В 1962 г. Соединенные Штаты начали втягиваться в боевые действия во Вьетнаме. Основным "рабочим инструментом" военно-морского
флота США тогда являлся палубный штурмовик "Дуглас" А-4 "Скайхоук". Несмотря на
бесспорные достоинства этого самолета (высокие ЛТХ, дешевизна, легкость
пилотирования, простота конструкции, мощное вооружение), "Скайхоук" имел
недостаточную дальность. А это затрудняло нанесение ударов по целям, находящимся
в глубине территории противника (а в начале 1960-х в качестве вероятного
противника рассматривалась ДРВ и Китай, поддерживающие южновьетнамских
повстанцев).
Характер надвигающейся войны потребовал наличия в
составе ВМС США штурмовика, способного наносить мощные бомбовые удары на
удалении до 1100 км без использования подвесных топливных баков, сковывающих
маневр. Кроме того, новый самолет должен был иметь более высокую боевую
живучесть, чем "Скайхоук".
Первоначально предполагалось, что роль
"универсального" палубного боевого самолета будет играть многоцелевой
истребитель "Дженерал Дайнэмикс" F-111B. Однако уже в первой половине 1960-х
стало очевидным, что эта машина не сможет удовлетворить всех требований ВМС, к
тому же создание ее затягивалось. В этих условиях руководство ВМС приняло
решение создать "переходный", на период 1965-72 годы, то есть до массового
поступления на вооружение самолета F-111B, относительно простой и дешевый
дозвуковой палубный ударный самолет, который должен был вдвое превосходить
штурмовик "Скайхоук" по радиусу действия и боевой нагрузке.
Концептуальные исследования подобного самолета,
получившего обозначение VAX, флот начал еще в 1962-м. Рассмотрели 27 различных
вариантов, при этом во главу угла ставилось достижение минимальной стоимости
доставки боеприпасов к цели (учтя опыт войны в Корее, вторую локальную войну
американцы намеревались вести весьма экономно).
В 1963-м завершили выработку требований к
самолету, а в феврале 1964-го объявили конкурс проектов штурмовика, получившего
обозначение NAL (Navy, Attack, Liqhtweiqht - морской ударный легкий). В конкурсе
участвовали фирмы "Дуглас", "Грумман", "Норт Америкен" и "Воут". Через пять
недель объявили о победе "Воут", предложившей модификацию палубного истребителя
F-8 "Крусейдер", созданного в 1955 году и состоявшего на вооружении ВМС США.
Штурмовик, внешне мало отличавшийся от "Крусейдера", имел новый,
высокоэкономичный (но, как выяснилось в дальнейшем, крайне капризный
двухконтурный двигатель "Пратт-Уитни" TF30-Р-6 (5150 кгс)) бесфорсажный вариант
ТРДДФ, разработанного для самолета F-111.
Было значительно усилено крыло, в котором
разместили более емкие встроенные топливные баки, а также установили три узла
внешней подвески под каждой консолью (при этом сохранились и боковые фюзеляжные
пусковые установки для размещения двух ракет класса "воздух-воздух" AIM-9 "Сайдуиндер",
служащих для самообороны).
По бокам носовой части фюзеляжа, непосредственно
перед воздухозаборником, размещались две 20-миллиметровые пушки. Конструкторы
отказались от механизма изменения угла установки крыла, однако значительно
повысили эффективность традиционной крыльевой механизации. В носовом обтекателе,
расположенном над воздухозаборником, установили многоцелевую БРЛС AN/APQ-116.Она
входила в состав навигационно-прицельной системы ILAAS, включающей также
навигационный цифровой вычислитель, вычислитель системы вооружения, трехосный
автопилот фирмы "Рил Сиглер", а также индикатор с подвижной картой. БРЭО
выполнено на основе существующей технологии, при максимально низком уровне
технического риска.
В июне 1964-го построили натурный макет самолета,
а в январе 1965-го завершилось его техническое проектирование. Первым из трех
опытных штурмовиков А-7 поднялся в воздух 27 сентября 1965 года. Еще до
завершения испытаний началось внедрение самолета, получившего название "Корсар"
2, в серию.
Штурмовики А-7А с ТРДД TF30-P-6 серийно строились
в 1966-68 годы, было выпущено 199 самолетов этой модификации. Первая эскадрилья,
укомплектованная новыми штурмовиками, достигла боеготовности в феврале 1967-го.
После небольшой доработки (самолеты получили станцию РЭП AN/APS-107,
смонтированную на киле) "Корсары" 2 были направлены во Вьетнам.
В целом первые итоги боевого применения А-7А
оказались весьма успешными, однако нарекания летчиков вызывала недостаточная
тяговооруженность самолета. 6 февраля 1968-го совершила первый полет новая
модификация штурмовика. А-7В, оснащенная более мощным ТРДД "Пратт-Уитни"
TF30-P-8 (5534 кгс). В 1968-69 годах было выпущено 195 машин этого типа. В
начале 1971-го самолеты А-7В подверглись доработке, получив еще более мощный
двигатель TF30-P-408 (6078 кгс).
Описание конструкции
Самолет А-7 представляет собой моноплан классической схемы с
высокорасположенным стреловидным крылом (35°) и однокилевым хвостовым оперением.
Крыло оборудовано отклоняемыми носками, закрылками и элеронами. Для управления
по крену совместно с элеронами используются интерцепторы. Система управления
самолетом - гидравлическая, с разнесенной проводкой и трехкратным
резервированием. При размещении самолета в ангаре авианосца консоли крыла
складываются.
Двигатель TF41 расположен в хвостовой части фюзеляжа, снизу и сбоку он закрыт
керамической броней, предохраняющей от огня стрелкового оружия. Воздухозаборник
нерегулируемый. Топливо размещено в крыльевых и фюзеляжных протектированных
баках.
Шасси самолета трехстоечное. Основные стойки убираются вперед, в нижнюю часть
фюзеляжа. Передняя стойка с двумя колесами убирается назад.
В бронированной кабине установлено катапультируемое кресло. Подвижная часть
фонаря кабины летчика откидывается назад. Оборудование самолета состоит из
обзорной и навигационной РЛС, бортовой ЭВМ и автоматической системы посадки на
авианосец. Блоки оборудования расположены в средней части фюзеляжа на уровне
груди обслуживающего персонала. Обзорная бортовая РЛС ARG-126 может обнаруживать
цели на земле и в воздухе. Имеется станция постановки активных помех
радиолокационным средствам противника.
На штурмовике А-7А, -7В устанавливались две одноствольные 20-мм пушки Мк.12.
А-7Е имеет одну 20-мм шестиствольную пушку "Вулкан" и 500 снарядов к ней в
барабане для безленточной подачи боеприпасов (стреляные гильзы остаются на
борту). На шести подкрыльевых узлах подвески могут размещаться обычные, ядерные
бомбы и кассетное оружие. Самолет оснащается управляемыми ракетами и бомбами: УР
"Мейверик", "Буллпап", "Гарпун", УАБ "Уоллай", УАБ серии GBU. По бортам фюзеляжа
расположены два пилона для подвески УР "Сайдуиндер".