозначили А-1Е, а вспомогательные - UA-1E. На базе AD-5 выпускался ночной штурмовик AD-5N, переименованный в 1962 году в A-1G. Всего построили 239 самолетов. На них подвешивался "джентльменский набор" ночного штурмовика Skyraider - РЛС и прожектор. Один из этих самолетов с номером 132479 оборудовался магнитным обнаружителем подводных лодок и носил обозначение AD-5S.

Для проведения радиоэлектронной борьбы и радиоразведки были переоборудованы 53 самолета, получившие обозначение AD-5Q. Экипаж каждого увеличился на два человека. Синий плексиглас в задней части фонаря заменили на алюминиевые листы с небольшими иллюминаторами. В 1962 году их переименовали в EA-1F. Выпускался и вариант дальнего радиолокационного обнаружения AD-5W (239 машин). С 1962 года они стали называться ЕА-1Е. В 70-х годах появился Skyraider, вооруженный противотанковыми ракетами TOW с соответственным обозначением - A-1TOW.

    






 ЛТХ:
Модификация   А-1Е
Размах крыла, м   15.24
Длина самолета,м   12.19
Высота самолета,м   4.58
Максимальная взлетная масса , кг   11282
Тип двигателя   1 ПД Wright R-3350-26WA
Мощность, л.с.   2700
Максимальная скорость, км/ч   523
Крейсерская скорость, км/ч   386
Боевой радиус действия, км   2410
Практический потолок, м   8000
Зкипаж, чел   1
Стоимость, $   414,000
Вооружение:   четыре 20-мм пушки
  боевая нагрузка - 3630 кг на 12 узлах подвески:
  различные типы бомб, НУР, мины, гранатометы и контейнеры с пушками.


 Доп. информация :


  Чертеж "Douglas A-1 Skyraider"
  Статья  "Корейский дебют Скайрейдеров"
  Фотографии:

 A-1E
 A-1E
 A-1E
 A-1E
 A-1E
 A-1G
 A-1G
 Кабина пилота A-1E

  Схемы:

 A-1E

  Варианты окраски:

 A-1E  SOS
 A-1E  602 ACS
 A-1E  ATU-301
 A-1E  NARTU
 A-1G

 



 

Список источников:

Моделист-Конструктор. Николай Околелов, Александр Чечин. "Скайрейдер": От Кореи до Вьетнама
Авиация и Время. Александр Чечин, Николай Околелов. Корейский дебют "Скайрейдера"
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Douglas AD/A-1 Skyraider
Squadron/Signal. Aircraft Number 60. Jim Sullivan. AD Skyraider In Action
Squadron/Signal. Ed Barthelmes, Richard Dann. Walk Around A-1 Skyraider
Profile Publication. Harry Gann. The Douglas Skyraider


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: